Идеи. Интересно. Общепит. Производство. Руководство. Сельское хозяйство

Зачем проводить профсоюзный урок в школе. Презентация на тему ««вступай в профсоюз. Участие в мероприятиях


Профсоюз работников народного образования и науки РФ является членской организацией: с 1990 года – Федерации Независимых Профсоюзов РФ. с 1993 года – Ассоциации Профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ. с 1995 года – Интернационала образования (крупнейшей международной отраслевой организации, объединяющей 258 учительских Профсоюзов из 140 стран мира). Немного истории


В 2005 году Профсоюз работников народного образования и науки РФ отметил свое 15-летие, а свой столетний юбилей отметило организованное, в свое время, профсоюзное движение в образовании России. На сегодняшний день в этот профсоюз входит около 5,3 миллионов человек. Своеобразные объединения в учительской среде появились еще в конце XIX века. Первоначально это объединение представляло собой съезды народных учителей. Первый такой съезд прошел в 1895 году. Результатом данного собрания стало повышение профессионального уровня педагогического персонала. Так же частично были рассмотрены вопросы школьного строительства. В годах на свет появился «Союз народных учителей», который объединил демократически настроенных работников учительской среды. Уже в годах резко выросло демократическое движение. Способствовало этому активное объединение рабочих и служащих различных отраслей народного хозяйства России. История профсоюзного движения в РОССИИ


1905 год был ознаменован появлением легальных демократических общественных организаций, которые послужили в качестве нового этапа объединения педагогов России. 12 мая 1905 года было проведено собрание, на котором 256 учителей и других деятелей народного образования создали «Союз народных учителей и других деятелей по народному образованию». В декабре 1905 года прошел второй делегатский Съезд Союз. Было выдвинуто предложение создания Всероссийской организации основанной на материальной взаимопомощи и правовой защиты учителей. В 1906 году был проведен третий Съезд Союза, который был посвящен исключительно проблемам защиты социально-экономических и иных прав учителей. В 1907 году прошел четвертый делегатский Съезд, на котором Союз был признан профессиональной организацией. На этом Съезде было принято десять различных постановлений. Это был последний съезд Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию.


Выступая субъектом трудового права, Профсоюз осуществляет надзор и контроль за соблюдением Трудового кодекса РФ, участвует в управлении, обеспечивает защиту права на труд, участвует в регулировании условий труда и зарплаты, участвует в нормотворческой деятельности. Задачи профсоюза


Члены профсоюзного комитета ППО ГБОУ СОШ 516: 1. Андреева М.В. 2. Генсицкая Э.А. 3. Хлопоня А.В. Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан в целях защиты социально-трудовых прав и интересов. Одно из демократических прав граждан РФ закреплено в КРФ и федеративном законе – право на объединение профсоюзов. Согласно российскому законодательству, каждый достигший 14 лет, осуществивший трудовую деятельность, имеет право без предварительного разрешения создавать «профсоюзы», вступать и выходить из них. - А вы, школьники, могли ли вступать в «профсоюзы»? Почему? - Что относится к экономическим интересам работников?






Что такое профсоюз? Слово профсоюз ассоциируется в первую очередь с коммунизмом, комсомолом, но это не так, профсоюз это сокращение слов «профессиональный союз», т.е. союз людей нашей отрасли – работников народного образования и науки – студентов и преподавателей. Помните, что в нашей профсоюзной организации студентов отношение к бюрократическим подходам строго отрицательное. Все должности у нас выборные, и каждый сотрудник отвечает перед всеми членами профсоюзной организации.




Направления деятельности: o социально-правовая защита; o организация отдыха и досуга; o жилищно-бытовая деятельность; o обеспечение вторичной занятости; o организация охраны правопорядка; o спортивно-оздоровительная работа; o информационно-методическая работа; o организация психологической помощи; o организация обучения студентов по профсоюзной линии.




Права и обязанности членов профсоюза: Членом профсоюза может быть каждый учащийся в высшем учебном заведении, признающий Устав профессионального союза, уплачивающий членские взносы. Допускается членство в других профсоюзах. Приём в члены профсоюза студентов первого курса в высших учебных заведениях производится решением профкома. Принятому в профсоюз студенту выдаётся профсоюзный билет единого образца. Члены профсоюза состоят на учёте в первичной профсоюзной организации.


Член профсоюза имеет право: o На защиту профсоюзом его профессиональных, трудовых и социально-экономических прав и интересов в государственных и хозяйственных органах, суде. o Участвовать в деятельности профсоюза. o Принимать участие в выработке, обсуждении и принятии решений, получать информацию о деятельности профсоюза. o Избирать и быть избранным делегатом на профсоюзные конференции и съезды, в выборные органы профсоюзной организации. o На бесплатные консультации и юридическую помощь. o Получать материальную помощь из средств профсоюзной организации. o Получать информацию о работе профсоюзной организации. o Пользоваться договорами профкома с оздоровительными, культурно-просветительными учреждениями и спортивными сооружениями города на льготных условиях. o На поощрение, устанавливаемое профсоюзными органами, за активное участие в деятельности профсоюзной организации. o После окончания университета встать с выданным профсоюзным билетом на учет по месту работы и пользоваться всеми льготами в данной организации.


