Идеи. Интересно. Общепит. Производство. Руководство. Сельское хозяйство

Система управления жкх на уровне муниципального образования. Основные цели и задачи развития жилищно-коммунального комплекса. Какие особенности имеет управление жилищно-коммунальным комплексом

Тема 7 Муниципальное управление в сфере ЖКХ

1. Экономическое содержание жилищных и коммунальных услуг 1

2. Полномочия органов МСУ в сфере ЖКХ.. .......... 2

3.Деятельность органов МСУ по обеспечению функционирования ТСЖ и управляющих компаний. ....... 6

4. Муниципальное управление жилищно-коммунальным комплексом 16

Контрольные вопросы .. ........... 19

1. Экономическое содержание жилищных и коммунальных услуг

В настоящее время в России формирование рыночных отношений в ЖКХ не завершено в силу системных причин:

Дотационности этого сектора экономики,

Недостаточно развитой системы договорных отношений,

Неэффективной тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги и др.

Федеральные решения в отношении реформирования жилищно-коммунальной сферы носят для местных органов власти рекомендательный характер, что приводит к субъективизму на местах, монополии муниципалитетов в управлении, деформированию в формировании спроса и предложения в сфере жилищных и коммунальных услуг. Не получила пока достаточного распространения практика формирования прогрессивных форм управления многоквартирными домами.

Возникло множество проблем функционирования сферы ЖКУ, сложность решения которых заключается в том, что по ряду важных теоретических и методологических аспектов их развития отечественные исследования только начались, а зарубежный опыт с точки зрения возможности его применения в условиях российской специфики недостаточно изучен. В свою очередь, это требует глубокого анализа экономики ЖКХ регионов и муниципальных образований, основных закономерностей развития жилищных и коммунальных услуг.

Жилищная и коммунальная услуга как экономическая категория выражает отношение между людьми по поводу производства, распределения и потребления специфических (в форме услуг) благ, относящихся к сфере личного и коллективного потребления. Это полный цикл работ, обеспечивающий конечный результат - реализация услуги непосредственно потребителю, включающий техническое обслуживание инженерных систем, конструктивных элементов и ремонт жилых зданий, в том числе выполнение заявок на неотложно-аварийные работы, независимо от того выполняются все работы по производству и реализации услуг одним предприятием или отдельные работы поручаются генеральным подрядчиком другим предприятиям и частным фирмам.



Следует отметить, что общераспространенное понятие «жилищно-коммунальная услуга» не соответствует современному содержанию. Необходимо различать жилищную и коммунальную услуги, так как жилищная услуга – это осуществление непосредственно работ на объекте по технической эксплуатации жилищного фонда, а коммунальная – это доведение до потребителей материальных носителей с определенными качественными показателями (тепловая и электрическая энергия, вода, газ и т.д.), вырабатываемых другими производителями.

Таким образом, под жилищными и коммунальными услугами следует понимать услуги жилищно-коммунального назначения, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с муниципальным заданием муниципальными предприятиями и учреждениями или иными юридическими лицами по ценам (тарифам), установленным в порядке, определенном органами власти. А под предоставлением жилищных и коммунальных услуг – комплекс работ, выполняемых поставщиком при участии и контроле организатора (заказчика) по содержанию и ремонту жилищного фонда, а также по доведению основных видов коммунального обслуживания до непосредственных потребителей.

Полномочия органов МСУ в сфере ЖКХ

Проблемы жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) приобретают особую значимость на муниципальном уровне, поскольку именно здесь имеется возможность наиболее полно учесть потребности горожан и принять конкретные меры по решению вопросов местного значения в этой сфере. Однако социально-экономическая ситуация в муниципальных образованиях, оказывает негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. В результате продолжает нарастать износ основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве, снижается надежность работы систем жизнеобеспечения.

Жилищно-коммунальное хозяйство - это крупный по своим масштабам сектор народного хозяйства, включающий всю жилищную инфраструктуру с инженерными системами, газо- и водопроводящими сетями и системами энергоснабжения, обслуживающие организации. Жилищно-коммунальное хозяйство входит в состав муниципального хозяйства МО.

ЖКК состоит из четырех подотраслей:

1. Жилищное хозяйство, в т.ч. жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их предприятий и организаций.

2. Ресурсоснабжение, в т.ч. теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение.

3. Благоустройство и содержание жилищного фонда, в т.ч. дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, санитарная очистка, утилизация отходов, ремонт.

4. Бытовое обслуживание, в т.ч. банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, ритуальное обслуживание.

Согласно ФЗ-№131 полномочия органов МСУ в сфере ЖКХ составляют:

1. Поселения (сельского, городского): проблемы жизнеобеспечения населения (тепло; газ; электричество; вода и водоснабжение; топливо; содержание и строительство дорог, мостов в границах поселения; обеспечение жильем, содержание жилищного фонда; создание условий для жилищного строительства; транспортные услуги; участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций; пожарная безопасность; общественное питание; торговля и бытовое обслуживание; сбор и вывоз бытовых отходов и мусора; благоустройство);

2. Полномочия органов местного самоуправления муниципального района: проблемы жизнеобеспечения населения района (электро- и газоснабжение поселений; содержание и строительство дорог, мостов общего пользования; транспортные услуги между поселениями; участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций; охрана общественного порядка на территории района; мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды; утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов; общественное питание, торговля, бытовое обслуживание);

3. Полномочия органов местного самоуправления городского округа: проблемы жизнеобеспечения округа (электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение, топливо, дороги, мосты; строительство и содержание жилого фонда, жилищное строительство; транспортные услуги; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; охрана общественного порядка, муниципальная милиция; меры пожарной безопасности; охрана окружающей среды; обеспечение услугами общественного питания, торговли, бытового обслуживания; сбор, вывоз и утилизация бытовых и промышленных отходов; благоустройство территории).

Уровень обеспечения населения жилищными и коммунальными услугами (ЖКУ) – один из самых важных показателей качества жизни на территории муниципального образования.

Объектом муниципальной политики в сфере ЖКХ является обеспечение потребностей населения в услугах по содержанию жилищного фонда и придомовой территории, потребностей в воде, газе, тепле, электроэнергии и др. услугах согласно действующим нормативам и стандартам.

В настоящее время уровень содержания жилищного фонда в большинстве муниципальных образований не соответствует правилам и нормам технической эксплуатации жилых зданий. Действующая система водоснабжения не справляется с удовлетворением потребности населения в воде в соответствии с нормативами и стандартами. Система теплоснабжения технологически устарела и не соответствует требованиям экологии. Причины перечисленных проблем аналогичны другим сферам муниципального хозяйства: дефицит бюджетных средств и административный механизм управления.

