Идеи. Интересно. Общепит. Производство. Руководство. Сельское хозяйство

Кто занимается гражданской обороной. Как провести обязательный инструктаж по го для новых работников. Что такое гражданская оборона

Приветствую, уважаемые друзья! На пике популярной темы про вводный инструктаж по гражданской обороне, МЧС решило порадовать нас новым положением о гражданской обороне, а именно положением об уполномоченных на решение задач в области ГО структурных подразделениях (работниках) организаций.

Новое положение об уполномоченных на решение задач в области ГО утверждено приказом МЧС России от 23 мая 2017 года № 230. Положение вступает в силу 14 июля 2017 года. Документ соответствующим образом прошёл регистрацию в Минюсте и опубликован на официальном интернет-портал правовой информации.

Согласно приказу МЧС № 230 признаётся утратившим силу следующие приказ МЧС России от 31.07.2006 г. № 440 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» (со всеми приказами, которыми вносились изменения). С 14.07.2017 г. руководствуемся новым положением о гражданской обороне.

Поскольку новое положение об уполномоченных на решение задач в области ГО по содержанию небольшое, приведу его текст целиком.

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПОЛНОМОЧЕННЫХ НА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ (РАБОТНИКАХ) ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (далее — Положение) определяет задачи и численность структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (далее — структурные подразделения (работники) по гражданской обороне), организаций независимо от их организационно-правовой формы и подведомственности (подчиненности) (далее — организации), а также численность отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов.

2. Структурные подразделения (работники) по гражданской обороне организаций, а также отдельные работники по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов предназначены для реализации задач в области гражданской обороны и руководствуются в своей деятельности законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулирующими вопросы гражданской обороны, распорядительными актами соответствующих руководителей, а также настоящим Положением.

3. Основными задачами структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов являются:

3.1. Организация планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне.

3.2. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны.

3.3. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности <2>.

3.4. Организация подготовки работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

3.5. Участие в организации создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

3.6. Организация планирования и проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время.

3.7. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

3.8. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

4. В соответствии с основными задачами и предъявляемыми законодательством Российской Федерации требованиями в области гражданской обороны структурные подразделения (работники) по гражданской обороне:

4.1.1. Организуют разработку (разрабатывают), уточняют и корректируют планы гражданской обороны.

4.1.2. Осуществляют методическое руководство планированием мероприятий гражданской обороны в представительствах и филиалах (если они имеются).

4.1.3. Организуют планирование, подготовку и проведение мероприятий по рассредоточению работников, продолжающих деятельность в военное время, и работников, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей, а также заблаговременную подготовку безопасных районов и производственной базы в безопасных районах.

4.1.4. Разрабатывают проекты документов, регламентирующих работу в области гражданской обороны.

4.1.5. Формируют (разрабатывают) предложения по мероприятиям гражданской обороны, обеспечивающие выполнение мобилизационного плана организаций.

4.1.6. Ведут учёт защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за их состоянием.

4.1.7. Организуют планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне, направленных на поддержание устойчивого функционирования организаций в военное время.

4.1.8. Организуют разработку и реализацию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

4.1.9. Организуют планирование и проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки.

4.1.10. Организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на пунктах управления этих организаций.

4.1.11. Организуют прием сигналов гражданской обороны и доведение их до руководителей организаций.

4.1.12. Организуют оповещение работников организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4.1.13. Организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, экплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности.

4.1.14. Планируют и организуют подготовку по гражданской обороне руководителей организаций.

4.1.15. Организуют, планируют и осуществляют контроль за созданием, оснащением, подготовкой нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, спасательных служб организаций и осуществляют их учёт.

4.1.16. Участвуют в планировании проведения аварийно-спасательных работ.

4.1.17. Организуют подготовку работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4.1.18. Планируют и организуют проведение учений и тренировок по гражданской обороне, а также участвуют в организации проведения учений и тренировок по мобилизационной подготовке.

4.1.19. Формируют (разрабатывают) предложения по созданию, накоплению, хранению и освежению в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

4.1.20. Организуют создание страхового фонда документации по гражданской обороне.

4.1.21. Организуют контроль за выполнением принятых решений и утверждённых планов по выполнению мероприятий гражданской обороны.

4.1.22. Вносят на рассмотрение руководителю организации предложения по совершенствованию планирования и ведения гражданской обороны.

