Идеи. Интересно. Общепит. Производство. Руководство. Сельское хозяйство

'Клиент всегда прав!' или человек, подаривший миру шопинг! Некролог гарри селфриджу Гарри гордон селфридж биография

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гарри Гордон Селфридж
Harry Gordon Selfridge
Гарри Гордон Селфридж, ок. 1910 года
Гарри Гордон Селфридж, ок. 1910 года
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Гражданство:

США 22x20px США

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ранние годы

Его мать Лоис воспитывала своих детей одна. Оба брата Гарри умерли в раннем возрасте, вскоре после окончания войны, так что Гарри остался единственным ребенком. Лоис нашла работу школьным учителем, изо всех сил стараясь сводить концы с концами. В свободное время она рисовала поздравительные открытки и в конечном счете стала директором Джексонской старшей школы. Гарри и его мать всю жизнь были в хороших отношениях и всегда жили вместе .

Карьера

Когда Гарри исполнилось 10 лет, он начал подрабатывать разносчиком газет. В возрасте 12 лет устроился работать в галантерею Леонарда Филда, что позволило ему, вместе со своим школьным другом Питером Лумисом, создать ежемесячный журнал для детей. Журнал приносил доход от рекламы.

Селфридж, бросив школу в 14 лет, нашел работу в банке в родном городе. После провала вступительных экзаменов в военно-морскую академию США в городе Аннаполис, штат Мэриленд , Селфридж устроился бухгалтером в местной мебельной фабрике. Через несколько месяцев фабрика обанкротилась, и Гарри переехал в Гранд-Рапидс , где начал работать страховым агентом.

В 1876 году его прошлый работодатель, Леонардо Филд, написал Селфриджу рекомендательное письмо для Маршалла Филда в Чикаго , старшего компаньона в Филд, Лейтер и Ко, одного из самых успешных магазинов города (который был переименован в Маршал Филд и Ко , позднее купленный сетью розничной торговли Macy"s). Начав как складской рабочий в оптовом отделе, в течение последующих 25 лет, Селфридж поднялся по карьерной лестнице. В конце концов он сделался младшим компаньоном, женился на Розали Бекингем и заработал значительное состояние .

Работая у Маршала Филда, Гарри впервые организовал рождественские скидки под лозунгом «Всего ___ дней до Рождества», который быстро подхватили владельцы других магазинов. Также он впервые употребил фразу «клиент всегда прав» . Позднее Сезар Риц рекламировал свои гостиницы с лозунгом «клиент никогда не ошибается» .

Селфриджес

В 1906 году Селфридж отправился на праздники в Англию . Неудовлетворенный качеством британской розничной торговли, он заметил что новейшие идеи в торговле, принятые в США , до сих пор не дошли до Лондона . Гарри решил инвестировать 400 000 фунтов в собственное здание и универмаг. Новый магазин, названный «Селфриджес (англ.) русск. », открылся 15 марта 1909 года, тем самым установив новые стандарты в розничной торговле. Магазин просуществовал до 1951 года как независимое предприятие, хотя сам Гарри оставил своё детище намного раньше - в 1941 году .

Кинематограф

В 2013 году вышел британский телесериал «Мистер Селфридж ».

Напишите отзыв о статье "Селфридж, Гарри"

Примечания

Ссылки

  • (англ.) . IMDb . Проверено 18 марта 2013. .