Одной из первоочередных задач нормативно-правового обеспечения функционирования ЖКК является совершенствование бюджетно-налогового законодательства, в которое необходимо внесение поправок с целью обеспечения расходных полномочий органов местного самоуправления в сфере ЖКХ.

Ожидаемого эффекта реформы ЖКХ не принесут без изменения системы регулирования субъектов естественной монополии, продукция которых напрямую влияет на стоимость жилищно-коммунальных услуг. Законодательное регулирование субъектов естественной монополии, действующих на местном уровне, должно решить ряд задач: определение форм и методов регулирования; разграничение компетенции органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления; установления механизма взаимного делегирования полномочий.

Жилищный кодекс РФ является основным документом, регулирующим нормативно-правовое пространство в сфере ЖКХ. Модернизация отношений между субъектами жилищно-коммунального комплекса, заложенная в Жилищном кодексе, принципиально отличается от административной реформы. Ведь, кроме федеральных и региональных министерств и ведомств, поставщиков услуг, управляющих компаний, других специализированных предприятий ЖКХ, внесенные изменения напрямую касаются буквально каждого гражданина страны.

Появление новых операторов на рынке жилищных услуг и поставки коммунальных ресурсов в отсутствии апробированных и общепризнанных схем передачи отрасли в частные руки, а также вакуум в области правовой и методической поддержки для нового слоя многочисленных управленцев жилищным фондом привели к нерегулируемой коммерциализации всей отрасли. Только после введения закона о коммерческой концессии (Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005г.) появились, наконец, единые правила игры для крупных инвесторов.

Жилищный кодекс инициировал процесс выбора собственниками жилья способа управления многоквартирным домом и определил для этого достаточно жесткие сроки. На фоне глубокого недоверия к старым формам управления повсеместно создаются новые управляющие организации. Смена формы управления, замена поставщиков услуг – нормальные явления в рыночной экономике, но в отсутствии единых стандартов по управлению жилым фондом, формальных правил и процедур оказания услуг, с учетом недостаточной квалификации новых управленцев могут привести к неконтролируемому росту организационных, технических и финансовых проблем.

Органы местного самоуправления, являясь собственниками имущества в жилищно-коммунальном хозяйстве, обязаны организовать квалифицированное управление этим имуществом. Для этого они должны нанимать управляющие компании, самостоятельные в принятии управленческих решений при контроле со стороны собственника; стимулировать создание объединений собственников жилья. При формировании договорных отношений с ресурсоснабжающими предприятиями ЖКК целесообразно, чтобы со стороны заказчика услуг выступали совместно управляющая компания и администрация муниципального образования.

Необходимо обеспечить открытость процесса тарифного регулирования для заинтересованных сторон, предусмотрев возможность публичных слушаний на заседаниях регулирующего органа, а также порядок привлечения представителей потребителей к процессу регулирования. Процедуры тарифного регулирования должны работать на развитие механизмов партнерства органов государственной власти и местного самоуправления, бизнеса и населения.

Другой, не менее важной проблемой, требующей решения, является вопрос о налогообложении инвестиций, идущих на модернизацию основных фондов и капитальное перевооружение коммунальной инфраструктуры. При том уровне износа основных фондов, который существует сегодня в ЖКХ, доля амортизации в структуре затрат составляет 1-5%. Очевидно, что замена оборудования значительно увеличивает долю амортизации, что приведет к резкому увеличению издержек, росту НДС и соответственно – к росту тарифов для населения. Необходимо предусмотреть нормы, снижающие налоговую нагрузку для предприятий, осуществляющих крупные капитальные проекты в жилищно-коммунальной сфере.

Перспективным направлением развития становится постепенное сокращение доли расходов на капиталовложения в коммунальную инфраструктуру из текущего бюджета при одновременном росте доли средств инвесторов и собственных средств коммунальных предприятий. Одним из путей осуществления данных капиталовложений будет являться передача российским и иностранным инвесторам на основании заключаемых договоров концессии объектов инженерной инфраструктуры.

Вхождение коммерческих структур в сферу эксплуатации коммунальных систем стимулирует создание конкурентных условий в сфере предоставления услуг ЖКХ. Однако опыт функционирования частного бизнеса показывает, что средства вкладываются не в модернизацию, а в краткосрочные инвестиционные проекты, связанные с текущим ремонтом. Во многом это объясняется тем, что частные компании работают в основном на правах аренды, что не способствует долгосрочным капитальным вложениям.

Роль органов местного самоуправления в реализации положений Жилищного кодекса с правовой точки зрения конкретно описана в соответствующих статьях указанного Кодекса, в основном в ст.ст. 14, 161, 165.

Выделяют следующие задачи органов МСУ по реформированию ЖКХ:

  1. совершенствование местной нормативной базы,
  2. установление экономически обоснованных тарифов,

3. ограничение монополизма в системе ЖКХ,

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина


Ключевые слова

жилищно-коммунальное хозяйство, органы местного самоуправления, модели управления ЖКХ, коммунальные услуги, political, Housing and utilities, bodies of local self-government, management model of housing and communal services, competitive environment

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассмотрено функционирование современных моделей системы муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством в России, влияние его на политическую социализацию индивидов. Предлагается заимствование зарубежного опыта в сфере предоставления коммунальных услуг населению для применения его в российской практике с целью формирования конкурентной среды в отрасли и большей её прозрачности.

