Идеи. Интересно. Общепит. Производство. Руководство. Сельское хозяйство

Презентация к уроку чтения живая шляпа. Презентация на тему "Николай Носов «Живая шляпа»". Н. Носов "Живая шляпа"

Урок литературного чтения по теме:

Н.Н. Носов "Живая шляпа"

3 класс

Подготовила и провела

Учитель начальных классов

Дюкарева Л.Ю.

МОУ «СОШ п.Липовский»

Цель : познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

Задачи:

    Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего

интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного

возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской

книгой, обладающего определённой начитанностью.

    Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться

комической ситуацией.

    Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.

4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.

5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация.

Педагогические технологии:

    объяснительно – иллюстративного обучения;

    словесной продуктивной и творческой деятельности;

    педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

    информационно- коммуникативная технология.

Ожидаемые результаты:

    повышение активности на уроках;

    улучшение результатов обучения;

    развитие творчества у учащихся.

Ход урока:

1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Целеполагание .

(Слайд № 2)

Рассмотрите внимательно фото, и попробуйте понять каким, был человек, изображённый на слайде. Лицо отражает жизнь. Обратите внимание на глаза, улыбку. Какие они?

Есть ли у вас дома книги Николая Николаевича Носова?

(Слайд № 3-4)

Есть писатели, произведения которых намного переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов и относится Николай Николаевич Носов. Несмотря на то, что писателя нет уже много лет, он остаётся одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Обратите внимание на его произведения. Я думаю, что вы уже познакомились с некоторыми их них.

(Слайд № 5-6-7)

Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, но поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром – постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

Всё ли вам понятно в моём рассказе?

Актёр – артист – исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении

Институт – высшее учебное заведение.

Кинематография – искусство воспроизведения на экране заснятых на плёнку движущихся изображений, которые создают впечатления живой действительности.

Режиссёр – творческий работник, руководитель театральных, зрелищных программ.

Ровесник – человек одинакового возраста с кем-нибудь, сверстник.

Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем несмешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком либо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказов Николая Носова.

(Слайд № 8-9)

По его произведениям созданы мультипликационные фильмы.

(Слайд № 10)

Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

А вот автор считает, что может. Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.

С чего начнем работу?

Что для этого нужно сделать?

Чему я учусь сегодня на уроке?

3. Прогнозирование содержания по заголовку.

Можете ли вы по названию рассказа определить, о чем пойдет речь? (запись предложенных ответов на доске)

Словарная работа

В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение

(Слайд № 11)

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Треснуть - ударить.

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

4. Физминутка

«Пирамидка»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

5. Чтение учителем + прогнозирование развития сюжета.

(Читают учитель и хорошо читающие дети, остальные учащиеся следят по тексту. В ходе чтения учитель делает остановки, дети думают над тем, как дальше будут развиваться события.)

Чтение 1-ой части (до слов “увидели возле комода шляпу”)

Чтение 2-ой части (до слов “Вовка за ним”)

Что шляпа будет делать в дальнейшем?

Смогут ли ребята преодолеть свой страх?

Чтение 3-ей части (до слов “ну, пойди, посмотри”)

Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха. Какое выражение использует писатель?

Возвратятся ли ребята в комнату?

Как будут защищаться, если шляпа набросится на них?

Чтение 4-ой части (до слов “шляпа как подскочит кверху”)

Чем закончится произведение? В чем секрет живой шляпы?

(Слайд № 12)

5-я часть (рассказывает учитель)

6. Анализ произведения, выборочное чтение.

Понравился ли вам рассказ? Чем? Как менялось настроение мальчиков?

Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? Докажите словами из текста.

Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?

Какие они были по характеру?

Чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, давайте проследим, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как о них рассказывает.

Что же испугало мальчиков?

Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? Найдите в тексте слова, которые говорят об этом.

Приходилось ли вам испытывать страх? Когда? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно?

Как можно побороть свой страх?

Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?

(Слайд № 13)

    Волков бояться – в лес не ходить.

    Семь раз отмерь – один раз отрежь.

    У страха глаза велики.

Определите идею (главную мысль рассказа).

Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.

Как повели себя дети в первый момент, когда увидели «живую» шляпу?

Найдите слова, характеризующие их поведение.

Запись на доске: 1. Испугались

Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом стали нападать на шляпу?

