Идеи. Интересно. Общепит. Производство. Руководство. Сельское хозяйство

Таможенные органы осуществляют деятельность пределах. Функции таможенных органов. Функции, деятельность и задачи таможенных органов

Вопрос:

Таможенные органы РФ, их функции.



Ответ:

Таможенные органы РФ, их функции

Таможенные органы РФ - органы исполнительной власти, которые непосредственно осуществляют деятельность в области таможенного дела. Таможенные органы входят в систему правоохранительных органов РФ.

Таможенные органы образуют единую федеральную централизованную систему, в которую входят: 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела - Федеральная таможенная служба, которая находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица. В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов.

Функции таможенных органов:

Осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

Взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принуд. взысканию;

Обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

Обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

Обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

Ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, адм. правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ и др., а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом;

Осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;

Ведут таможенную статистику внешней торговли;

Обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с тамож. и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

Осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

Проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Зайков Д.Е.
Таможенное право
2008 год

УДК 342.951 ББК 67.401

ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1

МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА КОБЗАРЬ-ФРОЛОВА,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра правого регулирования финансово-экономических отношений Института проблем эффективного государства и гражданского общества Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, профессор кафедры таможенного права Российской таможенной академии E-mail: [email protected] ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ МУКИЕНКО, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Центра правого регулирования финансово-экономических отношений Института проблем эффективного государства и гражданского общества Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.14 - административное право;

административный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. На основе анализа полномочий и функций таможенных органов Российской Федерации, авторами делается вывод о том, что полномочия и функции указанных органов имеют специфику, и связанны с контролем при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза. Полномочия и функции таможенных органов позволяют выделить и рассматривать их как самостоятельную структурную единицу в общей системе органов исполнительной власти. В статье приводится авторская система функций таможенных органов.

Ключевые слова: система, таможенные органы, таможня, федеральные органы, исполнительная власть, полномочия, функции, обеспечение.

Annotation. In the article on the basis of the analysis of the powers and functions of the customs authorities of the Russian Federation, the author draws a conclusion about what their powers and functions have the specifics, and connected with the control for the movement of goods and vehicles across the customs border of the customs Union. Powers and functions of the customs authorities allow you to select and to consider them as independent structural unit in the overall system of Executive authorities. The article presents the author system of functions of the customs authorities.

Keywords: system, customs authorities, customs, the Federal bodies of Executive authority, powers, functions, ensuring

Попытки создать эффективно действующую систему и структуру федеральных органов исполнительной власти предпринимались еще с конца прошлого века. В настоящее время система органов исполнительной власти закреплена Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»1.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство самостоятельно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральная

служба осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности и др. Федеральное агентство осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, правоприменительные функции и др.

Указом Президента РФ от 21 мая 2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной вла-сти2 установлена структура федеральных органов исполнительной власти; закреплена группа федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, а также группа федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство.

В подчинение Президента РФ отнесены федеральные органы исполнительной власти, чьи функции связаны с обороной, вооружением, обеспечением государственной и общественной безопасности, контролю, надзору, исполнению наказаний и др. Правительство РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти социальной и экономической сферы, развития регионов, сельского хозяйства, транспорта, финансов, налогов и сборов и др.

Федеральная таможенная служба относится к числу федеральных органов исполнительной власти, руководство которых возложено на Правительство Российской Федерации. Во исполнении Указа Президента РФ № 636, Правительство РФ 16 сентября 2013 г. № 809 приняло «Положение о Федеральной таможенной службе»3, в котором закреплена сфера деятельности таможенной службы.

Федеральный закон от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» законодательно закрепил систему таможенных органов:4 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела - Федеральная таможенная служба (ФТС России); 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты.

ФТС России вправе создавать специализированные таможенные органы, а также структурные подразделения (департаменты, управления).

К полномочиям ФТС России относятся:

Принятие нормативных правовых актов в пределах компетенции;

Разработка форм деклараций, реестров, свидетельств, отчетов, порядка и технологий совершения таможенных операций по категориям товаров, перемещаемых через таможенную

границу Таможенного союза, порядка действий, связанных с выдачей разрешений на помещение товаров под таможенные процедуры;

Утверждение форм разрешений на транзит по видам транспорта;

Разработка форм административно-юрисдикци-онных документов таможенных органов (протоколов, актов, постановлений, решений) и др.