4.1.23. Привлекают к работе по подготовке планов, распорядительных документов и отчетных материалов по гражданской обороне другие структурные подразделения организации.

4.2.1. Организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

4.2.2. Участвуют в планировании мероприятий по гражданской обороне муниципального образования в части касающейся.

4.2.3. Организуют подготовку работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

5. Количество работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов определяется по следующим нормам <4>:

<4> Пункт 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утверждённого .

5.1. Количество работников по гражданской обороне в структурном подразделении организации с учётом численности её представительств и филиалов:

  • до 500 человек включительно — 1 освобождённый работник;
  • от 501 до 2000 человек включительно — 2 — 3 освобождённых работника;
  • от 2001 до 5000 человек включительно — 3 — 4 освобождённых работника;
  • свыше 5001 человека — 5 — 6 освобождённых работников.

При необходимости количество работников по гражданской обороне может быть увеличено по решению руководителя организации.

5.2. Количество отдельных работников по гражданской обороне в составе представительств и филиалов, соответствующих показателям для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне:

  • от 200 до 500 работников включительно согласно штатному расписанию — 1 освобождённый работник;
  • от 501 до 1000 работников включительно согласно штатному расписанию — 2 освобождённых работника;
  • от 1001 до 2000 работников включительно согласно штатному расписанию — 3 освобождённых работника;
  • от 2001 до 5000 работников включительно согласно штатному расписанию — 4 освобождённых работника;
  • от 5001 и более работников согласно штатному расписанию — 5 освобождённых работников.

6. При определении количества работников в структурных подразделениях по гражданской обороне организации или отдельных работников по гражданской обороне в составе ее представительств и филиалов, осуществляющих свою деятельность в сфере образования, учитывается общее количество обучающихся по очной форме обучения, а в сфере здравоохранения учитывается число проходящих лечение больных в стационаре.

7. Численность структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организации, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе её представительств и филиалов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, устанавливается локальным нормативным актом.

8. Руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне организаций находятся в подчинении у руководителей организаций.
Отдельные работники по гражданской обороне в составе представительств или филиалов организации находятся в подчинении у руководителя представительства или филиала.

9. На должности работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организации, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе её представительств и филиалов назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку в области гражданской обороны <5>.

<5> Пункт 5 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 г. № 782 .

Конец документа.

Скачать новое положение о гражданской обороне в формате MS Word можно ниже.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Приказ МЧС России от 23.05.2017 г. № 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций»

Если что, у нас вы всегда можете пройти обучение по 72-х часовой программе «Обучение руководителей и специалистов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и получить соответствующие удостоверения. Вся необходимая информация для принятия решения, а также форма заявки .

На этом всё. Если информация пригодилась, незабываем чуть ниже ставить рейтинговые звёздочки 😉 Спасибо за поддержку!

Продолжение следует...

Начиная с мая 2017 года многие организации по понятным причинам задались вопросом; кто ответственен за организацию инструктажа по гражданской обороне. Ранее эта процедура зачастую расценивалась как чистая формальность, но с недавнего времени появилась вероятность, что сотрудники МЧС могут выписать внушительный штраф. В этом материале вкратце освещена правовая сторона этого вопроса. Кроме того, здесь приведены сведения о том, какого кандидата следует назначить ответственным за ГО и проведение вводного инструктажа. ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН Как показал анализ, законодательства сегодня образовался пробел относительно закрепленного специалиста по гражданской обороне, который бы занимался непосредственно инструктажем на предприятии. Единственное, что можно найти в этой части касается отведенных полномочий предприятию по гражданской обороне: (п. 5 Положения от 02.11.2000 № 841):

  • подготовка программы для инструктажа;
  • для новых работников мероприятия по изучению особенностей ГО и ЧС;
  • составление графика изучения и утверждение последовательных тренировок.

Примите во внимание: как правило, не кто иной, как ответственный за проведение вводного инструктажа дополнительно осуществляет разработку программы его на внутреннем уровне и вместе с тем принимает непосредственное участие в проведении тренингов с командой. Как должна выглядеть работа ответственного за ГО:

  • это самостоятельная должность разбирающаяся на профессиональном уровне в данной сфере;
  • может являться ответственный за охрану труда;
  • прочий специалист, желательно имеющий опыт военной службы находящийся в отставке.