Отрывок, характеризующий Селфридж, Гарри

– Как вы себя чувствуете? – как можно приветливее спросила я.
Я честно не желала зла этому несчастному, спасённому такой дорогой ценой незнакомцу. Это была не его вина, и мы со Стеллой прекрасно это понимали. Но страшная горечь потери пока ещё застилала мне гневом глаза, и, хотя я знала, что по отношению к нему это очень и очень несправедливо, я никак не могла собраться и вытолкнуть из себя эту жуткую боль, оставляя её «на потом», когда буду совсем одна, и, закрывшись «в своём углу», смогу дать волю горьким и очень тяжёлым слезам... А ещё я очень боялась, что незнакомец как-то почувствует моё «неприятие», и таким образом его освобождение потеряет ту важность и красоту победы над злом, во имя которой погибли мои друзья... Поэтому я постаралась из последних сил собраться и, как можно искреннее улыбаясь, ждала ответ на свой вопрос.
Мужчина печально осматривался вокруг, видимо не совсем понимая, что же здесь такое произошло, и что вообще происходило всё это время с ним самим...
– Ну и где же я?.. – охрипшим от волнения голосом, тихо спросил он. – Что это за место, такое ужасное? Это не похоже на то, что я помню... Кто вы?
– Мы – друзья. И вы совершенно правы – это не очень приятное место... А чуть дальше места вообще до дикости страшные. Здесь жил наш друг, он погиб...
– Мне жаль, малые. Как погиб ваш друг?
– Вы убили его, – грустно прошептала Стелла.
Я застыла, уставившись на свою подружку... Это говорила не та, хорошо знакомая мне, «солнечная» Стелла, которая «в обязательном порядке» всех жалела, и никогда бы не заставила никого страдать!.. Но, видимо, боль потери, как и у меня, вызвала у неё неосознанное чувство злости «на всех и вся», и малышка пока ещё не в состоянии была это в себе контролировать.
– Я?!.. – воскликнул незнакомец. – Но это не может быть правдой! Я никогда никого не убивал!..
Мы чувствовали, что он говорит чистую правду, и знали, что не имеем права перекладывать на него чужую вину. Поэтому, даже не сговариваясь, мы дружно заулыбались и тут же постарались быстренько объяснить, что же здесь такое по-настоящему произошло.
Человек долгое время находился в состоянии абсолютного шока... Видимо, всё услышанное звучало для него дико, и уж никак не совпадало с тем, каким он по-настоящему был, и как относился к такому жуткому, не помещающемуся в нормальные человеческие рамки, злу...
– Как же я смогу возместить всё это?!.. Ведь никак не смогу? И как же с этим жить?!.. – он схватился за голову... – Скольких я убил, скажите!.. Кто-нибудь может это сказать? А ваши друзья? Почему они пошли на такое? Ну, почему?!!!..
– Чтобы вы смогли жить, как должны... Как хотели... А не так, как хотелось кому-то... Чтобы убить Зло, которое убивало других. Потому, наверное... – грустно сказала Стелла.
– Простите меня, милые... Простите... Если сможете... – человек выглядел совершенно убитым, и меня вдруг «укололо» очень нехорошее предчувствие...
– Ну, уж нет! – возмущённо воскликнула я. – Теперь уж вы должны жить! Вы что, хотите всю их жертву свести на «нет»?! Даже и думать не смейте! Вы теперь вместо них будете делать добро! Так будет правильно. А «уходить» – это самое лёгкое. И у вас теперь нет больше такого права.
Незнакомец ошалело на меня уставился, видимо никак не ожидая такого бурного всплеска «праведного» возмущения. А потом грустно улыбнулся и тихо произнёс:
– Как же ты любила их!.. Кто ты, девочка?
У меня сильно запершило в горле и какое-то время я не могла выдавить ни слова. Было очень больно из-за такой тяжёлой потери, и, в то же время, было грустно за этого «неприкаянного» человека, которому будет ох как непросто с эдакой ношей существовать...
– Я – Светлана. А это – Стелла. Мы просто гуляем здесь. Навещаем друзей или помогаем кому-то, когда можем. Правда, друзей-то теперь уже не осталось...
– Прости меня, Светлана. Хотя наверняка это ничего не изменит, если я каждый раз буду у вас просить прощения... Случилось то, что случилось, и я не могу ничего изменить. Но я могу изменить то, что будет, правда ведь? – человек впился в меня своими синими, как небо, глазами и, улыбнувшись, горестной улыбкой, произнёс: – И ещё... Ты говоришь, я свободен в своём выборе?.. Но получается – не так уж и свободен, милая... Скорее уж это похоже на искупление вины... С чем я согласен, конечно же. Но это ведь ваш выбор, что я обязан жить за ваших друзей. Из-за того, что они отдали за меня жизнь.... Но я об этом не просил, правда ведь?.. Поэтому – это не мой выбор...
Я смотрела на него, совершенно ошарашенная, и вместо «гордого возмущения», готового тут же сорваться с моих уст, у меня понемножечку начало появляться понимание того, о чём он говорил... Как бы странно или обидно оно не звучало – но всё это было искренней правдой! Даже если мне это совсем не нравилось...

Сегодня трудно поверить, что универмаг, ставший символом люксового шопинга в Лондоне, был построен в самой непрестижной части с сомнительными перспективами коммерческого успеха.

  1. Размер имеет значение

Универмаг Гарри Гордона Селфриджа впервые открыл двери перед покупателями 15 марта 1909 года. Изначально в его названии присутствовал апостроф - Selfridge`s, указывающий на то, что магазин является личным бизнесом мистера Селфриджа. Этот универмаг был самым молодым в обойме престижных лондонских торговых центров и единственным, построенным специально для этих нужд, - остальные открывались на имеющихся или расширенных и адаптированных под торговлю площадках. На сегодняшний день Selfridges – второй по размеру торговых площадей универмаг в Соединенном королевстве, больше него только Harrods.

  1. Мне бы в небо

Через четыре месяца после открытия магазина Selfridge`s французский авиатор Луи Блерио впервые в истории перелетел Ла-Манш. Гарри Селфридж разумно посчитал, что не может быть лучшего аттракциона для его магазина, как выставить самолет Блерио на показ публике. Расчет предпринимателя оправдался - за четыре дня экспозиции универмаг посетили 150 000 человек.

