Идеи. Интересно. Общепит. Производство. Руководство. Сельское хозяйство

Фотосессия свет и тень. Освещение и свет в фотографии. Направленный и рассеянный свет

Потому что, и надо это признать, я не знала, как использовать свою вспышку, и, что еще важнее, не знала, как читать свет. Да, здесь нет никакой ошибки. Как фотограф вы не только видите свет, но также вы должны освоить искусство чтения света - тип света, качество света, а также то, как свет повлияет на ваше изображение.

Чем больше я фотографировала людей и места, тем больше я понимала, что поиск света среди теней не такой уж страшный и пугающий.

Овладейте тенями

Представьте себе на мгновение ту уверенность, которую вы почувствуете, если сможете зайти в любое помещение и подумаете про себя: «Да, я справлюсь». И я не имею в виду использование накамерной вспышки или студийного света, чтобы осветить всю сцену. Я имею в виду использование только доступного света для создания волшебных фотографий.

Теперь не поймите меня неправильно, я очень люблю изображения, сделанные в естественном свете, поскольку, на мой взгляд, они светлые, воздушные и привлекательные. Но съемка в стиле низкого ключа и использование теней для создания драматических портретов, так же увлекательна.

В течение последних нескольких лет я чувствовала себя немного ограниченной в своей фотографии с точки зрения фотографирования в ярких, открытых, естественных условиях освещения. Живя в Чикаго, наше лето довольно короткое, а осень обычно представляет собой смесь дождя, гроз и снова дождя. Я очень быстро поняла, что мне нужно выбраться из зоны комфорта и выяснить, как фотографировать в помещении и делать это уверенно и творчески.

Первое, что я поняла - тени играют очень ​​важную роль в формировании света, создании настроения, глубины и драмы. Если у вас нет множества окон от пола до потолка, которые заполняют светом комнату, то приручение теней может быть идеальным решением для развития вашей креативности.

№1 Выбор оборудования

Если у вас есть выбор между фикс и зум объективом, выберите первый. Фиксы, как правило, считаются быстрыми объективами с диафрагмой f/1,8 или более, что позволяет пропускать больше света на сенсор камеры. Я использую мой Canon 50мм f/1.2 в 80% случаев, когда я фотографирую в помещении.

Также убедитесь в правильности замера. Большую часть времени я использую точечный замер, и моя центральная точка устанавливается на самую яркую область лица и кожи моего субъекта. Это само по себе поможет получить хорошо освещенное изображение. Таким образом света будут правильно экспонированы, а тени в остальной части сцены будут иметь диапазон оттенков.

Убедитесь, что изображение правильно экспонировано. Если снимок недоэкспонирован, попытка его исправления при постобработке только добавит шум. В целом, я предпочитаю переэкспонировать свои фотографии, по крайней мере, на 1/3 шага независимо от того, где я фотографирую. Я обнаружила, что это позволяет мне свести к минимуму шум и сохранить как можно больше деталей в тенях.

Мой баланс белого установлен на «Авто». Вы можете выбрать Баланс белого с помощью пользовательской функции K, чтобы впоследствии сократить время обработки. Я считаю, что режим Авто работает очень хорошо в большинстве случаев, и нет никаких проблем, если потребуются небольшие корректировки при постобработке. Небольшое количество шума при увеличении ISO будет уместным, особенно если комната действительно темная.

№2 Один источник света

Один источник света, такой как небольшое окно или открытая дверь, может творить чудеса. Когда вы работаете с темными пространствами и ограниченным освещением, вы будете удивлены, как мало света вам действительно нужно.

Если у вас окна с северной стороны, они, как правило, дают более мягкий и более направленный свет, в отличие от восточной или западной стороны. Они имеют тенденцию приносить сильный свет в зависимости от того, где солнце находится в небе в то время, когда вы фотографируете.

Магия контрового освещения.

Невеста смотрит в окно, и ее профиль равномерно освещен. Но темные драпировки позади нее делают фон почти черным - я очень люблю драму светлого и темного, происходящего на этой фотографии, это достигнуто помещением предмета в определенное место.

№3 Направление и качество света

И направление, и качество света играют значительную роль в настроении изображения. Поэтому понимание его разнообразия, характера и использования каждого поможет вам принять обдуманные решения о том, как достичь конечной цели.

Жесткий, сфокусированный свет имеет тенденцию усиливать общую драму изображения, подчеркивая текстуру и детали и создавая контрастные тени с острыми, четкими краями. Мягкий, рассеянный свет дает тени мягкие, с нечеткими краями, которые отступают мягко (исчезают), делая их красивыми и универсальными для съемки людей, минимизируя текстуру и детали (т. е. недостатки).

