Идеи. Интересно. Общепит. Производство. Руководство. Сельское хозяйство

Печатный двор. Государев печатный двор. Произведение полиграфического искусства ХVI века

Появлению Печатного двора в Москве мы обязаны царю Ивану Васильевичу

В 1563 г. государь Иван Васильевич повелел "оустроити дом от своея царские казны, иде печатному делу строитися", чтобы "впредь святые книги изложилися праведны". Так началась история Печатного двора в Москве. Заложен он был на Никольской улице близ Никольского монастыря с благословения митрополита Макария.
Было это время преобразований. В 1551 году был Стоглавый собор, после которого появился новый документ Стоглав. Он отражал новые ожидания от государственной и церковной жизни. В Стоглаве были приняты первые законодательные меры и правовые нормы, касающиеся "списателей" книг. В то время писание книг целиком возлагалось на церковь. Однако единства в книгописании не было, допускалось много ошибок. Стоглавом было велено "дозирать" по церквям, чтобы богослужебные книги были писаны с "добрых переводов". Неправленные книги продавать запрещалось.

Обеспечить единство текста могли только оттиски с одной печатной формы, не говоря уже о том, что оттисков этих можно было изготовить намного больше, чем могли дать переписчики, которых торопили. В Европе к тому времени уже 100 лет существовало книгопечатание. И создание на Руси типографии было еще и делом престижа перед Европой. Поэтому Иван IV стал помышлять "како бы изложити печатныя книги, якоже в Грекех, и в Венеции, и во Фригии".

Стали искать мастеров, сведущих в типографском искусстве. Датский король Христиан прислал к Ивану Грозному книжника с предложением перевести Библию на русский язык и напечатать ее в нескольких тысячах экземпляров. Платой за такую услугу было принятие Русью лютеранства. Очевидно, что посол вернулся ни с чем.

Отыскались на земле московской свои "некии хитрыи мастеры печатному делу" - Ивана Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Иван Федоров, назначенный царским печатником, служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле, где проходил Стоглавый собор. Можно предположить, что будущий первопечатник входил в число людей, близких к митрополиту Макарию. Известно, что Федоров обучался в Краковском университете, где получил степень бакалавра. Родом же был, вероятнее всего, из Москвы, так как называл себя "москвитином". Его друг и соратник Петр Мстиславец, очевидно, происходил из Мстиславля, в то время литовского города. Где оба обучались печатному делу, достоверно неизвестно. Можно только предполагать, что Иван Федоров, встречаясь с Максимом Греком, не только видел много книг, привезенных последним из Венеции, но был хорошо знаком с его сочинениями. Мстиславец же мог познакомиться с ремеслом с типографиях Литвы и обучить ему Ивана Федорова.
http://www.edu.ru/index.php?page_id=189

Типографию строили 10 лет. Сначала это было каменное здание в два этажа с погребами. Окна в нем были слюдяные, а кровли деревянные. Огорожен был Печатный двор деревянным частоколом. На улицу выходили большие деревянные ворота. 19 апреля 1563 года государевы печатники начали набирать первую книгу.

Печатный двор упоминается в записках Г. Штадена «О Москве Ивана Грозного», описавшего улицу, идущую от Никольских ворот, и друкарню (печатню) возле Судного двора и Цейхгауза. В 1570-х гг. Печатный двор переместился в Александровскую слободу, в 1587 возвратился в Москву на Никольскую улицу (д.15). В 1612 из-за пожара весь двор выгорел. И в 1620 году для него была построена двухэтажная каменная палата, куда перевезли 7 типографских станков и переехали 80 работников типографии из Дворцовой палаты Кремля. В 1625 под каменными палатами Печатного двора были устроены погреба для запасов книг и подземные ходы в Кремль. Пожар 1634 уничтожил все здания Печатного двора, новые каменные палаты строились в 1642-43 под руководством подмастерья Каменного приказа Т. Шатурина. В 1644 подмастерьем И.Неверовым и «немчином Христофором» были построены каменные ворота с башней в готическом стиле.

В XIX в. его постройки воспринимались как единый архитектурный ансамбль с башнями и стенами Китай-города, достраивались или переделывались в «русском стиле»: дворовая часть восточного корпуса (1871, архитектор М.Н. Чичагов); переделка палат у Китайгородской стены (1872-75, архитектор Н.А. Артлебен) - так называемый «Теремок» с нарядным, богато декорированным в формах XVII в. шатровым крыльцом, полихромной раскраской (в интерьере - росписи палехских живописцев);

И сейчас на территории бывшего Печатного двора можно увидеть палаты с шатровым крыльцом, появившимся здесь в конце XIX века (арх.Н.А.Артлебен).

Тогда же был надстроен третий этаж и оформлены торцевые стороны боковых корпусов (1890-е гг., архитектор С.С. Слуцкий).

Использованы материалы Яндекс-словаря и сайта Российское образование.