Нет такой области деятельности студентов ВУЗов, которая оставалась бы без внимания профсоюза. Основным направлением деятельности первичной профсоюзной организации студентов ВУЗов является защита профессиональных, трудовых и иных гражданских, социально-экономических прав и интересов студентов и аспирантов, учащихся в университете.


В сфере внимания профсоюзной организации находится работа столовых и буфетов. Специально созданная комиссия общественного контроля при профкоме студентов контролирует точки общественного питания. По результатам проверок принимаются меры, способствующие повышению уровня обслуживания. Другим из важнейших направлений работы профсоюзной организации является работа по улучшению общежитий студенческого городка ВУЗов. Также не менее важными направлениями являются спортивно – оздоровительная, информационно-аналитическая работа, а так же работа, связанная с решением жилищно-бытовых проблем и проведение всевозможных культурно-массовых мероприятий.


Традиционные и наиболее значимые мероприятия, имеющие широкую огласку и достаточно высокую оценку, проводимые профсоюзной организацией студентов: Социально-правовые мероприятия (оказание материальной помощи нуждающимся студентам, организация льготного питания, льготного проживания в общежитиях студгородка и др.). Спортивно-оздоровительные мероприятия (дни здоровья факультетов, легкоатлетический пробег, военно-спортивная игра и др.). Культурно-массовые мероприятия («Мисс НГТУ», «День первокурсника НГТУ», «Новый год», «Татьянин день», «Студенческая весна», «Осенние дебюты» и др. Мероприятия профсоюза ВУЗов


Здесь вы можете: 1.получить материальную помощь; 2.рассчитывать на гарантированную защиту своих прав; 3.поучаствовать в благотворительных акциях; 4.принять участие в факультетских, вузовских, городских и всероссийских мероприятиях; 5.познакомиться с интересными людьми, найти новых друзей; 6.стать известным на своём факультете и в университете; 7.получить бесценный жизненный опыт, стать настоящим лидером!


Структура профсоюза: Председатель Заместитель по организационным вопросам и делопроизводству Ответственный за работу профоргов Социальная комиссия Бытовая комиссия Заместитель по связям с общественностью Культмассовая комиссия Волонтёрская комиссия Финансовая комиссия Спортивная комиссия








ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ППО ГБОУ СОШ 516 Коновалова Наталья Николаевна Члены Профсоюзного комитета: Андреева М.В.- уполномоченный по охране труда Ольшевская Д.И. Хлопоня А.В.-председатель ревизионной комиссии Игрунова Т.И.- председатель культурно-оздоровительной комиссии


27



В октябре, в выпускных классах большинства Российских школ проходят профсоюзные уроки, направленные на формирование у подрастающего поколения осознанного позитивного отношения к труду, повышение правовой грамотности молодежи и подготовку ее к самостоятельной трудовой деятельности. Ведь в лет молодые люди впервые начинают зарабатывать деньги. Уроки проводятся с целью ознакомления старшеклассников с основными статьями Трудового кодекса, в которых закреплены их трудовые права, а также с функциями профсоюзов. Ознакомление старшеклассников с основными статьями Трудового кодекса, в которых закреплены их трудовые права, а также с функциями профсоюзов – гарантия успешного начала трудовой деятельности. Радует, что учащиеся понимают это и принимают активное участие в изучении своих прав. Огромное спасибо директорам школ, всем профсоюзным работникам и педагогам, принимающим участие в проведении профсоюзного урока, потому что таким образом подрастающее поколение узнает о профсоюзах, о методах защиты своих социальных, экономических и трудовых прав.

Крупина Людмила Борисовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ гимназия 1592
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: конспект классного часа
Тема: Профсоюзный урок. "За что борются профсоюзы"
Дата публикации: 03.02.2016
Раздел: среднее образование

Профсоюзный урок в 11 «А» классе

«ЗА ЧТО БОРЮТСЯ ПРОФСОЮЗЫ»

Учитель математики Крупина Людмила Борисовна

Цели:
заложить основы к способам защиты своих трудовых прав; способствовать формированию позитивного отношения к профсоюзам как перспективного фактора общественной жизни России.
Задачи:
1) проследить историю создания профсоюзов в России, ознакомиться с его целями и задачами, мероприятиями, проводимыми этими организациями; 2) способствовать умению анализировать информацию о профсоюзном движении как важном элементе гражданского общества. 3) содействовать повышению гражданской культуры школьников, формированию активной жизненной позиции; 4) способствовать повышению мотивации участия молодежи в профсоюзном движении; 5) побуждение к глубокому изучению Конституции РФ, Трудового кодекса РФ и прочих федеральных законов, нормативно-правовых актов президента РФ, правительства, Министерства труда и социального развития.
Оформление и оборудование:
1.Эпиграф к классному часу. СЛАЙД 2 Три «ЗА» ЗАрплата, ЗАнятость, ЗАконность. В благосостоянии трудящихся – будущее экономики страны. (Лозунги профсоюзов на первомайской демонстрации 2015 года). 2. Компьютерная презентация.
Участники:
учащиеся 11 «А» класса.

