Концерт с ариями

Концерт с ариями

По сравнению с Италией творческий рост Глюка в Англии не столь значителен. Ни премьера оперы Падение гигантов (1746), ни последовавшее за ней pasticcio Артамена (1746) не оказались творческой удачей или публичным успехом, хотя избранные арии pasticcio были изданы в Лондоне в том же году. Ни изучение вкуса англичан, слишком занятых своими политическими распрями в 1745 году, ни мнимое изучение английских баллад  не дали Глюку особенно сильных впечатлений. Но именно в Англии произошла встреча с Генделем и с его музыкой.

гендель

Гениальных опер Генделя Глюк не мог слышать в Лондоне, потому что последняя из них (Дейдамия) с треском провалилась в 1741 году: после долгой борьбы с английскими буржуазными вкусами Гендель вынужден был отказаться от создания опер. Но Глюк слышал по меньшей мере две оратории Генделя, отрывки из которых исполнялись в одном концерте с ариями из оперы Глюка Падение гигантов: это Самсон и Праздник Александра. Других свидетельств нет. Однако и без того понятно, что за полгода гастролей в Лондоне (с ноября 1745 по май 1746 года) Глюк не мог не слышать ораториальную музыку композитора, творчество которого именно в год приезда Глюка обрело колоссальный общественный резонанс в Англии. Неудивительно, что великая музыка ораторий Генделя повлияла на молодого композитора. Глюк, возможно, этого не осознавал, когда предельно насыщал хоровой звучностью свои реформаторские оперы, когда заставлял хор участвовать в развитии событий.

Об отношении Глюка к Генделю существуют разноречивые данные. Но доподлинно известно, что в спальне Глюка постоянно висел портрет Генделя. Имеется также еще одно свидетельство уважения к большому художнику или, точнее, явный реверанс в его адрес. Не так давно обнаружена цитата из оратории Генделя Балтасар в арии Rasserena il mesto ciglio из Артамены. Оратория была создана в 1745 году, и, следовательно, Глюк воспользовался ее материалом по свежим следам, чтобы факт цитирования был хорошо заметен.

В ноябре 1746 года мы находим Глюка в Гамбурге, где влачила жалкое существование так называемая немецкая опера. Ей не давали жизни бесконечные кочующие итальянские оперные труппы, две из которых к моменту прибытия Глюка в Гамбург там как раз и находились. Это опера братьев Пьетро и Анджело Минготти и опера импресарио Джованни Баттиста Локателли. Паоло Скалабрини был первым капельмейстером труппы Минготти. Глюк стал его помощником и должен был выполнять функции капельмейстера, композитора и, вполне возможно, певца.

глюк.

Труппа, курсировавшая преимущественно между Гамбургом и Дрезденом, после пасхальных празднеств в Лейпциге прибыла в резиденцию Саксонского княжества на свадебные празднества по случаю двойного бракосочетания: курфюрста Макса-Йозефа Баварского с дочерью курфюрста Фридриха-Августа II Саксонского и наследного принца Фридриха-Кристиана Саксонского с Марией-Антонией-Вальпургой, принцессой Саксонской, известной своими композиторскими опытами. Празднества длились почти месяц (с 10 июня по 3 июля 1747 года). Придворный композитор И. А. Хассе написал Великодушную спартанку на текст Дж. К. Паскуини, звучали pasticcio Скадбрини и первая театральная серенада Глюка Свадьба Геракла и, которую дали один раз и за которую композитору заплатили 42 талеров и 12 грошей, назвав при этом певцом Кристофом Глюком. Написанная на расхожий сюжет и на многократно использованный текст, эта пастораль Глюка на две трети состоит из старого материала (из Артамены, Софонисбы, Ипполита)  этом произведении закрепляется еще одна стилистическая черта глюковского творчества: приверженность к самозаимствованию, потребность вновь и вновь возвращаться к однажды использованному материалу. Глюк не отказывается от виртуозной трактовки вокала, к чему его безусловно обязывало участие Регины Минготти, обладающей изумительным сопрано.

Добавьте статью себе на страничку!