Идеи. Интересно. Общепит. Производство. Руководство. Сельское хозяйство

Тест на ценностные ориентации голланда. Какие есть современные тесты для определения профессиональных наклонностей взрослого человека? Теперь ключ к тесту на профориентацию

С помощью данного тестирования вы сможете понять, к какому типу личности в большей степени относитесь, какими качествами обладаете и какие нужно развивать, поймете в какой сфере искать себя - какие профессии подходят именно Вам.


Инструкция: Выберите в каждой строке ОДНУ из 2х профессий, которая Вам больше нравится, на которой Вы бы с бОльшим интересом работали. Цифру рядом с профессией советуем выписывать себе на листок, чтобы было удобней подсчитывать итоговые результаты.


Теперь посчитайте, сколько раз Вы выбрали цифру 1, цифру 2, цифру 3, цифру 4, цифру 5 и цифру 6.


Под каждой цифрой имеется в виду особый профессиональный тип. Выбирая профессию, необходимо учитывать свой профессиональный тип. Если профессия не соответствует вашему типу личности, работа будет даваться вам ценой значительного нервно-психического напряжения.


Однако помните, что в чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко - обычно можно говорить только о преобладающем типе личности.

  • Если Вы набрали большее количество цифры 1, то в Вас преобладает тип "Р"— реалистический тип.
  • Цифра 2 - "И" - интеллектуальный.
  • Цифра 3 - "А" - артистический.
  • Цифра 4 - "С" - социальный.
  • Цифра 5 "П" - предприимчивый.
  • Цифра 6 "О" - офисный.

РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Реалистический (Р)

Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны - их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям.

Близкие типы: интеллектуальный и офисный. Противоположный тип - социальный.

Профессиональная среда: техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом-передачей ограниченной информации.

Примеры конкретных профессий: механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д.

2. Интеллектуальный (И)

Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: предпринимательский.

Профессиональная среда: наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи.

Примеры конкретных профессий: физик, биолог, программист и др.

3. Артистический (А)

Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством.

Близкие типы: интеллектуальный и социальный. Противоположный тип: офисный.

Профессиональная среда: изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения.

Примеры конкретных профессий: музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.

4. Социальный (С)

Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Близкие типы: артистический и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический.

Профессиональная среда: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать.

Примеры конкретных профессий: врач, педагог, психолог и т.п.

5. Предприимчивый (П)

Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей.

Близкие типы: офисный и социальный. Противоположный тип: интеллектуальный.

Профессиональная среда: решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующее умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия.

Примеры конкретных профессий: бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д.

6. Офисный (О)

Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений.

Близкие типы: реалистический и предпринимательский. Противоположный тип: артистический.

Профессиональная среда: экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство, требующие способностей к обработке рутинной информации и числовых данных. Примеры конкретных профессий: бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.

«Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП) в своем теоретическом обосновании базируется на известной теории профессионального выбора, разработанной американским профессором Дж. Холландом.

Сущность теории Дж. Холланда можно свести к следующим основным положениям:

1. В западной культуре большинство людей могут быть отнесены к одному из 6 типов: реалистическому (Р), исследовательскому (И), артистическому (А), социальному (С), предпринимательскому (П), конвенциональному (К).

2. Существуют 6 видов окружения, в которых действует личность: реалистическое, исследовательское, артистическое, социальное, предпринимательское, конвенциональное. В каждом окружении доминирует соответствующий тип.

3. Люди ищут такое окружение, которое бы позволило им упражнять свои навыки и способности, выражать свои установки и убеждения, решать волнующие их проблемы и брать на себя соответствующие запросам роли.

4. Поведение личности определяется взаимодействием между личностными особенностями и характеристиками ее окружения.

Данная модификация опросника предложена Комитетом по труду и занятости населения мэрии Санкт-Петербурга.

Инструкция. Вам будут представлены пары различных профессий. В каждой паре постарайтесь отдать предпочтение одной из профессий и отметьте ее. Не теряйте времени на раздумья. Наиболее естественно то решение, которое придет в голову первым.