Угол и направление света зависят от стиля съемки и вашего замысла для изображения или всей фотосессии. Как правило, я не размещаю объект лицом к источнику света, потому что это делает его плоским и одномерным. Я предпочитаю освещать мои предметы сбоку, чтобы глубина и размер теней подчеркнули черты объекта и остальную часть кадра.

Контровое освещение объекта имеет свои применения, особенно если вы хотите придать ему некую абстрактность и получить воздушное, сказочное ощущение.

Слева невеста смотрит прямо в окно, поэтому свет на ее лице ровный и мягкий. Справа невеста смотрит в окно, но под углом 45 градусов. Таким образом, ее портрет представляет собой смесь более драматического света с более темными тенями.

№4 Математика в фотографии

Математический закон обратных квадратов описывает, как освещение от источника света изменяется в зависимости от расстояния.

Представьте себе пучок света, который расширяется и растет на расстоянии. Теперь пометите объект в месте, близком к самому источнику, и свет будет жестким. Но если вы перемещаете предмет по прямой на расстояние около 6 футов от источника света, насколько меньше света попадет на предмет? При удвоении расстояния свет, попадающий на объект, уменьшается на три четверти.

В реальном контексте, скажем, у вас есть фон для работы и, возможно, поверхность, чтобы отразить свет в сцену. Плюс все виды диффузоров и фильтров для изменения источника света, а также выбор места размещения объекта по отношению к фону и источнику света, и размещения себя и камеры.

В целом, вы можете добавить драму к изображению, расположив объект рядом с источником света и подальше от фона. Свет осветит объект, а все, что позади него, будет спрятано в тени. Это быстрый и простой способ создать темный фон. И наоборот, размещение объекта дальше от источника света и ближе к фону создаст более равномерно освещенную сцену с плавным переходом между светом и тенью (фон также будет светлее).

Слева невеста находится дальше от источника света и, следовательно, она больше в тени по сравнению с изображением справа, где она обращена к свету окна и ближе к источнику света. Поэтому большая часть ее лица освещена светом, исходящим из окна.

№5 Модифицируйте свой источник света

Если вы обнаружите избыточное количество естественного/доступного света, использование модификаторов - это простой способ контролировать количество и интенсивность освещения на вашем объекте.

Шторы и жалюзи можно использовать для уменьшения или рассеивания света, делая его более мягким и слабым. Вы можете уменьшить размер источника света, чтобы увеличить тени и драматический эффект с помощью штор или частично закрытых дверей. Помните, чем больше света вы впускаете, тем менее интенсивны тени.

Я надеюсь, эти примеры мотивируют вас посмотреть на тени иначе. В них не прячутся монстры! На самом деле, они очень полезны в создании драматического эффекта в ваших фотографиях.

Свет и тень в пейзаже. Как сфотографировать пейзаж красиво?

Чаще всего статьи про свет в фотографии посвящены студийной фотосъемке. Исходя из этого у некоторых фотолюбителей складывается впечатление, что если они не снимают в студии, на вопросах света и тени можно вообще не заморачиваться. Это в корне не верно.

Слово фотография с греческого переводится как "светопись", об этом наверно знают все. Успех фотографа в значительной степени зависит от того, насколько эффективно он может работать со светом и тенью. В данном случае речь идет не только о студийном освещении, а свете вообще - от солнца, от окна, от лампочки, от вспышки, словом, все что может быть использовано в художественной и бытовой фотографии. Если фотолюбитель не знаком с основами построения световой картины фотоснимка получаются, у него регулярно получаются кадры наподобие этого...

Думаю, развернутые комментарии к фотографии излишни. Главная проблема данного снимка - в несоответствии типа освещения возможностям камеры. В результате, на фотографии получается только темный силуэт объектов переднего плана на фоне выбеленного неба. Это лишь одна из ситуаций, когда требуется не доверять "автомату", а включить собственные мозги - выбрать точку съемки и настроить аппарат таким образом, чтобы на фотографии было что смотреть.

В данной главе пойдет речь исключительно о съемке пейзажа, основным источниками света в котором является солнце. Несмотря на то, что источник света только один, возможно множество вариантов освещения сцены - какие-то получше, какие-то похуже.

В первую очередь можно выделить две категории освещения - рассеянное и направленное.

