Идеи. Интересно. Общепит. Производство. Руководство. Сельское хозяйство

Презентация по литературному чтению "тренинг для развития быстрого чтения". Презентация "упражнения для чтения" Презентации с упражнениями для развития скорости чтения

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Презентацию на тему "Тренинги для развития навыка быстрого чтения" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Окружающий мир. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 22 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Презентацию выполнила учитель начальных классов МОУ СОШ№1 г. Сим Челябинской обл. Ткачёва Оксана Николаевна 2010 год

Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно. А. Н. Толстой.

Слайд 2

сплошнойТЕКСТ

ТЕКСТ С КАРТИН-КАМИ

НАЙДИ МЕНЯ ЧТЕНИЕ НАОБОРОТ ТЕКСТ ВЕРТУШКА СОБЕРИ ТЕКСТ

ТЕКСТ С НАЛО- ЖЕНИЕМ

ЧТЕНИЕ С РЕШЁТКОЙ

ЧТЕНИЕ С ПОЛОВИН- КАМИ СЛОВ

ВВЕРХ НОГАМИ

ЗАШУМ-ЛЁННЫЙ ТЕКСТ

ПЕРЕМЕ- ШАННЫЕ БУКВЫ

НЕТ ПОРЯДКА

Слайд 3

Майский снег Снег идёт! Удивляются дети: "К нам зима Воротилась Опять?" Это просто На яблоне Ветер Хочет все лепестки Сосчитать. (В.Приходько)

Слайд 4

НаполянувышлилосихаслосёнкомГордыйлось наблюдалзанимиКрасивыиумныэтизвери ГолодноихолодноимзимойПустокругомНилисточка,нитравкиоднагорькаякораИвдругзапах сенаНаполянестоитбольшаякормушкаДобрые рукиегеряположилидушистоесеновкормушку Онхозяинвлесуизаботитсяодеревьяхптицахзверях. В.Карасёва

Слайд 5

По садовой ДРОКОЖЕ тихо шлёпал ножками ЁИЖК. Навстречу шли дети. «Стоп, ёжик!» – КУРКИНЛ Петя и достал шапочку. Из-за пенька выглянул СИРОЧАТК-лесовичок и тихо пропищал: «Не обижайте колючего КОБОКЛА, дети!» Малыши притихли. На дорожке ФАРЧЫЛ клубок иголок, среди ветвей мелькала СРОКОА, из дупла выглянула БОЧЛЕКА. «Кто это?» – спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ЁИЖК спокойно отправился ДМООЙ.

Неожиданная встреча

Слайд 6

БЕЛКА И ВОЛК БЛЕКА ПГЫРАЛА С ВТЕКИ НА ВТЕКУ И УЛАПА ПМРЯО НА СОГОННО ВЛОКА. ВЛОК ВКЧИСОЛ И ХЕТОЛ ЕЁ СЕЪТСЬ. БЛЕКА СЛАТА ПСОРТИЬ: – ПСУТИ МНЕЯ. ВЛОК СЗАКАЛ: – ХОШОРО, Я ПЩУУ ТБЕЯ, ТКОЬЛО ТЫ СЖАКИ МНЕ, ОГЕТЧО ВЫ, БЛЕКИ, ТАК ВСЕЛЕЫ. МНЕ ВГЕСДА СЧУНКО, А НА ВАС СТОМИРШЬ – ВЫ ТАМ ВРЕВХУ ВСЁ ИРАТЕГЕ И ПГАРЕТЫЕ. БЛЕКА САЗАКЛА: – ПТУСИ МНЕЯ ПЖЕДРЕ НА ДЕВРЕО, А ОТДУТА ТБЕЕ СЖАКУ, А ТО Я БСЮОЬ ТБЕЯ. ВЛОК ПСИТУЛ, А БЛЕКА УЛША НА ДЕВРЕО И ОТДУТА САЗАКЛА: – ТБЕЕ ОГТОТО СЧУНКО, ЧТО ЫТ ЗОЛ. ТБЕЕ ЗСОЛТЬ СДЕРЦЕ ЖЁЖТ. А МЫ ВЕЛЕСЫ ОГТОТО, ЧТО МЫ ДРОБЫ И НОМИКУ ЗЛА НЕ ДАЕЛЕМ. Л. Толстой

Слайд 9

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: "Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю". Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: "Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь - бывает и от мыши добро".