Окончание

Статистик

Завуч по внеклассной работе

Председатель профсоюзного комитета

Спортивный врач

Фельетонист

Нотариус

Снабженец

Оператор ЭВМ

Карикатурист

Политический деятель

Писатель

Садовник

Метеоролог

1

Водитель троллейбуса

Фельдшер

Инженер-электронщик

Делопроизводитель

Художник по металлу

Офтальмолог

Телерепортер

Гидролог

Главный зоотехник

Математик

Архитектор

Работник детской комнаты милиции

Счетовод

Руководитель подросткового клуба

Воспитатель

Художник по керамике

Экономист

Заведующий отделом

Корректор

Заведующий хозяйством

Радиооператор

Специалист по ядерной физике

Часовой мастер

Монтажник

Агроном-семеновод

Председатель с/х кооператива

Закройщик

Декоратор

Археолог

Работник музея

Консультант

Режиссер

Стенографист

Дипломат

Копировщик

Директор

Психолог

Телемеханик

Обработка результатов

Р(1) = ; И(2) = ; С(3) = ; К(4) = ; П(5) = ; А(6) = .

Подсчитывается количество выборов каждого из шести типов профессий (номера типов указаны слева от названий профессий), и суммы записываются в соответствующие графы Р(1), И(2), С(3), К(4), П(5) и А(6) в нижней части бланка. Тип, набравший наибольшее число выборов, характеризует профессиональную направленность личности школьника.

Интерпретация результатов

Реалистичный тип (Р) . Мужской несоциальный тип. Обладает высокой эмоциональной стабильностью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков, ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т. п. Реалистичный тип ищет рациональную среду. По данным психологов, для этого типа характерны невербальные способности, хорошие моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Наибольший процент людей реалистичного типа встречается среди студентов (физиков, экономистов, кибернетиков, химиков, физкультурников).

Интеллектуальный тип (И) . Для данного типа характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач, чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном — интраверт. По данным ученых, этот тип часто встречается среди студентов (математиков, географов, геологов, медиков), а также среди людей творческих профессий.

Социальный тип (С) . Цели и задачи людей данного типа — установить контакт с окружающей средой. Обладают социальными умениями (умение общаться, потребность в лидерстве) и нуждаются в социальных контактах. Выбирают работу, связанную с постоянным личным общением. Основными чертами характера являются: стремление поучать и воспитывать, гуманность, способность к сопереживанию (эмпатия), женственность. Предпочитаемые занятия: обучение и лечение (врачи, педагоги, психологи). Данный тип активен, но зависим от окружающих и общественного мнения. Для него характерно приспособление. Проблемы решают, опираясь на эмоции, чувства. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности.

Конвенциональный тип (К) . Отдает предпочтение строго структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. По данным ученых, больше всего людей такого типа среди бухгалтеров, финансистов, товароведов, экономистов, делопроизводителей, машинисток, канцелярских служащих.

Предприимчивый тип (П) . Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает неясные вербальные задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Людей такого типа много среди заведующих, дипломатов, репортеров, менеджеров, директоров, брокеров, кооператоров.

Артистичный тип (А). В отношениях с окружающими опирается на воображение и интуицию. Ему присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, гибкость и оригинальность мышления. Как правило, он не живет по правилам и традициям, предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование и пр. У людей этого типа часто высокие способности восприятия и моторики. Люди данного типа часто встречаются среди студентов (историков, филологов, студентов художественных вузов).

Таких методик очень много, особенно активно они разрабатывались и внедрялись в США, где профессиональному и карьерному консультированию издавна уделяется повышенное внимание. Рекомендую следующие тесты, имеющиеся в свободном сетевом доступе:

    Тест Дж. Голланда (или Холланда) на определение профессионального типа личности. Голланд полагал, что существует шесть типов людей, при этом каждому типу соответствует своя специфическая область профессиональной деятельности (например, реалистический тип личности склонен к действию, а не размышлению, обладает выраженной физической силой и ловкостью, предпочитает работу с "реальным", то есть видимым результатом - строительство, стоматология, ремонт, конструкторские работы и т.д.). Тест не большой и его можно пройти, например, здесь - jobs.ua

    Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (справка: доктор психологических наук, выдающийся отечественный специалист в области психологии труда). Опросник Климова широко используется для профориентации подростков и взрослых людей. Описание методики, сценарий её прохождения и интерпретация результатов здесь - vsetesti.ru

    Тест карьерных ориентаций Э. Шейна (справка: известный американский психолог, исследователь организационной культуры). Тест определяет не столько профессиональные наклонности, сколько личностную мотивацию и цели в трудовой деятельности. По мнению Шейна, существует девять основных профессиональных ориентаций (например, предпринимательская ориентация - создание новых рабочих мест, товаров, услуг и т.д.,то есть карьера бизнесмена). Тест успешно переведен и адаптирован российским психологом В.А. Чикер. Ловите здесь - psytests.org

    Проективные тесты - "EOF" ("E - Эксплуататор, O - трудяга, F - бездельник") и тест "Круги и линии". Очень любопытные, простые в прохождении и парадоксальные в интерпретации тесты. Не буду долго описывать суть и методику этих тестов, сразу направляю по ссылкам. Тест EOF (azps.ru) и тест "Круги и линии" (samorazvitie.net). Внимательно читайте инструкции, не торопитесь, заранее вооружитесь карандашом и листком бумаги - нужно будет рисовать!

    Соционический тест. Молодая наука соционика справедливо подвергается критике за спорность своих теоретических и методологических посылок, однако она может оказаться небесполезной в сфере профориентации. Вы можете достаточно быстро и легко определить индивидуальный соционический тип (всего их 16), что, в свою очередь, позволит уточнить собственные профессиональные наклонности (например, социотип "Есенин" - хорош в литературной и артистической деятельности, а "Робеспьер" - продуктивен в научно-исследовательской). Тест на определение соционического типа здесь - socionika.info

Помните, ни одна из перечисленных методик не может рассматриваться как абсолютно объективная, единственная и исчерпывающая. Пробуйте разнообразные подходы, варьируйте. Если возникнут трудности и сомнения - смело обращайтесь за помощью к профессиональным карьерным консультантам и психологам. Это очень здравое и современное решение!

В основе теста лежит теория профессионального выбора американского профессора Дж. Холланда (Голланда). По его мнению, успех в профессиональной деятельности прямо зависит от соответствия типа профессиональной среды и типа личности, а поведение человека обуславливается не только личностными особенностями, но его окружением. Соответственно люди стремятся найти такую профессиональную среду, которая наиболее подходит имеющемуся типу личности. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда, по задумке автора, позволяет соотнести склонности и способности с различными профессиями для выбора наиболее подходящей.

На основе интересов и ценностных ориентаций Холланд выделяет шесть профессионально-ориентированных типов личности:

Реалистический тип личности — направлен на создание материальных вещей, обслуживание технических устройств и технологических процессов.

Интеллектуальный тип личности — все профессии, которые так или иначе задействуют умственный труд, аналитические способности, рационализм и оригинальность мышления.

Социальный тип личности — профессии, связанные с взаимодействием с социальной средой: обучение, воспитание, лечение, обслуживание, консультирование.

Офисный (Конвенциальный) тип личности — обработка и систематизация информации в виде текста, чисел, формул, ведение документации.

Предпринимательский тип личности — активные профессии с необходимостью постоянно принимать самостоятельные решения, риском и отсутствием однообразия и монотонности. Часто требуют большого количества энергии, организаторских способностей и развитых коммуникативных навыков.

Артистический тип личности — оригинальные, независимые от общественного мнения люди с необычным взглядом на жизнь. Отличаются повышенной эмоциональностью и чувствительностью, предпочитают профессии из мира искусств: литература, театр, кино, изобразительное искусство.

В чистом виде профессиональные типы встречаются довольно редко и обычно можно диагностировать только преобладающие из них.

Тест на профессию Дж. Холланда подходит как для школьников, так и для взрослых людей.

Данный вариант теста на профориентацию Холланда представляет собой интерпретацию и адаптацию американского варианта психологом-профконсультантом Г.В. Резапкиной.