Ход классного часа:
Учитель. У нас сегодня необычный классный час – профсоюзный урок. Урок посвящен профсоюзному движению. Для того, чтобы начать наш классный час, нужно сначала понять, что же такое профсоюз. Скажите, кто из вас знает, что такое профсоюз? СЛАЙД 3 Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных между собой общими производственными, профессиональными интересами по роду деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов. Одно из важнейших демократических прав граждан РФ, закрепленное конституцией и федеральным законом – право на объединение в профсоюзы. В октябре 2015 года исполнилось 110 лет с момента образования российских профсоюзов. Учитель. Как вы думаете, почему в России профсоюзное движение возникло позже, чем в странах Европы? (Это было связано с тем, что долгое время Россия оставалась аграрной страной, где не была развита промышленность, существовало мелкотоварное производство. До 1861 года в России существовало крепостное право. Лишь с развитием крупного фабрично- заводского производства и формированием рабочего класса создавались предпосылки к появлению организаций, отстаивающих интересы рабочих. В начале 20 века возбуждение в обществе нарастало. 3 января 1905 года началась забастовки с требованиями 8-ми часового рабочего дня и повышения заработной платы. Начался процесс политического и профессионального самоопределения. Согласно российскому законодательству, каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую и профессиональную деятельность, имеет право, без всякого предварительного разрешения, по своему выбору создавать
профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюза. А вы, школьники, могли бы вступать в профсоюзы? (Нет.) А студенты профессиональных учебных заведений? (Да, учащиеся учреждений профессионального образования (высшего и среднего) также могут вступать в профсоюзы.) Учитель показывает свой профсоюзный билет, выданный 13 сентября 1977 года, сразу после поступления на 1 курс института.
Главная цель объединения в профсоюзы
– обеспечение представительства социально-экономических и трудовых интересов и прав работников перед работодателем и органами власти.
Чем вызвана борьба профсоюзов?
Возникает закономерный вопрос – против чего и с кем борются профсоюзы? Почему в нашем правовом государстве возникает некоторое «противостояние» между работодателем и работниками? В современных условиях каждый, будь то работник или работодатель, стремится отстаивать свои интересы.
Работодатель
всегда хочет получить максимальную прибыль при минимальных затратах, часто незаконно уменьшая работнику заработную плату. Отсюда возникает необходимость разобраться, в каких случаях действия работодателя правомерны, а в каких интересы работников нуждаются в защите. В современных условиях в России возникла необходимость совершенствования механизмов работы предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности в целях повышения их конкурентоспособности на международном уровне. Для реализации данной задачи огромное значение имеет согласованное взаимодействие субъектов трудового права. Соблюдение работодателем трудовых прав и интересов
работников обеспечивает стабильное положение обоих в сфере трудовых отношений. Но если у работодателя возникают какие-либо экономические трудности, то зачастую он действует с нарушением норм трудового права, защищающих интересы работников. Материальное положение работника ухудшается, что ведет к возникновению конфликта интересов, который иногда невозможно разрешить без вмешательства государственных органов. Основу стимулирования любого труда составляет материальный интерес, а именно заработная плата. В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Учитель. Что относится к
экономическим интересам работников
? Ответы учеников (уровень заработной платы, который может обеспечить достойную жизнь) Учитель. Что относится к
социальным интересам работников
? Ответы учеников (получение места работы с учетом образования и желания, оплата больничного листа, обеспечение льготами и жильем). Учитель.
Что относится к трудовым интересам
? Ответы учеников (условия труда, обеспечение безопасности труда и т.д.)
Налицо некоторая рознь в интересах работодателя и работника. Но отстаивать свои интересы следует строго соблюдая законность. Работникам не следует постоянно требовать повышения заработной платы, улучшений условий труда, льгот, сокращения рабочего времени. Нельзя постоянно получать блага, мало отдавая взамен. От работника требуется квалифицированный труд, повышение производительности, улучшения качества продукции. Без этого в современных условиях (кризис, конкуренция) предприятие не выживет, работники потеряют рабочие места, следовательно, их экономические интересы будут ущемлены. В современном обществе следует постоянно повышать свою квалификацию, быть грамотным, всесторонне развитым, дисциплинированным специалистом. За этим следят профсоюзы, помогают адаптироваться в коллективе. В тоже время профсоюз следит за трудовой дисциплиной, климатом в коллективе, ведь это влияет на производительность и условия труда. Ни один работник не сможет полноценно выполнять работу, если рядом скандалист и склочник. Общие интересы работодателя и работника – это повышение производительности труда, повышение рейтинга предприятия, улучшение качества и количества выпускаемого продукта (товар, интеллектуальный продукт, грамотный выпускник). В каждый исторический период профсоюзы выполняли свою задачу. 20-30 гг. XX века профсоюзы всерьез боролись и доказали свою жизнеспособность и востребованность в обществе. В годы ВОВ профсоюзы подчинили всю свою деятельность интересам фронта и задаче разгрома врага. Они оказали огромную помощь в перестройке работы всех предприятий и учреждений на военный лад, в массовой подготовке профессиональных кадров, особенно женщин и молодежи.
С 50-х до 80-х гг. профсоюзы были полностью подчинены партии и администрации, но являлись важным звеном в системе государственного и хозяйственного управления. Перестройка внесла много изменений в политике, экономике и социальной сфере. Это привело к изменению положения профсоюзов, перестройке всей их деятельности. Учитель: В России объединения получили название Федерация независимых профсоюзов России, в которую входят отраслевые и территориальные профсоюзы. Итак, что такое профсоюзы сегодня? СЛАЙД 6
Цели профсоюзной организации:
Представительство и защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза. Обеспечение контроля за соблюдением законодательства о труде Организация общественного контроля за условиями труда Содействие улучшению материального положения, укреплению здоровья членов Профсоюза. СЛАЙД 7
Основные функции Профсоюза:
1. Организаторская 2. Функция представительства и защиты социально-трудовых прав 3. Функция нормотворчества 4. Функция соуправления 5. Функция общественного контроля 6. Обучающая 7. Функция самоуправления У современных профсоюзов сохраняются следующие основные функции, позволяющие сделать вывод об их жизнестойкости и востребованности:
Организаторская.
Эта функция пронизывает все направления деятельности профсоюзных организаций. Например, организация работы постоянных комиссий профкома, проведение встреч, переговоров,
конференций, организация и проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий, организация отдыха, организация митингов, забастовок и т.д.;
Функция представительства и защиты социально-трудовых прав.
Защитная деятельность профсоюзов в сфере труда во всём мире охватывает три основных направления: занятость, оплата труда и условия труда. Защита социально-трудовых прав членов Профсоюза – главная функция профсоюзного комитета. Можно выделить следующие характерные жизненные ситуации, в разрешении которых принимает участие профсоюзная организация:  Нарушение трудового законодательства со стороны администрации;  Невыплата заработной платы;  Сокращение рабочих мест  Оформление пенсии по старости и по выслуге лет  Неправильное назначение пособий по болезни  необходимость стационарного или курортного лечения  индивидуальный или коллективный трудовой спор и т.д. Профсоюз участвует в разрешении конфликта вплоть до представления интересов работника в суде. Профсоюз может помочь своему члену финансово (материальная помощь), путем предоставления льгот (льготный кредит, льготная путевка на отдых, в оздоровительный лагерь для ребенка);
Представительская.
Профсоюзам законодательно предоставлено право выступать от имени и по поручению трудовых коллективов, целых отраслей, во взаимодействии с органами государственной и исполнительной власти, объединениями работодателей;
Функция общественного контроля
(которая особенно нелюбима работодателями) Профсоюз осуществляет контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства, контролирует вопросы охраны труда, исполнение трудовых прав работников. Например, уполномоченные лица по охране труда имеют право провести
независимую экспертизу условий труда и обеспечение безопасности работников организации, принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве, требовать приостановки работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, осуществлять проверку состояния условий и охраны труда и т.д.
Функция нормотворчества.
Профсоюзные органы (от ЦК Профсоюза до профсоюзного комитета учреждения) участвуют в пределах своих полномочий в подготовке проектов законодательных и иных нормативных актов через формирование предложений и поправок в проекты законов и других нормативных актов.
Функция соуправления.
Это право на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется ТК РФ. Основные формы участия профсоюзных организаций в управлении на уровне учреждения:  учёт мнения профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором. Что такое колдоговор? СЛАЙД 8 Коллективный договор (Колдоговор) – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей.
Когда же учитывается мнение профсоюзного комитета:
При увольнении членов Профсоюза, привлечение к сверхурочным работам, очерёдность предоставления отпусков, привлечение к работе в выходные и праздничные дни и т.д. получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающие интересы работников внесение предложений по совершенствованию работы учреждения и т.д.