Лев и мышь Л.Н. Толстой

Слайд 10

Слайд 13

Первая охота Надо __ щен__ гон__ кур по дво__. «Пой__-ка, – дума__, – на охо__ за дик__ зверя__ и птиц__». Шмыг__ под ворот__ и побе__ по лу__. Увиде__ его дик__ зве__, пти__, насеко__ и дума__к ажд__ про се__. Выпь дума__: «Я его обма__». Удод дума__: «Я его удив__». Ящер__ дум__: «Я от не__ вывер__». Гусен__, бабо__, кузне__ думают: «Мы от не__ спряч__». «Мы все за се__ посто__ уме__», – дум__ они про се__. А ще__ уже подбе__ к озе__ и дум__: «Вот я сей__ их пойм__!» – и пригот__ уже прыг__... (В. Бианки)

Слайд 14

Первая охота Надоело щенку гонять кур по двору. «Пойду-ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами». Шмыгнул под воротами и побежал по лугу.Увидели его дикие звери, птицы, насекомые и думают каждый про себя. Выпь думает: «Я его обману». Удод думает: «Я его удивлю». Ящерка думает: «Я от него вывернусь». Гусеницы, бабочки, кузнечики думают: «Мы от него спрячемся». «Мы все за себя постоять умеем», – думают они про себя. А щенок уже подбежал к озеру и думает: «Вот я сейчас их поймаю!» – и приготовился уже прыгнуть... (В. Бианки)

Слайд 15

Слайд 18

Спор животных, и заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит. – Конечно, меня, – говорит, – я ему соху и борону таскаю, из вожу; сам он на мне в ездит; пропал бы он без меня совсем. – Нет, хозяин любит больше меня, – говорит, – я всю его семью кормлю. – Нет, меня, – ворчит, – я его добро стерегу. Послушал этот спор и говорит: "Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте". (К.Д.Ушинский)

Слайд 19

Слайд 20

http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200404202 В.Приходько «Майский снег», К.Д.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»

Вахрушева Т.В., Поова Е.В. 300 упражнений по русскому языку. – Москва: «аквариум» 2001. (тексты «Зимний день», «Белка»)

http://andreeva.21411s16.edusite.ru/images/p4_ovca2.jpg овечка

http://nature.ok.ru/picture/fish/5-1.jpg осётр

http://i.i.ua/photo/images/pic/9/4/487949_5ea1889.jpg снеговик

http://www.bookivedi.ru/photo/11/2009-12-08/9bc25ae72bd0_ki_pervaja_ohota.jpg обложка книги «Первая охота»

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/26/109/26109354_1212167171_3_1.jpg ёжик

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//44/87/44087268_vesna_06.jpg весна

http://s48.radikal.ru/i121/0901/aa/6c0f9a4a449f.jpg утро

http://i038.radikal.ru/0805/7b/0cfdc4115284.png подснежник

Слайд 21

http://www.docwalt.com/books.html книжная полка

http://nkozlov.ru/upload/images/0706/0706191311390.jpg белка и волк

http://www.klopp.ru/uploads/posts/2007-11/1195274095_belka1.jpg белка

http://www.dag-agro.com/Sites/dag/Uploads/terrion_5280.22CDBA77E2FC48AB9170579813BFE9BE.jpg трактор

http://www.fictionbook.ru/static/bookimages/00/13/55/00135533.bin.dir/h/i_020.jpg укротитель

http://www.fit-instrument.ru/pics/115190.jpg молоток

http://black738.narod.ru/5f8350820dd8.png дети и книга

http://arttravel.dn.ua/upload/file103.jpg снегирь на ветке яблони

http://s52.radikal.ru/i135/0908/8a/4ac50393d309.jpg учитель

http://900igr.net/data/chelovek/Otkuda-ja-vzjalsja-1.files/0029-038-U-losikhi-losenok.jpg лосиха

http://s48.radikal.ru/i120/0904/08/f57ebf058672.jpg сад

Литература. 1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать.- М.:Просвещение, 1991. 2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению.- М.: Просвещение, 1991. 3. Корнев А.Н.Нарушения чтения и письма детей.- СПб.:ИД”МиМ”,1997. 4. Оморокова М.И.и др. Преодоление трудностей.- М.: Просвещение, 1990. 5. Тихомирова И.И. Интерес к чтению: как его пробудить? // Школьная библиотека.- №6.-2001.