Инструкция к опроснику Холланда

Вам будет предложено 30 пар различных профессий, в каждой из которых необходимо выбрать одну наиболее подходящую. Старайтесь не думать долго над ответами, отмечайте ту профессию, которая показалась более интересной с первого взгляда.

Время прохождения теста : около 5 минут.

Результат теста будет доступен сразу после ответа на все вопросы и представляет собой описание наиболее подходящих типов личности по классификации автора с предлагаемыми профессиями и ссылками на их подробное описание в

МЕТОДИКА ДЖ. ХОЛЛАНДА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ Взаимосвязи типа личности и с феры профессиональной деятельности

Суть теории американского психолога Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия типа личности и типа профессиональной среды. Поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но и окружением, в котором он проявляет свою активность. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации.

Согласно типологии личности Дж.Холланда, различают шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента , характера и т.д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете работать по любой специальности. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Обведите кружком выбранный вами ответ в регистрационном бланке.

Обработка результатов. Ответный бланк может заполняться индивидуально или в группе. В регистрационном бланке подсчитывается количество отмеченных ответов по каждому столбцу в отдельности.

Полученные числовые значения характеризуют выраженность определенного типа личности по классификации Дж. Холланда:

1-й столбец — реалистичный тип,

2-й столбец — интеллектуальный тип,

3-й столбец — социальный тип,

4-й столбец — конвенциальный тип,

5-й столбец — предприимчивый тип,

6-й столбец — артистический тип.

Анализ полученных данных производится путем выделения столбцов (1-3), содержащих наибольшее количество отмеченных ответов и соответствующих определенному типу личности по Дж. Холланду.

Характеристика типов личности по Дж.Холланду

1. Реалистичный тип (Р) — мужской, несоциальный, стабильный, ориентированный на настоящее, занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием.

Механические виды деятельности, управление большими машинами, тяжелым оборудованием, управление механикой и использование инструментов, требующих точности, ловкости, тонкой моторной координации (сверлильный, токарный станки, бор дантиста, хирургический скальпель, ювелирные инструменты);

Строительство, ремонт, военные виды деятельности, конструкторские работы;


Любая деятельность, которая дает ощутимый результат; предпочитают действие мышлению, конкретные задачи трудным и абстрактным проблемам.

Способности, которыми обладает Р-тип:

Физическая сила, психомоторные навыки, ручная ловкость;

Механические способности, изобретательность;

Математические способности.

Эмоциональная стабильность, надежность;

Практичность, бережливость;

Упорство, настойчивость, уверенность в себе, склонность к риску, целеустремленность;

Скромность, застенчивость, откровенность, искренность, естественность;

Независимость, консервативность, склонность к поддержке традиционных ценностей;

Ригидность, медленное принятие новых идей, подчиняемость, конформность;

Работу выполняет без лишних разговоров, работает тщательно, аккуратно, систематично;

Предпочитает четкую регламентацию работы, желает знать, что, как и когда надо делать;

Не любит длинных разговоров, переговоров, обсуждений;

Более всего не схож с С-типом. Взаимодействие с этим типом может вызывать недружелюбие, резкость, непонимание. Наиболее близок к И- и К-типам и предпочитает работать с ними.

Предпочитаемое окружение:

Природа, сельская местность;

Наименьшее взаимодействие с другими людьми;

Ситуации, требующие небрежной одежды;

Организации, имеющие жесткую иерархическую подчиненность и авторитарность (Вооруженные силы, УВД и т. п.);

Фирмы, производящие конкретные, ощутимые продукты;

Транспорт, инженерные, технические, энергетические предприятия.

Типичные хобби:

Реставрация старых механизмов (автомобили, часы, фотоаппараты и т.п.), ремонт, конструирование, сборка различных устройств;

Строительные и восстановительные работы;

Фермерство, обустройство дачи, огородничество, садоводство;

Охота, рыболовство, туризм;

Управление моторными видами транспорта;

Физически опасные виды спорта, спорт на открытом воздухе.

Профессии Р-типа: плотник, картограф, фермер, инженер, лесничий, пилот, милиционер, ветеринар, водитель, сварщик.

2. Интеллектуальный тип (И).

Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном — интроверт.