Обучающая.
Профсоюз должен содействовать членам Профсоюза в повышении их профессионализма и конкурентноспособности, учить профсоюзных активистов.
Функция самоуправления.
Профсоюзная организация самостоятельно определяет условия и порядок финансового, кадрового, материального обеспечения своей деятельности, формы и методы работы. Очень важно существование профсоюзных организаций в ВУЗах, ведь студенчество считается самой интересной порой в жизни человека, и если сделать этот период насыщенным, участвовать в мероприятиях, менять что-то в месте, где ты учишься, быть в курсе событий, то это запомнится на всю жизнь. Для всего этого существуют профсоюзы студентов.
Заключительное слово учителя.
Дорогие юноши и девушки, через год у вас начнётся самостоятельная жизнь, вы будете учиться в высших учебных заведениях или работать. Профсоюз ждёт вас в свои ряды. Будущее профсоюзов – за молодежью! Молодежь в профсоюзном движении может и должна изменить сегодняшнюю ситуацию в России. Анкета 1) Состоят ли ваши знакомые, родственники в профсоюзе - да - нет - не знаю 2) Будете ли вы вступать в профсоюз - да - нет - не знаю





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: определить место и роль в политической структуре российского общества.

Задачи:

  • Определить, что такое «профсоюз».
  • Раскрыть функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества.
  • Рассмотреть ход развития профсоюзного движения России в различные социально-экономические периоды.
  • Актуализировать знания и личный опыт учащихся в отношении участия в профсоюзном движении.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

– У нас сегодня необычный урок. Урок посвящен профсоюзному движению. Обратите внимание на тему и цель нашего урока.

Слайд 1.

«Российские профсоюзы. История и современность».

Цель урока: определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества.

Учитель. Ребята, что вы знаете о профсоюзах? Кто может входить в профсоюзы? Что такое профсоюз? (Ответ учеников).

Учитель подводит итоги ответов учеников.

Слайд 2.

Профсоюз – это добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов.

Учитель. Откроем Конституцию РФ, ст.30., прочитаем.