  1. Танцы на крыше

С первых дней работы магазина крыша Selfridges стала одной из самых модных площадок лондонской богемы. Известно, что летом 1913-го года благотворительный бал Мориса Мове и Флоренс Уолтон собрал на крыше универмага 2 000 человек. Во время Лондонского Блица крыша Selfridges была сильно повреждена при бомбежках, и после войны на протяжении семидесяти лет площадка была закрыта для посещений. Вторая жизнь террасы началась в 2009 году, когда французский шеф-повар, обладатель звезды Michelin Пьер Коффманн рискнул открыть на ней поп-ап ресторан с видом на Оксфорд-стрит. С тех пор популярность и шик вечеринок на крыше Selfridges год от года набирает обороты.

  1. Шопинг с сейсмографом

В тридцатых годах Гарри Селфридж предпринял новую удачную попытку привлечь внимание посетителей, установив в холле универмага настоящий сейсмограф. Аппарат простоял в торговом центре несколько лет, и некоторым покупателям довелось своими глазами видеть регистрацию его датчиками подземных толчков на другом конце света. Сейчас этот сейсмограф выставлен в экспозиции Британского музея.

  1. Повелительница Времени

В 1931-м году на фасаде над входом в здание были установлены часы с украшением в виде крылатой женщины. Четырехметровая бронзовая скульптура с эмалевым покрытием The Queen of Time была создана известным британским мастером Джилбертом Бэйсом по случаю двадцатилетия бренда Selfridge`s.

  1. Люксовый бункер

Фундамент и коммуникации Selfridges уходят на 60 метров под землю, поэтому неудивительно, что во время Второй Мировой войны подземные площади универмага использовались в оборонных целях. Американцы, пользуясь близостью Selfridges к своему посольству, устроили там бункер и проложили защищенную линию телеграфной связи. В подвалах универмага в годы войны неоднократно встречались Уинстон Черчилль и Дуайт Эйзенхауэр.

  1. Потерянный апостроф

К началу Первой Мировой войны Гарри Селфридж стал одним из самых богатых лондонских предпринимателей, однако в начале тридцатых годов потерпел крах, став жертвой собственной расточительности, сластолюбия и самоуверенности. В 1936-м году он был вынужден признать себя банкротом, задолжав партнерам по бизнесу астрономическую сумму в 150 000 фунтов. У него было только два выхода – найти деньги и отказаться от поста президента компании и потерять право на торговое имя. Селфридж подал в отставку и последние десять лет жизни довольствовался пенсией в 6 000 фунтов в год, а универмаг, по решению совета директоров, в 1939-м году лишился именного апострофа в знак того, что основатель компании более не имеет на него никаких прав. Говорят, что престарелого Селфриджа неоднократно видели стоящим на Оксфорд-стрит напротив входа в универмаг и грустно разглядывающим изменившуюся вывеску.

  1. Запоминающийся номер

Никто не знает, при каких обстоятельствах (но явно не за «спасибо») Гарри Селфридж смог получить у Главного управления почты и телеграфа Лондона лучший из возможных телефонных номеров. На протяжении нескольких лет было достаточно набрать “1”, чтобы оператор соединил абонента с Selfridges.

  1. «Наследница» Selfridge

Дочерняя компания Miss Selfridge появилась в Лондоне через много лет после смерти основателя компании. Руководство универмага в 60-х годах решило привлечь внимание молодежной и прогрессивной аудитории к своему бренду, основав новую марку. Miss Selfridge находился в здании универмага, но имел собственный вход с Duke Street; в нем, в частности, была собственная кофейня и фирменный магазин Пьера Кардена.

  1. Рай для шопоголика

Сегодня Selfridges претендует на статус универмага с самым большим обувным отделом во всем мире, в котором одновременно продается более 4000 пар обуви. Кроме того универмаг считается законодателем современного стандарта мерчендайзинга парфюмерии и декоративной косметики: раньше универмаги прятали такие отделы в глубине торговых залов, и именно Selfridge первым выставил товары для женской привлекательности на первую линию торговой галереи.


…ее ошеломила витрина с готовыми дамскими нарядами<…>ничего подобного она никогда еще не видывала; от изумления она даже не могла сдвинуться с места.

В глубине широкие полосы очень дорогих брюггских кружев спускались вниз наподобие алтарной завесы, распростершей рыжевато-белые крылья; дальше гирляндами ниспадали волны алансонских кружев; широкий поток малинских, валансьенских, венецианских кружев и брюссельских аппликаций был похож на падающий снег. Справа и слева мрачными колоннами выстроились штуки сукна, еще более оттенявшие задний план святилища.

В этой часовне, воздвигнутой в честь женской красоты, были выставлены готовые наряды; в центре было помещено нечто исключительное — бархатное манто с отделкой из серебристой лисицы; по одну сторону красовалась шелковая ротонда, подбитая беличьим мехом; по другую — суконное пальто с опушкой из петушиных перьев; наконец, тут же были выставлены бальные накидки из белого кашемира, подбитые белым же, отделанные лебяжьим пухом или шелковым шнуром.

