Начинающий: 25000 в месяц
Опытный: 33000 в месяц
Профессионал: 60000 в месяц
* - информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.
Востребованность профессии
Главные плюсы работы в самолетостроении – стабильный высокий доход, возможность быстрого карьерного роста, хорошие условия труда и льготы от государства. Квалифицированные сотрудники очень ценятся руководством и при надлежащем выполнении должностных обязанностей, как правило, поощряются премиями. Профессия авиаконструктора считается одной из самых надежных, так как сфера самолетостроения перспективная и быстроразвивающаяся.
Для кого подходит профессия
Профессия Авиаконструктора входит в число самых ответственных: цена его ошибки измеряется не просто убытками компании, а человеческими жизнями. Именно поэтому к его профессиональным знаниям предъявляются крайне жесткие требования. От такого работника нужны:
- знания устройства и эксплуатации авиатехники
- умение работать с вычислительной техникой и автоматизированными комплексами современного самолёта
- неукоснительная точность математических расчётов
- концентрация внимания
- способность выдерживать стрессовые ситуации
- осознание своей ответственности
Обязанности
В обязанности сотрудника сферы самолетостроения входит:
- Разработка основных технологических процессов финальной сборки авиалайнеров.
- Составления плана контроля соответствия технической документации со сборкой агрегата самолета.
- Разработка принципиальных схем строения авиалайнера, создание чертежей кабельной сети самолета, проверка чертежей на предмет соответствия стандартам ГОСТ.
- Конструкторское сопровождение эксплуатации самолета.
- Проверка технического состояния отдельных рабочих элементов летательных аппаратов.
Терминология
В русском языке в начале 90-х годов появилось слово «дизайнер », обозначающее творческую деятельность, направленную на создание эстетичных и эргономичных технических средств. При переводе иностранных публикаций и особенно теле- и радиопередач переводчики очень часто забывают, что англ. designer имеет несколько значений, которые переводятся по-разному. Также нельзя путать конструкторов и чертёжников, которые лишь изображают чертёж в соответствии с государственным стандартом (ЕСКД) и не занимаются непосредственно разработкой. Как правило, конструктор ведёт разработку, давая задания дизайнеру/чертёжнику по надобности либо изображая чертёж самостоятельно.
Функции инженера-конструктора
Обычно конструктор получает от промышленного дизайнера и маркетологов основную идею разработки, ожидания клиентов , и также запрашиваемые технические характеристики, что в совокупности, выраженное в согласованном документе, является техническим заданием на разработку. После чего начинается процесс конструирования. Часто разработки должны соответствовать возможностям производства , доступным материалам , квалификации работников , имеющейся упаковке и возможным способам доставки до потребителя .
Если разрабатываемое оборудование оказывает влияние на общественную безопасность, то для осуществления такой деятельности требуется лицензия. Например, в США может потребоваться лицензия «профессионального инженера» . В России лицензию на право осуществления соответствующей разработки должна получить организация-разработчик. Статья 4 Федерального Закона N128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» гласит:
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Тем не менее это требование обычно не распространяется на разработку устройств для внутренних потребностей производства.
В практике отечественных производств еще с советских времён принято следующее разделение конструкторов на категориям:
- без категории - выполняет простейшие работы под контролем более опытных сотрудников.
- 3 категория - то же, что и без категории, кроме того выполняет чертежи простейших сборочных единиц под контролем.
- 2 категория - то же, что и 3 категория, кроме того разрабатывает отдельные сборочные единицы невысокой сложности.
- 1 категория - то же, что и 2 категория, кроме того разрабатывает узлы и агрегаты по заданию ведущего.
- ведущий - разрабатывает основы конструкции, кинематики механизма , осуществляет общую координацию разработки и т. д.
- главный (генеральный) - осуществляет общее управление конструкторскими подразделениями предприятия и координацию их действий.
Влияние САПР
В то же время развитие компьютерных технологий (прежде всего трёхмерной графики и математического моделирования) обусловило появления различных САПР - как двухмерных (например, широко известный Autodesk Компас - График), так и трехмерных (например, Autodesk SolidWorks, Pro/ENGINEER, BoCAD 3D, Компас 3D, T-FLEX CAD). САПР размывают границы между упомянутыми категориями «без категории», 3 и 2 ввиду очевидных преимуществ и возможностей, предоставляемых САПР. Например, САПР позволяют создавать модель детали в наглядном представлении и размещать ее в сборке, а также автоматически генерируют чертеж по имеющейся модели детали. Подробнее о САПР см. соответствующую статью.