Т.О. Право на создание профсоюзов законодательно гарантировано Конституцией РФ, а также Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (гл.1, ст.2)

Вопрос к классу: Для чего работники объединяются в профсоюзы?

Ответ: Главная цель – обеспечение представительства социально-демократических, трудовых интересов и прав работников перед работодателем.

Вопрос к классу: Как вы думаете, что относится к основным функциям профсоюза?

Слайд 3.

Основные функции профсоюза:

  • Организационная;
  • Регуляция социально-трудовых отношений;
  • Защитная;
  • Представительская;
  • Контрольная;
  • Информационная.

Учитель. Как вы думаете, что относится к экономическим интересам работника?

Экономические интересы:

  1. Уровень заработной платы;
  2. Достойная жизнь.
  3. Уровень пенсионного обеспечения.

Слайд 4.

Учитель. А что мы отнесем к социальным интересам работника?

Слайд 5.

Социальные интересы:

  1. Отсутствие безработицы;
  2. Гарантия занятости;
  3. Социальное страхование;
  4. Обеспечение льгот;
  5. Обеспечение жильем.

Учитель. И последнее – каков трудовой интерес работника?

Слайд 6.

Трудовые интересы работника:

  1. Условия труда;
  2. «Социальный пакет»;
  3. Гарантия сохранения рабочего места.

Слайд 7.

Учитель. Сегодня мы с вами пройдемся по страницам истории образования профсоюзного движения. Итак, мы отправляемся в Англию.

Ученик 1: Профсоюзное движение зародилось в Великобритании на рубеже 18-19 веков. 19 век – век экономического, политического и колониального расцвета. Время промышленной революции, появление наемного труда, товарно-денежных отношений, где труд становится товаром, имеющим свою цену. Сельская Англия превращается в страну городов. К середине 19 века страна превратилась в промышленную мастерскую мира. Формирование класса промышленников-собственников и работников-пролетариев, противоречия между ними, привели к тому, что появилась необходимость создания объединений, отстаивающих их социально-экономические интересы: продолжительность рабочего дня, условия труда, их безопасность, уровень заработной платы. В Англии первые профсоюзы появились в 1792 году у рабочих хлопкопрядильной промышленности, затем у литейщиков и шахтеров.

Слайд 8.

Ученик 2. Во Франции профсоюзы создавались в форме «обществ сопротивления», такие как общество грузчиков парижского порта и общества носильщиков.
На начальном этапе профсоюзы представляли собой малочисленные организации. Они существовали нелегально, т.к. буржуазия преследовала рабочих за великую попытку создания рабочих организаций. Наряду с защитой экономических прав трудящихся, рабочие стали вступать и в политическую борьбу. Росту политической активности в странах Европы способствовало усиление влияния профсоюзного движения.
До первой мировой войны рабочим в странах, где были созданы профсоюзы (Великобритания, Германия, Франция, США) удалось в ходе упорной борьбы добиться в некоторых областях сокращения рабочего дня до 8-10 часов, добиться осуществления первых мероприятий в области социального страхования и охраны труда.

Учитель. А как же у нас, в России?
В России профсоюзы появились значительно позже. Это было связано с тем, что долгое время Россия оставалась аграрной страной, где не была развита промышленность, существовало мелкотоварное производство. До 1861 года существовало крепостное право. Лишь с развитием крупного фабрично-заводского производства и формированием рабочего класса создавались предпосылки к появлению организаций, отстаивающих интересы рабочих.
Вторая половина 19 века. Россия. Никольская мануфактура Саввы Морозова.

Задание классу: Давайте прочитаем выдержки из табеля взысканий этой мануфактуры, за что могли штрафовать рабочего:

  • За опоздание и брак в работе;
  • За приглашение гостей в казарму без разрешения начальства;
  • За не снятие шапки перед хозяином;
  • За стирку и сушку белья в казарме;
  • За отлучку без надобности от машин;
  • За непослушание отдельным приказам и т.д.

Всего этот табель содержал 735 пунктов.

Подходило время получения заработной платы, а получать было нечего.

Вопрос к классу: Как вы думаете, как рабочие реагировали на такие действия работодателей?

– Верно, поднимались на стачку – это одна из форм борьбы рабочих второй половины 19 века.

Слайд 9.

(Выступление ученика о Морозовской стачке)

Ученик. 7 января 1885 г. На текстильной фабрике «Товарищества Никольской мануфактуры Саввы Морозова сын и К», где работало 11 тыс. человек началась стачка. Накануне стачки передовые рабочие, имевшие опыт революционной борьбы провели две тайные встречи инициативных рабочих, на которых выработали план действий и составили требования. В стачке участвовало 8 тыс. рабочих. По настоянию губернатора, прибывшего с двумя батальонами войск, 8 января рабочим были сделаны незначительные уступки. 11 января губернатору были вручены «Требования по общему согласию рабочих», в которых говорилось о необходимости учреждений государственного контроля, который уровнял бы заработную плату и принятия законодательных изменений в условиях найма. Т.О. требования были предъявлены не только хозяину, но и правительству. По приказу губернатора значительная группа стачечников была арестована. Рабочие силой освободили большинство арестованных и потребовали освободить своего лидера, рабочего Волкова. Вновь произошли столкновения с войсками, и только 17 января властям удалось подавить Морозовскую стачку. Последовавшие за ней крупные стачки заставили правительство пойти на уступки. 3 июня 1886 года был издан закон о штрафах, о порядке найма и увольнения рабочих.