Здесь можно было подобрать себе любую вещь по вкусу, начиная от бальных пелерин за двадцать девять франков и кончая бархатным манто ценою в тысячу восемьсот.
Пышные груди манекенов растягивали материю, широкие бедра подчеркивали тонкость талии, а отсутствующую голову заменяли большие ярлыки, прикрепленные булавками к красному мольтону шеи.
Зеркала с обеих сторон витрины были расположены так, что манекены без конца отражались и множились в них, населяя улицу прекрасными продажными женщинами...

В этом году на экраны телевизоров вышел британский сериал “Мистер Селфридж”, рассказывающий о жизни удачливого американца. Сериал я не смотрела, а книгу, по которой он был поставлен, полистала.

Когда-то в 1906 году в Лондоне чикагский бизнесмен купил магазинчик на ничем ни примечательной Оксфорд стрит.
А в 1909 году произошло открытие нового магазина, готового реализовать любые желания клиентов.

Приглашение на открытие магазина Селфриджа

Индустриальное развитие Англии было причиной появления класса людей, желающих продемонстрировать свое богатство. Они готовы были вкладывать быстро накапливающиеся у них деньги в дело или тратить их на удовольствия.
Новые богачи скупали дома, заводили огромный штат прислуги, давали приемы. Эти дома нужно было обставлять, прислугу -одевать, а гостей на приемах - нужно было удивлять.

Для удовлетворения этого неограниченного спроса Селфиридж появился как нельзя кстати.

В центре Лондона не было недостатка в магазинах. Но в то время большие магазины Парижа и Лондона были просто большими магазинами, где продавалось очень много товаров. Продавцы в них были не всегда любезны, и их отношение к клиенту часто зависело от финансовых возможностей этого клиента.

Селфридж совершил в Лондоне маленькую революцию. Во-первых, он решил продавать в своем магазине абсолютно все, он решил открыть универмаг. Во-вторых, он сконцентрировал свое внимание не на тех, кто пришел в магазин купить определенную вещь, а на тех, кто пришел в магазин лишь посмотреть.

В начале двадцатого века прекрасные представительницы среднего класса имела массу свободного времени, их супруги пропадали на работе, занимаясь бизнесом или политикой, дети проводили свой день с нянями и гувернантками, хозяйством занимался целый штат прислуги. Женщины, скучая, листали дамские журналы, а оттуда на них обрушивалась масса соблазнов - модные новинки сезона, советы о том, как стать красивой и новые чуда-средства.

Говорят, эмансипация женщин началась с того момента, когда женщины получили возможность самостоятельно делать покупки. Женщина двадцатого века не хотела сидеть дома, она хотела быть самостоятельной, и Гарри Селфридж предоставил ей такую возможность.

“Я появился, когда женщины захотели выйти и почувствовать самостоятельность. Они пришли в мой магазин и реализовали свои мечты”-

Гарри Селфридж.

Многие лондонские дамы, до этого момента имевшие привычку покупать товары в лавках и мелких магазинах, были ошеломлены размахом нового предприятия, Селфридж практически полностью изменил их отношение к покупкам.
Успех торговли теперь зависел от успехов соблазнения покупателя. И на реализацию этой цели были направлены все возможные средства.

Итак, объектом соблазнения была выбрана женщина.

…женщины останавливались, толпились перед окнами, возбужденные от желаний.

И ткани оживали под действием страстей, кипевших на улице; кружева чуть колыхались, таинственно скрывая за своими ниспадающими складками недра магазина; даже толстые четырехугольные штуки сукна дышали соблазном;
пальто на оживших манекенах принимали все более округлые формы, а роскошное бархатное манто, гибкое и теплое, вздувалось, точно покоясь на женских плечах, облегая волнующуюся грудь, трепещущие бедра.

От магазина веяло жаром, как от фабрики, и этот жар исходил главным образом от прилавков, где шла оживленная продажа и была сутолока, которая чувствовалась даже за стенами здания.

В помещении стоял непрерывный гул, точно от машины, находящейся в движении в беспрестанно обрабатывающей покупательниц, — их сбивали в кучу перед прилавками, одурманивали товарами, а затем перебрасывали к кассам.

И все это — с механической точностью, с силой и логикой передаточного механизма, захватывающего целые толпы женщин.

С этой целью парфюмерия и косметика размещались прямо у входа в универмаг, чтобы тонкие ароматы будоражили воображение, расслабляли и создавали романтически-мечтательное настроение. Оформлению витрин уделялось особое место, они создавались мастерами своего дела, как произведение особого искусства. Посетителей привлекали утонченностью и изысканностью.

Прилавки исчезали под грудами белоснежных шелков и лент, перчаток и платков.

Вокруг железных колонок вились облака белого муслина, местами перехваченные белым фуляром.