Рассеянное освещение

Наиболее яркий пример рассеянного освещения можно видеть на улице в пасмурный день. Все объекты освещены равномерно, светотеневой рисунок практически отсутствует. Для пейзажной фотографии это один из самых неподходящих видов освещения. Картинка получается тусклой, цвета блеклыми и скучными.

На подобных фотографиях очень сложно передать объем, особенно, если характер переднего и заднего плана не отличается (деревья на фоне деревьев) - они как бы склеиваются друг с другом. В пасмурную погоду нужно стараться избегать брать в кадр слишком много неба, поскольку относительно слабо освещенная земля при этом часто получается излишне темной:

Можно, конечно тени "вытянуть" в Фотошопе, но все равно фотография почти наверняка будет довольно скучной и невыразительной. Ведь настроение снимка в большинстве случаев определяется светотенью, а в данном случае ее почти нет, и настроения, в общем-то, тоже нет.

Направленное освещение

В случае уличной съемки источником направленного освещения днем является солнце, ночью - иногда луна, но чаще - искусственные источники света, например, уличные фонари. В зависимости от расположения источника света направленное освещение можно разделить на три вида:

  • Фронтальное
  • Боковое
  • Контровое

Фронтальное освещение получается в том случае, если источник света расположен у нас за спиной и освещает объект или всю сцену "в лоб". Характерная особенность данного освещения - очень слабо выраженная игра света и тени, в следствие чего страдает объем - фотография кажется плоской. Вот пример такой фотографии:

Стаю птиц оставим в покое, обратим внимание на сам пейзаж. Сам по себе объем на данной фотографии передан весьма посредственно. К примеру, не понятно, на каком удалении от нас находится береза и приходится об этом догадываться по косвенным признакам - видно, что листья получились очень мелко, поэтому мозг подсказывает нам, что дерево растет не на краю обрыва, а существенно дальше. Сама линия обрыва сливается с берегом реки. В общем, передача объема на фотографии этой оставляет желать лучшего.

Но даже если мы вынуждены иметь дело с фронтальным освещением (особенно актуально при пейзажной съемке во время дальних поездок), часто получается решить проблему передачи объема выбором точки съемки. Вот еще одна фотография из этой же серии, сходная по композиции, на которой точка и съемки выбрана несколько иная:

Совсем другое дело! Благодаря присутствию теней появилось четкое разделение планов, благодаря которому фотография "читается" гораздо лучше. Мы сразу можем определить, где передний план, где средний, где задний. Я нашел очень хороший прием, позволяющий улучшить передачу объема при освещении, близком к фронтальному - граница освещенного переднего плана должна проходить на фоне затененного фрагмента заднего плана. Обратите внимание на кромку обрыва - освещенная ярким солнцем сухая трава на переднем плане отлично контрастирует с затененным участком, расположенным ниже по склону. Однако, этот прием применим лишь на холмистом ландшафте. Если рельеф местности гладкий, то получить хороший объем на фотографии при фронтальном освещении, увы, не получится.

Боковое освещение дает намного более интересный светотеневой рисунок, чем фронтальное. При фронтальном освещении даже если мы получим игру света и тени на ландшафте местности, единичные объекты все равно освещаются "в лоб" и выглядят довольно плоскими (см. на стволы деревьев на предыдущих двух фото). В боковом освещении объекты выглядят более объемными. Вот пример фотографии, сделанной при боковом освещении.

Хотя солнце находится не строго сбоку от нас, а сбоку-сзади, светотеневой рисунок здесь проявляется не только на самом ландшафте, но и на самих объектах, в частности - на стволе дерева справа. Заметно, что именно благодаря светотени подчеркнута круглая форма объекта и его фактура. Здесь еще важно упомянуть, что наилучшее освещение бывает утром и вечером, когда солнце стоит невысоко над горизонтом. В этом случае тень от крон деревьев на падает на их стволы, благодаря чему фактура древесной коры передается наилучшим образом. Плюс ко всему, от объектов по земле идут длинные тени, которые могут стать элементами композиции. Однако, когда солнце опускается слишком низко, низины ландшафта погружаются в тень, что, зачастую отрицательно сказывается на выразительности снимка. Вот пример фотографии, когда наилучший момент для съемки уже упущен - передний план ушел в тень.

Однако, самые интересные, на мой взгляд, фотографии получаются в контровом свете , то есть, когда съемка идет против солнца. Сразу скажу, снимать пейзаж в контровом свете - задача не из легких, однако в случае успеха результат может превысить все ожидания.

