Идеи. Интересно. Общепит. Производство. Руководство. Сельское хозяйство

Начаты поставки зенитных ракетных комплексов "Тор-М2". Чем хорош новый зенитно-ракетный комплекс Тор-М2У Военная машина тор

Автономный самоходный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) 9К331 "Тор-М1" предназначен для противовоздушной обороны мотострелковых и танковых дивизий во всех видах боевых действий и в районах сосредоточения, защиты наиболее ответственных объектов (командных пунктов узлов связи, радиотехнических средств, мостов, аэродромов) от ударов высокоточного оружия, управляемых и противорадиолокационных ракет, управляемых авиабомб, самолетов, вертолетов, крылатых ракет и дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА).

Комплекс представляет собой компактную функционально завершенную и технически совершенную тактическую единицу - боевую машину, способную автономно или в составе системы ПВО выполнять поставленную боевую задачу. ЗРК 9К331 является результатом последовательной модернизации ЗРК "Тор" . В результате модернизации в ЗPK был введен второй целевой канал, в ЗУР применена БЧ из материала с повышенными поражающими характеристиками, реализовано модульное сопряжение ЗУР с боевой машиной, увеличение зоны и вероятности поражения низколетящих целей, обеспечено сопряжение боевой машины с унифицированным батарейным командирским пунктом "Ранжир" для обеспечения управления боевыми машинами в составе батареи.

В доработке существовавших и разработке новых средств ЗРК "Тор-М1" (9К331) принимали участие:

    Научно-исследовательский электромеханический институт МРП (ведущее предприятие НПО "Антей") - головной по ЗРК "Тор-М1" в целом (главный конструктор В.П.Ефремов) и боевой машине 9А331 (модернизация 9А330) - заместитель главного конструктора ЗРК и главный конструктор боевой машины 9А331 - И.М.Дризе;

    Производственное объединение "Ижевский электромеханический завод" МРП - по конструктивной доработке боевой машины;

    Кировское машиностроительное производственное объединение им. XX партсъезда МАП - по разработке четырехракетного модуля 9М334, использованного в боевой машине 9А331 (главный конструктор модуля О.Н.Жарый);

    Научно-исследовательский институт средств автоматизации МРП (ведущие предприятие НПО "Агат") - по разработке в рамках отдельной ОКР унифицированного батарейного командирского пункта "Ранжир" (9С737) - главный конструктор А.В.Шершнев, а также МКБ "Факел" МАП и другие организации.

Государственные испытания ЗРК "Тор-М1" проводились с марта по декабрь 1989 г. на Эмбенском полигоне (начальник полигона В.Р. Унучко). ЗРК был принят на вооружение в 1991 году.

Серийное производство боевых и технических средств ЗРК "Тор-М1" было организовано на предприятиях, которые производили средства ЗРК "Тор". Новые средства - четырехместный транспортно-пусковой контейнер для ЗУР 9А331 и унифицированный батарейный командирский пункт 9С737 производились соответственно в ПО "Кировский Машиностроительный завод им. ХX партсъезда" и на Пeнзeнском радиозаводе.

Не имеющий аналогов в мире ЗРК "Toр-M1" (см. сравнительные характеристики ), способные поражать воздушные элементы высокоточного оружия, неоднократно показывали свои высокие боевые возможности на учебно-боевых стрельбах, на войсковых учениях на выставках современного оружия в ряде стран мира. Эти комплексы обладают хорошей конкурентоспобностью на мировом рынке и состоят на вооружении подразделений ПВО Китая, Греции и Ирана.

Для защиты малоподвижных войсковых, а также гражданских и промышленных объектов разработаны варианты комплекса с размещением основных элементов на колесных базах - в самоходном варианте "Tор-M1ТА", с размещением аппаратной кабины (АК) на автомобиле "Урал-5323", а антенно-пускового поста (АПП) - на прицепе ЧМЗАП8335, в буксируемом "Тор-М1ТБ" (на двух прицепах АК - СМЗ-782Б, АПП - ЧМЗАП8335). За счет отказа от проходимости по бездорожью и увеличения времени развертывания/ свертывания до 8..15 мин. достигается снижение стоимости комплекса. Разработан и стационарный вариант комплекса "Top-M1TC".

Прошел испытания модернизированный вариант комплекса, получивший обозначение "Тор-М1В". "Тор-М1В" отличается от своего предшественника повышенными боевыми возможностями:

  • расширена зона поражения системы по высоте и курсовому параметру. Необходимость такого расширения продиктована опытом военных действий авиации в Югославии и на Ближнем Востоке;
  • повышена помехозащищенность комплекса в условиях применения противником уводящих помех самоприкрытия. Для этого разработаны специальные режимы работы боевых средств, автоматически включающиеся при постановке современных и перспективных помех;
  • введен специальный режим боевой работы "звено" для слаженной и эффективной работы двух боевых машин без батарейного командного пункта при защите точечных объектов.

На Международном авиакосмическом салоне "МАКС - 2007" ОАО "Ижевский электромеханический завод "Купол" совместно с ОАО "Концерн ПВО "Алмаз - Антей" представил новейшую разработку - боевую машину 9А331МК зенитно-ракетной системы "Тор-М2Э" . Новая система отличается повышенной эффективностью отражения массированных налетов современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия.

Состав

В состав комплекса 9К331 входят:

  • боевая машина 9А331 и зенитно-ракетный модуль 9М334 (с ракетами 9M331 в транспортно-пусковом контейнере 9Я281 );
  • транспортно-заряжающая машина 9Т244 ;
  • транспортная машина 9Т245;
  • машины технического обслуживания 9B887M и 9В888-1M
  • комплект такелажного оборудования 9Ф116;
  • машина группового ЗИП 9Ф399-1М1;
  • автономный электронный тренажер операторов боевой мдшнны 9Ф678.

На базе боевой машины 9А331 (см. компоновку ) размещаются:

    два зенитно-ракетных модуля 9М334 (восемь ракет 9M331 в ТПК 9Я281 );

    трехкоординатная станция обнаружения целей (СОЦ) с системами опознавания их государственной принадлежности и стабилизации основания антенны;

    станция наведения (СН) с фазированной антенной решеткой;

    дублирующий телевизионно-оптический визир, обеспечивающий автосопровождение цели по угловым координатам;

    быстродействующая цифровая вычислительная система;

    аппаратура стартовой автоматки (аппаратура отображения информации о воздушной обстановке и цикле боевой работы, а также индикации функционирования систем и средств боевой машины, рабочие пульты командира и операторов, вспомогательная аппаратура);

    система телекодовой оперативно-командной радиосвязи;

    аппаратура навигации, топопривязкн и ориентирования;

    система функционального контроля боевой машины:

    система автономного зпектропитания и жизнеобеспечения (источник первичного энергопитания с приводом электрогенератора от газотурбинного двигателя или ходового двигателя самоходного шасси).