Оказавшись на кухне, изменили ли они своё поведение?

Давайте прочитаем диалог на кухне.

Какое чувство испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы?

Запись на доске: 2. Осмелели.

Почему Вадик стал обнимать котёнка, ласкать его?

Запись на доске: 3. Обрадовались.

Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения?

Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

7. Итог урока. Рефлексия

Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал?

Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора?

Есть и небольшие расхождения. Но все мы разные, мыслить одинаково не можем, у каждого своё мнение.

Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем?

Продолжите предложение:

Мне было интересно…

Мне захотелось…

Я узнал, что ….

У меня получилось…

На следующем уроке мы продолжим работу над данным произведением. Спасибо за сотрудничество на уроке.

Смолина Н.А.

Предмет: Литературное чтение

Тип урока: Закрепление изученного

Тема урока : Н.Н.Носов «Живая шляпа» Урок 2

Класс : 2

Цель урока:

    Продолжить знакомство учащихся с творчеством Н.Носова; развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное.

Планируемый результат:

    Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана.

Используемые методы и приемы: диалог, практическая работа, проблемное изложение материала. Использование мультимедийного, наглядного материала, сочетания различных форм работы (фронтальной, групповой, индивидуальной).

Оборудование: портрет Н.Носова, выставка его книг, карточки (текст для речевой разминки)

Ход урока:

Этапы урока

время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Организационный момент

1мин

Проверка

Речевая разминка

2мин

Дело мастера боится.

У страха глаза велики. (прочитайте пословицы выделяя каждое слово ударением)

Постановка целей урока

2мин

ПППЕЕНЕЕППОПППЕСЕЕОЕЕВППППППЕППП

Внимание! Важное задание: зачеркните все буквы П и Е. Прочитайте слово.

Догадайтесь, кто это? (Носов) (слайд 1)

Почему? (Мы читаем его рассказы)

Какие рассказы Николая Носова вам знакомы?

– Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. Книги, которые я взяла из нашей школьной библиотеки, не выглядят новыми, они самые потрёпанные, зачитанные. Как вы думаете, почему?

– Правильно, их читают, они никогда не залёживаются на полках.

Знакомство с ними мы продолжим на следующих уроках. А сегодня продолжим работу над рассказом «Живая шляпа».Дома вы его прочитали, а сейчас давайте проверим, насколько внимательно вы его читали.

Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.

Проверка понимания произведения.

2мин

(На доске вывешены картинки: машина, шляпа, картофель, котёнок, лыжи, клюшка, сани, лыжная палка, ребята)

– Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите лишние предметы

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем:

Проверка домашнего задания

5мин

1. Тест по рассказу Николая Носова “Жива шляпа”. (Слайд 3)

1) Кота в рассказе зовут:

а) Борька; б) Васька; в) Тишка.

2) Кот попал под:

а) платок; б) пальто; в) шляпу.

3) Спасаясь, от шляпы мальчики взяли:

а) лыжную палку; б) кочергу; в) доску.

4) Чем стреляли мальчики в шляпу:

а) морковкой; б) картошкой; в) огурцами.

5) Кто был под шляпой:

а) щенок; б) котенок; мышонок.

Давайте проверим правильно ли вы выполнили задание. Поменяйтесь листочками. (Слайд 4)

2. Развивающие задания. Анаграмма – изменение порядка букв и узнавание слова.

Разгадайте анаграммы. Не все слова из этого списка встречались вам в рассказе “Живая шляпа”. Найдите “лишнее” слово. (работа в парах)

натаком (комната)

токаршка (картошка)

модко (комод)

зикорна (корзина)

чергако (кочерга)

ватькро (кровать)

ноктёко (котёнок).

Работа на карточках. Взаимопроверка

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Физкультминутка

2мин

Упражнение для глаз.

Прежде, чем приступить к чтению, сделаем глазами разминку.

Поднимите глаза “вверх – вниз”, “вправо – влево”.

Сделайте круговые движения глазами.

делайте “ленивые восьмерки”

Выполняют упражнение.

Изучение нового материала

10мин

– Откройте учебник на с. 54

– Как вы думаете, почему писатель назвал свой рассказ живая шляпа?

– Как звали котёнка?

– Как звали мальчиков– героев этого рассказа?

Чем занимались ребята?

– Что вдруг случилось?