Конструкторская подготовка производства
В ответственность некоторых конструкторов входит создание прототипов , после чего прототип подвергается критике и пересмотру. Прототипы бывают действующими моделями и недействующими (макетами). Действующую модель испытывают, а имитацию используют для определения эстетических параметров , а также соответствию заданию . Определяются и устраняются все возможные несоответствия. На этом этапе конструкторская разработка изделия завершается, конструкторская документация передается в технический архив . Далее специалист по подготовке производства совместно с инженером-технологом разрабатывают техпроцесс . Также на этом этапе начинается разработка упаковки .
Когда после многочисленных изменений прототип завершён и детали изготовлены, начинается сборка опытного образца. Ведущий конструктор изделия совестно с инженером по качеству и начальником сборочного цеха обсуждают замечания по опытному образцу и проблемы в процессе сборки. Также часто используются статистические методы контроля. Вариации изделий соответствуют определенным аспектам техпроцесса и взаимно уничтожаются. Наиболее общий используемый показатель - коэффициент производительности процесса C pk . Показатель C pk = 1.0 считается минимальным для постановки изделия в производство.
Конструктор может сопровождать изделие и вносить изменения и модификации в течение всего времени производства изделия. Этот принцип иногда называют «от колыбели до могилы».
Требования к образованию
От конструктора, как правило требуется следующее:
- квалификация инженера-конструктора или опыт работы по этому направлению несколько лет (как правило, 2-5 лет);
- знания основных («типовых») конструкций и их элементов по тематике разработки;
- знания приемов создания технологичных, экономичных и эффективных конструкций;
- знания основных технологий и способов производства.
В других странах для соискателей выдвигаются аналогичные требования:
- звание бакалавра наук по конструированию в аккредитованном образовательном учреждении;
- опыт или знание методов конструирования, технологии производства.
Желающие обучаться по специальности инженер-конструктор могут посещать дополнительные занятия по
31.9
Для друзей!
Справка
«Ту», «Як», «Ил», «Су», «МиГ»… Эти модели самолётов известны во всем мире. А вы знаете, почему их назвали именно так, а не иначе? Может, для некоторых это будет своего рода открытием, но сверхзвуковой пассажирский лайнер «Ту-144», например, назван в честь его создателя - А.Н. Туполева. Семейство самолётов «Як» - плод упорного труда авиаконструктораА.С. Яковлева. «Ил» означает, что эти модели бомбардировщиков и пассажирских самолётов созданы в конструкторской школе С.В. Ильюшина. Список выдающихся авиаконструкторов России можно продолжить фамилиями П.О. Сухого, О.К. Антонова, А.И. Микояна, Г.М. Бериева и др. Эти люди внесли огромный вклад в развитие мировой авиации.
Кстати, слово «авиация» в переводе с латинского языка означает «птица». Уже в древности люди мечтали парить в небе, как крылатые птахи. Однако первый летательный аппарат поднялся в небо только лишь в начале XXвека. В России же первый самолёт изобрёл контр-адмирал А.Ф.Можайский. Но, к сожалению, он не смог подняться в воздух, так как у конструктора на то время отсутствовал инженерный опыт.
Полезные статьи
Описание деятельности
Авиаконструктор - инженерная специальность. Специалисты этого уровня знают о своём летательном аппарате всё. Инженеры, как правило, «сопровождают» техническое устройство во всех этапах его «жизненного цикла». Они проектируют и конструируют. Потом разрабатывают технологию изготовления, следят за производством, далее проводят наладку, испытание. Даже техническое обслуживание, ремонт и утилизация устройства не происходят без инженеров. Таким образом, авиаконструктор не только проектирует и конструирует самолеты и вертолеты, а приводит их в положение полной готовности к взлёту: делает технические осмотры, настраивает всю аппаратуру и оборудование.
Заработная плата
средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:
Трудовые обязанности
В трудовые обязанности авиаконструктора входят проектирование и доработка систем летательного аппарата. Авиаконструктор подготавливает самолёт к взлету, проводит настройку системы. Если он обнаруживает какие-то неполадки, то устраняет их. Авиаконструктор может контролировать работу авиамехаников. Одним из трудовых обязанностей авиационного инженера является оформление технических документов.
Инженер-конструктор - человек, который занимается проектированием техники и оборудования. Среди его основных задач - разработка чертежей деталей и узловых элементов механизмов, подготовка различных производственно-технических заданий, контроль над изготовлением деталей и их испытаниями. На небольших производствах такой работник должен согласовывать проекты с организациями-инспекторами и искать заказчиков.
Как и любая другая, профессия инженера-конструктора имеет свои плюсы и минусы. Среди плюсов - постоянное наличие интересных разработок и возможность развиваться в данном направлении; в крупных компаниях возможно продвижение по карьерной лестнице. К минусам относится сравнительно небольшая зарплата, порой слишком большой объем работ, необходимость постоянного тестирования конструкций, что требует еще большего внимания во время их проектирования, частые доработки и переработки конструкции.