  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Совершенствование техники чтения Работу выполнила: Борисычева Светлана Валентиновна Учитель начальных классов МБОУ СОШ №30 г.Нижнего Новгорода

    2 слайд

    Описание слайда:

    Цель: -определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыков чтения. Задачи: 1. Подбор и проведение специальных упражнений для развития и совершенствования техники чтения. 2.Определить наиболее целесообразные методы и приёмы работы, способствующие развитию скорости, осознанности и выразительности чтения. 3. Подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха).

    3 слайд

    Описание слайда:

    Актуальность Чтение в начальной школе является не только важнейшим самостоятельным предметом, но и средством обучения, и чем успешнее дети овладеют полноценным навыком чтения, тем раньше и полнее будут реализованы их способности по учебным дисциплинам. . От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к чтению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Этапы становления навыка чтения аналитический этап синтетический этап этап автоматизации

    5 слайд

    Описание слайда:

    Характеристики навыка чтения Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту

    8 слайд

    Описание слайда:

    Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Условия, которые необходимо учитывать при организации работы по совершенствованию чтению: 1) упражнения в чтении должны быть каждодневными и систематическими; 2) отбор текстов для чтения не должен производиться с учетом психологических особенностей и интересов детей, и литературных особенностей текстов; 3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

    11 слайд

    Описание слайда:

    4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок; 5)при упражнении в чтении у ребенка должна быть ситуация успеха; 6)задания должны строиться от простого к сложному; 7) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Упражнения по формированию правильного и беглого чтения следует проводить в начале урока, а упражнения, связанные с осмыслением прочитанного, можно использовать при подготовке к восприятию нового материала. Упражнения можно включать на уроках окружающего мира, русского языка, изобразительного искусства, а также использовать для индивидуальной работы.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Типичные ошибки Искажение звукобуквенного состава 2. Наличие повторов. 3. Нарушение норм литературного произношения

    14 слайд

    Описание слайда:

    Причины ошибок 1) несовершенство зрительного восприятия; 2) неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата; З) нехватка дыхания; 4) незнание орфоэпических норм; 5) незнание лексического значения слова; 6) “догадка", вызванная субъективным типом чтения.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Упражнения для формирования правильности чтения П е р в а я г р у п п а – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти. 1. Назови картинки 2. Опиши предмет (показать и убрать). 3. Опиши движущийся предмет 4. Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных) 5. Выбери слова на данный звук 6. «Фотоглаз». 7. Заучивание четверостиший…. В т о р а я г р у п п а – упражнения со словами. 1. Повтори скороговорку, предложение, текст. 2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы. 3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания… 4. Чтение «перевёртышей». Лев ел волов. Иди искать такси, иди. 5. «Сквозная буква», «Лесенка». 6. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением). 7. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав

    16 слайд

    Описание слайда:

    Работа над беглостью чтения Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. . Поле чтения (или угол чтения) - это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление

    17 слайд

    Описание слайда:

    Упражнения для развития беглости чтения П е р в а я г р у п п а – упражнения для расширения поля зрения. 1. Работа по созерцанию зеленой точки. 2. Работа по таблицам Шульте. 3. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово. 4. Чтение столбиков с трафаретами. 5. Определи разницу. Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование; 6. Назови по порядку. 7. Работа с буквенными таблицами и трафаретом. 8. Наборы Т.Н.Федоренко. 9. «Фотоглаз». 10. «Угадай-ка» 11. «Кто быстрее?» 12. «Бегущая строка». 13. Работа по таблице. В т о р а я г р у п п а – упражнения для активации органов речи. 1. Артикуляционная гимнастика: а) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги; б) слова, трудные для произношения. 2. Скороговорки. 4. Чистоговорки. 5. Различные виды чтения (шепотом, громко, в парах, хором, медленно, в темпе скороговоркки, с переходом нс новый текст…)

    18 слайд

    Описание слайда:

    Работа над осознанностью чтения Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы). При этом важно учитывать, что расширение круга представлений младшего школьника о действительности должно идти от самого ребенка, его ближайшей среды обитания и окружения к более отдаленным явлениям. Необходимо проводить на уроках чтения лексическую работу. Она направлена на обеспечение понимания фактического, элементарного слоя произведения.