Представляется, что для фирмы сотрудник по данному направлению должен разбираться кроме вопросов по ГО и ЧС. Конечно при отсутствии практического опыта, ему потребуется пройти переподготовку. На основании строго регламентирующего постановления под номером 841 от 2 ноября 2000 года закрепленный должен проходить подготовку каждые пять лет. Обучение может проводиться в виде: Повышения квалификации; Подготовка в рамках специализированного курса. Перед кадровым либо руководящим составом предприятия ставится обязанность побеспокоиться о своевременном направлении своего специалиста на учебу, при этом в зависимости от штата и ответственным за данное направление может являться в исключительных случаях лично руководитель. Законодательством установлены четкие сроки в которые необходимо уложиться при переподготовки для первого раза они не должны превышать одного года с момента трудоустройства. При не выполнении условий предусмотрены санкции по воздействию на предприятие со стороны контролирующих инстанций. Кроме того, хочется напомнить о том, что в рамках законодательных требований по гражданской обороны в КоАП все достаточно подробно расписано. В первую очередь при не соблюдении норм эксплуатации, содержания и оповещения по ГО налагается штраф от 5 до 10 тысяч рублей в отношении закрепленного должностного лица и еще большие размеры предусмотрены к юр. лицу, здесьуже суммы варьируются от 50 до 100 тысяч. Во вторых при не подготовке к защите населения и различных объектов представляющих ценность материальную либо культурную законодателем предусмотрен штраф в отношении должностного лица на сумму от 10 до 20 тысяч, а юр. лиц и того больше от 100 до 200 тысяч. В связи с чем необходимо делать соответствующие выводы на тему того, что является с экономической точки выгоднее для предприятия: платить постоянно административные штрафы либо побеспокоиться о соблюдении всех требований и обеспечении своевременной подготовки сотрудников. Для организации законодатель оставляет возможность проявить творчество и самостоятельно установить требования своего приказа и последовательность выполнения его требований для закрепления ответственного лица из числа постоянного состава. Некоторые предприятия подходят более ответственно к этому вопросу и издают отдельный внутренний приказ по закреплению конкретного специалиста, но возможен и более упрощенный подход при котором в рамках одного распоряжения вместе со специалистом прописывают еще и закрепленный журнал для регистрации всех событий, после чего он становится внутренним или локальным регулирующим отношения документом. Для всех желающих мы оказываем компетентную помощь в получении специальных удостоверений, а также в прохождении обучения специалистов для компании в сфере ГО и ЧС.

В апреле 2017-го ступили в силу поправки в положение о гражданской обороне. Теперь у работодателей стало еще больше обязанностей по подготовке сотрудников. А директорам даже небольших и далеких от всех этих оборонных дел фирм придется пройти платное обучение и сдать экзамены.

Если не сделать всё как положено, любого работодателя могут оштрафовать на 100 и даже 200 тысяч рублей. А директора и ответственного за гражданскую оборону - на 20 тысяч.

Гражданская оборона: кого это касается?

В России есть закон о гражданской обороне и положение о подготовке населения ко всяким плохим делам. Эти документы объясняют, кто, что, как и когда должен делать, чтобы в случае форс-мажора было меньше неприятных последствий.

Некоторые требования касаются организаций и предпринимателей. Со 2 мая 2017 года этих требований стало больше.

Вот что теперь обязаны сделать все работодатели:

  • организовать вводный инструктаж для новичков;
  • провести курсовое обучение сотрудников;
  • разработать внутренние документы: приказы, планы, программы мероприятий;
  • провести тренировки и учения;
  • создать материально-техническую базу.

Эти обязанности не зависят от численности сотрудников, оборотов, вида деятельности и планов работать в случае войны. Если есть бизнес, его руководитель должен пройти обучение и получить корочку. Если есть сотрудники, их тоже нужно обучить. Еще нужно разработать много документов, вести журналы инструктажа, следить за планом мероприятий и заново всё утверждать в МЧС, если переехали в новый офис или открыли филиал в другом регионе.

Что будет, если всем этим не заниматься?

В КоАП есть статья 20.7 по штрафам за нарушение закона о гражданской обороне. Штрафы выписывает региональное МЧС. Оно контролирует, как предприниматели выполняют требования по поводу гражданской обороны.

Если не провести вводный инструктаж по гражданской обороне или не разработать программу курсового обучения сотрудников, могут выписать штраф до 200 тысяч рублей фирме и еще 20 тысяч - директору. Для сравнения, если не использовать онлайновую кассу, оштрафуют на 30 тысяч рублей; если не опубликовать на сайте политику обработки персональных данных - штраф 40 тысяч рублей.