В боевую машину 9А331 были внесены следующие изменения (по сравнению с 9А330):

    использована новая двухпроцессорная вычислительная система повышенной производительности, которая реализовала двухканальную работу по целям, защиту от ложных трасс целей, расширенный функциональный контроль;

    в станции обнаружения целей введены трехканальная цифровая система обработки сигналов, обеспечивавшая улучшенное подавление пассивных помех без проведения дополнительного анализа помеховой обстановки, автоматически переключаемый избирательный фильтр во входных устройствах приемника, обеспечивавший за счет частотной селекции каждого парциала более эффективные электромагнитную совместимость и помехозащищённость станции, во входных устройствах приемника заменен усилитель для повышения чувствительности, введена автоматическая регулировка мощности, поступавшей в каждый парциал при работе станции, изменен порядок обзора для уменьшения времени завязки трасс целей, введен алгоритм защиты от ложных отметок;

    в станции наведения введен новый тип зондирующего сигнала, обеспечивавший обнаружение и автосопровождение зависающего вертолета, в телевизионно-оптическом визире введен автомат сопровождения цели по углу места (для повышения точности ее сопровождения), введен улучшенный индикатор командира,введена аппаратура сопряжения с унифицированным батарейным командирским пунктом "Ранжир" (радиостанции и аппаратура передачи данных).

РЛС обнаружения представляет собой когерентно-импульсную РЛС кругового обзора. Она работает в сантиметровом диапазоне волн с частотным управлением лучом по углу места. Средняя мощность передатчика 1,5 кВт, разрешающая способность не хуже 1.5-2.0° по азимуту, 4° по углу места и 200м по дальности. Максимальные ошибки определения координат цели составляют не более половины указанных величин разрешающей способности. Применение цифровой обработки сигнала позволяет надежно обнаруживать как скоростные, так и малоподвижные (до 10м/с) цели без "слепых скоростей" в сложных условиях пассивных (естественных и искусственных) помех с учетом влияния подстилающей поверхности. Обработка сигналов осуществляется спецвычислителями и центральным компьютером, вычислительные и алгоритмические возможности которого позволяют решать задачи анализа воздушной обстановки, принятия основных решений и другие интеллектуальные задачи управления боевыми операциями. РЛС обнаружения сопряжена с системой опознавания государственной принадлежности цели и автоматически блокирует (с высокой вероятностью) возможность поражения "своих" летательных аппаратов. Для обеспечения возможности работы станции во время движения БМ положение антенны стабилизируется.

Станция способна обнаруживать с вероятностью не менее 0.8 на дальности 25-27км самолеты типа F-15, летящие на высотах от 30 до 6000м. беспилотные летательные аппараты обнаруживаются с вероятностью не менее 0.7 на дальности 9-15км, зависшие в воздухе вертолеты — с вероятностью 0.6-0.8 на дальности 13-20км, находящиеся на земле вертолеты с вращающимися винтами — с вероятностью 0.4-0.7 на дальности 13-20км. При этом могут обнаруживаться и цели, прикрываемые активными и пассивными помехами. РЛС обнаружения обеспечивает многопарциальный (8 парциалов — лучей) трехкоординатный обзор пространства с высоким темпом (см. диапазон сканирования ). Период сканирования 1с, ширина луча в вертикальной плоскости 4°. Сканирование углового пространства обзора в вертикальной плоскости механически разбивается на два диапазона от 0-32° и 32-64°. Это означает, что две батареи ЗРК "Top-M1" могут одновременно просматривать зону в угловом растре 0-64°. Предусмотрено повышение энергии сигнала за счет применения длительного импульса с внутриимпульсной модуляцией и режим концентрации всей энергии излучения в одном парциале — три в одном.

РЛС наведения (СВР) - когерентно-импульсная (импульсно-доплеровского типа) РЛС. Она работает в сантиметровом диапазоне волн, имеет малоэлементную фразированную антенную решетку (ФАР), формирующую луч шириной 1° по азимуту и по углу места, обеспечивающую электронное сканирование луча в соответствующих плоскостях. Такое построение системы позволяет обеспечить практически мгновенный (400-600мс) переход на автосопровождение, а также одновременное сопровождение и обстрел двух целей в секторе ФАР. Станция осуществляет поиск цели по данным целеуказания от станции обнаружения целей и захват одной цели на автосопровождение. С вероятностью 0.5 станция наведения способна переходить на автосопровождение самолета-истребителя, летящего на дальности 23км. С уменьшением дальности эта вероятность существенно возрастает, так, на дальности 20км она уже составляет 0.8. Система обработки сигнала РЛС сопровождения - цифровая мононмпульсная со сжатием импульсов и соответствующим алгоритмом обработки сигналов, обеспечивает не только высокие точности и помехозащиту, но и распознавание класса цели, что позволяет оптимизировать режимы работы системы наведения ракеты и ее боевого снаряжения.

Для ЗРК "Тор-М1" впервые в практике создания зенитных комплексов применен четырехместный транспортно-пусковой контейнер (ТПК) 9Я281 , который в совокупности с ЗУР 9M331 составил ракетный модуль 9М334. Каждый модуль 9М334 комплектуется двумя специальными балками, с помощью которых модули могут быть собраны в многоярусные пакеты. В таких пакетах осуществляется хранение и транспортировка ракет на всех этапах эксплуатации. Транспортная машина 9Т245 перевозит два пакета из четырех модулей, транспортно-заряжающая машина 9Т244 - два пакета из двух модулей и имеет крановое оборудование для загрузки модуля в боевую машину. Заряжание БМ производится с помощью транспортно-заряжающей машины. Сначала модуль переводится из горизонтального положения в вертикальное, затем опускается в шахту БМ. Время заряжания боевой машины двумя модулями - 25 минут. Модуль 9М334 в течение установленного срока службы эксплуатируется без проведения регламентных работ и проверок бортового оборудования ракет. Основные параметры модуля: масса модуля (ТПК плюс четыре ракеты) с двумя балками - 1053кг, масса ТПК с двумя балками - 333кг, масса одной балки - 40кг, габариты модуля с двумя балками - 539x1507x3005мм

ЗУР 9M331 полностью унифицирована с ракетой 9М330 (за исключением материала поражающих элементов БЧ) и может использоваться в ЗРК "Тор" , "Top-M1", "Тор-М2" и в корабельном ЗРК "Кинжал" .