Вывод:

Пока выступления, в России, рабочих развивались стихийно, неорганизованно. Рабочие выдвигали только экономические требования. Они еще не имели собственных политических организаций и профессиональных союзов, но стачечные комитеты принято считать предшественниками профсоюзов в России.

Газеты писали:

«Это громоздкая стачка произвела очень сильное впечатление на правительство, которое увидело, что рабочие, когда они действуют вместе, представляют опасную силу, особенно когда масса совместно действующих рабочих выставляет прямо свои требования.»

Слайд 10.

Учитель. Профсоюзы в собственном смысле слова появились в нашей стране только во время революции 1905-1907 годов. Именно в этот период сложились профсоюзные комитеты на крупных питерских заводах – Бутиловском и Обуховском

Слайд 11 – 1917г. Массовое профсоюзное движение, объединившее 110 профессий.
Слайд 12 – Первый лидер советских профсоюзов Михаил Павлович Томский.
Слайд 13 – В советский период профсоюзы объединяли 99% граждан. Их печатным органом стала одна из самых читаемых газет – газета «Труд».
Слайд 14 – 1990 г. Создание Федерации Независимых Профсоюзов России (ФНПР).
Слайд 15 – Октябрь 2005 г. Отметили 100-летие профсоюзному движению России.
Слайд 16 – Лидером ФНПР является Шмаков Михаил Владимирович.
Слайд 17 – Главный лозунг современных профсоюзов
– Зарплата!
– Занятость!
– Законность!
Слайд 18 – В настоящее время профсоюзы объединяют 5,5 млн. чел.
Слайд 19 – Методы воздействия профсоюзов на современное государство:

  • Митинги;
  • Пикеты;
  • Демонстрации;
  • Забастовки;
  • Голодовки (крайняя мера).

Учитель. В нашей стране совсем недавно был проведен социологический опрос на тему: «Какие проблемы должны решать профсоюзные организации в первую очередь?»

Ответы распределились следующим образом:

  • Повышение заработной платы – 64%
  • Защита от безработицы, улучшение условий труда – 49%
  • Расширение и укрепление Социальных гарантий – 36%
  • Организация отдыха и досуга – 31%

Слайд 20 – Московская городская организация Профсоюза – крупнейшая среди региональных профсоюзных организаций.

Учитель. Подведем итог нашего урока. Ответим на вопросы:

  1. Дать определение понятия «Профсоюз».
  2. Назовите дату образования профсоюза в России.
  3. Какая газета в советские годы считалась печатным изданием профсоюзов?
  4. Какова роль профсоюзов на современном этапе?
  5. Назовите основные лозунги профсоюзов.

(Выставление отметок за урок).

Профсоюзный урок для учащихся 4 класса Что такое для нас Профсоюз? МО Алапаевское, филиал МОУ «ВССОШ № 3» –Бубчиковская СОШ. Толмачева Любовь Владимировна, учитель начальных классов, высшая кв. категория Цель: познакомить учащихся с понятиями «профессиональный союз», историей его становления, значения и роли в современном российском обществе, заложить основы к способам защиты своих трудовых прав. Задачи: образовательные: ­определить, что такое «профсоюз», выявить цели и задачи профсоюзов, основные направления и методы их деятельности; ­рассмотреть историю развития профсоюзного движения, раскрыть функции профсоюзов в регулировании социально­трудовых отношений; развивающие: ­продолжить формирование умения вести диалог и монолог, аргументировано доказывать свою точку зрения, извлекать из материалов главную информацию и грамотно её излагать; воспитательные: ­продолжить работу по формированию гражданской позиции учащихся, ­способствовать формированию позитивного отношения к профсоюзам как перспективного фактора общественной жизни России, ­повысить правовую грамотность подрастающего поколения. Оборудование: мультимедийная установка, электронная презентация, видеоролик, раздаточный материал.

Документы: Конституция РФ, Трудовой Кодекс, Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» Основные понятия: профессиональные союзы, профсоюзное движение. Ход урока Песня 1. Что же значит для нас профсоюз? Может, нам не понятно пока. Вы с ответом, друзья, не спешите, Все увидите издалека. Вот закончим учиться когда­то, С головой в море жизни нырнем. На этот вопрос незаметно, ребята, Ответит нам жизнь потом. ПРИПЕВ: Будет Профсоюз, как Бог На развилке семи дорог. Как живой огонек свечи За морозным окном в ночи. Профсоюз растопит лёд И любого из нас поймет С полу взгляда, без лишних фраз. Он живет на земле для нас. 2.Что же значит для нас профсоюз? Чем так прочно мы связаны с ним? Каждый день вы ответы ищите, Как в задачах ­ путем не одним. И когда хоть немного поймете, В жизни Он, как спасательный круг.. И если ты в жизни, как "ежик в тумане", То он твой надежный друг. ПРИПЕВ: Будет Профсоюз, как Бог. На развилке семи дорог.