    19 слайд

    Описание слайда:

    Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения П е р в а я г р у п п а – логические упражнения. 1. Какое слово лишнее и почему? 2. Чем похожи следующие слова? 3. Путем перестановки букв составь слово. 4. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог. 5. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенныхпяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово. 1. Раздели слва на группы. 2. К выделеному слову подбери нужные по смыслу слова. Травы: клевр, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик; 3. Какие буква, слог, слово лишние. а у р о ы В т о р а я г р у п п а – игры по составлению слов со словами 1. Найди слово в слове. 2. Закончи предложение 3. Шарады. 4. Ребусы. 5. Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока) 6. Найди животное среди строк. 7. Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы м. Т р е т ь я г р у п п а – работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами. 1. Составь текст (перестановка предложений). 2. Составь предложения (3-4) к теме урока. 3. Закончи рассказ. Ч е т в е р т а я г р у п п а – работа с текстом (учебник). 1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы. 2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. 3. Задай вопросы по тексту или по части текста. 4. Определи, сколько частей в тексте. 5. Работа над заголовком. 5. Выборочное чтение. 6. Пересказ по вопросам и без них. 7. Составление плана текста.

    20 слайд

    Описание слайда:

    Работа над выразительными средствами речи. Очень важно научить детей использовать выразительные средства речи: дыхание, дикцию, голос. Упражнения для развития выразительности чтения 1) упражнения, направленные на развитие четкости произношения; 2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения; 3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память; 4) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

    21 слайд

    Описание слайда:

    Работа по формированию интереса к книге и процессу чтения Нужно ввести ребенка в мир книг, сформировать у школьников интерес к ним, знакомить с разнообразием детских книг, с работой библиотеки, привлекать к пользованию ее возможностями. Вызвать интерес к чтению помогают литературные праздники, игры, викторины, инсценировки литературных произведений, иллюстрирование произведений. Можно также использовать возможности современной техники, например, прослушивание образцов чтения рассказов артистами, просмотр мультфильмов, кинофильмов, караоке. Использовать ситуацию соревнования.

    22 слайд

    Описание слайда:

    Описание слайда:

    Литература Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. // Школа, 2007. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. - К., Педагогика, 2003. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 1994. с.10-16, с.30, с.192. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2001. с.4. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. М.: Педагогика, 1977. с.99, 215. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. - Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1975. Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Книга для учителя. – «Педагогика» Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. – 2001. - №5. Перова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3 – с. 16 –21. Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико-экспериментальное исследование. – М., Педагогика, 1980 г. Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980. Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения. Начальная школа. – 1989 - №5 – с. 15-17 Яковлева В. И. пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. – 1996 г. - № 6 – с. 12- 16.

    краткое содержание других презентаций

    «Работа с одарёнными детьми на литературе» - Воображение. Фантастическая аналогия. Презентация дидактического материала. Д. Дидро. Сказка «Три великана». Сказка «Нефтяная рыбка». Спасение героев. Сочинение сказки по заданному набору слов. Л.Н.Толстой. Символическая аналогия. Мозговой штурм. Изменение привычных отношений между героями сказок. Как мне повезло. Этапы развития творческого воображения. Метафоры. Метод каталога. Познавательные универсальные учебные действия.

    «Рабочая программа по чтению» - Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердцем. Пояснительная записка. «Жизнеутверждающая сказка». Цель программы. Программа на 2009 - 2010 учебный год. «Знакомство с книгами познавательного характера». Предполагаемые результаты. Школа радостного чтения. «Знакомьтесь, книжка юбиляр». «Добрый сказочник из Дании». «Творчество поэтессы Ю. Мориц». Школа радостного чтения. Тема: «Час веселых историй».