Боевая работа ЗРК 9К331 происходит по схеме, обычной для зенитных ракетных комплексов с радиокомандной системой наведения (см. описание боевой работы ). Станция обнаружения в движении или на месте осуществляет круговой обзор пространства, обнаруживает и опознает цели. Вычислительные средства боевой машины производят анализ воздушной цели, выбирают наиболее опасные цели для обстрела и вырабатывают данные целеуказания для станции наведения (станция передачи команд, СПК). Станция наведения (станция визирования ракеты плюс станция передачи команд) на основании данных целеуказания осуществляет:

    поиск и захват одной цели на автосопровождение;

    точное сопровождение цели по трем координатам;

    пуск одной или последовательно (через 4с) двух ракет по сопровождаемой цели;

    захват ракеты после старта отдельным координатором и ввод ее в луч фазированной антенной решетки;

    точное сопровождение ракеты;

    управление ракетами по командам, вырабатываемым по разности координат между ракетами и целью в соответствии с выбранным методом наведения, соответствующим наиболее оптимальным условиям встречи ракеты с целью в зависимости от ее типа, высоты и характера полета;

    выдачу на радиовзрыватель ракеты команды задержки его срабатывания в зависимости от скорости сближения ракеты с целью.

Эксплуатация комплекса разрешается на высотах не более 3000 м над уровнем моря, в любое время года и суток, в различных метеорологических условиях в интервале температур окружающего воздуха от —50°С до +50°С, в условиях солнечной радиации и относительной влажности не более 98% при температуре (30 ± 5)°С и скорости ветра не более 20 м/с. Режим работы аппаратуры ракеты при включениях на боевой машине циклический: 10 мин работы — 10 минут перерыва. После трех включений должен быть перерыв не менее одного часа. В любое время перерыва допускается одноразовое включение аппаратуры ракеты на одну минуту для проведения пуска.

Тактико-технические характеристики

Количество одновременно обнаруживаемых целей 48
Количество одновременно сопровождаемых целей 2 (4 для Тор-М2Э)
Зона обнаружения:
- по дальности, км
- по азимуту, град
- углу места, град
- по высоте, км

27
360
0-32 или 32-64
не менее 23
Зона поражения, км:
- по дальности
- по высоте
- по параметру

1..12
0,01..6 (0,01..10 для Тор-М2Э)
6 (8 для Тор-М2Э)
Вероятность поражения одной ракетой:
- самолета (типа F-15)
- вертолета
- крылатой ракеты
- высокоточного оружия

0.45-0.8
0.62-0.75
0.93-0.97
0.75-0.9
Максимальная скорость поражаемых целей (вдогон/навстречу) м/с 700
Максимальная поперечная перегрузка поражаемой цели 10
Время реакции комплекса (от обнаружения цели до пуска ракеты), с:
- с позиции
- с короткой остановки

7.4
9.7
Масса боевой машины, т 37
Запас хода по топливу (при двухчасовой работе аппаратуры), км 500
Боевой расчет 3
Скорость полета ЗУР, м/с 700..800
Масса ракеты, кг 165
Масса боевой части, кг 14,5

ТОР зрк зенитно-ракетный комплекс малой дальности фото , качественный технологический рост средств воздушного нападения - включая новые тактические истребители, боевые вертолеты, высокоточное оружие, цифровые автоматизированные системы управления - дал мотивацию и возможность также и для развития средств защиты.
На рубеже 1960-1970-х годов в СССР развернулись работы над войсковыми комплексами и системами ПВО второго поколения. Для замены ЗРК «Оса» дивизионного звена разрабатывался зенитный ракетный комплекс (система) малой дальности «Тор». Он должен был работать вплоть до предельно малых высот, в сложной помеховой обстановке, обладать автономностью, вездеходностью и подвижностью, равной колоннам частей, которые будет прикрывать, а также минимальным временем реакции.
ЗРК (ЗРС) 9К330 «Тор» вооружались зенитные ракетные полки мотострелковых и танковых дивизий. Полк включал командный пункт и четыре зенитные батареи, каждая в составе четырех боевых машин и батарейного командного пункта. Батареи должны были работать автономно либо под централизованным управлением начальника ПВО дивизии или командира зенитного ракетного полка.

ЗРК «Тор» принят на вооружение в 1986 году, комплексу получил индекс 9К330, зенитная управляемая ракета - 9М330, индекс 9А330 соответствовал боевой машине, шасси было унифицировано с ЗПРК «Тунгуска»

Рождение ТОРа зрк зенитно-ракетного комплекса малой дальности фото
Разработка "ТОР " началась в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 года. Головным разработчиком стал Научно-исследовательский электромеханический институт (г. Москва, с 1983-го - НПО «Антей»), главным конструктором комплекса - В. П. Ефремов, боевой машины - И. М. Дризе. Зенитную управляемую ракету с командной системой наведения разрабатывало МКБ «Факел» (г. Химки МО) под руководством П. Д. Грушина, главный конструктор ракеты - В. В. Коляскин.
«Тор» проходил испытания с декабря 1983-го по декабрь 1984 года и принят на вооружение 19 марта 1986 года. ГРАУ присвоило

  • комплексу индекс 9К330
  • ЗУР - 9М330
  • боевой машине - 9А330.

Серийное производство ЗУР организовали на Кировском машиностроительном заводе им. XX парт-съезда, боевые машины строил Ижевский электромеханический завод на гусеничном шасси производства Минского тракторного завода. В США и НАТО «Тор» получил обозначение SA-15 «Латная рукавица» Gauntlet.
Состав и устройство ТОР зенитно-ракетный комплекс малой дальности фото .
Боевые средства комплекса (системы) собраны на одном гусеничном шасси ГМ-355. Боевая машина 9А330 со скоростью хода до 65 км/ч в своем составе имеет станцию обнаружения цели (СОЦ) и станцию наведения (СН) - обе на основе когерентно-импульсных РЛС сантиметрового диапазона, - ЭВМ, пусковое устройство ЗУР. Твердотопливная одноступенчатая ЗУР 9М330 выполнена по схеме «утка» со складными крылом и рулями, оснащена автопилотом с приводами рулей, радиоблоком, осколочно-фугасной боевой частью, активным радиовзрывателем, размещена в транспортно-пусковом контейнере. Старт ракеты - вертикальный с помощью пороховой катапульты, после старта газодинамическое устройство в хвостовой части обеспечивает склонение ракеты в сторону цели, затем включается маршевый двигатель. Детальное видео ночных стрельб зенитными управляемыми ракетами, ходовые испытания, полигон Капустин Яр, стрельба по беспилотному летательному аппарату БПЛа ночью смотрим на видео.