Как живой огонек свечи За морозным окном в ночи. Профсоюз растопит лёд И любого из нас поймет С полу взгляда, без лишних фраз. Он живет на земле для нас. . Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим не обычный, а профсоюзный урок. Через несколько лет вы будете вступать во взрослую жизнь. Будете получать профессиональное образование, профессию. Важно, чтобы вы были всесторонне подготовлены к новой для вас роли в жизни. Хочется, чтобы ваша трудовая жизнь ничем не была омрачена. Всего и сразу о своей работе и её специфике вы знать не сможете, где­то вам не будет хватать знаний законодательства, а обратиться за помощью иногда, бывает, не к кому. Портить же отношения с руководителем не хочется никому. Одному трудно добиваться выполнения законных требований. Поэтому и существует на каждом предприятии профессиональные союзы работников, которые совместно с работодателями заинтересованы в укреплении порядка в организации. В этом году профсоюзу исполнилось 100 лет. Как же все начиналось расскажет председатель ПК школы. Выступление председателя ПК: ­ В этом году профсоюзу исполнилось 100 лет. Как же все начиналось? К лету 1918 года завершился период становления, укрепления, выбора пути развития профсоюзных организаций. Был создан Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС), первый учредительный съезд которого состоялся в январе 1918 года. В первые годы советской власти они сыграли важную роль в ликвидации безработицы и безграмотности, в обеспечении продовольствием и топливом рабочих и их семей. Работники, организовывая профсоюзы, кирпич за кирпичиком организовывали систему. И каждый в этой системе был неразрывным звеном. Профсоюз и развлекал, профсоюз и поднимал. Поднимали глубинки, боролись с голодом, повышали производительность труда. Профсоюзы принимали участие во всех сферах жизни. Зачем же нам сейчас, таким самостоятельным нужен, пропитанный прошлым, профсоюз? Человек – существо социальное, общество – неотъемлемая часть жизни. Да и несправедливости вокруг хватает. Например, вот у руководителя есть масса возможностей: он может и оштрафовать работника, и уволить его

или как минимум вынести выговор. По сути, подчиненные поодиночке представляют собой никому не нужные "винтики" механизма, и защитить их некому. Конечно, имеем право обратиться в суд, в высшие инстанции, но даже в том случае, если законность удастся восстановить, работодатель обязательно попробует избавиться от строптивого работника. А вот профсоюзные организации занимаются организационными вопросами, и часто выступают парламентарием в переговорах с руководством. Теперь немного понятно, что такое профсоюз, и зачем он нужен? Однако среди работодателей и даже сотрудников есть мнение, что помощи от профсоюза не дождаться, и что любая борьба против работодателя закончится победой последнего. Но существует много примеров, когда хорошо организованный профсоюз добивался выполнения требований, его можно сравнить с армией: как армия готова отражать нападение противника, так и хорошо организованный профсоюз способен защищать интересы своих членов. Только с такими союзами трудящихся работодатели вынуждены считаться. Однако для того, чтобы профсоюз был действительно сильным и эффективным, каждый сотрудник, вступивший в организацию, должен принимать участие в его жизни. В жизни нашего профсоюза педагогов принимает участие огромное количество человек. И мы являемся той самой армией, которые занимают не нападающую сторону и даже менее оборонительную, скорее организующую. Профсоюзы школы остались, и они действительно заботятся о работниках, которые в них вступили. Учитель: Наша школа ежегодно проводит летние профсоюзные смены для детей. Ведущий 2: С 2009 года регулярно в нашей школе проходят летние тематические смены « Я и Профсоюз», «Знает каждый карапуз, что такое Профсоюз», «Путешествие на планеты галактики с Профсоюзом», « Не расстанусь с Профсоюзом», «Я, ты, он, она – профсоюзная семья»». В доступной, игровой форме дети знакомились с основами социально­трудовых отношений, трудовыми правами и обязанностями, учились вести диалог с социальными партнерами. (презентация) Учитель: О работе детской профсоюзной агитбригады «Просто класс» расскажет Шугаева Екатерина, участница агитбригады.

Шугаева Екатерина: презентация Смена «Профсоюз» не ограничилась рамками летних каникул, мы с ребятами проявили инициативу продолжить работу в этом направлении. И в 2009 году была создана детская профсоюзная агитбригада «Просто класс». Впервые наша детская профсоюзная агитбригада выступила на встрече профсоюзного актива с Главой МО Алапаевское и Главой Администрации МО Алапаевское. Наши зажигательные выступления, где мы сканировали, что профсоюз – это надежная защита их трудовых прав, никого из присутствующих не оставил без внимания. Нас принимали на «Ура!». И тогда мы уже смелее и более уверенно выступали на первомайских митингах в п. В.Синячиха, организованных Координационным советом профсоюзных организаций МО Алапаевское, на муниципальном празднике «День профсоюзного активиста», на совещаниях с руководителями образовательных учреждений, заместителями руководителей по воспитательной работе. В дальнейшем география их выступлений расширилась и наша детская профсоюзная агитбригада дважды выступала на областном конкурсе профсоюзных агитбригад «Профсоюзы за достойный труд», дважды становились лауреатами этого конкурса. (видео) Нас поздравляла председатель Координационного совета профсоюзных организаций муниципального образования Алапаевское Шиляева Татьяна Валентиновна и вручила благодарственные письма с хорошими словами напутствия, подарки с профсоюзной символикой. Сейчас подрастает новое поколение и вы, в том числе, которое достойно продолжит начатое нами дело в формировании положительного имиджа профсоюза. Учитель: А сейчас поиграем, разыграем сказку «Теремок» Сказочка о Теремке Действующие лица и исполнители: Автор, Мышка­Норушка, Ёжик – ни головы, ни ножек, Зайка­Попрыгайка, Лиса­ Сестрица, Волчок­Серый бочок. Стоит в Бубчиково теремок – он не низок не высок. И живут там детишки в профсоюзе, не тужат, С детишками Синячихи и лагеря «Факела»дружат.