Штраф могут выписать после плановой или внеплановой проверки. Плановые проверки проводят по графику. Внеплановую могут провести когда угодно: в законе полно поводов для неожиданного визита инспектора из МЧС.

На первый раз могут выписать предписание, потом оштрафуют. Но даже если выпишут предписание, всё равно нужно устранять нарушения: проходить обучение и готовить документы. И не лишь бы как, а с учетом методических рекомендаций, которые еще надо успеть изучить и понять. Если заранее не подготовиться, потом можно не успеть и напороться на штрафы.

Кому нужна эта гражданская оборона? Мы живем в мирное время. Или нас к чему-то готовят?

Гражданская оборона необязательно связана с войной, хотя и с этим тоже. Все люди должны знать, как вести себя в чрезвычайной ситуации. Если случится наводнение, землетрясение, пожар или теракт, нужно понимать, что можно и нельзя делать, как оказать первую помощь и уменьшить ущерб. Детей этому должны учить в школе, а взрослых - на работе.

Я ИП. Меня всё это не касается и можно расслабиться?

Лучше не расслабляться. В постановлении правительства упоминаются организации, а в регламенте МЧС по делам гражданской обороны есть расшифровка, что организации - это юридические лица и предприниматели. Поэтому все, у кого есть наемные сотрудники, должны соблюдать закон, проводить обучение и составлять документы.

Как соблюдать требования закона? Что нужно сделать, чтобы не было штрафа?

Перечень и содержание документов, список сотрудников, которым надо пройти обучение, и план мероприятий по гражданской обороне зависит от вида деятельности и численности штата. Есть типовые рекомендации, но их нельзя использовать бездумно. Придется адаптировать, а потом утверждать в МЧС.

Вот с чего нужно начать, чтобы избежать штрафа:

  1. Найдите в своем регионе учебный центр, который занимается обучением по гражданской обороне. Их деятельность не лицензируется, поэтому проверьте, могут ли они выдавать корочки. Обучение одного сотрудника стоит от двух до пяти тысяч рублей. Можно учиться дистанционно: это займет девять дней или меньше.
  2. Договоритесь об обучении.
  3. Закажите пакет документов для своей организации. В Москве это стоит 20-40 тысяч рублей с учетом согласования в МЧС. Если будете менять офис, документы придется утверждать заново, но выйдет дешевле.
  4. Можно составить документы самому, но придется этому научиться и потом ходить по инстанциям. Такое обучение тоже платное, зато при необходимости можно вносить изменения, менять программы, составлять приказы и никому не платить.
  5. Если не знаете, что делать, и не хотите платить деньги, позвоните в региональное отделение МЧС. У них есть консультационные центры, где объяснят, как быть в вашем случае.
  6. Вовремя оформляйте вводный инструктаж для новых сотрудников и обновляйте документы. Из-за забытой подписи или неправильной даты можно потерять десятки тысяч рублей.

Если к вам пришли с проверкой, а документов нет, признавайте вину, убеждайте, что исправитесь, и устраняйте нарушения. В России незнание закона не освобождает от ответственности, но признание вины может уменьшить последствия. А может и не уменьшить.

Это очередная кормушка! Сколько можно придумывать поводы для штрафов и душить бизнес?

Правильно вести себя в чрезвычайной ситуации нужно самим людям, чтобы они могли защитить себя, своих детей и имущество. Заставить каждого человека пройти обучение не получится, поэтому эту обязанность возложили на работодателей. Они должны всё организовать и оплатить.

Чтобы работодатели исполняли закон, ввели штрафы. Они действовали и до этих поправок и были такими же большими. Со 2 мая поводов для штрафов стало больше, но соблюдать закон нужно было и раньше.

Если по-честному получить корочку и обучить сотрудников, от этого будет больше пользы, чем вреда. Но даже если подойти к вопросу формально, избежать штрафа несложно. Когда придет проверка, в первую очередь потребуют документы. Если всё правильно и вовремя оформить, вам ничего не грозит.

Поищите на сайтах региональных МЧС список вопросов, на которые нужно иметь ответ при проверке по поводу гражданской обороны, и подготовьте документы по этому перечню. Это может оказаться гораздо проще, чем вы думаете. Но всё равно придется потратить время и деньги.

Почему об этом не трубят на каждом углу? Может быть, вы что-то перепутали и это какая-то формальная бумажка, а в реальности это никого не коснется?