СОЦ осуществляет круговой обзор пространства, дальность обнаружения ею - 25-27 км, зависшего - 13-20 км, что важно засечка - до 15 км.

пусковой контейнер ЗРК с зенитными управляемыми ракетами 9М330, масса модуля чуть более 1 тонны

СН с фазированной антенной решеткой (ФАР) по сигналу целеуказания от вычислительной системы производит захват цели на автосопровождение, определяет момент запуска и выдает команду на запуск ЗУР, сопровождает ЗУР в процессе наведения. Управляющие команды передаются на ЗУР по радиоканалу через ту же ФАР. СН наводит на цель до двух ЗУР. Также с СН на ЗУР выдаются значения задержки срабатывания радиовзрывателя - в зависимости от скорости сближения ракеты с целью, что повышает вероятность поражения цели.
Одновременно с принятием ЗРК (ЗРС) «Тор» на вооружение было выдано задание на его модернизацию.
Модернизации ТОР зрк зенитно-ракетный комплекс малой дальности
Головным исполнителем работ по модернизации комплекса было НПО «Антей». Модернизированный 9К331 «Тор-М1» проходил госиспытания в марте - декабре 1989 года, принят на вооружение в 1991-м.

Модернизированный 9К331 «Тор-М1» принят на вооружение в 1991 г

Среди его существенных отличий:

  • - ЗУР 9М331 с повышенным поражающим действием боевой части;
  • - сменный ракетный модуль на четыре ЗУР (создан Кировским машиностроительным производственным объединением им. XX партсъезда), позволивший ускорить перезаряжание боевой машины;
  • - боевая машина 9А331 на шасси ГМ-5955 Мытищинского М3;
  • - двухпроцессорная вычислительная система;
  • - возможность одновременного обстрела двух целей;
  • - новые алгоритмы селекции ложных целей и выбора наиболее опасных целей, повышенная помехозащищенность СОЦ и точность работы СН, улучшенный индикатор командира;
  • - автоматическое сопровождение низколетящих целей с помощью телевизионно-оптического визира;
  • - наличие в составе системы самоходного батарейного командирского пункта 9С737 «Ранжир» разработки НИИСА (г. Жуковский).

Дальнейшие работы привели к созданию комплекса 9К332 «Тор-М2», «Тор-М2КМ» и экспортному варианту «Тор-М2Э».

ЗРК «Тор-М2», принятый на вооружение в 120-й зенитно-ракетной бригаде в городе Барановичи в Белоруссии, во время смотра. 2011 год.

Рабочие места зенитно-ракетного комплекса малой дальности ТОР-М2

ЗРК «Тор-М2У» во время генеральной репетиции военного парада в честь Дня Победы. Красная площадь, Москва, 2014 год

комплекс ЗРК 9К332 «Тор-М2 фото

Стрельбы ЗРК «Тор-М2У», производства завода из Ижевска «Купол»

Модификации «Тор» поставлялись в Азербайджан, Белоруссию, Венесуэлу, Грецию, Египет, Иран, КНР.

ТОР 2МЭ одна из модификаций ЗРК с повышенной эффективностью (относительно тора м1) предназначена для поставок на экспорт

На текущий момент завод "Купол" входящий в концерн "Алмаз-Антей", ведет работы по созданию морской версии ЗРК малой дальности типа "Тор-М2У" не путать с "Кинжалом". Предполагается что комплекс сможет размещаться на кораблях различного водоизмещения.

Один из предполагаемых вариантов расположения ЗРК "Тор" на корабле

Необходимо отметить, всего за время производства изготовлено около 240 ЗРК ТОР зенитно-ракетных комплексов малой дальности фото ,

  • более 120 единиц находится на вооружении Российской армии,
  • следующей по насыщенности идет народная армия Китая около 60 единиц (количество нелицензионных копий, получивших наименование «Хунци-17», наверное не знает никто ), что интересно, Китай выиграл тендер на создание системы ПРО Турции, догадайтесь на чьих разработках будет строится эта система.
  • 30 комплексами ЗРК обладает ИРАН и 21 Греция. Ирану же принадлежит и печальный опыт применения ТОРа, по собственному самолету, сбитому после того как тот залетел в запретную 20 километровую зону вокруг АЭС.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОДИФИКАЦИИ ЗРК (ЗРС) «ТОР»
Модификация «Тор» «Тор-М1» «Тор-М2»
Дальность поражения целей, м:
- максимальная 12 000 12 000 12 000
-минимальная 1500 1500 1000-1500
Высота поражения целей, м:
- максимальная 6000 6000 10 000
- минимальная 10 10 10
Максимальная скорость цели, м/с 700 700 700-900
Канальность по цели 1 2 4
Система наведения радиокомандная
Количество ЗУР на одной машине 8 8 8
Тип ЗУР 9М330 9М331 9М331
Стартовая масса ЗУР, кг 165 165 165
Масса боевой части, кг 14,8 14,8 14,8
Тип боевой части осколочно-фугасная
Тип двигателя двухрежимный РДТТ
Длина ЗУР, мм 2898 2898 2898
Диаметр корпуса ЗУР, мм 235 235 235
Размах крыла, мм 650 650 650
Скорость полета ЗУР, м/с 700-800 700-850 700-850
Количество ЗУР на пусковой установке 8 8 8
Боевой расчет, чел. 4 4 3
Время реакции, с
  • (с позиции)
  • (с короткой остановки)
7,4 (с позиции) 9,7 (с короткой остановки) 4-8
Способ перезаряжения боевой машины ОДИНОЧНЫМИЗУР ракетными модулями по 4 ЗУР ракетными модулями по 4 ЗУР
Время перезаряжания, мин 30 20 18

ЗРК «Тор» — современный зенитно-ракетный комплекс малого радиуса действия, способный одновременно вести огонь по 4 воздушным целям.