Предпочитаемые виды деятельности:

Сбор информации, ее систематизация, анализ;

Выполнение сложных или абстрактных заданий;

Решение проблем через размышления, анализ гипотез и теорий;

Независимая, самостоятельная работа с опорой на самого себя;

Выполнение научной или лабораторной работы;

Предпочитают размышления действиям.

Способности, которыми обладает И-тип:

Математические способности;

Аналитические навыки;

Склонность к науке, рациональному, логичному анализу;

Навыки письменного изложения мысли;

Рациональность, эрудированность.

Личные качества и ценности:

Независимость, самостоятельность, ориентированность на задачу, погруженность в работу;

Сдержанность, интроспективность, склонность к анализу, рациональность, методичность;

Любознательность, интеллектуальность, оригинальность, креативность, эрудированность;

Уверенность в себе, ориентированность на нетрадиционные ценности и установки;

Стиль работы: выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению, хочет выяснить причины, которые стоят за тем или иным явлением, может слишком сфокусироваться на деталях и не видеть проблему целиком, испытывает трудности в принятии решений, чтобы заново просмотреть информацию;

Более всего не схож с П-типом. Взаимоотношения с этим типом порождают для И-тппа слишком много проблем и вопросов;

Наиболее схож с типами Р и А.

Предпочитаемое окружение:

Слабоструктурированные организации, предоставляющие свободу в рабочих действиях;

Организации, ориентированные на достижение, исследовательские и проектные лаборатории и фирмы, университеты и институты;

Ограниченность общения с другими людьми.

Типичные хобби:

Работа (И-тип часто полностью поглощен своей работой и работает много часов в день);

Сложные виды деятельности, которые требуют освоения многих фактов, деталей, принципов (яхтенный спорт, подводное плавание, альпинизм, астрономия и т.п.);

Компьютеры: оценка, программирование, обсуждение, чтение научной литературы.

Профессии И-типа:

Математик, географ, геолог;

Творческие профессии, математические и естественно-научные дисциплины, абстрактные проблемы, интеллектуальная деятельность, исследовательская работа, познание нового.

3. Социальный тип.

Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен, социально ответственный. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. В профессиональном выборе ориентирован на работу с людьми.

Предпочитаемые виды деятельности:

Ориентация на работу в группе с людьми, а не с предметами;

Обучение, объяснение, разъяснение;

Оказание помощи, консультирование, советование;

Организация групповых мероприятий, ведение дискуссий.

Способности, которыми обладает С-тип:

Вербальные способности;

Навыки общения и взаимодействия с людьми;

Преподавательские, ораторские способности, навыки слушания.

Гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность;

Кооперативность, настроенность на других, понимание других;

Тактичные, эмоциональные теплые, дружеские, жизнерадостные, оптимистичные;

Более всего не схож с Р-тнпом, близок к А- и П-типам.

Предпочитаемое окружение:

Социальные организации, школы, религиозные организации, учреждения по отбору персонала;

Медицинские учреждения, психиатрические, психотерапевтические и психологические консультативные службы;

Агентства социальной защиты.

Типичные хобби:

Организация развлечения других;

Посещение общественных мероприятий, собрания;

Добровольное выполнение благотворительной и социальной работы.

Профессии С-типа: учитель, воспитатель, работник сферы здравоохранения, социальный работник, психолог, священнослужитель.

4. Конвенциальный тип.

Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор, руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Избегает неопределенных и напряженных ситуаций, ценит материальное положение, общественный статус, предпочитает традиционные, ценности.

Предпочитаемые виды деятельности:

Работа, которая требует внимания к деталям и аккуратности;

Управление офисным оборудованием;

Ведение картотек, хранение и систематизация записей, фактов, данных, финансовых книг;

Написание деловых отчетов, подготовка схем, таблиц, диаграмм.

Способности, которыми обладает К-тип:

Арифметические способности;

Канцелярские способности;

Ручная тонкая моторика;

Организованность, пунктуальность, педантичность, аккуратность.

Личные качества, ценности:

Сознательность, упорство, практичность, честность;

Самоконтроль, консервативность, осторожность, плановитость, конформность;

Бережливость, заинтересованность в деньгах, материальном благополучии;

Для эффективности и выполнения работы нуждается в четком плане, удобен для групповой работы;

Наиболее не схож с типом А, ближе всего к типам Р и П.