Постановление правительства - это не формальная бумажка, оно официально вступило в силу. Федеральный закон - тоже официальный и действующий нормативный документ. И административные штрафы по 200 тысяч рублей тоже самые настоящие.

Можно предположить, что инспекторы из МЧС завтра не пойдут с проверками в маленькие офисы, а в первую очередь будут обращать внимание на заводы, которые должны работать, даже если война, или на водоканал с межрайгазом. Готовить сотрудников к работе во время войны или стихийных бедствий важно для больниц, банков, хлебозаводов, школ и атомных станций. А для интернет-магазинов и продавцов инфокурсов, может быть, не так важно.

Но в законе нет ограничения, что его должны соблюдать только компании с большой численностью или стратегически важным видом деятельности. Этот закон касается всех. И проверить тоже могут всех.

С мая 2017 года все предприятия резко озаботились вопросом, кто проводит инструктаж по гражданской обороне. Если раньше можно было формально относиться к этой процедуре, то теперь есть угроза нарваться на крупный штраф от МЧС. Из этой консультации вы узнаете, что говорит закон по данному вопросу и кого можно назначить ответственным за ГО и проведение вводного инструктажа, в частности.

Что говорит закон

К сожалению, кто проводит вводный инструктаж по гражданской обороне в организации, в действующем законодательстве напрямую не сказано. Последние изменения говорят только о том, что каждое предприятие (подп. «г» п. 5 Положения об организации обучения населения в области ГО, утв. постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841):

  • разрабатывает программу проведения с персоналом вводного инструктажа по гражданской обороне;
  • организует и проводит вводный инструктаж по ГО с новыми сотрудниками в течение первого месяца их работы;
  • планируют и проводят учения и тренировки по ГО.

Имейте в виду: обычно именно ответственный за проведение вводного инструктажа занимается также разработкой программы его проведения для предприятия, а также содействует проведению учений и тренировок с персоналом.

Требования к ответственному за ГО

На практике, вот кто должен проводить инструктаж по гражданской обороне:

  • специалист по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (как отдельная штатная единица);
  • специалист по охране труда;
  • иной сотрудник (обычно – военный в отставке).

Разумеется, кто проводит инструктаж по ГО, должен быть компетентен в вопросах гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций, первой медицинской помощи и т. д. То есть – пройти соответствующую подготовку (отдельный курс или дополнительное профессиональное образование). А на этот счёт у законодательства есть особые требования к таким работникам.

Читайте также Записи в трудовой о переводе

Так, на основании п. 4 постановления Правительства РФ от 02.11.2000 № 841, кто проводит инструктаж по ГО и ЧС, обязан обновлять свои знания в данной области. При этом установлена периодичность – не реже одного раза в 5 лет. По закону это может быть:

  1. Повышение квалификации.
  2. Обучение на специальном курсе.

Когда предприятие решило, кто должен проводить инструктаж по ГО, его направляют на учёбу в региональное управление ГО и ЧС при МЧС. Там он получит документ, который и даёт право данному специалисту проводить инструктаж. Кстати, таким ответственным вполне может быть и руководитель организации.

Назовём 2 нормативных документа, которыми следует руководствоваться при назначении ответственного за проведение вводного инструктажа по ГО и ЧС:

  1. Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».
  2. Положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (утв. приказом МЧС от 31.07.2006 № 440).

Но скажем сразу: согласно этим документам, на должности по гражданской обороне назначают лиц, имеющих соответствующую подготовку в области ГО. Других требований – нет.

Как работодателю организовать работу по гражданской обороне в организации и обучать сотрудников

Ответ

С 2 мая 2017 года все организации должны проводить с новыми сотрудниками вводные инструктажи по гражданской обороне. А со всеми остальными нужно раз в год проводить курсовое обучение. Если организация не проведет обучение, то ее оштрафуют . Размер штрафа до 200 тыс. руб.

Проводить инструктажи и обучение должны все организации независимо от их форм собственности . Для этого нужно назначить ответственного по гражданской обороне . Количество сотрудников, которые будут этим заниматься, зависит от того, есть ли у организации категория по гражданской обороне и будет ли она продолжать работу в военное время.

Чтобы проводить вводный инструктаж и курсовое обучение, организации нужны локальные акты. В данном ответе вы найдете образцы вводного инструктажа и курсового обучения , которые соответствуют рекомендациям МЧС.