    «Творчество на литературе» - Творческое мышление. Развитие творческих способностей. Сочинения. Приём интеграции уроков. Социализация. Да, там костёр, люди – страшно, но вперёд. Условия для развития творчества. Приобщение к литературе. Школьники учатся пересказу. Жизненные навыки.

    «Навык чтения» - Давайте учить читать. Чтение. Таблицы Шульте. Сформированный навык чтения. Правильность чтения. Виды работ для формирования навыка чтения. Упражнения для развития техники чтения. Выразительность. Упражнения для понимания смысла прочитанного. Методика оптимального чтения. Динамическое чтение. Цифровые. Динамика скорости чтения. Методы и приемы работы над формированием навыка чтения. Техническая сторона чтения.

    «Развитие умения чтения» - Развитие осознанного чтения у школьников. Зрительные диктанты. Зависимость успеваемости учащихся начальной школы от скорости письма. Резервы обучения чтению. Пример задания «Фотоглаз». Взаимопроверка письменных работ. Виды упражнений. Чтение перед сном. Стимулирование учащихся. Примеры заданий по распространению предложений. «Договаривание» за учителем. Пример упражнения. Система И.Т.Федоренко. Пример слухового диктанта.

    «Продуктивное чтение» - Работа с текстом после чтения. Название. Обобщение. Эксперимент. Проверочные работы. Ангина. Виды уроков. Просмотровое чтение. Изучающее чтение. Работа с текстом до чтения. Ознакомительное чтение. Современные методы развития памяти. Действия. Желание читать. Сравни отрывок из записи. Изучение качества чтения. Работа с текстом на уроках русского языка. Работа с текстом во время чтения. Глубокая река.

    Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

    Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.

    Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного . Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

    Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.

    План урока:

    Перечень упражнений

    А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

    1. «Пол-арбуза»
    2. «Потерянные буквы»
    3. «Глаз — алмаз»
    4. «Шерлок»
    5. «Зазеркалье»
    6. «Бешеная книжка»
    7. «Птицы прилетели»
    8. «Партизан»
    9. «Эх, раз! Еще раз!»
    10. «Тайна пропавшего предложения»

    Упражнение 1. «Пол-арбуза»

    Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

    Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

    Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

    Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

    Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

    Упражнение 2. «Потерянные буквы»

    Еще одно упражнение на развитие антиципации.

    Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

    Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

    Книжн... полочка.

    Нов... футболочка.

    Больш... ложка.

    Рыж... кошка.

    Еще вот такую фразу:

    Бобик все котлеты съел,

    Он делиться не.......

    И еще вот такие:

    Ок-ок-ок — мы построим.......

    Юк-юк-юк — поломался наш......

    Упражнение 3. «Глаз – алмаз»

    Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

    Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

    Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

    Задача ребенка:

    • на счет один найти и показать пальцем единицу;
    • на счет два – двойку;
    • три – тройку и т.д.

    Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

    В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

    Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

    Упражнение 4. «Шерлок»

    На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

    рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

    Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

    Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

    Упражнение 5. «Зазеркалье»

    Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

    Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

    При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

    Упражнение 6. «Бешеная книга»

    Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

    Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

    Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

    Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.

    Упражнение 7. «Птицы прилетели»

    Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

    • спокойно;
    • радостно;
    • громко;
    • тихо;
    • грустно;
    • с раздражением;
    • со страхом;
    • с издевкой;
    • со злостью.

    Упражнение 8. «Партизан»

    Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух. И так несколько раз.

    Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

    Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

    Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

    Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

    Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

    Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

    А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

    Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

    Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

    Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

    Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

    1. Покажите ребенку первую карточку.
    2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
    3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
    4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
    5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

    В чем здесь смысл?

    Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

    В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

    Во втором – 9,

    в третьем – 10,

    в четвертом и пятом по 11,

    в шестом уже 12.

    То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

    Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

    Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

    Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

    Как заниматься?

    Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами , чтобы оценивать свои успехи.

    Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться .

    Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

    Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!

    И до новых встреч на страницах блога!

    Евгения Климкович.

    Загрузка...