В современных условиях ведения боевых действий акцент главенствующего фактора угроз повышается и в прямом и в переносном смысле – от земли, пехотных частей к небу, военно-воздушным силам. Роль авиации существенно возросла, ее действия, направленные на массовое уничтожение живой силы, техники противника, командных пунктов, фортификационных сооружений решают судьбу сражений. Этому подтверждение действие российских воздушно-космических сил в Сирии. Соответственно возрастает роль противоборствующей стороны – системы противовоздушной обороны и конкретно, зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), способных быстро обнаружить и уничтожить «крылатого» противника. Помимо ликвидации пилотируемой авиации им предписывается противоборство крылатым ракетам противника различного типа, планирующим авиабомбам, беспилотным устройствам. Также поменялась манера ведения обороны. Более актуальной, чем преодоление водных преград, стала проблема увеличения маневренности, скоростных качеств и проходимости передвижных ЗРК для поддержки своих подразделений. Для этого требовался переход с колесной базы передвижных устройств на гусеничные.

Странички истории

Система ПВО Советского Союза, а затем России всегда занимала лидирующую позицию среди зарубежных аналогов. Разработанный в семидесятых годах ЗРК 9К37 «Бук» не утратил своей значимости и в наше время. Однако этого было не достаточно. Постановление Совета Министров страны потребовало разработки более совершенной системы. В 1975 году в НИЭМИ МРП началась работа по созданию такого зенитно-ракетного комплекса, отвечающего современным реалиям. Руководство по разработке системы в целом возложили на конструктора Ефремова В. Создание боевой машины поручили отделу под руководством Дризе И. Также был задействован МКБ «Факел» МАП, под руководством Грушина П. для создания ракеты для нового комплекса. В 1986 году началась эксплуатация нового зенитно-ракетного комплекса в подразделениях ПВО РФ .

Устройство ЗРК Тор

Новая система получившая название Тор состоит из нескольких составляющих.

  • СОЦ – станция обнаружения целей. Состоит из систем стабилизации и получении информации о стране обнаруженного объекта. Обзор пространства производится тремя лучами, каждый из которых имеет ширину 4 градуса углового диапазона и 1,5 градуса по азимуту и может перекрывать сегмент пространства в 32 градуса. Система позволяет обнаружить самолет типа F15 на расстоянии около 26 км, высоте от 30 м до 6 км с вероятностью в 80%.
  • СН – система наведения, которая координирует каналы зенитных ракет комплекса и канал обнаруженной цели.
  • ЭВМ – в обязанности которой входит обработка всей полученной информации и проведении оперативных вычислений на предмет получения данных для установки верных навигационных показателей необходимых для уничтожения обнаруженной цели.
  • Устройство поочередного запуска восьми управляемых ракет комплекса.
  • ЗРК Тор также оборудован и другими важнейшими устройствами для обеспечения своей жизнедеятельности: контрольная система определения функциональности ЗРК, самописца записи работы, устройство автономного питания и другие.
  • Вся техническая надстройка установлена на шасси с гусеницами «Объект 355», произведенном на Минском тракторном заводе, которое унифицировано с шасси 2С6 ЗПРК 2К22 «Тунгуска». На боевой машине установлен комплекс ЗУР 9М330 с восемью ракетами. В данном устройстве впервые в мире была применена вертикальная система запуска.

Технические характеристики

Тор имеет следующие характеристики своих составляющих.

Боевая машина 9А330

  • Вес – 32 тонны.
  • Мощность мотора – 800 л. с.
  • Скорость по асфальтовому покрытию – 65 км/час.
  • Крутизна преодолимого подъема – 35 градусов.
  • Допустимый брод и ров, соответственно – 1 м и 2 м.
  • Клиренс – 450 мм.
  • Экипаж состоит из четырех человек.

Зенитная установка обладает такими данными.

  • ЗУР 9М330
  • Вес – 165 кг.
  • Длина – 2890 мм.
  • Диаметр – 230 мм.
  • Длина размаха крыла ракеты – 650 мм.
  • Возможная дистанция стрельб – 0,5 м — 12 км.
  • Скорость при полете ракеты – 2520 км/час.

При помощи боевой установки возможно поразить цель, находящейся в диапазоне от 0,5 до 12 км, находящейся на высоте от 10 м до 6000 м и летящей со скоростью 700 м/сек. ЗРК Тор занимает боевую позицию при переходе из походного в боевое положение в течении трех минут. Ракета в момент старта при помощи катапульты выкидывается из контейнера, после чего происходит расклад крыльев. Необходимый угол полета к установленной цели устанавливается газогенератором, который при получении информации перекрывает требуемые газоотводные каналы. После двадцати метров полета происходит запуск двигателя. Запущенная ракета набирает скорость 800 м/сек на полуторакилометровой высоте. Система навигационного устройства, направленную на поражаемую цель начинает свою работу пройдя дистанцию 250 метров. Взрыватель срабатывает при обработке полученных данных по мере сближения с уничтожаемым объектом.

Модификации

«Кинжал» 3К95 — Морской вариант сухопутного аналога, вооруженный ракетой 9М330-2.

9К331 «Тор-М1»

Не успел ЗРК Тор встать на вооружение в армейские части РФ, как его уже подвергли модернизации. Технический прогресс, в том числе и в военно-воздушных силах развивается настолько стремительно, что приходится принимать ответные шаги, чтобы дать требуемый отпор противнику.

В результате этих работ, проходивших в течении двух лет, модернизированный комплекс был поставлен в воинские подразделения в 1991 году. Изменения произошли следующие.

  • Появился второй целевой канал.
  • Увеличилась зона поражения целей, летящей на маленькой высоте.
  • Возможное соединение с командным пунктом типа 9С737 «Ранжир».
  • Уменьшился состав экипажа – три человека.
  • Бортовой компьютер снабжен новой двухпроцессорной системой, действующей намного эффективнее.
  • Применение новых ракет 9М331, способные выдержать большие перегрузки.

Тор-М1ТА — Размещение нового ЗУР на шасси «Урал»-5323 с колесной базой.

«Тор-М1Б» — Ведомый вариант перемещения на полуприцепных устройствах.

ЗРК «Тор-М2» , отличительной особенностью которого является поддержка огнем ЗУР своих частей на ходу.