Текст научной статьи

Реформирование сферы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации породили много проблем, которые в силу своей специфики и тотальности носят политический характер в первую очередь это связано с тем, что число граждан, вовлеченных в сферу ЖКХ, с каждым годом увеличивается, попутно этому проявляется масса проблем в данной сфере. Изменение тарифов на коммунальные услуги, введение социальных норм потребления электроэнергии существенно отражается на уровне жизни населения, а следовательно, и на формировании их политических взглядов. В настоящее время основным направлениями реформирования в комплексе жилищно-коммунального хозяйства выступает жилищное строительство, а так же жилищное хозяйство и коммунальное обслуживание. В данной статье остановимся на функционировании современной модели содержания жилого фонда и коммунального обслуживания. На местах за функционированием данной сферы, а так же ответственность несет муниципальное образование. Ключевой целью деятельности муниципального образования в сфере ЖКХ выступает проведение комплекса мероприятий по реализации государственной и отраслевой политики нацеленной на создание для населения комфортных для проживания в жилищном фонде условий. Для решения коммунальных вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов выполняют следующие функции: - устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями; - регулируют тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, - тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей; - проведение сетей теплоснабжения, в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении»; - проведение водоснабжения и водоотведения, в соответствии Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»; - утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Опираясь на выше сказанное, жилищно-коммунальную сферу правильнее было бы исследовать как территориально-отраслевую систему муниципального образования. Основная цель муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством состоит в «наиболее полном удовлетворении потребностей населения в соответствии с действующим законодательством и общепринятыми нормами морали» . Управление жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований опирается на три основные модели хозяйствования: - отраслевую; - территориальную; - межмуниципальная многоотраслевую. Отраслевая модель управления используется на территориях городов и в крупных поселениях. В данном случае услуги предоставляют в большей части частными компаниями они как правило носят узкоспециализированный характер. В сельских поселениях около 80 % подобных предприятий - убыточные, так как при небольшом объеме реализации услуг затраты на их предоставление слишком велики, а так же в них отмечается низкий потенциал управленческого персонала, вследствие этого такие предприятия становятся малопривлекательными для инвесторов. Следующей моделью выступает территориальная, она используется, как правило, на территории небольших сельских поселений и представляет собой комплекс организаций, которые оказывают ряд жилищно-коммунальных услуг, каждая из которых предоставляет услуги ЖКХ только в границах одного поселения. Более 50 % таких организаций частные. Данная структура формировалась в 2009-2010 гг. после передачи соответствующего имущества районов на уровень сельских поселений для осуществления функций муниципального самоуправления в рамках Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Практика показывает, что деятельность подобных организаций неэффективна по тем же основаниям,что и при отраслевой модели - доля убыточных организаций составляет 60 %. Межмуниципальная модель управления действует в районах средней величины и в некоторых поселениях и включает в себя сеть организаций, оказывающих коммунальные услуги на территории поселений в рамках одного района. Анализируя деятельность данных организаций, необходимо отметить такие положительные факторы, как концентрация в «одних руках» имущественного, финансового и кадрового потенциала ЖКХ района, что позволяет осуществлять единую производственную и инвестиционную политику . Органами местного самоуправления в управлении ЖКХ применяют следующие методы: - прямое управление - непосредственно осуществляемое органом местного самоуправления; - управление через отделы органов местного самоуправления, имеющие самостоятельный бюджет; - управление через муниципальные предприятия; - муниципально-подрядное, контрактное управление - по муниципальным тарифам частными подрядчиками; - муниципально-арендное управление - частными арендаторами по своим тарифам с оплатой аренды и присвоением дохода; - муниципально-концессионное управление - формальная концессия при фактическом сохранении возможности управления за муниципалитетом; - концессионное управление - частными предприятиями на определенный срок на договорных условиях; - частнопредпринимательское управление приватизированным имуществом. Несмотря на все прилагаемые усилия в России уровень развития жилищной сферы несоответствует предъявляемым требованиям: возложенные на неё задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени снижает качество жизни населения. В связи с этим жилищно-коммунальная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в стране. Главными недостатками функционирования ЖКХ в настоящее время являются: - отсутствие четко сформулированных целей реформирования ЖКХ; - путаница в терминологии в законодательно-нормативных актах, регулирующих функционирование сферы ЖКХ; В последние несколько лет ситуация в ЖКХ стала настолько напряжена, что регулярно привлекает к себе внимание высших государственных структур. В Государственной думе регулярно обсуждаются и принимаются поправки к законам, регламентирующим его деятельность, руководство России и регионов занимаются его реформированием, а так же на данную сферу особое внимание обращает Президент России .

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ЖКХ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

В. В. КОПЫЛОВ

В статье исследуется проблема эффективности функционирования отраслей жилищнокоммунального хозяйства на муниципальном уровне. Автором рассмотрена специфика ведения и реформирования ЖКХ на примере Норильского промышленного региона.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, Норильский промышленный регион, муниципальный уровень.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения ряда теоретических и практических задач управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) с учетом особенностей реформирования отрасли и развития экономики регионов. Реформа жилищнокоммунального хозяйства, включая политику оплаты жилья и коммунальных услуг, систему социальных гарантий, а также вопросы повышения эффективности управления и содержания жилищного фонда, объектов инфраструктуры, является составной частью общеэкономических преобразований в Российской Федерации.

Коренные изменения в российской экономике, переход ее к рынку с особой остротой выделили проблему эффективности функционирования отраслей жилищно-коммунального хозяйства. С одной стороны, процесс приватизации в жилищной сфере и регулирующие его нормативные документы существенно изменили структуру собственности жилья, переложив ответственность за жилищно-коммунальное обслуживание населения на местные органы власти, что коренным образом изменило систему экономических взаимоотношений в отрасли. С другой стороны, ухудшение качества жилищно-коммунальных услуг, обветшание объектов жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, снижение надежности работы инженерных систем, выделение значительной доли местных бюджетов на содержание отрасли потребовали адекватного изменения форм и методов управления в жилищнокоммунальном хозяйстве .

Процессы реформирования экономических отношений и передачи полномочий на места породили множество вопросов теоретического и прикладного характера, относящихся к преобразованию всей системы управления жилищнокоммунальным комплексом в условиях рынка.

Однако их решение пока еще отстает от потребностей практики, что приводит, в конечном счете, к реальному снижению эффективности функционирования жилищно-коммунальных предприятий.

На сегодняшний день, спустя годы реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства многие проблемы и противоречия только обострились, что требует выбора более активной позиции, эффективных и взвешенных действий со стороны муниципальных властей в решении задач управления развитием сектора жилищно-коммунальных услуг (далее ЖКУ).

В настоящее время вопросы управления реформой ЖКХ, повышения эффективности деятельности жилищно-коммунальных предприятий, поиска адекватных путей выхода из кризисного состояния рассматриваются российскими и зарубежными учеными. Здесь следует отметить работы Е. В. Басина, И. В. Бычковского, Ю. А. Дмитриева, Г. В. Гутмана, О. А. Доничева, А. А. Дро-нова, А. Ю. Жданьковой, В. Н. Лексина, Б. Рено, И. В. Стародубровской, Р. Страйка, А. В. Талоновой, Ф. Г. Таги-Заде, Г. П. Хованской, Л. Н. Чернышова, А. К. Шрайбера, Р. Шпинера и др.

Обзор научных источников, нормативных документов, анализ методических разработок, проведенный автором, показывает, что процесс социально-экономических нововведений характеризуется непоследовательностью и противоречивостью. В то же время, уже сложился динамичный процесс переноса центра «тяжести» в реформировании системы ЖКХ с федерального на региональный и муниципальный уровни, который привел к возникновению новых закономерностей и механизмов управления, требующих серьезного научного осмысления.