Лестницы были убраны белыми драпировками — то пикейными, то бумазейными; драпировки тянулись вдоль перил, опоясывали залы и поднимались до третьего этажа.

Казалось, белые ткани взлетели на крыльях, там сбиваясь в кучу, тут рассыпаясь, как стая лебедей.

Отделы кипели жизнью, публика осаждала лифты, теснилась у буфетов и в читальном зале, словно целый народ странствовал в занесенных снегом просторах.

По контрасту толпа казалась черной и напоминала конькобежцев на льду какого-нибудь польского озера в декабре.

В нижнем этаже волновалась, как море в час прилива, темная людская масса, в которой можно было разглядеть прелестные восхищенные лица женщин.

В пролетах железного остова, по лестницам, по воздушным мостам бесконечной вереницей поднимались вверх маленькие силуэты, точно путники, заблудившиеся среди снежных утесов. .

Уровень услуг, оказываемых продавцами, был ошеломляющим. Этому Селфридж научился у другого знаменитого торговца, американца Терни Стюарта .

Гарри Селфридж (в середине) на террассе устроенного на крыше магазина ресторана,
излюбленного места встреч английских суфражеток.1911 год.

Тени Стюарт был владельцем нью-йоркского магазина, который называли Мраморным дворцом .
Стюарт нанимал только симпатичных мужчин, которые работали продавцами-консультантами и владели всеми тонкостями общения с дамами.

Время, потраченное молодым продавцом на уговоры и обслуживание покупательницы нередко было несоизмеримо с самой покупкой, которая могла быть покупкой лишь одной пуговицы.

Однако, Терни был расчетливым психологом: после приятного общения покупательницы не утрачивали интереса, наоборот, они стремились получить новое удовольствие. Они продолжали свой путь по магазину, вновь и вновь останавливаясь у заинтересовавшего их товара, и подвергаясь новому и новому обольщению.

Терни Стюарт первым ввел художественное оформление витрин и оснащение магазина зеркалами в рост человека. С таким опытом в Лондоне Селфриджу не было равных.

Гарри Селфридж, 1910 г.

До открытия магазина Селфриджа леди, в отсутствии мужчин, не могла позволить себе где угодно выпить чаю, чтобы не нарушить приличий. Таких мест, где бы можно было встретиться с подругами, и в располагающей к тому обстановке обсудить сделанные покупки, или последние новинки моды, было не так уж много.

Теперь же в распоряжении дам были не только уютные кафе и рестораны, но и читальные залы, а также комнаты для отдыха матери и ребенка с профессиональными нянями. Для удобного перемещения покупательниц Селфридж оснастил магазин лифтами и эскалаторами.

Г-же Гибаль надоело стоять среди движущейся толпы, и она сказала:

— Ну, вы, очевидно, будете тут еще покупать, а мы пойдем наверх.
— Нет, нет, подождите меня! — воскликнула г-жа Марти.
— Я тоже наверх… Там парфюмерный отдел. Мне необходимо зайти в парфюмерный отдел.

Этот отдел, открытый лишь накануне, находился рядом с читальным залом.

Чтобы избегнуть толкотни на лестнице, г-жа Дефорж предложила было воспользоваться лифтом, но от этого пришлось отказаться, так как возле него выстроилась длинная очередь.

Наконец наши дамы очутились у открытого буфета, где была такая давка, что один из инспекторов занялся обузданием аппетитов и стал впускать проголодавшихся покупателей только маленькими группами.

От самого буфета дамы уже почувствовали близость парфюмерного отдела по резкому запаху саше, которым благоухала вся галерея. Здесь покупательницы вырывали друг у друга мыло «Счастье» — гордость фирмы.

Под стеклянными крышками прилавков, на хрустальных полочках этажерок стояли рядами баночки с помадой и пастой, коробки с румянами и пудрой, флаконы с туалетной водой и эссенциями; в особом шкафчике красовались щеточки, гребни, ножницы и карманные флакончики.

Изобретательные продавцы декорировали выставку белыми фарфоровыми баночками и флаконами из белого хрусталя.

Но в особенности восхищал всех серебряный фонтан, устроенный в центре и изображавший пастушку, стоящую посреди боскета; из фонтана непрерывно била струйка фиалковой воды, стекая с мелодичным журчанием в металлический бассейн. Вокруг распространялось чудесное благоухание, и дамы, проходя мимо фонтана, смачивали в нем носовые платки. <…>

— Ну вот, теперь все кончено, я к вашим услугам, — сказала г-жа Марти, нагрузившись туалетной водой, зубным порошком и косметикой.

— Пойдемте к госпоже де Бов.

На площадке большой центральной лестницы ее внимание приковали японские изделия <…>

На этот раз г-жа Дефорж, хотя и не без досады на себя, — ибо она только что поклялась больше ничего не покупать, — не устояла перед вещицей из слоновой кости тончайшей работы.