Предпочитаемое окружение:

Данный тип, так же как и тип П, хорошо работает в больших организациях, но предпочитает не лидерскую, а подчиненную роль;

Большие корпорации, финансовые организации, банки, бухгалтерские конторы;

Отделы контроля качества, архивы, картотеки, инспекции;

Хорошо структурированные организации со строго иерархичной структурой.

Профессии К-типа: б ухгалтер, кассир, банкир, финансист, счетовод, товаровед, экономист, секретарь, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.

5. Предприимчивый тип.

Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Уверенный в себе, конкурентный, избегающий однозначных ситуаций и монотонной умственной работы, стремящийся руководить и организовывать. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания.

Предпочитаемые виды деятельности:

Работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха;

Финансовый и межличностный риск, участие в соревновательной деятельности;

Продажа, покупка, коммерция, предпринимательство;

Проведение собраний, групп, руководство организациями, компаниями, управление людьми и проектами;

Проведение политических кампаний, выборов, презентаций и т.п.

Способности, которыми обладает П-тип:

Организаторские способности, вербальные способности, способности убеждения;

Руководящие и лидерские способности;

Социальные навыки и навыки межличностного взаимодействия;

Склонность к предпринимательской деятельности.

Личностные качества и ценности:

Стремление к власти, к позиции лидера, к высокому статусу;

Амбициозность, азартность, соревновательность, доминантность, самоуверенность, агрессивность, авантюристичность;

Экстравертированность, социабельность, коммуникабельность;

Ориентация на деньги, власть, материальное благополучие;

Оптимистичность, энергичность, любовь к популярности;

Более всего затруднено взаимодействие с И-типом, лучше всего срабатывается с С- и К-типами.

Предпочитаемое окружение:

Посты в государственных и политических организациях с властью, распоряжение крупными фирмами;

Промышленные фирмы, компании по розничной и оптовой продаже, агентства по продаже земельных участков, домов, недвижимости, брокерские фирмы.

Типичные хобби:

Членство в клубах и организациях, посещение собрании;

Спортивные состязания в качестве зрителя пли участника, богатый отдых;

Развлечения, организация вечеринок, увеселений;

Политическая деятельность.

Профессии П-типа: к оммерсант, предприниматель, биржевой брокер, адвокат, страховой агент, менеджер, дипломат, репортер, директор.

6. Артистический тип.

В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Чувствительный, испытывающий потребность в самовыражении, избегающий однообразной и физической работы. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, гибкость, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера. Хорошо развито восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Профессиональный выбор ориентирован на деятельность в области искусства и культуры.

Предпочитаемые виды деятельности:

Художественное творчество (живопись, скульптура, фотография, создание украшений, дизайн, композиция, литературное творчество и т.п.);

Игра на музыкальных инструментах;

Исполнительская актерская деятельность.

Способности, которыми обладает А-тип:

Воображение, креативность;

Музыкальные способности;

Артистические способности;

Вербально-лингвнстические способности;

Чувство гармонии, вкуса.

Личностные характеристики и ценности:

Независимость, самостоятельность, нонконформизм;

Импульсивность, экспрессивность, эмоциональность, чувствительность:

Непрактичность, беспорядочность;

Интуитивность, ориентированность на ценности красоты и эстетичности, образность мышления, «правополушарность»;

Стремление к самовыражению, демонстративность;

Оригинальность, открытость, свобода от условностей;

Допускает альтернативные варианты решения проблем;

Более всего не схож с Р-типом, близок к И- и С-типу.

Типичные хобби:

Фотография, рисование, живопись;

Посещение танцевальных и музыкальных концертов, театров, музеев;

Сочинение поэм, рассказов, художественное коллекционирование;

Игра на музыкальных инструментах, занятия танцами.

Профессии А-типа:

Артист, архитектор, скульптор, дирижер, фотограф, учитель музыки, директор музея;

История, филология, искусство, музицирование, рисование, гуманитарная деятельность.

Загрузка...