Развитие ЖКХ происходит в сложных условиях, в каждом регионе в каждом муниципальном

образовании существует своя специфика развития и реформирования .

Жилищный фонд Норильска составляет 4487 тыс. кв. м общей площади, это 1051 строение, в том числе 1 016 жилых дома и 35 общежитий. Количество квартир в жилых домах - 83852, комнат в общежитиях - 9713, по состоянию на 01.01.2005 г. приватизировано 44798 квартир. Из общего количества квартир в 265 квартирах необходим комплексный капитальный ремонт с заменой балок перекрытий.

Возрастная структура жилищного фонда Норильска следующая:

До 10 лет - 14 зданий, или 1 % от общего количества;

От 1 до 30 лет - 578 зданий - 55 %;

Свыше 30 лет - 459 зданий - 44 %.

Численность проживающих на территории

муниципального образования в Норильске -212,3 тыс. чел., в том числе в квартирах -196,6 тыс. чел., в общежитиях - 15,7 тыс. чел. Обеспеченность общей площадью на одного человека в квартирах - 21 кв. м, в общежитиях -13,1 кв. м.

Структура управления ЖКХ города не настроена на контроль и снижение издержек и имеет опыт работы в условиях жестких бюджетных ограничений. Отсутствует конкуренция в предоставлении жилищно-коммунальных услуг. Не разработаны тендерные процедуры на работы по обслуживанию жилого фонда и проведению капитальных ремонтов.

Норильск имеет самые высокие расходы на капитальные ремонты в России - 20,3 руб./м2. От способности системы управления ЖКХ обеспечить снижение расходов на капитальные ремонты за счет проверки их обоснованности, нормирования и контроля качества работ, изменения способов отбора подрядчиков на выполнение работ будет зависеть финансовая устойчивость ЖКХ города.

Интенсивные капитальные ремонты не привели к экономии затрат на обслуживание жилых зданий или снижению уровней потребления коммунальных услуг.

Жилые здания города не обеспечены приборами учета и регулирования потребления тепла и воды. В городе наблюдается повсеместный «пе-ретоп» зданий и теряется значительное количество тепла.

Магистральные тепловые сети находятся в ветхом состоянии, и им необходим ремонт. У города должна быть, по крайней мере, возможность устанавливать тарифы на транспорт тепла. При выделении тарифа на транспорт тепловой энергии затраты на ремонт распределительных сетей должны быть вычленены из состава жилищных услуг и отнесены в состав затрат на транспорт тепловой энергии. В городе нет программы мероприятий по повышению энергоэффективности в зданиях и инженерной инфраструктуре.

Главные проблемы управления ЖКХ Норильска:

Формирование механизмов работы ЖКХ в условиях жестких бюджетных ограничений;

Снижение издержек по содержанию ЖКХ, которые составляют почти 4 млрд. руб.;

Поиск баланса в покрытии расходов на ЖКХ между населением и бюджетом;

Границы ответственности носят размытый характер и не установлены в договорах;

Недостаточно проработаны система и условия договорных отношений;

У города нет влияния на цены на выработку тепла и воды, их транспорт и распределение.

Все эти и другие проблемы свидетельствуют

о необходимости реформирования ЖКХ в г. Норильске.

В этом направлении был сделан ряд серьезных шагов, в том числе была разработана городская Программа жилищной политики, главная цель которой состояла в изменении существующей структуры обслуживания жилищного фонда и управления им .

В структуре администрации г. Норильска были созданы и функционируют несколько управлений, занимающихся вопросами управления в сфере городского хозяйства:

Управление архитектуры и градостроительства (УАиГ);

Управление городского и жилищно-коммунального хозяйства (УЖКХ);

Управление капитальных ремонтов и строительства (УКРиС);

Управление имущества (УИ);

Управление жилищного фонда (УСиЖФ);

Управление муниципального заказа (УМЗ);

Управление потребительского рынка услуг (УПРУ);

Управление главного энергетика (УГЭ).

В начале 2004 г. была создана управляющая компания (УК) «Заполярная столица». Городская

администрация в марте 2004 г. делегировала свои права по управлению городским хозяйством УК «Заполярная столица», а та, в свою очередь, заключила договоры на управление муниципаль-

ным жилищным фондом с обслуживающими жилищными компаниями .

Распределение задач управления ЖКХ МО «Город Норильск» отражено в таблице 1.

Таблица 1

Задачи управления ЖКХ на муниципальном уровне

№2 п/п Задачи по управлению ЖКХ МО «Город Норильск» УЖКХ УКРиС УМЗ УК «Заполярная столица» Обслуживающие компании

1 Управление жилищным фондом + - + + +

3 Повышение качества предоставляемых ЖК услуг + - - + +

4 Осуществление и защита прав собственности + + + + +

5 Формирование и ведение единого реестра собственности + - + - -

6 Организация и контроль за использованием объектов собственности + + + + +

8 Техническое обслуживание объектов социнфраструктуры + + + + +

9 Проведение градостроительной политики + + - + -

10 Обеспечение функционирования городского хозяйства + + + + +

11 Поддержание в надлежащем техническом состоянии объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения + + + + +

12 Осуществление муниципальных заказов на товары и производство работ + + + + +

13 Координирование взаимодействия служб администрации, занимающихся эксплуатацией ЖФ + - + - -

В соответствии с изложенными задачами администрация муниципального образования «Город Норильск» осуществляет ряд функций по управлению муниципальным жилищным фондом и жилищно-коммунальным хозяйством.

Среди основных функций муниципальных органов исполнительной власти по управлению ЖКХ МО «Город Норильск» можно выделить следующие: стратегические (политические), нормативно-регулятивные, исполнительно-распределительные, контрольно-надзорные, обеспечивающие функции управления государственным имуществом.

Перечисленные функции различным образом распределены между всеми органами исполнительной власти, к примеру, нормативно-регулятивные функции находятся в компетенции УЖКХ и УК «Заполярная столица»; контрольно-надзорные функции реализуются в деятельности всех органов муниципальной исполнительной власти г. Норильска.

Основными из ряда недостатков существующих функций можно выделить следующие: отсутствие взаимосвязей, реально не выполняемые, а чаще выполняемые, но отсутствующие функции, расплывчатость формулировок, неструктуриро-ванность, порой - отсутствие законодательного обоснования, дублирование функций управления.