Сразу должен предупредить, что в контровой свет полезен далеко не всегда. Не стоит, фотографируя закат над многоэтажками, бить себя в грудь, мол, я постиг искусство пейзажной фотографии и умею использовать контровой свет! :) Главное - не в том, что источник света попал в кадр, главное - как свет распространяется в кадре и насколько это удалось передать на фотографии.

При грамотном использовании контровой свет способен создавать неповторимый светотеневой рисунок в пейзаже (и не только в нем). Чтобы реализовать этот тип освещения нужно, как минимум, в кадре иметь благоприятную среду, в которой этот свет "заиграет". Начнем с простого...

Фотография сделана с телеобъективом, закатное солнце осталось за пределами кадра. Этот немудреный этюд показывает, как можно использовать контровой свет для получения световой окантовки вокруг объектов. Единственное условие - объект должен иметь шероховатую или даже мохнатую поверхность. Волоски на стеблях и цветках рассеивают солнечный свет, благодаря чему на фотографии появились довольно интересные окантовки.

Другой пример - уже сложнее...

Сначала о положительных моментах. На фотографии замечательно передан объем благодаря активному чередованию светов и теней. Листва способна пропускать свет и создавать иллюзию свечения, особенно если она расположена на темном фоне. При наличии дымки появляется дополнительный вид перспективы - воздушная, то есть объекты на переднем плане четкие и контрастные, на заднем плане - как будто в дымке. Все это положительно сказывается на восприятии фотографии.

Однако, есть и подводные камни. Самый главный из них - это ограниченность динамического диапазона у матрицы. Даже серьезная зеркалка часто бывает не способна проработать тени и света одновременно. На приведенной фотографии видно, что фактура коры дуба практически потеряна, она ушла в глубокую тень. Если пытаться увеличить выдержку, чтобы лучше проработать тени, нас ждет другая беда - прежде маленькое и аккуратное солнце (в данном случае, его отражение в воде) начнет стремительно расползаться в ширину в следствие блюминга (это такое явление, когда заряд с пересвеченных ячеек матрицы начинает перетекать на соседние ячейки, которые также пересвечиваются и переполняются - и так далее, и так далее). Из-за блюминга солнце "выбивает" значительный участок фотографии в абсолютно белый цвет, лишенный оттенков:

Справиться с солнцем в ряде случаев помогает нейтрально-градиентный фильтр, однако он позволяет достичь приемлемого результата только в том случае, если на кадре прямая линия горизонта и ее ничто не пересекает. Вот так выглядит нейтрально-градиентный фильтр:

А вот это - результат его применения. Затемненная область фильтра пришлась на верхнюю часть кадра. Это позволило затемнить излишне яркое небо и уменьшить блюминг, в то же время позволив более качественно проработать темную нижнюю часть кадра.

В случае нехватки динамического диапазона многие фотографы часто прибегают к технике получения HDR-изображений. Суть этой техники в том, что вместо одного кадра делаются три - один с нормальной экспозицией, другой недоэкспонированный (на нем хорошо получается небо, земля в черноте), третий - переэкспонированный (хорошо получается земля, небо в белизне). Потом из трех снимков делается один при помощи Adobe Photoshop или какой-либо специализированной программой для создания HDR. Вот пример HDR-изображения:

Вторая беда съемки в контровом свете - бликоустойчивость объектива. Далеко не все объективы могут похвастаться способностью давать "чистую" картинку при съемке против солнца и, как говорят фотографы, "ловят зайцев". Вот пример того, как эти "зайцы" выглядят:

Иногда солнечные зайчики придают фотографии отдельную изюминку, но чаще всего только портят ее, проявляясь в самых ненужных местах. Эффективного способа борьбы с "зайцами", кроме покупки дорогой оптики, пока, увы, не придумано.

Не могу не привести еще один пример фотографии в контровом свете, сделанной с вертолета:

Фото - Буровая. Западная Сибирь.

Помимо очень выразительной светотени, данная фотография примечательна еще тем, что солнце здесь ведет себя как источник точечного света. Тени идут не параллельно друг другу, как мы привыкли видеть, находясь на земле, а с эффектом перспективы, что придает фотографии мощную внутреннюю динамику. Фотография сделана на полнокадровую зеркалку со сверхширокоугольным объективом 16 мм.