Инженер-конструктор - должность, которая чаще всего встречается в государственных научно-исследовательских институтах, государственных или частных конструкторских бюро, отечественных компаниях, которые успешно вышли на рынок товаров и услуг, а также фирмах, которые занимаются установкой окон, решеток, заборов, наружной рекламы, ворот.
Такой инженер должен уметь концентрировать внимание, иметь технический и Инженер-конструктор, как правило, начинает свою карьеру с учебы в высшем учебном заведении. Данная профессия требует хороших технических знаний. В большинстве случаев у инженеров-конструкторов с хорошим образованием проблем с трудоустройством не возникает. Конечно, в частные предприятия устроиться намного сложнее, чем в государственные, однако все зависит от уровня знаний соискателя и его желания работать. Самый подходящий вариант для молодого специалиста - работа в частном конструкторском бюро. Именно она гарантирует наличие интересных проектов и постоянной занятости.
Изучением и анализом поступающей конструкторской документации;
Согласованием разрабатываемых проектов с заказчиками;
Экономическим обоснованием конструкций и так далее.
Таким образом, инженер-конструктор - профессия, которая в настоящее время востребована и интересна. Она требует соответствующего высшего образования и наличия определенных черт характера.
Человек этой профессии разбирается в устройстве летательных аппаратов - от бортовых приборов до авиадвигателей - знает, как они функционируют. Такой специалист занимается проектировкой или конструкцией авиатехники, осуществляет технические осмотры и приводит самолёты в состояние готовности. Он также исправляет неполадки авиамеханизмов, настраивает бортовое оборудование и ведёт соответствующую документацию.
Личные качества
Профессия авиаинженера входит в число самых ответственных: цена его ошибки измеряется не просто убытками компании, а человеческими жизнями. Именно поэтому к его профессиональным знаниям предъявляются крайне жесткие требования. От такого работника нужны:
Знания устройства и эксплуатации авиатехники
Умение работать с вычислительной техникой и автоматизированными комплексами современного самолёта
Неукоснительная точность математических расчётов
Концентрация внимания
Способность выдерживать стрессовые ситуации
Осознание своей ответственности
Где учиться
Получить эту специальность можно в узкопрофильных авиационных вузах, технических университетах, где проводится подготовка по направлениям «авиастроение», «авианавигация», «системы управления летательными аппаратами». Также на авиаинженеров учат в военных академиях.
Процесс обучения традиционно разбит на две части: младшие курсы изучают общеинженерные дисциплины, со второго или третьего курса начинается специализация, добавляются такие предметы, как аэродинамика, конструкция самолёта, авионика. Учебные программы для подготовки инженеров гражданской и военной авиации имеют минимальные различия.
Университет «Дубна»
Академия гражданской защиты МЧС России
Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого
Плюсы и минусы профессий
Плюсы:
Огромная востребованность, связанная с развитием авиационно-космической промышленности;
Высокая или средняя, но стабильная заработная плата;
Риск безработицы почти отсутствует.;
Внутренняя конкуренция крайне мала.
Высокие входные барьеры: процесс обучения долог и труден;
Нервное напряжение;
Профессиональные ошибки недопустимы;
Требуется большой багаж специальных знаний и подходящий характер.
Карьера, места трудоустройства
В первую очередь авиаинженеров ждут в авиакомпаниях и на предприятиях авиационно-космической промышленности. Местом работы может стать конструкторский отдел или участок ремонта и тестирования систем летательного аппарата. Возможна специализация исключительно на радиоэлектронном оборудовании: радиолокаторах, бортовых самописцах, авиагоризонтах и т.д.
Также эта специальность позволяет трудоустроиться в ряде отраслей, не связанных с авиастроением. Инженер-конструктор может пригодитЬся на заводах, заниматься легкосплавными конструкциями, работать на предприятиях (например, производящих оборудование для работы в агрессивных средах, робото- и радиотехнику или холодильные установки). Можно работать с системами видеонаблюдения и безопасности или разрабатывать программное обеспечение, автоматизирующие конструкторские работы.
Авиамеханик и авиаинженер: разница квалификации
Механики и техники , которые относятся к группам A, B и D1, занимаются базовым техобслуживанием. Должность инженера подразумевает более продвинутую квалификацию, более сложные задачи и повышенную степень ответственности. Он проводит итоговую сертификацию по техобслуживанию или руководит группой авиамехаников.
Специалиста, работающего в конструкторском бюро над проектировкой авиационной техники, называют авиаконструктором .