Для создания располагающего для покупок настроения, в магазине устраивались показы мод с живой музыкой, для чего приглашались хорошие музыканты.

Во времена, когда не было ни радио, ни телевизора, а кино лишь зарождалось, магазин Селфриджа развлекал покупателя таким гламуром, какой можно было увидеть лишь в мюзик-холле.

Покупателей поражали высокие потолки, огромные пространства,
на которых хранились в открытом доступе массы товаров, электрическое освещение, шикарные люстры.

Торговый дом Селфриджа для многих покупательниц стал уютнее, чем их собственный дом.

После Вестминстерского аббатств и Тауэра, магазин Селфриджа стал третьи чудом Лондона, на которое привозили полюбоваться туристов. Там публика покупала то, что ей было нужно, и то, о чем она даже не помышляла, но соблазнилась после великолепной демонстрации товара.

Оформление витрины с демонстрацией чемоданов.

В своих амбициях расширения покупательной сферы Селфридж произвел революционный переворот в сознании, он внедрил новый принцип торговли - обслуживание всех слоев общества. Торговый дом принял в свои объятия представительниц аристократических семейств и скромных белошвеек, жен депутатов парламента и фабричных работниц.

Торговый дом предлагал им все, от пуговиц и тесьмы до роскошных манто, от галантерейных товаров до фотографического оборудования. Все зависело от покупательных возможностей клиента.

"Я готов торговать всем, от аэропланов до сигар", - заявлял Гарри Селфридж.

О том, чтобы покупка была удобна, изящно упакована и вовремя доставлена по назначению, заботился магазин.
Для этих целей пятьдесят фургонов, в которых были запряжены крепкие лошади, трижды за день отправлялись, нагруженные товаром к покупателям, со временем их заменили автомобили.


“Следите за покупками своей супруги. Она может быть очаровательной в вашей гостиной, но у прилавка она может превратиться в вампиршу”
Мужчины удалились в соседнее помещение, а тем временем продавщицы принялись обыскивать графиню и даже заставили ее снять платье, чтобы осмотреть бюст и бедра.

Кроме спрятанных в рукава воланов алансонскнх кружев, которых оказалось двенадцать метров по тысяче франков за метр, они нашли у нее на груди новый носовой платочек, веер и галстук, измятые и теплые, — всего тысяч на четырнадцать.

Г-жа де Бов, охваченная бешеной, неодолимой страстью, воровала таким образом уже целый год.

Припадки усиливались, приобретали все более серьезный характер, окрашиваясь каким-то сладострастием, удовлетворения которого требовало все ее существо; она теряла всякое благоразумие и предавалась воровству с наслаждением тем более острым, что рисковала на глазах у всех своим именем, своей честью и высоким положением мужа. <…> хотя карманы у нее и были набиты деньгами; она воровала ради воровства, как любят ради любви; ее подстрекало необузданное желание, она была во власти душевного недуга, который развился у нее на почве ненасытного стремления к роскоши, в свое время внушенного ей необоримыми, грубыми соблазнами больших магазинов. .

Печатные издания стали всерьез обсуждать влияние магазинов на дамское безумие, тому были все основания, ярким примером была вдова президента Линкольна. Мэри Линкольн, чтобы забыться после смерти мужа, занялась шоппингом, в результате чего ее счет магазину составил 48 тысяч долларов (сейчас эта сумма тянет на миллион долларов), после чего ее родные объявили ее сумасшедшей и опротестовали ответственность за ее долги.

Но остановить эту женскую страсть было невозможно.
И ничего удивительно нет в том, что главными покупательницами Гарри Селфриджа оказались английский суфражистки.

Продолжение следует

Есть две новости: плохая и хорошая. Плохая: закончился 1-й сезон британского сериала «Мистер Селфридж»... Хорошая: в апреле уже начинаются съемки 2-го сезона! Сценарий Эндрю Дэвиса (которого многие из вас должны любить хотя бы за «Гордость и предубеждение» 1995 года, а были еще «Эмма», «Дневники Бриджит Джонс», «Возвращение в Брайдсхед» и многое другое прекрасное) и игра харизматичного Джереми Пивена обеспечили успех этого сериала, рейтинг которого был выше, чем у «Аббатство Даунтон», ура!

Разумеется, мне захотелось побольше узнать о жизни Гарри Гордона Селфриджа и я покопалась в интерне те. Британские интернет-издания просто завалили меня интересной информацией. Я не могу все носить в себе, буду с вами делиться.
Сегодня я расскажу вам лишь про универмаг.
Да, все правда, жил-был на самом деле такой человек, как Гарри Гордон Селфридж, который придумал всем нам известную фразу «Клиент всегда прав» (жаль только, что в России она редко работает) и основал в Лондоне, на Оксфорд-стрит универмаг Selfridges , также известный как Selfridge & Co .

Г. Г. Селфридж и Д. Пивен в его роли.