14 марта, в нашей стране празднуется День православной книги. Этот праздник, был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла и отмечается в этом году шестой раз. День православной книги приурочен к дате выпуска книги Ивана Федорова «Апостол», которая считается первой печатной книгой на Руси – ее выход в свет датируется 1 марта (по ст. стилю) 1564 года.

Берестяные грамоты

Сегодня мы бы хотели познакомить вас с историей возникновения книгопечатания на Руси. Первые древнерусские письма и документы (XI-XV вв.) процарапывались на березовой коре – бересте. Отсюда и пошло их название - берестяные грамоты. В 1951 году археологи нашли в Новгороде первые берестяные грамоты. Техника письма на бересте была таковой, что позволяла текстам сохраняться в земле столетиями и мы можем благодаря этим грамотам узнать, чем жили наши предки.

О чем же они писали в своих свитках? Содержание найденных берестяных грамот разнообразно: частные письма, хозяйственные заметки, жалобы, деловые поручения. Есть и особые записи. В 1956 г. археологи нашли там же, в Новгороде сразу, 16 берестяных грамот, датируемых XIII в. Это были ученические тетради новгородского мальчика по имени Онфим. На одной бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему надоело, и он принялся рисовать. По детски неумело он изобразил себя на коне всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя.

Рукописные книги

Рукописные книги появились немного позже берестяных грамот. Многие века они являлись объектом восхищения, предметом роскоши и собирательства. Стоили такие книги очень дорого. По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» появилась на свет в середине XI века. Книга эта принадлежит перу диакона Григория, который переписал Евангелие для новгородского посадника Остромира. «Остромирово Евангелие» - истинный шедевр книжного искусства! Книга написана на отличном пергамене и содержит 294 листа! Текст предваряет нарядная заставка в виде орнаментальной рамки – фантастические цветы на золотом фоне. В рамке кириллицей вписано: «Евангелие от Иоанна. Глава А». Также в нем имеются три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука. Диякон Григорий писал «Остромирово Евангелие» шесть месяцев и двадцать дней – по полтора листа в день.

Создание рукописи было тяжёлым и изнурительным трудом. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах, и основными центрами книгописания в средние века служили монастыри.

Изготовление древних рукописных книг было также делом дорогим и трудоёмким. Материалом для них служил пергамен (или пергамент) – кожа особой выделки. Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел только царь.

Поскольку книга стоила дорого, её берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе. Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку – небольшую орнаментальную композицию, часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела.

Первую, заглавную букву в тексте – «инициал» – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа.

Летописи

Среди рукописных книг было много летописей. Текст летописи состоит из погодных (составленных по годам) записей. Каждая из них начинается словами: «в лето такое-то» и сообщений о событиях, которые произошли в этом году.

Самым знаменитым из летописных сочинений (XII в.), описывающем в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа), исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси можно назвать «Повесть временных лет» - труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры и, прежде всего, Нестора летописца.

Книгопечатание

Книги на Руси ценились, собирались в семьях несколькими поколениями, упоминались почти в каждой духовной грамоте (завещании) среди ценностей и родовых икон. Но всевозрастающая потребность в книгах положила начало новому этапу просвещения на Руси – книгопечатанию.

Первые печатные книги в Русском государстве появились лишь в середине XVI столетия, в пору царствования Ивана Грозного, который в 1553 году устроил в Москве книгопечатню. Для помещения типографии царь велел отстроить особые хоромы недалеко от Кремля на Никольской улице в соседстве с Никольским монастырем. Этот печатный двор был сооружен на средства самого царя Ивана Грозного. В 1563 году его возглавил диакон церкви Николая Гостунского в Московском Кремле - Иван Федоров.

Иван Федоров был человеком образованным, хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. Он закончил Краковский университет, знал древнегреческий язык, на котором писал и печатал, знал латынь. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.

10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над устроением печатного двора и только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги. Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали кедровые шишки и диковинные плоды: ананасы, виноградные листья.

Первую книгу Иван Федоров со своим учеником печатали целый год. Называлась она «Апостол» («Деяния и Послания Апостолов») и выглядела внушительно и красиво, напоминая рукописную книгу: по буквам, по рисункам и по заставкам. Она состояла из 267 листов. Эта первая печатная книга вышла в свет 1 марта 1564 года. Этот год и считается началом русского книгопечатания.

Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий. До наших дней дошел 61 экземпляр этой книги.

После выхода «Апостола» Иван Федоров со своими подручными стали готовить к изданию новую книгу - «Часовник». Если «Апостол» выпускался год, то на «Часовник» ушло всего 2 месяца.

Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» - первого славянского учебника. Вышла «Азбука» в 1574 году. Она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова.

Так и появились на Руси первые православные книги и азбука.

Типография «Печатный двор» - старейшая типография Санкт-Петербурга, создана по указу Николая I в 1827 году - для печатания Полного собрания законов Российской империи. Высочайшие указы также печатались здесь тиражом в 6 экземпляров. Два экземпляра изготовлялись на дорогой веленевой бумаге, которая использовалась для рисования миниатюр и пастельной живописи и предоставлялись на подпись Государю Императору.