Существует еще несколько модификаций ЗРК Тор, но их объединяет одно предназначение – защищать небо Родины от врагов

ЗРК "Тор-М1"

После принятия на вооружение комплекса «Тор-М1» в 1991 г. произошел распад Советского Союза, и, как его следствие, развал кооперации по производству этого комплекса. Во время исполнения контракта на поставку "Торов" в Грецию был создан практически российский комплекс «Тор-М1», который мы предлагаем условно обозначить «Тор-М1-1» . Визуально отличие нового комплекса в гусеничном шасси боевой машины 9А331 - вместо минского шестикаткого ГМ-355 используется семикатковое шасси ГМ-5955 производства ОАО "Метровагонмаш". Кроме того, на новое шасси перевели батарейный командный пункт "Ранжир ", который теперь размещается не на МТ-ЛБу, а на российском шасси ГМ-5956 производства ОАО "Метровагонмаш", внешне похожем на КП 9С470М1 ЗРК "Бук-М1".

ЗРК «Тор-М1» - средство ПВО малой дальности, способное эффективно уничтожать как сами элементы ВТО, так и носители высокоточного оружия «воздух - поверхность».

ЗРК "Тор-М1Т" в двухкабинном варианте. Находится на вооружении Ирана.

По состоянию на февраль 2007 года ЗРК "Тор-М1" экспортировался в следующие страны:

  • Китай
  • Греция (несколько комплексов Греция передала Кипру в обмен на размещение на греческом острове Крит киприотских ЗРК С-300ПМУ1)
  • Иран (12 ЗРК "Тор-М1-1" на гусеничном шасси и 17 ЗРК "Тор-М1Т" в двухкабинном варианте на автомобильном шасси и полуприцепе).

Возможно ЗРК "Тор-М1" купит Венесуэла.

Состав ЗРК «Тор-М1-1»

Боевые средства:

боевая машина (БМ) 9А331-1;
зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9М331.

Средства управления:

батарейный командный пункт 9С737М "Ранжир-М".

Средства технического обслуживания, обеспечения и обучения:

Транспортно-заряжающая машина 9Т244
Транспортная машина 9Т245
Машина технического обслуживания 9В887М
Машина технического обслуживания 9В887-1М
Машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М1
Автономный тренажер операторов боевой машины 9Ф678
Мастерская технического обслуживания МТО-АГЗМ1
Комплект такелажного оборудования 9Ф116

Боевая машина (БМ) 9А331-1 способна поражать следующие виды средств воздушного нападения (СВН), имеющие эффективную отражающую поверхность от 0,1м2 и выше:

  • управляемые ракеты класса "воздух - земля";
  • планирующие авиабомбы;
  • крылатые ракеты всех видов базирования;
  • беспилотные летательные аппараты;
  • самолеты и вертолеты тактической авиации.
Боевая машина (БМ) 9А331-1

БМ обеспечивает обнаружение воздушных целей на стоянке и в движении и пуски зенитных управляемых ракет по выбранным для обстрела целям с короткой остановки в любое время суток и при любых погодных условиях. Время реакции БМ от момента обнаружения цели до старта ракеты при работе на стоянке 5-10 секунд. Высокая эффективность БМ достигнута благодаря размещению всех средств разведки, опознавания, целеуказания, управления огнем и огневого поражения на одном легкобронированном шасси повышенной проходимости.

В состав БМ входят:

радиолокационная станция обнаружения целей (СОЦ) с системой стабилизации антенны;
радиолокационный запросчик (НРЗ);
радиолокационная станция наведения и сопровождения целей и ракет (СН);
автономный канал захвата ракет (АКЗ);
телевизионно-оптический визир (ТОВ), обеспечивающий автосопровождение цели по угловым координатам;
быстродействующая мультиплексная цифровая вычислительная система;
аппаратура индикации и отображения воздушной обстановки, контроля функционирования систем и средств боевой машины;
пульты управления;
аппаратура документирования;
система телекодовой и оперативно-командной радиосвязи;
аппаратура навигации, топопривязки и ориентирования (АНТО);
пусковое устройство и система стартовой автоматики;
источник энергопитания с приводом электрогенератора от газотурбинного двигателя или от ходового двигателя шасси;
вспомогательная аппаратура.

Основные тактико-технические характеристики БМ 9А331-1

Количество одновременно обнаруживаемых целей
Дальность обнаружения, км
Количество целевых каналов
Граница зоны поражения, км
по дальности

1,5-12,0

по высоте

0,01-6,0

по курсовому параметру
Угол места обнаружения

0-32° (32-64°)

Скорость поражаемых целей, м/с
Перегрузка маневра поражаемой цели, ед.
Время реакции (от обнаружения цели до старта ракеты на стоянке), с
Количество ракет на боевой машине, шт.
Вероятность поражения

0,5-0,99

Максимальная скорость движения, км/ч
Масса, кг
Запас хода по топливу, км (при двухчасовой работе аппаратуры)

Зенитная управляемая ракета ЗУР 9М331

Зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9М331 в составе системы «Тор-М1» обеспечивает эффективную борьбу на малых, средних и предельно малых высотах с современными и перспективными средствами воздушного нападения. Ракета 9М331 одноступенчатая, твердотопливная, построенная по аэродинамической схеме «утка». Наведение ракеты на цель - по радиокомандам с БМ. Поражение цели обеспечивается боевой частью осколочно-фугасного действия с активным радиовзрывателем.

Восемь готовых к пуску ракет располагаются в антенно-пусковом устройстве (АПУ) в двух четырехместных транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). Контейнер вместе с зенитными ракетами образует ракетный модуль 9М334. Каждая ракета комплектуется катапультирующим устройством, обеспечивающим ее вертикальный старт.

Наличие у ракеты 9М331 маршевого двигателя позволяет ей длительное время поддерживать скорость, близкую к среднему значению.

Для обеспечения безопасности, в случае нарушения нормального полета, ракета ликвидируется автоматически, а также, в случае необходимости, может быть ликвидирована оператором БМ.

Основные тактико-технмческие характеристика ЗУР 9М331

Размеры и масса ракетного модуля 9М334
масса, кг 937
размеры, мм 3005x1223x444
Размеры и масса ЗУР 9М331
масса, кг 168
длина, мм 2898
максимальный диаметр, мм 235
Боевая часть ЗУР
масса, кг 14,85
Максимальная скорость, м/с 850
Назначенный срок службы ракетного модуля 9М334 не менее 10 лет
Бортовая аппаратура ЗУР 9М331 не требует регламентного контроля в течение назначенного срока службы ракетного модуля 9М334.

«Тор-М1» - первая войсковая система, в радиолокационной станции которой была использована малоэлементная фазированная антенная решетка с электронным управлением сканирования луча. Это позволяет резко снизить время реакции и осуществлять автоматическое сопровождение и поражение с высокой точностью одновременно двух целей (в том числе и ВТО) в секторе 15°х15 . Использование технических решений на уровне "ноу-хау" позволило достичь автоматизации всего процесса боевой работы от анализа воздушной обстановки до поражения цели ЗУР.