А началось все с того, что в 1906 году американский коммерсант Гарри Селфридж вместе со своей женой отправился в отпуск в Англию. И обратил внимание на то, что крупные магазины в Лондоне работают скучно, по старинке, не так, как в Америке. Вот тогда ему и пришла в голову гениальная идея построить свой собственный универмаг на немодной тогда улице Оксфорд-стрит.

Гарри Гордон Селфридж и его Selfridges (Alick P.F. Ritchie, 1911)

Подошел он к этому делу со свойственным ему энтузиазмом и размахом.
В 1906 году начинается строительство восьмиэтажного здания в неоклассическом стиле на Оксфорд-стрит.
Новый магазин был открыт для публики 15 марта 1909 года, и этому предшествовала большая рекламная шумиха в прессе - сегодня это естественно, а тогда выглядело «вызывающе как-то».

Ажиотаж вокруг его торжественного открытия был таким, что тридцать полицейских сдерживали у магазина толпу.

День открытия Selfridge"s

Каждый, кто пришел в первую неделю после открытия "Селфриджес" получал в подарок маленький серебряный ключик, который тогда модно было носить на браслете.


Эта подвеска должна была напоминать покупателям, что им они всегда смогут отпереть дверь в Страну счастья (история про ключик взята из замечательного художественно-документального фильма "Городские соблазны-История Шопинга" , посмотреть который мне порекомендовала tessitelli , за что ей большое спасибо!).


Так над Селфриджем и его магазином с фасадом в неоклассическом стиле посмеялся художник Robert Stewart Sherriffs.

Магазин был построен по проекту архитектора Даниеля Бернема (Daniel Burnham), спроектировавшего знаменитый небоскреб-утюг «Флэтайрон-билдинг» в Нью-Йорке и Станцию Юнион в Вашингтоне, здание имело стальной каркас, пять этажей и подвалы в три уровня.

Строительство происходило в несколько этапов, но по единому дизайну. К открытию были построены первые девять с половиной секций ближе к углу Дьюк-стрит.


Расширение магазина на запад закончилось между 1924-29 годами. Внешний вид универмаг, каким его знают сегодня, приобрел в 1929 году.


центральный вход


входные крутящиеся двери



Лифты



На дверях лифтов изображены знаки зодиака.


Эти лифты в стиле Ар деко были установлены в 1928 году, к двадцатому юбилею универмага. Панели с изображениями лебедей - дань увлечению экзотическим японским стилем. В Selfridges первоначально лифтерами служили молодые женщины, но после Второй мировой войны, их заменили на бывших военнослужащих-инвалидов. Лифты были сняты в 1970 году, когда эскалаторы стали более популярными.

Но это еще не все! Амбициозность Селфриджа должна была проявиться в 450-футовой башне. Он хотел, чтобы его магазин возвышался над Лондоном! Но идее не суждено было сбыться...

планировалось

и стало

На самом деле, я даже не представляла, насколько мы все с вами постоянно сталкиваемся с новациями, внедренными Селфриджем! Одно только то, что женщины сегодня "лечат нервы" шоппингом - целиком на его совести, это он придумал, как превратить поход за покупками в удовольствие.


Selfridges в 40-е

"Он думал, что его клиенты обязательно должны иметь возможность потрогать товары, почувствовать их запах, вкус, а не держать их все время взаперти на витрине, под стеклом, - рассказывает Джереми Пивен (три награды «Эмми» и один «Золотой Глобус» за роль Ари Голда в «Красавцах»), который просто очарован своим персонажем Гарри Селфриджем,- товар должен был воздействовать на все органы чувств, и быть по-своему столь же захватывающим, как секс".


кадр из сериала



Selfridges

В «Селфриджес» было создано все для того, чтобы клиент оставался в нем как можно дольше. Был продуман не только сам процесс рекламы и продажи товара, но и проявлена забота о своих клиентах. Так, для их отдыха в универмаге располагались: элегантные рестораны с умеренными ценами; для женщин - салон красоты Elizabeth Arden ; для мужчин - библиотека, где муж мог почитать газету, пока его жена делает покупки; комната первой медицинской помощи, а также «комната тишины», с мягким освещением, глубокими креслами и двойным остеклением, чтобы, устав от шоппинга, шума и толкотни, можно было посидеть, отдохнуть и расслабиться, ну а потом, снова продолжать делать покупки!

Кстати, идею комнаты тишины снова возродили в "Селфриджес" - в этой комнате нельзя разговаривать, ходить в обуви, пользоваться мобильными устройствами (этой новостью со мной поделилась avichka , за что ей тоже большое спасибо!).

Сотрудников магазина учили всегда быть под рукой, чтобы помогать клиентам, но делать это ненавязчиво.