Долгие годы Государственная типография (с 1922 года - «Печатный двор») находилась в центре по адресу: набережная Екатерининского канала, № 2. Так как документация всё время умножалась, типографии потребовалось не просто новое здание, а специализированный комплекс. Для него купили участок на Петроградской стороне. По проекту известного зодчего Л. Н. Бенуа при участии Л. Л. Шретера огромный главный корпус был возведён по Геслеровскому переулку (ныне Чкаловский проспект, № 15) и Гатчинской улице. Однако строительство, длившееся с 1909 по 1911 годы, завершено до революции не было - здания заняли лишь полквартала.

Производственные корпуса стоят по периметру двора, перекрытого металлическими фермами и освещаемого световыми фонарями. Благодаря такой компоновке были созданы удобные площади для печатных машин и хозяйственных складов. Трёхэтажные здания занимали также экспедиторская, склады готовой продукции, мастерские и разные службы. Главный вход был с Гатчинской - он отмечен мощным дорическим портиком с фронтоном. Переход соединял корпуса с рабочим общежитием. Там имелся театральный зал (ныне столовая), «где для рабочих и служащих выступали лучшие певцы и актёры города» , как вспоминал Д.С.Лихачёв, живший с родителями в 1917–1928 годах на втором этаже жилого флигеля по Ораниенбаумской улице, № 27.

В основу планировки положен утилитарный принцип, присущий зодчим модерна. Он же применён и в строгом оформлении фасадов: ритмически чередуются лопатки, широкие и высокие окна, цоколь облицован колотым гранитом, кирпичная кладка сочетается с шероховатой штукатурной облицовкой. Аскетический внешний облик напоминает промышленную архитектуру Европы начала ХХ века и тенденции конструктивизма. Сразу заметно, что это - фабрика, но особая, полиграфическая; расположение и структура её помещений продиктованы технологическим процессом.

Когда Государственная типография была построена, она стала одной из лучших в стране и долго таковой оставалась благодаря постоянному переоснащению. В 1922 году типографии присвоено название «Печатный двор» - в память о первой русской печатне в Москве, созданной И. Федоровым и П. Мстиславцем. Для новых цехов конструктивист Я.Д.Тартаковский в 1930–1936 годы возвёл из железобетона на углу Ораниенбаумской обширный корпус. На книжном гиганте (Тартаковский однажды побывал на нём), носящем с 1936 года имя А.М.Горького, перед Великой Отечественной трудились 3500 человек (ныне 700) и ежегодно печаталось до миллиарда листов. В войну работа типографии остановилась из-за повреждений от артобстрелов. Часть оборудования и рабочих в эти годы вывезли в Пермь. В 1944 году работа возобновилась и шла по нарастающей, ибо типографию сделали полигоном новейших технологий. Только ей поручали издавать полные собрания сочинений В. И. Ленина.

Ныне «Печатный двор» - крупнейший на Северо-Западе полиграфический комбинат, ежегодно выпускающий 20 миллионов экземпляров самой разной печатной продукции, большая часть которой к государственной документации отношения не имеет.

© (по материалам сети)

Мини-путеводитель по Китай-городу

Напечатавшие ее Иван Федоров и Петр Мстиславец вскоре покинули Москву, а книгопечатанье продолжилось в Александровской слободе. Считается, что причиной отъезда первопечатников стали происки переписчиков, увидевших в нововведении угрозу своей работе. Но так как переписчиками были, в основном, монахи и они не получали за это денег, версия сомнительна. Вероятно, истинной причиной стало московское суеверие: говорили, что на Никольской поселились колдуны. Из-за этого типографию сожгли вскоре после открытия.

После восстановления книгопечатания при царе Федоре Ивановиче типография на Никольской существенно расширилась.

В 1645-1646 годах Т. Шарутин и И. Неверов построили каменный дом Печатного двора с башней, а на его месте в 1814 А.Л. Бакарев и И.Л. Мироновский построили современное здание в готическом стиле.

Путеводитель по архитектурным стилям

К тому времени Печатный двор уже превратился в крупное предприятие - там трудилось 165 работников. А 2 января 1703 года на Печатном дворе вышла первая русская газета «Ведомости». Она публиковала международную и военную информацию и сообщала об экономической жизни страны.

Некоторые историки считают, что на Печатном дворе Петр I лично испытывал созданный при его участии новый русский гражданский шрифт, заменивший церковный. Вероятно, он даже набирал и корректировал текст одного из первых номеров газеты.

Синоидальная типография находилась в этом здании до 1918 года.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

В советское время здесь разместился Историко-Архивный Институт. Тогда же фасад украсил герб СССР. И до сих пор здание занимает Историко-Архивный Институт РГГУ.

При этом на фасаде Синоидальной типографии сохранились солнечные часы. А от зданий XVII века осталась только каменная двухэтажная Правильная (корректорская) палата во дворе (1679 год постройки).

Загрузка...