Кроме указанного ФТС России: реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации5; обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну; организует охрану объектов таможенной инфраструктуры; обеспечивает размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ФТС России; обеспечивает опубликование и доведение сведений о таможенных органах, о времени их работы; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета.

ФТС России имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты; определять их компетенцию по совершению таможенных операций; утверждать положения; организовывать проведение экспертиз, исследований и др.

Региональное таможенное управление (далее РТУ) является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности в пределах компетенции, определенной положением «О региональном таможенном управлении»6.

РТУ осуществляет руководство деятельностью таможен и таможенных постов, за исключением непосредственно подчиненных ФТС России и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

Приказом ФТС России № 7 от 12 января 2005 г закреплены полномочия РТУ. В частности в области экономической деятельности РТУ осуществляет: анализ и контроль подчиненных таможенных органов в области таможенного оформления товаров и транспортных средств; контроль таможенных процедур; по обеспечению правильного исчисления и своевременной уплаты таможенных платежей, соблюдению запретов и ограничений, организует проведение таможенных ревизий, проверок достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении, валютный контроль операций, контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок и др.

РТУ проводит дознание и производство неотложных следственных действий, ведет оперативно-розыскную работу, участвует в борьбе с терроризмом,

обеспечивает защиту, составляющих государственную тайну сведений и др.

Таможня обеспечивает реализацию задач и функций ФТС России в пределах компетенции, определенной положением «О Таможне»7. Таможня осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России и непосредственным руководством РТУ. Таможня осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

К полномочиям Таможни относится: производство таможенного оформления товаров и транспортных средств; контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, анализ и контроль деятельности таможенных постов, на основе системы управления рисками; принудительное взыскание таможенных платежей и др. Таможни принимают решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС, об их таможенной стоимости и стране происхождения.

Таможня организует осуществление таможенного сопровождения товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, контроль фактического вывоза товаров за пределы таможенной границы; контроль деятельности декларантов и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела и др.

В области юрисдикционной деятельности: таможни непосредственно реализуют систему мер по профилактике преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов, организуют проведения таможенными постами такой работы.

Таможенный пост обеспечивает реализацию полномочий ФТС России, в пределах компетенции, определенной Таможенным кодексом Таможенного союза и положением «О таможенном посте»8.

Организацию, контроль и координацию деятельности ТП осуществляет таможня. Отдельные таможенные посты могут находиться в непосредственном подчинении РТУ.

ТП осуществляют контроль:

Таможенного оформления товаров и транспортных средств, помещаемых под таможенные процедуры, с использованием системы управления рисками;

За соблюдением запретов и ограничений;

Таможенной стоимости товаров и транспортных средств;

Правильности определения классификационного кода и страны происхождения товаров;

За валютными операциями резидентов и нерезидентов.

ТП призваны обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности.

ТП в области административно-юрисдикционной деятельности: получают пояснения об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля от декларантов и иных лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу; непосредственно участвуют в осмотре товаров, багажа физических лиц, транспортных средств и иных объектов для целей таможенного контроля; проводят таможенный досмотр товаров и транспортных средств; личный досмотр, осмотр территорий, помещений, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю и др.

ТП реализуют систему мер по профилактике преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов, могут останавливать, преследовать и задерживать автотранспорт, морские (речные) суда и др.

Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов России9. В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусматриваются соответствующие должности работников таможенных органов.

Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах. Гражданин, принятый на службу в таможенные органы принимает присягу. Сотрудники таможенных органов обеспечиваются форменной одеждой. Знаки различия и нормы снабжения вещевым довольствием сотрудников таможенных органов устанавливаются Правительством РФ. Сотрудники таможенных при исполнении должностных обязанностей имеют право на ношение боевого ручного стрелкового и холодного оружия, специальных средств.