кадр из сериала

"Он поставил отдел косметики и парфюмерии прямо в передней части магазина, именно там, где теперь он находится в каждом универмаге во всем мире, - продолжает восхищаться Селфриджем Пивен,

Если вы находитесь в Barneys в Нью-Йорке или каком-нибудь другом универмаге, все они следуют модели, созданной Гарри. Selfridges недавно был признан лучшим универмагом в мире. Снова. И вот уже более 100 лет с тех пор, как его построили". Джереми говорит об этом с такой гордостью, словно он сам - Гарри Селфридж. «Я полностью вовлечен в эту идею. Он (Селфридж) был большим поклонником Барнума , и многое в его концепции, как раскрутить универмаг, было основано на поощрении и на зрелищности».
В магазин приглашались известные актрисы, устраивались выставки, шоу...

Harry Gordon Selfridge и актриса Anna May Wong, 1937 г.

Разумеется, Селфридж обладал яркой харизмой, был настоящим лидером. «Босс внушает страх, лидер - энтузиазм», - говорил он и с ним нельзя не согласиться.

Самой главной достопримечательностью магазина был... сам его хозяин! Всегда элегантно одет, подтянут, с жемчужной булавкой в галстуке и цветком в петлице, Гарри стал, по словам одного репортера, "так же популярен в Лондоне, как Биг Бен".


Когда он входил в ресторан при универмаге Palm Court (разрушен во время войны), чтобы выпить чаю, оркестр начинал играть "Я просто без ума от Гарри!", а обожающий его персонал - аплодировать! Много вы знаете таких начальников?

Bennie Krueger Orch. "I"M JUST WILD ABOUT HARRY" (1922)

Конечно, если Селфридж был таким, каким его изобразил Джереми Пивен, то я понимаю персонал)) Мне тоже хочется ему аплодировать, когда я только вижу, как он в фильме входит в магазин, столько в нем энергии и позитива!



«Я играю его как луч солнца, - говорит Пивен, - Он применяет эмоциональное кунг-фу к людям, чтобы их убедить. Они говорят: "мы обречены - этого никогда не произойдет», а он отвечает им: "все будет в порядке!" Он лучик солнца в дождливый лондонский день!".

Селфридж считал, что можно привлечь покупателей в магазин, если знакомить их там с новинками технического прогресса. У него в магазине, в 1909 году, действительно, как мы с вами и видели в сериале, выставлялся моноплан Луи Блерио, что привлекло в магазин 12000 человек.


Там же, в Selfridges, в 1925 году состоялась первая публичная демонстрация телевидения.


Гарри ввел такие революционные новшества, как большие зеркальные стекла и эффектные экспозиции в витрине. Он считал, что каждое из этих 21 окон было "чистым холстом, в ожидании, чтобы его раскрасили в совершенстве".



Эти профессионально разработанные витрины были (и остаются) своего рода шедеврами. Электрический свет горел в них до 12 ночи, а оформление витрин на Рождество и сегодня является туристической достопримечательностью Лондона.


витрины в наши дни

Витрина, посвященная К. Лабутену и его обуви


Эта витрина и выше - последний нашумевший проект Kusama-concept для Louis Vuitton



Рождество - 2013


В 1920-х и 1930-х годах на крыше магазина находились террасные сады, кафе и мини-гольф. Крыша, с впечатляющим видом на Лондон, была популярным местом для прогулок после похода по магазинам и часто использовалась для показов мод.


Во время Второй мировой войны в магазин не раз попадали бомбы: в 1940, 1941 и 1944 годах. После разрушительного взрыва в универмаге в 1940 году Гарри поклялся никогда больше не разбивать на крыше сады...
Про универмаг в годы войны тоже можно снять целый сериал, не буду забивать вам этим голову, скажу только, что подвалы использовались для штаба американской армии.



Но время идет, самого Селфриджа уже нет в живых, у универмага не раз поменялись владельцы, которые давно вынашивали планы возродить на крыше террасу. Но в итоге, летом 2011 года на крыше была сделана не терраса, а искусственная река, по которой плавали лодки! Очень в духе креативных решений Гарри)) Осенью, правда, этот канал разобрали...

Чтобы в 2012 году на крыше открыть органическое кафе Daylesford и площадку для крэйзи-гольфа в стиле "Алисы в Стране чудес".

The Pearly King and Queen of the City of London and thier children officially open "The Big Rooftop Tea and Golf Party" at Selfridges on May 30, 2012

кафе

Джереми Пивену (он как и его герой - американец, приехавший завоевывать Лондон) нравится Британия, а еще больше - сниматься в роли Селфриджа. Ему, конечно же, польстило недавнее признание принца Гарри, что он обожает "Красавцев", особенно, Ари Голда, но Джереми считает, что это не тот персонаж, с которым он бы хотел, чтобы его ассоциировали. А вот сыграть такую яркую, интересную личность, как основателя "Селфреджес", другое дело!

Посты на похожие темы:

Анонс. «Мистер Селфридж» и «Дамское счастье».

Загрузка...