При этом следует отметить: отсутствие контролирующего органа за качеством содержания ЖКХ и уровнем оказания услуг; отсутствие нормативно- правового, организационного обеспечения реформирования ЖКХ; не внедрение мероприятий по ресурсосбережению (отсутствие счетчиков и регуляторов потребления коммунальных услуг) .

Анализ эффективности схемы управления ЖКХ г. Норильска позволил сформулировать два основных вывода:

1) выбранная схема работы с жилищными компаниями эффективна;

2) возможности дальнейшего повышения эффективности функционирования ЖКХ города существенны, хотя и скрыты в деталях процесса планирования.

Для повышения эффективности функционирования ЖКХ города необходимо, по мнению автора, провести следующие мероприятия:

1) ввести в практику бюджетного планирования минимальный муниципальный стандарт стоимости капитального ремонта жилищного фонда на

1 кв. метр общей площади жилья в месяц;

2) разделить работы по капитальному ремонту, которые проводятся на основе нормативных межремонтных сроков службы и по результатам обследований, и постепенно повышать долю последних;

3) провести обоснование межремонтных сроков службы и обеспечить их стабильность;

4) обеспечить комплексность работ на отдельных зданиях, не «размазывать» объемы работ по многим зданиям, а концентрировать их на меньшем числе зданий, но проводить комплексно;

5) ввести статью расходов по установке приборов учета;

6) ввести статью расходов по техническому надзору за качеством проводимых работ и шире использовать приборные методы контроля качества работ.

Кроме перечисленных мероприятий, следует пересмотреть систему индикаторов для мониторинга эффективности работы жилищных компаний, разработанную управлением ЖКХ, которые фактически являются муниципальными стандартами предоставления услуг. На наш взгляд, повышение эффективности этой системы индикаторов может быть достигнуто за счет:

Введения более жестких требований к отслеживанию качества и полноты проведения работ по капитальному ремонту;

Введения более жестких требований к бесперебойности предоставления коммунальных услуг. При оценке качества работы жилищных компаний сроки возможных перерывов в снабжении коммунальными услугами должны быть сокращены, а штрафы за их нарушение - увеличены. Размер штрафа, по меньшей мере, должен превышать стоимость недопоставленных коммунальных услуг;

Введения относительных характеристик, позволяющих сравнивать работу жилищных компаний, имеющих разные по размеру и качеству жилья зоны обслуживания, а также введения показателей работы по собираемости платежей .

По итогам сравнения деятельности жилищных компаний необходимо ввести механизмы сравнительной конкуренции в жилищном секторе за зоны обслуживания.

При этом автор подчеркивает, что реформирование системы управления должно учитывать институциональную инерцию, поэтому необходимо совершенствовать не столько структуру, сколько практику управления по мере накопления в УЖКХ соответствующего опыта.

С целью повышения эффективности функционирования ЖКХ управлением жилищно-коммунального хозяйства г. Норильска используется авторская схема.

Во всех северных территориях существуют возможности повышения эффективности управления ЖКХ. В ряде случаев уже заложенные возможности слабо реализуются в силу становления институтов управления; в других случаях, передача части полномочий на уровень субъекта Федерации снижает обоснованность и эффективность управленческих решений; наконец, важнейшей проблемой является дефицит квалифицированных кадров, что обусловливает централизацию системы управления. Настройка систем управления ЖКХ на решение перечисленных выше задач должна стать одной из главных задач развития северных территорий.

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Собрание законодательства. 1995. № 35. Ст. 3506.

2. Аболин А. А. Основные направления реформирования ЖКХ муниципальных образований // ЖКХ. 2005. № 2. Ч. 1.

3. Алимурзаев Г. Н. Местное самоуправление: к концептульному обоснованию главных задач в сфере экономики // Российский экономический журнал. 1999. № 3.

4. Дронов А. А. Перспективы развития реформы ЖКХ // Жилищно-коммунальное хозяйство. 1999. № 12.

5. Методика расчета основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения, утвержденная постановлением Госкомстата России от 16.07.1996 № 61.

6. Немцов Б. О работе органов местного самоуправления по реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства // Муниципалитет. 1998. № 6.

THE SPECIFICITY OF MANAGEMENT OF THE HOUSING-MUNICIPAL SERVICES AT A MUNICIPAL LEVEL

The problem of efficiency of functioning of the housing-municipal economy branches at a municipal level is investigated in the article. The author examines the specificity of conducting and reforming of the housing-municipal services on an example of the Norilsk industrial region.

Key words: housing-municipal economy, Norilsk industrial region, municipal level.

Кузнецов Игорь Анатольевич
кандидат экономических наук, доцент
Россия, Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина
[email protected]

Аннотация

Одна из важнейших проблем современного этапа реформирования экономики в муниципальных образованиях состоит в радикальном изменении механизмов управления развитием муниципального жилищно-коммунального хозяйства как системы, обеспечивающей жизнедеятельность населения. Основная задача муниципального управления формирование механизма управления в ЖКХ, позволяющего эффективно функционировать в постоянно меняющихся условиях в рыночных условиях. В статье предложена и обоснована структура механизма управления ЖКХ.

Ключевые слова

муниципальное образование, управление, жилищно-коммунальное хозяйство, механизм управления

Рекомендуемая ссылка

Кузнецов Игорь Анатольевич

К вопросу о структуре механизма муниципального управления в ЖКХ// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал . ISSN 1999-2645 . — . Номер статьи: 907. Дата публикации: 2007-03-25 . Режим доступа: https://сайт/article/907/

Kuznetsov Igor Anatolievich
PhD, Associate Professor
Russia, Tambov State University. GRDerzhavin
[email protected]

Abstract

One of the major problems of the present stage of economic reform in the municipalities is a radical change in governance arrangements of the municipal development of housing and communal services as a system that ensures the livelihoods of the population. The main objective of the formation mechanism of municipal government in the management utilities that allows to operate effectively in a constantly changing market conditions. The article suggested and substantiated the structure of housing management mechanism.

Keywords

municipal, government, housing and utilities, the mechanism of control

Suggested Citation

Kuznetsov Igor Anatolievich

On the structure of the mechanism of municipal government in housing. Regional economy and management: electronic scientific journal. . Art. #907. Date issued: 2007-03-25. Available at: https://сайт/article/907/


Сегодня жилищное и коммунальное хозяйство муниципального образования представляет собой многоотраслевое хозяйство, в котором переплетаются все социально-экономические отношения по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг. Совершенствование социально-экономических отношений на уровне муниципальных образований требует исследования теоретических и практических основ реформирования ЖКХ, выявления особенностей системы управления данной сферой в процессе деятельности многопрофильных предприятий, разработки стратегии и тактики управления с целью повышения эффективности и качества обслуживания населения жилищно-коммунальными услугами. Реформирование жилищно-коммунальной сферы во многом зависит от степени организации управленческого воздействия со стороны институтов местного самоуправления. Для формирования эффективной системы управления и развития сектора жилищно-коммунальных услуг необходимо решение методологических вопросов о структуре механизма управления в ЖКХ.