Обязанность проводить мероприятия по гражданской обороне

Какие организации обязаны проводить мероприятия по гражданской обороне

Все организации независимо от форм собственности обязаны проводить мероприятия по гражданской обороне и подготавливать своих сотрудников в области гражданской обороны (ст. 9 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ).

Так, организации обязаны:

  • планировать и проводить мероприятия по гражданской обороне;
  • проводить мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
  • обучать своих работников в области гражданской обороны ;
  • создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения при наличии их в организации;
  • создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Такой порядок установлен в статье 9 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ.

Гражданская оборона и системы защиты от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС) нужна для того, чтобы:

  • сохранить жизнь работников и населения при авариях и природных катастрофах;
  • провести аварийно-спасательные работы и другие неотложные действия в очаге катастрофы;
  • обеспечить устойчивую работу объекта в чрезвычайной ситуации и не допустить увеличения масштабов катастрофы.

Вопрос из практики: какие средства индивидуальной и коллективной защиты при чрезвычайных ситуациях организация обязана иметь для работников

Какие средства индивидуальной защиты должна иметь организация, а также нормы их выдачи зависят от того, к какой зоне загрязнения относится территория, где расположена организация.

Организации, которые расположены на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного и химического загрязнения и где расположены радиационно, ядерно и химически опасные объекты, должны обеспечить сотрудников средствами индивидуальной защиты органов дыхания, а также медицинскими средствами на случай возникновения чрезвычайных ситуаций (п. 6 ).

Нормы обеспечения средств индивидуальной защиты при чрезвычайных ситуациях прописаны в пункте 9 Положения, которое утверждено приказом МЧС России от 1 октября 2014 г. № 543 . Средства индивидуальной защиты организации приобретают за свой счет (п. 4 ст. 18 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ).

Информацию о том, к какой зоне загрязнения относится территория, где расположена организация, работодатель может запросить в территориальном отделении по ГО и ЧС.

Если территорию, на которой расположена организация, не относят к зонам радиоактивного, химического загрязнения, то приобретать и хранить средства индивидуальной защиты при ЧС для сотрудников ей не нужно.

Если организация расположена в зоне химического загрязнения, то она обязана обеспечить всех работников следующими средствами индивидуальной защиты:

  • противогазы из расчета 105 процентов общей численности сотрудников;
  • медицинские средства индивидуальной защиты из расчета 30 процетов от общей численности сотрудников.

Если организация расположена в зоне радиоактивного загрязнения, то она обязана обеспечить всех работников следующими средствами индивидуальной защиты:

  • респираторы из расчета 100 процентов общей численности сотрудников;
  • медицинские средства индивидуальной защиты из расчета 30 процентов от общей численности сотрудников.

Такие требования установлены в пунктах и приказа МЧС России от 1 октября 2014 г. № 543.

Ответственный по гражданской обороне

Кто в организации обязан заниматься гражданской обороной

Чтобы проводить мероприятия по гражданской обороне, работодатели обязаны создать в организации структурное подразделение по гражданской обороне или назначить сотрудника, который будет ответственен за гражданскую оборону ( , ).

Количество работников в подразделении по гражданской обороне зависит от общей численности сотрудников организации и от того, отнесена организация к категориям по гражданской обороне или нет.

Чтобы узнать, к какой категории относится организация, необходимо написать запрос в отдел ГО и ЧС территориального органа местного самоуправления с просьбой разъяснить полномочия организации по решению вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Запрос составьте в произвольной форме .

Так, в организациях, которые не отнесены к категориям по гражданской обороне, не обязательно назначать отдельного работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, поэтому функции такого работника можно оформить другому сотруднику организации по совместительству или совмещению . Например, поручить работу по гражданской обороне специалисту по охране труда или кадровому специалисту.

Аналогичные разъяснения дают специалисты МЧС России в письме от 22 июня 2017 г. № 817-1-1-8 .

Внимание: следует учесть, что в штатное расписание в любом случае необходимо ввести должность инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям независимо от того, каким образом будет оформлен сотрудник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны: по внутреннему совместительству или по совмещению должностей .

Поскольку для оформления совмещения должностей должность также должна быть предусмотрена в штатном расписании (). Отличия только в том, что при внутреннем совместительстве сотрудник выполняет дополнительную работу в свободное от основной работы время (ст. и ч. 1 ст. 282 ТК РФ). Для этого работодатель заключает с сотрудником отдельный трудовой договор (). А при совмещении должностей сотрудник занимается дополнительной работой в течение своего обычного рабочего дня. При этом дополнительная работа подлежит оплате и возможна только с письменного согласия сотрудника ().