Анализ всего объема полномочий таможенных органов неизбежно приводит к мысли о том, что функции таможенных органов совпадают с функциями иных федеральных органов исполнительной власти. Например, налоговых органов, в части сбора налогов и платежей, контроля стоимости товаров и др. Однако налоговые органы осуществляют контроль за своевременным и полным поступлением налогов и сборов, входящих в систему налогов и сборов Российской Федерации10, а таможенные органы - контроль и взимание таможенных платежей при переходе товаров через таможен-

ную границу Таможенного союза. Таможенные органы выполняют административно-юрисдикционные функции (обеспечения безопасности, защиты суверенитета, охраны, экспортного, валютного контроля и др.). Такие функции свойственны органам, входящим в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и др. При этом полномочия и функции таможенных органов имеют свою специфику, связанную с осуществлением деятельности в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза11.

Таким образом можно сделать вывод о том, что ФТС России:

Входит в систему федеральных органов исполнительной власти и подчиняется Правительству Российской Федерации;

Имеет собственную систему и структуру органов;

Являясь правоохранительным органом, осуществляет также функции финансово-экономического и социально-политического характера.

Взаимодействует с другими органами исполнительной власти, местным самоуправлением, общественностью и др.

Специфика деятельности ФТС России состоит в реализации задач и функций таможенных органов в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза и др. Объем полномочий и функции таможенных органов позволяют выделить и рассматривать их как самостоятельную структурную единицу в общей системе органов исполнительной власти.

Все выполняемые таможенными органами функции, представляется возможным систематизировать и выделить среди них следующие: 1) обеспечивающие безопасность (государственную, общественную, ин-формационную12 и др.); 2) функции защиты (экономического суверенитета государства, предпринимательства и др.); 3) контроля и надзора (санитарно-карантинно-го, фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного и др.); 4) администрирование платежей;

5) административно-юрисдикционные (превенция и профилактика правонарушений при переходе товаров и транспортных средств через таможенную границу);

6) борьбы с терроризмом, контрабандой; 7) и др.

Литература

1. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»// СЗ РФ. 2010 № 48. Ст. 6252.

2. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федера-ции»//СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.

3. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе» // СЗ РФ 2013. № 38. Ст. 4823.

4. Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р «О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 2. Ст. 260.

5. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. Ст. 945.

6. Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ 2012. № 22. Ст. 2754.

7. Приказ ФТС РФ от 12 января 2005 № 7 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 14.

8. Приказ ФТС РФ от 12 января 2005 № 7 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 14.

9. Приказ ФТС РФ от 13 августа 2007 № 965 «Об утверждении Общего положения о таможенном по-сте»//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007. № 41.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961.

11. Рыльская М.А., Некрасов Д.В. Институт уполномоченного экономического оператора в контексте теории права // М.: Вестник ФУ № 1. 2014.

12. Воронов А.М., Шайдуко Н.А. Таможенные органы как субъекты обеспечения безопасности государства // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 1.

13. URL://http://www.consultant.ru/

14. Демидов М.В. Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: особенности конституционно-правового статуса и организации деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 4.

15. Еремина О.Ю. Качество и доступность государственных услуг в социальной сфере как показатель эффективности деятельности органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2014. № 1.

16. Корякин В.А. Полномочия таможенных органов в современном уголовном судопроизводстве // Таможенное дело. 2012. № 3.

17. Саранчук Ю.М., Сигалов К.Е., Фатьянов А.А. Дифференциация юридической ответственности за

бюджетные преступления // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. № 5.

18. Сигалов К.Е. Частноправовые и публично-правовые основания эффективности государства // История государства и права. 2014. № 17.

19. Сигалов К.Е., Мукиенко И.Н., Саранчук Ю.М. Бюджетное законодательство: развитие системы уголовной ответственности // Финансовое право. 2014. № 11.

20. Старовойтов А.А. К проблеме типологии органов исполнительной власти // Юрист. 2013. № 19.

21. Уманская В.П. Закономерности системы правовых актов органов исполнительной власти // Административное право и процесс. 2014. № 5.

22. Чепрасов К.В. Административная реформа и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти России // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 7.

1 Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. Ст. 945.

2 Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»// СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2754.

3 Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе» //СЗ РФ, 2013. № 38. Ст. 4823.

4 Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.

5 Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р «О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 2. Ст. 260.