Предметом рассмотрения данной статьи является формирующаяся структура современного механизма управленческого воздействия на жилищно-коммунальную сферу на муниципальном уровне. Объектом механизма управления выступает жилищно-коммунальная сфера российской экономики, имеющая муниципальную характеристику.

Прежде чем определить структуру механизма управления, необходимо рассмотреть трактовку данной категории в современной экономической науке. Современное наполнение категориальной сущности «механизма управления» весьма широко и многогранно, а также имеет разностороннюю направленность. В классическом теоретическом представлении механизм управления рассматривается как:

  • некое управленческое воздействие : «Механизм управления есть организация воздействий, направленных на достижение целей» ;
  • действие субъектов управления : например, Е.Вершигора говорит, что: «…механизм управления есть совокупность целенаправленных действий руководителя и аппарата управления по согласованию совместной деятельности людей для достижения поставленных целей»;
  • субъектно-объектные взаимосвязи : по мнению О.Лебедева и А.Каньковской : «…механизм управления характеризует многообразие связей субъектно-объектных отношений управления»;
  • совокупность действий и методов воздействия : с точки зрения Р.Дафта , «…механизм управления представляет собой совокупность действий и методов воздействия на деятельность людей с целью побуждения их к достижению организационных целей».

С нашей точки зрения, механизм управления нужно рассматривать как систему управленческого воздействия на экономические отношения между субъектами управления, ведущими целенаправленную деятельность по управлению организацией на основе различных методов . Система управления эффективна только в том случае, когда механизм управления имеет строго отлаженную методологическую структуру. Подчеркивая эту мысль, согласимся с мнением В.Веснина , что «…управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие».

Одна из важнейших проблем современного этапа реформирования экономики в муниципальных образованиях состоит в радикальном изменении механизмов управления развитием муниципального жилищно-коммунального хозяйства как системы, обеспечивающей жизнедеятельность населения. Процессы реформирования жилищно-коммунального комплекса РФ показывают, что успешность проведения преобразований во многом зависит от полноценной системы управления, гармонизирующей интересы всех ее участников. Основная задача муниципального управления формирование механизма управления в ЖКХ, позволяющего эффективно функционировать в постоянно меняющихся условиях в рыночных условиях.

Система управления ЖКХ представляет собой единый механизм, каждый элемент которого выполняет предназначенную ему функцию, взаимосвязанную с функциями других элементов (рис.1.).

Рис.1. Структура механизма управления ЖКХ

К структуре механизма управления в ЖКХ на муниципальном уровне можно отнести:

  • формирование эффективных взаимосвязей в сфере ЖКХ между субъектами и объектами на уровне муниципалитета , а также понимание сущности экономических отношений участников в сфере ЖКХ сквозь призму взаимодействия и реализации экономических потребностей и интересов человека;
  • определение принципов муниципального управления ЖКХ . К ним относят: принцип инициативы и самостоятельности; административной централизации; структурности и взаимосвязи; приоритетных задач и направлений; инвестиционной привлекательности; равной социальной защиты и справедливости; взаимного доверия и ответственности; инновации и модернизации; научности;
  • определение специфики муниципального управления ЖКХ , базирующегося на количественных и качественных показателях;
  • определение особенностей муниципального управления ЖКХ , которые формируются под воздействием факторов как эндогенного, так и экзогенного характера;
  • определение методов муниципального управления ЖКХ . Общие: административно-распорядительные, экономические, социально-психологические, инновационные. Частные;
  • формирование функции муниципального управления ЖКХ . Общие функции можно представить как: планирование, организация, мотивации координация и контроль. К частным функциям можно отнести непосредственное согласованное управление конкретным предприятием, группой предприятий однородной направленности. Специфику частных функций определяет набор факторов: экономические, производственные, социальные, географические, демографические, экологические.
  • формирование задач механизма муниципального управления ЖКХ . Общими из них являются: формирование стратегии и тактики управления объектами ЖКХ муниципалитета; внедрение новых форм и методов хозяйствования, совершенствование организации управления; развитие конкурентных отношений; управление обеспечением надлежащего состояния предприятий ЖКХ и эффективным предоставлением необходимого уровня и качества услуг населению; решение вопросов муниципального благоустройства и дорожного строительства; осуществление, в соответствии с законодательством, контроля над деятельностью системы ЖКХ муниципального образования.

Механизм управления — это проводник любых управленческих решений. От него всецело зависит результат экономического поведения конкретного человека, группы людей, организации, общества. Реформа такой сложной системы, как ЖКХ, не может быть успешно осуществлена без кардинальных изменений в системе управления жилищным фондом и его инфраструктурой. Механизм управления в ЖКХ во многом зависит от усиления роли местного самоуправления и широком вовлечении населения в процесс принятия решений.

Библиографический список

  1. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие — М.: Центр, 1998.С.432.
  2. Вершигора Е. Менеджмент. — М.: ИНФРА-М, 2001. С.99.
  3. Лебедев О., Каньковская А. Основы менеджмента. — СПб, 1998. С.17.
  4. Дафт Р. Менеджмент. — СПб: Питер, 2006. С.864.
  5. Веснин В. Р. Менеджмент. — М.,2004.С.12.

References

  1. O. Zaitsev , AA Radugin , Radugin KA, Rogachev N. Fundamentals of Management : Study Guide — Moscow Center, 1998.S.432 .
  2. E. Vershigora Management. — Moscow: INFRA-M , 2001. P.99 .
  3. A. Lebedev , Kankovskaya A. Principles of Management . — St. Petersburg , 1998. P.17 .
  4. R. Daft Management. — St. Peter , 2006. S.864 .
  5. Vesnin VR Management. — M., 2004.S.12 .

Особенности развития системы ЖКХ в муниципальном образовании (на примере Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования "Город Дудинка")

Проблема жилищно-коммунального хозяйства является общероссийской. Сегодня каждый регион или муниципальное образование сталкиваются с проблемами в данной сфере. Данная глава посвящена особенностям реформирования и развития системы ЖКХ на территории город Дудинка.