– Какое оружие они выбрали для борьбы со шляпой?

– Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу?

– Кого же ребята испугались на самом деле?

– Какая пословица подходит для описания поведения мальчиков?

– На сколько частей можно разделить этот рассказ? Не забывайте, что каждая часть должна содержать основную мысль. (На четыре). Давайте вместе составим план рассказа.

Для чего мы составляем план рассказа?

– О чём эта часть рассказа?

– Как можно озаглавить эту часть?

– Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Нет). А читатели? (Да)

– Значит, хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением.

Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?

Смелые они мальчики или трусишки?(Дети дают разные ответы).

– Сколько здесь действующих лиц? (Вадик, Вова, автор)

– Подготовьте чтение(Через 1-2 минуты жужжащего чтения дети читают вторую часть по ролям). (Дети читают до слов “Соскочили с дивана– и бегом из комнаты ”.)

– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики испугались)

– Придумайте название этой части. (Испуг)

– Прочитайте третью часть рассказа по лицам, т.е. диалогом. Сколько участников диалога? (Два) Посмотрите, какие слова произносит каждый герой рассказа. (После 1-2 минут жужжащего чтения дети читают диалогом) (Дети читают до слов “…прибежали на кухню”.)

– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики кидают в шляпу картошкой)

– Придумайте название этой части. (Решение ребят)

– Прочитайте четвёртую часть по цепочке.

– О чём эта часть рассказа? (О том, как из-под шляпы высунулся серый хвост)

– Придумайте название этой части. (Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы)

Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? (Облегчение).

1. Котёнок играет.

3. Решение ребят.

4. Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы.

– А теперь сравните план рассказа, который мы с вами составили с тем, что у нас дан в учебнике вопрос № 6 с. 59. Молодцы мы с вами?

– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Совместно с учителем составляют план.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Физкультминутка

для глаз

2 мин

Выполняют физкультминутку

Закрепление изученного материала.

8мин

– Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

Действие здесь развивается очень быстро, события следуют одно за другим. Мы говорили на предыдущих уроках, что очень трудно изобразить на картинке действие. Но, посмотрите, как вышел из трудного положения художник. Для этого рассмотрите иллюстрации к рассказу. (Дети рассматривают иллюстрации).

– Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту происходящего действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось.

Что изображено на первой картинке?

– Как вы думаете, кто из ребят – Вадик, а кто – Володя? Докажите своё мнение словами из текста.

Объяснение выражение «тряслись от страха»(боялись).

– Как художник передаёт, что мальчики “тряслись от страха”?

Сравните, как сидят мальчики на второй картинке.

Сказано ли в рассказе, в какой позе сидят герои? (Нет).

А художник смог передать в рисунке то настроение ребят в этот момент. Задача художника состоит в том, чтобы “перевести” язык писателя– слово– на свой язык, язык красок. Нам становится более понятно то, что написал автор, рассматривая иллюстрации.

Ребята, мы рассмотрели картинки, составили план рассказа. А сейчас проведём небольшую игру «Блицопрос». Я хочу проверить хорошо ли вы знаете содержание.

Игра “Блицопрос”.

– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”(Дети отвечают на вопросы быстро):

1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?

2. Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу?

3. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?

4. Шляпа подползла к Володе или к Вадику?

5. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?

6. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?

Молодцы! А сейчас следующее задание.

Игра “Восстанови слово”

– Все эти слова встречались вам в рассказе, восстановите их, добавив гласные. (Слайд 9,10)

к м д В л д В д к

ш л п с т л д в н

к х н к м н т к р з н

к т н к к р т ш к Н с в

– Давайте проверим, насколько вы внимательны к словам, которые читаете. На доске записано самое начало рассказа. Пропущены некоторые буквы. Какие буквы надо вставить? (Слайд 11)

К…тёнок Васька с…дел на п…лу возле к…мода и л…вил мух. А на к…моде, на самом кр…ю л…жала шляпа…

Проверка (слайд 12)

Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.

Работа по карточкам. Самопроверка

Взаимопроверка

Рефлексия

2мин

За что вы похвалили бы себя?

Что у вас особенно получилось?

Оценивают свою работу сигнальными карточками

Подведение итогов урока

2мин

– С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке?

– О чём этот рассказ?

– Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему?

Домашнее задание

2мин

Подготовить пересказ по плану

Загрузка...