6 Приказ ФТС РФ от 12 января 2005 № 7 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 14.

7 Приказ ФТС РФ от 12 января 2005 № 7 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 14.

8 Приказ ФТС РФ от 13 августа 2007 № 965 «Об утверждении Общего положения о таможенном посте»//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007. № 41.

9 Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»// СЗ РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.

10 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961.

11 Рыльская М.А., Некрасов Д.В. Институт уполномоченного экономического оператора в контексте теории права // М.: Вестник ФУ № 1. 2014. С. 122-129.

12 Воронов А.М., Шайдуко Н.А. Таможенные органы как субъекты обеспечения безопасности государства//Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 1. С. 242-247.

Н.П. Майлис

Введение в судебную экспертизу

2-е издание

Английский для юристов. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / И.А. Горше-нева [и др.]; под ред. И.А. Горшеневой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 423 с.

Введение в судебную экспертизу: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н.П. Майлис. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 159 с.

В пособии изложены основные теоретические понятия судебной экспертизы, представлены история развития, система государственных экспертных учреждений в России, правовые основы судебно-экспертной деятельности. В соответствии с процессуальным законодательством рассмотрены основные виды экспертиз, назначаемых правоохранительными органами.

Раскрыты научные основы судебной экспертизы, включающие в себя криминалистическую идентификацию и диагностику; технология экспертного исследования; содержательная часть заключения эксперта и его доказательственное значение в расследовании и раскрытии преступлений. Уделено внимание информационному обеспечению судебно-экспертной деятельности, а также экспертной этике и экспертным ошибкам.

Учебные задачи:

  • – формирование общих теоретических знаний о таможенных органах РФ:
  • – усвоение основных понятий, используемых законодателем при регулировании правового статуса и деятельности таможенных органов в Российской Федерации;
  • – усвоение правового статуса, структуры и системы деятельности таможенных органов РФ;
  • – усвоение направлений деятельности таможенных органов РФ.

В результате изучения этой главы обучающиеся должны :

знать

  • правовой статус таможенных органов, а также сотрудников таможенных органов РФ;
  • – основные понятия, раскрывающие правовые основы формирования и деятельности таможенных органов РФ и правовой статус сотрудников данных органов;
  • – полномочия и деятельность таможенных органов РФ и сотрудников этих органов;
  • – систему и структуру таможенных органов РФ;

уметь

  • – анализировать нормативные правовые акты, регулирующие правовые основы деятельности таможенных органов РФ;
  • – оперировать юридическими понятиями и категориями, используемыми для раскрытия правового статуса таможенных органов РФ;
  • – анализировать юридические факты, связанные с полномочиями и деятельностью таможенных органов РФ;
  • – принимать решения, определяющие порядок деятельности таможенных органов РФ и их сотрудников;

владеть

  • – юридической терминологией;
  • – навыками работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими правовой статус, порядок формирования и деятельность таможенных органов и сотрудников таможенных органов РФ;
  • – навыками анализа правоприменительной практики, связанной с деятельностью таможенных органов и сотрудников таможенных органов РФ.

Ключевые слова : таможенные органы; таможенная граница; правоохранительные органы исполнительной власти; Таможенный союз; таможенные пошлины; налоги; противодействие преступности; обеспечение безопасности; государственная служба; оперативно-розыскная деятельность; правопорядок; дисциплина; безопасность; управления; отделы; государственная служба; поощрения; увольнение.

Понятие, система таможенных органов РФ

Таможенные органы РФ занимают одно из важнейших мест в системе правоохранительных органов, осуществляющих защиту экономической безопасности государства.

Современные таможенные органы РФ созданы в соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 1992 г. № 1147 "О системе центральных органов исполнительной власти". Этим же Указом был учрежден Государственный таможенный комитет РФ (именно так ранее именовалась ФТС России) как орган межотраслевого регулирования. Последние двадцать лет на территории Российской Федерации были приняты и действовали два таможенных кодекса от 18 июня 1993 г. № 5221–1 и от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (нормы последнего утратили силу с 29 декабря 2010 г.).