Вдруг бежит в профсоюз к ним Мышка­Норушка, Она веселушка, она хохотушка. Танцует она и поёт – весело со всеми в профсоюзе живёт. Поселилась она в Теремке и на сцене поёт уже. Бежит мимо Ёжик – ни головы, ни ножек! Умеет он клеить, строить, паять, модели любые собирать! ­ Кто, кто в Теремочке живёт, кто песни на сцене поёт? ­ Мы­детишки, ­ Я – Мышка­Веселушка, красавица и хохотушка! ­ А я – Ёжик­ни головы, ни ножек. ­ Иди к нам в профсоюз. Бежит мимо Зайчишка в спортивных штанишках, Он прыгает, скачет, у него есть фитнес­мячик, На скакалке может прыгать, и ногами ловко дрыгать! ­ Кто, кто в Теремочке живёт, модели собирает и песни поёт? ­ Мы – Детишки, Ёжик и Мышка, заходи к нам Зайчишка! Все они и подружились! Бежит мимо Лиса­Сестрица, на все руки она мастерица, Вышивает, рисует, творит, может сшить вам любой прикид. ­ Кто, кто в Теремочке живёт, модели собирает и песни поёт? Спортом занимается сутки напролёт? ­ Мы – Детишки, Ёжик и Мышка, и спортивный Зайчишка! Заходи Лиса­Мастерица, будем вместе жить и трудиться! Бежал мимо Серый Волчок – все о профсоюзе знал на зубок! Мог коллективный договор составить, Любую игру провести не простую. ­ Кто, кто в Теремочке живёт, модели собирает и песни поёт? Спортом занимается сутки напролёт? Рисует, вяжет, клеит и, конечно, шьёт? ­ Мы – Детишки,Ёжик и Мышка, и спортивный Зайчишка! И Лисичка­Сестра Мастерица! Нам и твой багаж знаний сгодится!

Живут в профсоюзе, не тужат, С детишками Синячихи и лагеря « Факела» дружат. А вы, дорогие зрители, приходите, на нас поглядите! Мы всем рады, всем дело найдем. Мы всех в профсоюз принимаем, И совсем никогда не скучаем! Рефлексия. «Что такое профсоюз?» ­ вопросы (презентация)

Профсоюзные уроки нужны для того, чтобы:
ознакомить старшеклассников с историей профсоюзного движения;
проинформировать ребят о современном этапе развития профсоюзного движения, трудовых правах и гарантиях работников;
повысить мотивацию молодежи для участия в профсоюзном движении;
помочь ученикам осознать ценности уважения и соблюдения права каждого из нас.
Уроки всегда проходят с применением информационных технологий, использованием наглядного материала. Представители Московской федерации профсоюзов, окружного Совета МФП, члены Комитета территориальной профсоюзной организации, председатели ППО, присутствующие на уроках, отмечают активность, непосредственность и эмоциональность учащихся, заинтересованность в получении знаний по данной теме. На уроках используют такие формы работы, как фронтальный опрос, беседа, элементы лекции, проектная деятельность, анкетирование, игровые моменты, выполнение групповых, коллективных и индивидуальных заданий.
Большое внимание на уроках уделяют понятиям «трудовая деятельность», «труд», «материальное производство», демонстрируют их взаимосвязь с качеством жизни, определяют содержание и критерии понятия «достойный труд», дают представление о нормах международного и российского права в области трудового законодательства; рассматривают тенденции молодежного рынка труда в Москве. Во время проведения уроков преподаватели отмечают, что сегодня именно профсоюз остается самой массовой общественной организацией трудящихся, имеющей право по закону представлять интересы и защищать права работников. Учителя формируют у учащихся понимание социально-экономических процессов в области трудовых отношений, умение адаптироваться в новой социальной среде. Наряду с понятиями «гражданское общество», «правовое государство» ребята знакомятся с тем, что такое и зачем нужны общественные организации, отмечая, что это неотъемлемый элемент гражданского общества. Ребята знакомятся с Трудовым кодексом РФ, обсуждают отдельные статьи Конституции РФ, Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Уроки обычно интересны не только для старшеклассников, но и для учителей и гостей. Все преподаватели и председатели профсоюзных комитетов образовательных учреждений отмечают актуальность и ценность методических рекомендаций МГО профсоюза по проведению профсоюзного урока, а также профсоюзного собрания с единой повесткой дня «Достойный труд в XXI веке», которое проходит 7 октября каждого года в первичных профсоюзных организациях округа.
Проведение профсоюзных уроков стало хорошей традицией в округе, способствующей разъяснению роли и значения профсоюзной организации в представительстве и защите социально-трудовых прав членов профсоюза.

Ольга СОБОЛЕВА, председатель Южной окружной организации Общероссийского профсоюза образования

Загрузка...