© ОАО "ИЭМЗ "Купол"

Возможности боевой машины по обнаружению и поражению ВТО


а) армейская авиация, тактическая авиация, вертолеты огневой поддержки
b) высокоточное оружие (ВТО)
с) зона обнаружения ЗРС "Тор-М1"
© ОАО "ИЭМЗ "Купол"

Зенитная ракетная батарея

Боевая машина (БМ) 9А331-1

Минимальной единицей, способной самостоятельно вести боевые действия -от обнаружения целей до их уничтожения, - является боевая машина. Боевая машина способна выполнять боевую задачу автономно или в составе огневого подразделения - зенитной ракетной батареи (зрбатр), управляемого из батарейного командного пункта (БКП).

Организационно четыре боевых машины ЗРС «Тор-М1» составляют зрбатр, которая является тактическим подразделением, способным самостоятельно решать сложные боевые задачи. При ведении боевой работы в составе батареи управление боевыми машинами осуществляется из БКП 9С737М «Ранжир-М». Обмен командами и информацией между БКП и подчиненными боевыми машинами осуществляется по каналам телекодовой и речевой связи. БКП производит распределение целей между боевыми машинами, что исключает несанкционированное сосредоточение огня на одной цели.

Типовой вариант состава зенитной ракетной батареи включает:

БМ 9А331-1 4 единицы
БКП 9С737М 1 единица
ТЗМ 9Т244 2 единицы
ТМ 9Т245 2 единицы
МТО 9В887М 1 единица
Машина ЗИП 9Ф399-1М1 1 единица
КТО9Ф116 1 единица
Ракетные модули 9М334 по 2 штуки в каждой из четырех БМ,
по 2 штуки на каждой ТЗМ 9Т244,
по 4 штуки на каждой ТМ 9Т245.
Всего - 20 модулей с 80 ракетами
Для обеспечения эксплуатации боевых машин четырех батарей поставляется МТО 9В887-1М и мастерская МТО-АГЗМ1. В зависимости от комплектации технических и обеспечивающих средств и количества эксплуатирующих их специалистов общая численность расчетов вооружения и военной техники зрбатр может составить от 26 до 30 человек.

Транспортно-заряжающая машина 9Т244

Машина перевозит один боекомплект ракет (два ракетных модуля 9М334). Она оснащена гидрокраном с манипулятором и обеспечивает перезаряжание (извлечение использованного
контейнера и установку нового с ракетами) в течение не более 18 минут. Боевой расчет ТЗМ - 3 человека.

Ходовая база - автомобиль «Урал-4320». Масса ТЗМ с ЗУР - 15055 кг. Запас хода по топливу - 600 км. Время перевода ТЗМ из походного положения в боевое - до 10 минут.

Транспортная машина 9Т246

Транспортная машина (ТМ) 9Т245 предназначена для перевозки и длительного хранения четырех модулей 9М334 с ракетами и заряжания с нее боевой машины с помощью ТЗМ 9Т244. Ходовая база - автомобиль «Урал-4320». Масса загруженного автомобиля - не более 14000 кг. Запас хода по топливу - 600 км.

Машины технического обслуживания (МТО)

МТО 9В887М предназначена для проведения технического обслуживания и ремонта средствами группового комплекта ЗИП (ЗИП-2А) четырех машин, для контроля функционирования стартовой автоматики боевой машины.

МТО 9В887-1М предназначена для ремонта шестнадцати боевых машин средствами группового комплекта ЗИП (ЗИП-2Б) и анализа процесса боевой работы с помощью аппаратуры расшифровки записи аппаратуры документирования.

Машины технического обслуживания оборудованы на базе шасси автомобиля «Урал-43203» с кузовом фургоном К2.4320. Электропитание МТО осуществляется от прицепного агрегата питания. Масса полностью снаряженных МТО с прицепом не более 13450 + 3400 кг. Запас хода по топливу - 600 км.

Машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М1

Машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М1 предназначена для транспортирования, хранения группового комплекта ЗИП для ремонта боевых машин 9А331-1 в составе зрбатр. Машина ЗИП оборудована на базе шасси автомобиля «Урал-4320» с бортовым кузовом и брезентовым тентом и на базе прицепа 2-ПН-4М (СМЗ-7826). Групповой комплект ЗИП к БМ укладывается в деревянные ящики и размещается в металлических контейнерах, расположенных в кузове автомобиля и в кузове прицепа. Масса машины ЗИП с прицепом 13240 кг + 6320 кг. Запас хода по топливу - 600 км.

Комплект такелажного оборудования (КТО)

КТО предназначен для:

  • проведения погрузочно-разгрузочных работ и пакетирования ракетных модулей;
  • проведения погрузочно-разгрузочных работ с пакетом до четырех модулей и пакетирования от двух до четырех модулей;
  • транспортирования пакета модулей в пределах баз и погрузки их в самолет;
  • хранения и транспортирования оборудования, входящего в комплект.

Автономный тренажер операторов БМ ЗРС «Тор-М1» 9Ф678

Автономный тренажер операторов БМ ЗРС «Тор-М1» 9Ф678 предназначен для тренировки боевых расчетов БМ с целью получения ими навыков управления системой в условиях, максимально приближенных к боевой работе, а также поддержания их функциональной готовности. Тренажер позволяет имитировать групповые налеты, парные цели, налеты одиночных целей, пуски с носителей противорадиолокационных ракет, постановку активных и пассивных шумовых помех, отражение от местных предметов. Тренажер состоит из имитатора аппаратуры БМ и имитатора воздушной обстановки. Задание воздушной обстановки в тренажере производится программно (набор стандартных учебных ситуаций) или вручную в диалоговом режиме. Предусмотрена возможность оперативного изменения воздушной обстановки в процессе тренировки, что позволяет вести дуэльный режим имитации боя. Имитируется совместная работа с батарейным командным пунктом. Предусмотрена автоматизированная оценка работы операторов боевой машины 9А331-1. Тренажер имеет автономный источник электропитания, расположенный на прицепе.

Тор-М2У - Российский всепогодный тактический зенитный ракетный комплекс, предназначенный для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны на уровне дивизионного звена.

Удар американских крылатых ракет 7 апреля по сирийской авиабазе «Шайрат», безусловно, будет иметь множество последствий - как политических, так и военных. Одним из последних способно стать наращивание сил и средств ПВО, прикрывающей наиболее важные объекты сирийской инфраструктуры.