В организациях, которые относятся к категориям по гражданской обороне с количеством работников:

  • до 500 человек - 1 отдельный работник;
  • от 501 до 2000 человек - 2-3 отдельных работника;
  • от 2001 до 5000 человек - 3-4 отдельных работника;
  • свыше 5001 человек - 5-6 отдельных работников.

Количество отдельных работников в представительствах и филиалах организаций, которые относятся к категориям по гражданской обороне:

  • от 200 до 500 человек согласно штатному расписанию - 1 работник;
  • от 501 до 1000 человек согласно штатному расписанию - 2 работника;
  • от 1001 до 2000 человек согласно штатному расписанию - 3 работника;
  • от 2001 до 5000 человек согласно штатному расписанию - 4 работника;
  • свыше 5001 человек согласно штатному расписанию - 5 работников.

Количество структурных подразделений или отдельных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, в представительствах и филиалах организации, устанавливают локальным нормативным актом.

Руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне организации находятся в подчинении у руководителя организации.

Об этом сказано в пунктах и Положения, утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230 .

При определении количества работников по гражданской обороне в организациях, а также в их представительствах и филиалах, которые осуществляют свою деятельность в сфере образования, учитывают общее количество обучающихся по очной форме обучения, а в сфере здравоохранения учитывают число проходящих лечение больных в стационаре (п. 6 Положения , утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230).

На должности работников по гражданской обороне назначают лиц, которые имеют соответствующую подготовку в области гражданской обороны (п. 9 Положения , утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230).

Дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области гражданской обороны можно пройти:

  • в образовательных организациях, которые имеют соответствующую лицензию, в том числе в учебно-методических центрах по дополнительной профессиональной программе в области гражданской обороны;
  • на курсах гражданской обороны.

Об этом говорится в пункте 23 приложения к приказу МЧС России от 13 ноября 2006 г. № 646 .

Внимание: руководитель организации не может выполнять обязанности уполномоченного по ГО и ЧС, но при этом он также обязан проходить обучение по ГО и ЧС. Поэтому в организации должно быть не менее двух обученных: руководитель организации и сотрудник, ответственный за гражданскую оборону (п. 3 Положения, утвержденного ).

Квалификационные требования к работникам по гражданской обороне установлены в приказе Минздравсоцразвития России от 10 декабря 2009 г. № 977 , а также в приказе Минтруда России от 3 декабря 2013 № 707н . Так, инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование и подготовку по специальной программе по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

Если в организации создают отдел по гражданской обороне, то руководителем можно назначить заместителя директора организации.

Такой порядок предусмотрен в пункте 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782, и пункте 5 постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547.

Работника, который будет уполномоченным на решение задач по гражданской обороне в организации, назначьте приказом .

Обучение сотрудников

Обязана ли организация обучать сотрудников гражданской обороне

Одной из обязанностей работодателя в области гражданской обороны является обучение сотрудников организации по гражданской обороне. Такое обучение проводят, чтобы подготовить сотрудников к умелым и адекватным действиям при угрозе и опасности во время чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.

Порядок обучения установлен в Положении , утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 .

Так, все организации обязаны:

  • разработать программу курсового обучения в области гражданской обороны сотрудников;
  • проводить курсовое обучение сотрудников по утвержденной программе;
  • разработать программу проведения с сотрудниками вводного инструктажа по гражданской обороне;
  • организовать и проводить вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми сотрудниками в течение первого месяца их работы.

Об этом говорится в подпункте «г» пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 . Аналогичную позицию занимают и специалисты МЧС России в письме от 31 мая 2017 г. № 23-10-676 .

Программы курсового обучения и вводного инструктажа разработайте на основе .

Вводный инструктаж

Как провести вводный инструктаж по гражданской обороне с сотрудником

Чтобы провести вводный инструктаж с сотрудником при приеме на работу, разработайте программу вводного инструктажа на основе примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14 подп «в» п. 5 постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841).

На основе программы создайте инструкцию по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям .

Вводный инструктаж с новым сотрудников проводит работник, который ответствен в организации за гражданскую оборону .

Инструктаж необходимо провести в течение одного месяца после приема на работу нового сотрудника.