Структура жилищно-коммунального комплекса муниципального образования "Город Дудинка"

Жилищно-коммунальный комплекс муниципального образования - сложный многофункциональный технический комплекс, который включает в себя все необходимые для жизнедеятельности виды услуг. Четыре предприятия ЖКХ (2 частных предприятия и 2 открытых акционерных общества со 100% долей собственности Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и собственностью Красноярского края) обеспечивают население города Дудинки и пяти населенных пунктов муниципального образования электроэнергией, теплом, водой, осуществляют содержание и ремонт объектов ЖКХ, обслуживают муниципальную инженерную инфраструктуру и объекты коммунального назначения (в городе - на условиях аренды, в населенных пунктах - по договорам аренды и договорам безвозмездного пользования).

Общая площадь объектов ЖКХ, находящегося в ведении органов местного самоуправления, составляет 475,7тыс. м 2 или 10807 квартир и 4 общежития.

Средняя обеспеченность населения жильем на одного человека на конец 2007 года составляет:

19,2 м 2 в городской местности,

От 6,3 м 2 до 16,2 м 2 в сельской местности.

В 2002 г. На территории муниципального образования были введены в эксплуатацию 6 жилых домов общей площадью 666 м2: 3 дома в п. Хантайское озеро и 3 дома в п. Потапово. Свои жилищные условия улучшили 12 семей.

С 2003 года строительство жилья в муниципальном образовании свелось к минимуму, что, прежде всего, вызвано с:

недостатком бюджетных средств;

высокой себестоимостью строительства;

сложной транспортной схемой доставки строительных материалов в поселки;

отсутствие на местах подрядчиков, имеющих лицензию на выполнение строительно-монтажных работ.

В 2007 году объем ветхого и непригодного для проживания жилья (по статистическим данным) составил 6,7 тыс. м2, в том числе: в городской местности - 6,1тыс. м 2 и сельской местности - 0,6 тыс. м 2 .

Уровень благоустройства объектов ЖКХ обеспечен следующими видами услуг:

центральным отоплением - 95,4 %,

горячим водоснабжением - 94,4 %;

водопроводом - 95,2 %;

канализацией - 95,2 %;

напольными электрическими плитами - 84,9 %;

В городской местности уровень благоустройства составляет около 100 %, в сельской местности объекты ЖКХ оборудованы центральным отоплением только в одном поселке на 34,4 %. Централизованное горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и канализация в сельской местности отсутствуют.

Средний износ основных конструктивных элементов объектов ЖКХ города Дудинки составляет 18,2 %, в том числе:

металлической кровли - 52 %;

мягкой кровли - 25 %;

чердачных перекрытий - 66 %;

Электроснабжение

Производство и передачу электрической энергии в город Дудинку осуществляет ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания".

Обслуживание внутригородских сетей обеспечивает ОАО "Таймырбыт" и ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания". Протяженность электрических сетей (кабельных и воздушных) составляет 563 км, из них находятся в муниципальной собственности 223 км, износ - 45 %. Количество трансформаторных подстанций - 45 единицы, из них муниципальных подстанций 32, в том числе 8 ТП расположены в жилых домах, средний физический износ - 50 %. Установленная мощность существующих подстанций города составляет 238060кВт. Потери электроэнергии в сетях и трансформаторах - 4 %.

Электроснабжение 5 населенных пунктов осуществляется от автономных дизельных электрических станций в количестве 6 единиц. Протяженность воздушных линий электропередач составляет 21,4 км, износ - 60%.

Существующие системы электроснабжения населенных пунктов характеризуются большими потерями в сетях, низким уровнем эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Производство электроэнергии, как правило, осуществляется одной или двумя дизель-генераторными установками (ДГУ) суммарной мощностью, не превышающей 300 кВт/час. Электрическая нагрузка в автономной системе электроснабжения - постоянно меняющаяся величина, в течение суток она может изменяться в 3-4 раза, поэтому установки работают с нагрузкой от 50% до 110%. Это приводит к снижению срока службы ДГУ, а также повышению уровня удельного расхода топлива и, соответственно, удорожанию электроэнергии. По состоянию на 01 января 2008 года средний износ дизель-генераторных установок составляет 65 %.

В поселках под здания ДЭС используются помещения, не отвечающие стандартам безопасности. Это говорит о низкой культуре эксплуатации генерирующих мощностей, приводящей к резкому снижению сроков службы ДГУ.

Теплоснабжение

Теплоснабжение города Дудинки осуществляется централизовано котельной ПТЭС г. Дудинки ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" и являющейся частной собственностью ОАО "ГМК "Норильский никель".

Обслуживание городских тепловых сетей осуществляется ОАО "Таймырбыт" Протяженность городских сетей составляет 39,994 км в однотрубном исчислении, износ - 40%, 24 км сетей находятся в ветхом состоянии и нуждаются в замене.

Большой физический износ трубопроводов влияет на расход подпиточной воды в тепловых сетях, который превышает нормативный расход. В результате, значительная часть тепловой энергии тратится не на обогрев потребителей, а для подогрева подпиточной воды в сетях. Фактический срок службы тепловых сетей до первого коррозионного разрушения составляет 3-5 лет по причине отсутствия системы водоподготовки.

Протяженность поселковых тепловых сетей - 1,6 км (п. Хантайское Озеро - 1,3 км; п. Усть-Авам - 0,3 км). Износ тепловых сетей составляет более 60%. Из общей протяженности тепловых сетей 30% эксплуатируется более 20 лет.

Водоснабжение

Принятая схема водоснабжения города Дудинки базируется на разнохарактерных источниках водоснабжения: озера, р. Дудинка и р. Енисей, т.е. является комбинированной. Действующие водоисточники для города Дудинки - о. Самсонкино и Трехозерка функционируют за счет обеспечения мер по круглогодичному отбору (аккумулирование в озерах летнего стока перемерзающих ручьев, углубление за счет строительства плотин или дамб);

Существующая система хозяйственно-питьевого водоснабжения города Дудинки является достаточно разветвленной, протяженность городских водопроводных магистралей составляет 20,14 км, в том числе нуждаются в замене 11 км. Совокупный износ оборудования и инженерных сетей составляет 55%.

Подача воды от насосных станций (4 единиц) осуществляется по водоводам, которые эксплуатируются более 25 лет, и к настоящему времени резко снизили свою пропускную способность, как по расходу воды, так и по давлению. Опорные конструкции требуют замены или капитального ремонта. Дальнейшее увеличение износа сетей и сооружений приводит к резкому возрастанию аварий, особенно в зимнее время, ущерб от которых значительно превышает затраты на их предотвращение.

В сельских населенных пунктах забор воды производится из водоемов в черте поселков. Потребителям вода поступает с отпуском в 200 литровые металлические бочки, производится индивидуальное обеззараживание.