Говоря про свет в фотографии нельзя не упомянуть такой источник света как вспышка - встроенная или внешняя. Об особенностях использования этого устройства читайте

Слово «фотография» дословно переводится как «рисование светом». Именно поэтому красивый свет – залог хорошего снимка. Нужна постоянная практика, чтобы научиться «видеть» свет, «ловить» свет и выгодно использовать его. Но для начала неплохо бы обобщить в своей голове немного теоретических знаний о свете в фотографии . Этим-то мы и займемся!

Свет в фотографии можно классифицировать по следующим параметрам:

— характер освещения (мягкий или жесткий свет);

— способ получения освещения (направленный, рассеянный, отраженный);

— направление света относительно объекта съемки (фронтальный, боковой, контровой, верхний, нижний);

— роль того или иного источника в общем свето-теневом рисунке (рисующий, заполняющий, контровой, моделирующий и фоновый);

— в зависимости от характера источника (естественный и искусственный свет);

— по цветовой температуре (теплый или холодный свет).

Можно до бесконечности выделять все больше и больше видов света, но мы остановимся на представленном делении.

Мягкий свет и жесткий свет.

Жесткий свет имеет характерную картинку, которую легко распознать по резкому контрасту между светом и тенью, минимумом полутонов. При жестком освещении тени от объектов становятся глубокими, а блики – ярко выраженными. Также подчеркивается текстура объектов съемки. Самый простой пример жесткого света – это солнце в яркий полдень. Также жесткий свет можно создать при помощи вспышек, направленных на объект съемки без использования каких-либо насадок. Жесткий свет дают студийные приборы с рефлектором или с насадкой типа соты, тубус и т.п.


Мягкий свет
характеризуется более спокойным рисунком – максимум полутонов и градиентов. Поэтому в классической портретной съемке основным источником является источник мягкого света – студийный прибор с фотозонтом или софтбоксом или же мягкий свет из окна. Также примером мягкого света может служить естественное освещение в облачную погоду или свет в тени здания в солнечный день.

Как получить нужный светотеневой рисунок.

Светом можно управлять (при съемках в студии или со вспышкой) или же использовать то, что есть вокруг (при съемках на улице или в помещении без вспышки). Как бы то ни было, фотограф может использовать три разных по способу получения вида света .

Направленный свет получается при использовании довольно мощного источника, направленного на объект съемки с небольшого расстояния, без использования дополнительных насадок. Поэтому направленный свет – обычно жесткий с характерным светотеневым рисунком.


Отраженный свет
получается при отражении основного источника от какой-либо поверхности. Это может быть зеркало, белый однородный материал, серебристая поверхность или обычная выкрашенная в однотонный цвет стена. Поверхности белого и серебристого цвета не изменяют цветовую температуру (т.е. сохраняют естественные цвета). Цветные поверхности при отражении света от них дают цветные рефлексы, поэтому их нужно использовать с осторожностью. Отраженный свет по жесткости занимает среднее положение между направленным и рассеянным.

Рассеянный свет – это свет от основного источника, который проходит через полупрозрачные субстанции, прежде чем попасть на объект съемки. В качестве рассеивателя могут служить кучевые облака на небе, кусок полупрозрачной ткани, лист бумаги, занавески или профессиональные приспособления (зонты на просвет, софтбоксы и т.п.). Также рассеянный свет – это свет в тени в солнечный день. Рассеянный свет – наиболее мягкий, дающий плавные переходы между светом и тенью на объекте съемки.

Вы наверняка зрительно представляете, что свет можно направлять под разным углом относительно объекта съемки: прямо на модель («в лоб»), сбоку, под 45 градусов, сзади, сверху или снизу. От угла освещения зависит способ передачи объемов на объекте съемки. Наверняка вы слышали выражения типа «плоский свет» и «объемный, художественный свет». Так вот для того, чтобы при помощи фотографии, двухмерного изображения передать объем, который мы видим в реальном, 3D мире, необходимо использовать свет, подчеркивающий объемность предметов.

Лучше всего с этой задачей справляется боковой свет , а в сочетании с акцентной подсветкой сзади он создает максимальный художественный эффект. Только боковой свет – понятие довольно широкое, его можно поставить под разными углами. То, как правильно выставить боковой свет, зависит уже от модели и особенностей ее внешности. Также красивый свето-теневой рисунок создает верхний свет , который часто используют для модельной съемки в студии. А вот нижний свет используют в основном для заполнения теней или для создания специфического эффекта съемки для фильмов ужасов.