С 6 июля 2010 г. на единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации применяется Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), принятый на Межгосударственном Совете ЕврАзЭС 27 ноября 2009 г., утвердивший своим решением Договор о ТК ТС. Указанный Договор был ратифицирован в Российской Федерации Федеральным законом от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ.

Новый ТК ТС создает необходимые условия для формирования соответствующей общемировым стандартам нормативноправовой базы таможенного дела в рамках сформированного Таможенного союза названных выше государств. Кроме того, ТК ТС осуществляет правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. Данное правовое регулирование в рамках осуществляется таможенными органами названных стран Таможенного союза. Сами по себе таможенные органы членов Таможенного союза представляют собой органы, которые обеспечивают на таможенной территории Таможенного союза решение следующих основных задач :

  • – содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;
  • – обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств – членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
  • – совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;
  • – взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;
  • – обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
  • – обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;
  • – обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств – членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;
  • – выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза;
  • – обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;
  • – ведение таможенной статистики (ст. 6 ТК ТС).

Таможенные органы Таможенного союза могут осуществлять правоохранительную деятельность, суть которой заключается в производстве дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, а также могут осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством государств, входящих в Таможенный союз, преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами. Во всех этих случаях таможенные органы выступают в качестве органа дознания (ч. 1 ст. 7 ТК ТС). Таможенные органы Таможенного союза осуществляют производство по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности (ч. 3 ст. 7 ТК ТС).

Таможенное регулирование на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом о таможенном регулировании. Все правоотношения, связанные с таможенным регулированием на территории Российской Федерации, осуществляют таможенные органы РФ.

Таможенные органы РФ составляют единую федеральную централизованную систему, в которую входят:

  • – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела – ФТС России;
  • – региональные таможенные управления;
  • – таможни;
  • – таможенные посты (ст. 10 Закона о таможенном регулировании).

Любые правоотношения, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, осуществляются в порядке, определенном Правительством РФ.

Все таможенные органы Российской Федерации в своей деятельности основываются на следующих принципах:

  • – законности;
  • – равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;
  • – единства системы таможенных органов и централизованного руководства;
  • – профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;
  • – ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле;
  • – единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;
  • – недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;
  • – совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах – торговых партнерах Российской Федерации (ст. 11 Закона о таможенном регулировании).

Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции (обязанности):

  • – проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;
  • – содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов РФ, ускорению товарооборота;
  • – ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
  • – взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
  • – обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;
  • – обеспечивают, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;
  • – обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • – выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу РФ;
  • – содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;
  • – осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;
  • – содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;
  • – обеспечивают в соответствии с международным договором государств – членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств – членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;
  • – разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;
  • – обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
  • – осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по вопросам таможенного дела;
  • – проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела.

Федеральными законами на таможенные органы Российской Федерации могут быть возложены иные функции (обязанности) (ст. 12 Закона о таможенном регулировании).

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере таможенного дела в Российской Федерации, является Федеральная таможенная служба (ФТС России). Правовую основу ФТС России составляет постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 "О Федеральной таможенной службе" (п. 1 Положения о ФТС России).

Основными полномочиями ФТС России являются:

  • – внесение в Правительство РФ проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;
  • – принятие на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
  • – обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
  • – осуществление таможенного оформления и таможенного контроля;
  • – производство по делам об административных правонарушениях, проведение оперативно-розыскной деятельности и дознания;
  • – осуществление валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через границу;
  • – ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в системе таможенного дела;
  • – обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль над исполнением которого возложен на таможенные органы;
  • – осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы;
  • – обеспечение участия России в международном сотрудничестве по таможенным вопросам (п. 5 Положения о ФТС России).

В соответствии с задачами, возложенными на ФТС России, данная Служба выполняет и другие функции, связанные с совершенствованием экономических и организационных механизмов таможенной политики, повышением эффективности таможенного контроля; организацией борьбы с контрабандой и иными преступлениями и правонарушениями, посягающими на деятельность таможенных органов; принятием мер по защите прав и интересов граждан, предприятий и организаций при осуществлении таможенного дела; с участием в деятельности международных организаций и развитием сотрудничества с таможенными органами иностранных государств; созданием и развитием сети таможенных органов и обеспечением подготовки и переподготовки кадров и др.