Водоотведение и очистка стоков

Общая протяженность системы водоотведения города Дудинка до очистных сооружений составляет - 36, 94 км.

Из общей протяженности 30% сетей эксплуатируются 25 лет и более, 21,3 км нуждаются в замене, общий износ составляет 65 %.

Главная канализационная насосная станция города и две станции перекачки стоков выполняют функции напорно-перекачивающего узла городской системы центральной канализации, через которые все бытовые канализационные отходы проходят первичную обработку в дробильных камерах и подаются по системе трубопроводов на городские очистные сооружения.

В настоящее время здание главной канализационной насосной станции находится в аварийном состоянии, с угрозой обрушения, износ составляет 100%.

Собранные стоки обрабатываются на очистных сооружениях, суммарной мощностью 5800 тыс. куб. в год. Дефицит мощности сооружений составляет около 18%.

В сельских населенных пунктах сети водоотведения отсутствуют.

В поселках городского поселения Дудинка: Хантайское Озеро, Усть-Авам и Левинские Пески содержатся 3 муниципальные бани. Стоимость их обслуживания довольна высока, поэтому для обеспечения доступности услуг убытки по содержанию бань компенсируются обслуживающим организациям из городского бюджета. В двух поселках Волочанка и Потапово бани отсутствуют.

Благоустройство

Благоустройство городского поселения Дудинка характеризуется наличием следующих объектов внешнего благоустройства (таблица 1).

Содержанием объектов благоустройства в г. Дудинке занимается ООО ПО "Эколог" с частной формой собственности открытое акционерное общество "Таймырбыт". В состав дорожного участка входит 2 автогрейдера, 2 ковшовых погрузчика, 2 плужных снегоочистителя, 4 бульдозера, 1 экскаватор, 1 шнекороторный снегоочиститель, 1 пескоразбрасыватель, 4 тротуароуборочных машины и 10 автомосамосвалов КамАЗ. Число работающих на участке составляет около 30 человек, среднемесячная заработная плата в 2006 году составила 32 524 руб.

Таблица 1

Анализ основных показателей благоустройства

Объекты внешнего благоустройства

Количественные характеристики объектов

Протяженность улиц и проездов с усовершенствованным покрытием, км

Протяженность улиц с грунтовым покрытием в сельской местности, км

Протяженность тротуаров, и пешеходных дорожек с усовершенствованным покрытием, км

Количество автобусных остановок, шт.

Величина площадей, м2

Длина мостов, м

Протяженность ливневой канализации и водоотводных устройств, м

Количество светофорных объектов, шт

Количество дорожных знаков, шт.

Протяженность уличного освещения, м

Площадь озеленения, м2

Площадь мест захоронений, м2

В сельских населенных пунктах благоустроительными работами и санитарной очисткой территорий общего пользования занимаются три подрядные организации с частной формой собственности. Содержание мест захоронения осуществляет МУП "Ритуал".

Таблица 2

Анализ финансово-экономического состояния жилищно-коммунального хозяйства

Наименование показателей

Федеральный стандарт предельной стоимости ЖКУ на 1 кв. метр установлен, руб. / _В. м

Фактически установленная в тарифе стоимость ЖКУ на 1 кв. метр, руб. /_В. м

Установленный уровень платежей населения составляет, %

Фактически сложившийся уровень платежей населения, %

Доходы по отрасли ЖКХ, тыс. рублей

Расходы по отрасли ЖКХ, тыс. рублей

Прибыль (убыток), тыс. рублей

Фактические объемы финансирования из бюджетов всех уровней, тыс. рублей

Начислено субсидий населению на оплату ЖКУ, тыс. рублей

Погашено субсидий предприятиям ЖКХ из бюджетов всех уровней, тыс. рублей

Предоставлено гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, тыс. рублей

Возмещено затрат по предоставлению льгот, тыс. рублей

Кредиторская задолженность предприятий ЖКХ, тыс. рублей

Дебиторская задолженность предприятий ЖКХ, тыс. рублей

На предприятиях ЖКХ муниципального образования выбытие денежных средств превышает их поступление, что отрицательно влияет на текущую хозяйственную деятельность и платежеспособность.

Наличие дебиторской и кредиторской задолженности свидетельствует о неустойчивом финансовом состоянии предприятий ЖКХ. На увеличение дебиторской задолженности существенное влияние оказывает рост задолженности населения.

Согласно анализу Комплексной программе социально-экономического развития муниципального образования "Город Дудинка" в сфере жилищно-коммунального хозяйства на сегодняшний день существуют следующие проблемы Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования "Город Дудинка" на 2008 - 2017 годы // Консультант плюс. Красноярский край. :

Кризисное состояние инженерной инфраструктуры, которое обусловлено высоким уровнем затрат в этой отрасли;

Отсутствие конкурентной среды на рынке оказания услуг населению;

Высокая степень износа основных фондов по генерирующему и сетевому оборудованию;

Ухудшение технического состояния объектов ЖКХ;

Физический и моральный износ жилого сектора в поселках;

Высокая степень износа энергетического оборудования и электрических сетей, коллекторного хозяйства города, системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

Неудовлетворительное техническое состояние конструктивных элементов главной канализационной насосной станции;

Сложное финансовое положение предприятий ЖКХ, недостаток оборотных средств;

Неплатежи за потребленные услуги;

Отсутствие устройств по водозабору и очистке питьевой воды в поселках муниципального образования;

Отсутствие нормальных условий по содержанию техники, используемой на водоснабжении и благоустройстве поселков;

Отсутствие бань в некоторых поселках;

Отсутствие нормально функционирующих ливневых канализаций, отсутствие водоотводных устройств;

Высокий износ дорожного покрытия улично - дорожной сети города, дворовых территорий;

Недостаток освещенности улиц;

Наличие неблагоустроенных территорий, придающих городу неэстетичный вид;

Недостаток площадей для захоронений.

Главными целями развития жилищно-коммунального хозяйства Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования "Город Дудинка" на 2008 - 2017 годы // Консультант плюс. Красноярский край. являются: повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства; обеспечение надежности работы инженерных систем жизнеобеспечения; улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам; обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Реализация данных целей возможна через Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования "Город Дудинка" на 2008 - 2017 годы // Консультант плюс. Красноярский край. :

Внедрение рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального хозяйства, создание условий для конкурентной среды;

Использование бюджетных средств, в том числе через реализацию целевых программ на приоритетных направлениях;

Развитие инициативы собственников помещений многоквартирных домов;

Своевременное обеспечение топливно-энергетическими ресурсами населения, учреждений социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.

Загрузка...