Во время вводного инструктажа ответственный сотрудник знакомит нового работника с инструкцией и сообщает общие знания по гражданской обороне, в частности:

  • поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций, которые характерны для территории проживания и работы, а также оружия массового поражения и других видов оружия;
  • порядок действий при сигнале «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»;
  • правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты при чрезвычайных ситуациях, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации;
  • порядок действия при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, военных конфликтов, угрозе и совершении террористических актов;
  • правила оказания первой помощи.

Об этом говорится в подпункте «г» пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 .

В конце инструктажа ответственный сотрудник устно проверяет приобретенные работником знания. После инструктажа сотрудник подписывает инструкцию и получает один экземпляр инструкции на руки. Сотрудник обязан хранить свой экземпляр инструкции на рабочем месте.

Данные о вводном инструктаже внесите в журнал вводного инструктажа по гражданской обороне. Форма журнала произвольная . В журнале сделайте запись о дате его проведения с подписями инструктируемого и инструктирующего. на основе примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14 . Разработанную программу согласуйте в отделе ГО и ЧС территориального органа местного самоуправления (подп. «в» п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841).

Обучение по программе проводите ежегодно в объеме не менее 16 часов.

Сотрудников организации распределите по учебным группам. Количество сотрудников в группе должно быть не более 25 человек с учетом должностей работников, а также особенностей их профессий.

Занятия проводите ежемесячно в течение года, исключая месяцы массовых отпусков работников организаций, в рабочее время. Проводит занятия работник, который ответствен за гражданскую оборону в организации .

План по обучению на учебный год утвердите приказом в произвольной форме .

Обучение состоит из теории и практики. На теоретических занятиях сотрудникам нужно рассказать материал по теме устно, а также наглядно, используя современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты и другие наглядные пособия.

Практические занятия состоят из тренировок и комплексных занятий. Тренировку проводите, чтобы выработать, поддерживать и совершенствовать у работников необходимые практические навыки использования индивидуальных и коллективных средств защиты, первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи.

Комплексное занятие проводите, чтобы подготовить работников к действиям в различных условиях. Во время комплексного занятия работники последовательно отрабатывают правильные и однообразные действия в конкретной обстановке.

Ответственный за обучение работник ведет учет присутствия сотрудников на занятиях в журнале учета. Форма журнала произвольная . Журналы ведут на каждую учебную группу и хранят в организации в течение года после завершения обучения.

В конце учебного года издайте приказ об итогах обучения сотрудников в произвольной форме . чтобы сделать обучение эффективным, запомните несколько рекомендаций:

  • постройте обучение по ГО и ЧС на моделировании чрезвычайных событий, которые действительно могут произойти в организации;
  • используйте современные тренинговые методики. Например, когда работники самостоятельно решают предложенные задачи. Тогда им легче будет сориентироваться в экстремальной ситуации и продумать свое поведение;
  • чтобы не отвлекать сотрудников от работы надолго, не тратьте время на общую информацию. Раздайте ее сотрудникам заранее для самостоятельного изучения. Для этого можно использовать, например, памятку действий во время чрезвычайных ситуаций . А непосредственно во время обучения проработайте действия в ситуациях, которые могут сложиться в организации во время чрезвычайного события. Каждый сотрудник должен четко знать, что ему делать в случае аварии или другой чрезвычайной ситуации.

Ответственность за нарушения

Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований по гражданской обороне

За невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны предусмотрена административная ответственность.

Так, если работодатель не проводит мероприятия по подготовке к защите и по защите работников от опасностей, которые возникают при военных действиях или вследствие них, то его оштрафуют. Размер штрафа составляет:

  • для должностных лиц организации, например ее руководителя, - от 10 000 до 20 000 руб.;
  • для организации - от 100 000 до 200 000 руб.

Об этом говорится в статье 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Проверки соблюдения требований и мероприятий в области гражданской обороны проводит МЧС России.

Проверки могут быть плановые и внеплановые.

При плановых проверках учитывают риск-ориентированный подход . Поэтому плановые проверки проводят в организациях, которые отнесены к категориям по гражданской обороне. Например, организации, которые являются уникальными культурными объектами или имеют на балансе защитные сооружения.

Для внеплановой проверки необходимы серьезные основания, например, поручение Президента РФ или предписание Прокуратуры РФ. О проведении внеплановой проверки руководителя организации уведомят заранее.

Если в ходе внеплановой проверки выявят недобросовестное исполнение работодателем своих обязанностей в области гражданской обороны, то при условии, что такое нарушение совершено впервые, инспектор может сделать устное замечание или вынести предупреждение.

Загрузка...