Для осуществления своих функций ФТС России вправе:

  • – создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы;
  • – определять регион деятельности таможенных органов;
  • – утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах;
  • – взаимодействовать с государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, а также с должностными лицами и гражданами как в России, так и за границей; запрашивать и получать у них документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на него функций;
  • – образовывать координационные и экспертные советы, привлекать на договорной основе ученых и специалистов, включая зарубежных, для решения проблем организации таможенного дела, а также осуществлять издательскую деятельность (п. 6 Положения о ФТС России).

Руководство деятельностью ФТС России осуществляет Правительство РФ. Данную Службу возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ. Руководитель ФТС России самостоятельно распределяет обязанности между заместителями, назначает должностных лиц центрального аппарата, утверждает штатное расписание в пределах выделенных ассигнований, выполняет другие полномочия в соответствии с функциями ФТС России.

Руководитель ФТС России имеет заместителей, количество которых устанавливается Правительством РФ.

Заместители руководителя ФТС России назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению руководителя Федеральной таможенной службы.

Заместитель руководителя ФТС России, курирующий оперативно-розыскную работу таможенных органов, вопросам финансово-хозяйственной деятельности подотчетен руководителю ФТС России, а по вопросам оперативно-служебной деятельности наделяется правом принятия самостоятельных решений.

Руководитель ФТС России:

  • – распределяет обязанности между своими заместителями;
  • – вносит в Правительство РФ:
    • проект положения о Службе;
    • предложения о предельной численности и фонде оплаты труда должностных лиц и работников федерального аппарата Службы и таможенных органов;
    • предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителя руководителя Службы;
    • проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;
  • – вносит в Минфин России предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансирования деятельности Службы;
  • – назначает на должность и освобождает от должности должностных лиц центрального аппарата Службы, начальников региональных таможенных управлений и таможен, а также иных должностных работников таможенных органов РФ, включая должностных лиц и работников представительств Службы за рубежом;
  • – решает в соответствии с законодательством России о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной таможенной службе;
  • – утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленной Правительством РФ численности должностных лиц и работников, смету доходов и расходов на содержание Службы в пределах утвержденных в соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
  • – утверждает численность и фонд оплаты труда должностных лиц и работников региональных таможенных управлений, таможен и организаций, находящихся в ведении Службы, и представительств Службы за рубежом в пределах показателей, установленных Правительством РФ;
  • – утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы;
  • – определяет порядок расходования средств, выделенных на проведение мероприятий, связанных с осуществлением таможенными органами оперативно-розыскной деятельности;
  • – организует в таможенных органах в установленном порядке оборот боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия;
  • – утверждает положения о нагрудных знаках и медалях Службы и положение о Почетной грамоте ФТС России;
  • – награждает в порядке, предусмотренном законодательством РФ, именным оружием, а также применяет другие предусмотренные нормативными правовыми актами виды поощрений;
  • – определяет правомочия таможенных органов и их должностных лиц по решению организационных, кадровых, финансовых и иных вопросов;
  • – издаст приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • – представляет в Правительство РФ в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Службы (п. 9 Положения о ФТС России).

Финансирование расходов на содержание ФТС России осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете, а также средств иных источников, установленных законодательством Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба имеет геральдический знак, эмблему, флаг и вымпел, утверждаемые в установленном порядке.

Место нахождения Федеральной таможенной службы – г. Москва.

Структура ФТС России с учетом основных направлений деятельности центрального аппарата включает в себя:

  • – главные управления – организационно-инспекторское, финансово-экономическое, организации таможенного контроля, федеральных таможенных доходов, товарной номенклатуры и торговых организаций, по борьбе с контрабандой, таможенных расследований и дознания, тылового обеспечения, информационных технологий;
  • – управления – кадров, организации силового обеспечения, собственной безопасности, валютного контроля, таможенных расследований и дознания, контрольно-ревизионное, правовое и др.