Применение американской стороной «Томагавков» может сподвигнуть руководство России на переброску в Сирию зенитно-ракетных комплексов, специально созданных для борьбы с крылатыми ракетами. Очевидно, что в сложившихся обстоятельствах главным кандидатом на роль защитника сирийского неба от американских «боевых топоров» становится российский ЗРК «Тор».

Зенитный ракетный комплекс «Тор» предназначен для противовоздушной обороны важнейших военных и государственных объектов от ударов самолетов, вертолетов, крылатых ракет, противорадиолокационных и других управляемых ракет, планирующих/управляемых авиабомб и беспилотных летательных аппаратов в пределах зоны поражения комплекса, днем и ночью, в сложной метеорологической и помеховой обстановке.

Первая модификация всепогодного тактического зенитного ракетного комплекса малой дальности «Тор» была принята на вооружение еще 19 марта 1986 года. За последующее время ЗРК пережил минимум три серьезные модернизации и качественно обновился.

Современный «Тор» действует побатарейно. Одна зенитная ракетная батарея - это 4 боевые машины 9А331МУ (боекомплект каждой составляют 8 ЗУР), 2 транспортно-заряжающие машины (пополняют БК боевых машин за 18 минут), мастерская технического обслуживания, батарейный командный пункт «Ранжир» и «Каста» - подвижная трехкоординатная радиолокационная станция дециметрового диапазона кругового обзора дежурного режима.

Максимальная скорость, которую может развивать такая зенитная ракетная батарея на марше, - 65 км/ч. Это позволяет «Тору» не отставать на марше от «подопечных» колонн автомашин или бронетехники.

ЗРК полностью автоматизирован, за что специалисты иногда называют «Тор» «комплексом двух кнопок». ЗРК действительно способен почти все сделать сам: обнаружить, опознать, ранжировать цели по степени опасности. «Вести» 48 целей и обеспечить одновременное поражение 4 из них, параллельно выбрав оптимальный момент срабатывания радиовзрывателя БЧ ЗУР. Оператору остается выполнить лишь два действия: «а» - выбрать из предложенного «Тором» перечня целей те, что подлежат уничтожению в первую очередь; и «б» - отдать команду на пуск ЗУР.

Впрочем, в случае отражения массированного воздушного удара, когда опоздание даже на доли секунды может иметь роковые последствия, есть возможность перевести ЗРК полностью в автоматический режим. Важная деталь - в случае необходимости 2 боевые машины ЗРК могут работать в режиме «Звено». Т.е. одна боевая машина может выдавать целеуказание по проводной или беспроводной связи другой, удаленной от первой машины на дистанцию до 5 км и действующей с выключенной или выведенной из строя РЛС.

По мнению отечественных специалистов, «Тор» существенно превосходит по своим ТТХ все иностранные аналоги, включая израильскую тактическую систему противоракетной обороны «Железный купол».

Итак, «Тор» - это высокомобильный ЗРК малой дальности, способный выполнять задачи противовоздушной обороны подразделений ВС РФ и защиты от воздушных ударов стратегических объектов. «Зона ответственности» ЗРК простирается до 12 км по дальности и до 10 км по высоте от месторасположения боевой машины комплекса.

Дальше этой зоны работают «старшие братья» «Тора» - комплексы С-400, С-300 и «Бук». Ближе действуют ЗРК «Оса», а также самоходные зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь» и «Тунгуска». «Тор» вполне может действовать самостоятельно, и все же чаще он рассматривается как фрагмент единой эшелонированной системы ПВО.

«Тор» может уверенно обнаруживать и уничтожать боевые самолеты и вертолеты любого типа. Включая, кстати и те летательные аппараты, которые разработаны с применением технологии «стелс». Мало того, к 2016 году такие цели для новых модификаций ЗРК «Тор» стали уже слишком легкими. Главными противниками «Торов» сейчас являются БПЛА и высокоточное оружие, т. е. противорадиолокационные ракеты, крылатые ракеты и управляемые авиационные бомбы.

Возрастание вероятности массированного применения противником высокоточных средств воздушного нападения заставило конструкторов «Тора» резко увеличить «быстродействие» своего детища. Так появилась модификация ЗРК «Тор-М2У» с новой системой управления, новой фазированной антенной решеткой, повышенной помехозащищенностью, новым вычислительным комплексом увеличенной производительности. Новейший ЗРК стал поступать в войска с ноября 2012 года и за свою высокую эффективность почти сразу получил неофициальное прозвище «Чистильщик».

Естественно, на достигнутом создатели «Тора» не успокоились. ЗРК непрерывно совершенствуется. Так, например, в 2016 году «Тор-М2У» впервые в истории семейства получил возможность производить пуски на ходу при скорости до 45 км/ч. Ранее все «Торы» вынуждены были поражать цели с коротких остановок. Одновременно с улучшением самоходной версии комплекса конструкторы отчитались о разработке «Тора-М2КМ» - модульной модификации ЗРК.

Автономный боевой модуль этого ЗРК за 10 минут может быть краном установлен на любую подходящую по массогабаритам платформу: крышу дома, палубу корабля, гусеничное или автомобильное шасси, на прицеп. Главное условие - платформа должна иметь грузоподъемность не менее 20 тонн.

Разработка «Тора-М2КМ» вместе с научившимся стрелять на ходу «Тором-М2У» включила «зеленый свет» работам «Купола» над «Тором-МФ» - морской модификацией ЗРК. В рамках данной НИОКР один из модулей «Тора-М2КМ» был в марте отправлен на Черноморский флот, где успешно отстрелялся с вертолетной палубы фрегата «Адмирал Григорович».

Это событие позволило аналитикам предположить, что ВМФ России уже в 2018 году получит возможность заменить на боевых кораблях устаревшие ЗРК «Кинжал» новейшими комплексами «Тор-МФ».

На этом линейка развития «Торов» не закончилась. Совместив антенно-пусковое устройство с шасси двухзвенного гусеничного транспортера ДТ-30ПМ «Витязь», разработчики получили «Тор-М2ДТ» - арктическую версию ЗРК. Она адаптирована к особо тяжелым климатическим условиям, способна выполнять боевые задачи в условиях экстремально низких температур и сложной пересеченной местности.

9 мая 2017 года «Тор-М2ДТ» впервые будет представлен вниманию широкой общественности, приняв участие в Параде Победы на Красной площади.

Загрузка...