Структура таможенных органов РФ утверждена приказом Минэкономразвития России от 4 октября 2004 г. № 270. Она включает: региональные таможенные управления, таможни, специализированные таможни и таможенные посты. Региональные таможенные управления входят в единую систему таможенных органов, непосредственно подчинены ФТС России и осуществляют свою деятельность на части территории России, не всегда совпадающей с ее административно-территориальным делением.

В непосредственном подчинении региональных таможенных управлений находятся расположенные на территории их деятельности таможни и таможенные посты, за исключением тех, которые подчинены непосредственно ФТС России.

Региональное таможенное управление – орган управленческий и сам непосредственно таможенными процедурами не занимается. Он осуществляет реализацию таможенной практики и контроль на региональном уровне; разрабатывает меры, направленные па сохранение единства таможенной территории; применение в регионе ограничений и запретов в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу; кадровое, социально-бытовое, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности подчиненных ему таможенных органов, взаимодействует с местными органами государственной власти и органами местного самоуправления и осуществляет другие функции, аналогичные функциям ФТС России, с учетом объема предоставленных ему полномочий. Штатную численность региональных таможенных управлений утверждает руководитель ФТС России в пределах выделенных ассигнований. Начальников региональных таможенных управлений назначает руководитель ФТС России, которому поручено утверждать положения о соответствующих подразделениях.

Региональные территориальные управления являются правоохранительными органами и обеспечивают в пределах своей компетенции исполнение уголовного, уголовно-процессуального, административного и таможенного законодательства.

Помимо региональных таможенных управлений в системе таможенных органов функционируют специализированные региональные таможенные управления. Они решают задачи всех таможенных органов, но не входят в структуру центрального аппарата ФТС России. К ним относятся управления оперативнопоисковое, радиоэлектронной безопасности, специальных операций и центральное экспертно-криминалистическое.

Таможни являются нижестоящим звеном по отношению к региональным таможенным управлениям. Территория их деятельности определяется ФТС России и может не совпадать с административными границами субъектов РФ. В непосредственном подчинении таможен находятся таможенные посты, за исключением тех, которые подчинены непосредственно ФТС России.

Таможни возглавляются начальником, назначаемым на должность руководителем регионального таможенного управления. Обычно в региональное таможенное управление входит несколько таможен. Таможня – юридическое лицо и осуществляет весь объем операций в соответствии установленными полномочиями, включая в себя таможенное оформление и контроль, борьбу с нарушениями таможенных правил и т.д.

В зависимости от расположения таможни подразделяют на внутренние и пограничные. С учетом специфики проводимых операций их классифицируют как сухопутные, морские, речные, воздушные.

Некоторые таможни являются специализированными и подчинены непосредственно ФТС России: Внуковская, Домодедовская центральная базовая, Центральная энергетическая и Шереметьевская.

Таможенный пост – низовое звено системы таможенных органов. Определение территории его деятельности, создание, реорганизация, ликвидация, а также назначение начальника таможенного поста относятся к полномочиям руководителя регионального таможенного управления, кроме тех случаев, когда таможенный пост подчинен непосредственно ФТС России. Таможенный пост является правоохранительным органом и может быть наделен статусом юридического лица. Таможенный пост уполномочен осуществлять таможенное оформление и таможенный контроль в определенном пункте или на конкретной территории, и в тех случаях, когда получил статус юридического лица, является структурным элементом таможни. Распределение полномочий и особенности деятельности таможенных органов разного уровня определяются положениями, утвержденными руководителем ФТС России.

Характер деятельности таможенных органов, подчеркивающий их правоохранительную функцию, установлен Законом о службе в таможенных органах РФ. В соответствии с указанным Законом служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации полномочий таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов (ст. 1).

Закон регламентирует условия поступления на службу, устанавливает ограничения в приеме отдельных лиц, определяет права, обязанности и ответственность сотрудников таможенных органов, порядок присвоения им специальных званий, материальные и социальные гарантии, их бытовое и медицинское обслуживание и др. Правительство РФ, руководитель ФТС России осуществляют контроль над прохождением и соблюдением условий службы в таможенных органах.

  • В соответствии с законодательством Российской Федерации ФТС России, являясь таможенным органом на территории России, не осуществляет дознание по данным категориям уголовных дел. Более подробно об этом см. параграф 29.2 данного учебника.
Загрузка...