Роль источников света в схеме освещения

Теперь рассмотрим роль разных источников в зависимости от их участия в общей картине освещения объекта съемки. Вы скорее всего уже встречали такие понятия как «заполняющий свет», «рисующий свет», «контровой свет» и т.п. Давайте разберемся, что означают все эти страшные понятия. На самом деле нет ничего сложного:

Рисующий свет – это основной источник освещения в схеме постановки света. Именно он прорисовывает основные объемы объекта, отсюда и название. В англоязычном мире этот свет называют «key light», т.е. ключевой свет. Источник рисующего света обычно бывает один, и он самый мощный по сравнению с остальными. В качестве рисующего света классически используют боковой или верхний свет.

Заполняющий свет – свет, который используется для равномерного освещения всей сцены. Его обычно применяют либо для подсветки теней, либо для общего выравнивания освещенности в кадре, чтобы получить возможность нормально проэкспонировать снимок при желаемых значениях выдержки и диафрагмы.

Моделирующий свет применяется для создания акцентов (подчеркивания бликов) или же смягчения отдельных теней на объекте съемки. Обычно моделирующий свет является узконаправленным, а его мощность устанавливается так, чтобы не перебивать основной светотеневой рисунок.

Контровой свет (его еще называют контурным) создается при помощи источника, расположенной за моделью. Обычно он используется для отделения модели от фона, для создания акцентов и художественной подсветки контуров фигуры. В классической портретной съемке контровой свет направляют либо сзади, либо сзади под углом (из-за плеча). Схемы с использованием контрового света – наиболее красивые. Контровая подсветка эффектно смотрится в мужских портретах, а также интересно смотрится для подсветки пышной прически у девушек. Кстати, именно благодаря контровому свету снимки, сделанные на закате, кажутся такими волшебными!

Фоновый свет – как можно догадаться из названия, он используется для подсветки фона. Дело в том, что из-за расстояния между фоном и моделью при использовании, например, одного источника освещения, фон оказывается затемненным. Это не значит, что его обязательно нужно подсвечивать, иногда фоновый свет не используют именно для создания такого эффекта глубины пространства. Свет на фон направляют либо точечно (создают световое пятно сзади модели), либо равномерно (одинаково освещают всю поверхность фона), либо создают мягкий градиентный переход. Последний вариант не советую использовать в недорогих студиях с дешевыми бумажными фонами, потому что они имеют особенность быть неидеальными. В результате на снимках получается такой бомж-эффект, да простите меня за такое выражение.

При пейзажной съемке особого значения освещению придавать не стоит. Получить красивый снимок можно практически в любых случаях. Самые эффектные кадры достигаются во время восходящего или заходящего солнца. Но при ясной погоде можно заниматься фотографированием и в другую часть дня.

При портретной съемке на природе ситуация меняется. На рассвете и закате фотографирование модели усложняется. В таких условиях возможно получение эффектного силуэта человека. Если же необходимо отобразить модель во всех деталях, то придется задействовать вспышку или более мощные источники света. Результат может получиться восхитительным.

Что такое контровой свет в фотографии?

В дневное время суток заниматься портретной съемкой на улице становится проще. Нужно лишь следить за положением солнца. В идеальных случаях оно должно светить модели на лицо. Контровой свет в фотографии использовать можно, но более осторожно. В этом случае может потребоваться вспышка или же включение режима HDR. Результаты такой съемки бывают крайне необычными.


Не стоит снимать на улице в том случае, если небо плотно затянуто тучами. Свет в фотографии очень важен, а при затянутом небе с этим начинаются проблемы. Вспышка в этом случае делает снимок искусственным. Исключение составляет съемка с применением рассеивателя, который позволяет сгладить свет от вспышки.
Чаще всего рассеиватель требуется при съемке в помещении. Свет от вспышки в тесном пространстве чувствуется гораздо сильнее. Поэтому некоторые фотографы обязательно обзаводятся одним или двумя рассеивателями. Иногда они создаются собственноручно.


Рассеиватель делает свет более равномерным. Это позволяет одинаково осветить все поверхности объекта. Свет и тень в фотографии перестают бороться друг с другом, первый одерживает безоговорочную победу. Кроме тени пропадают и всяческие блики с лакированной поверхности объекта. Рассеянный свет отлично подходит для макросъемки. Вспышка может спугнуть фотографируемое насекомое. Но с рассеивателем свет становится более приглушенным, насекомое может на него никак не среагировать.
Для фотографирования портретов людей рассеиватель совершенно не обязателен. Гораздо легче использовать внешние лампы, с помощью которых тоже можно добиться очень равномерного освещения. Но некоторые фотографы имеют другое мнение. Достаточно вспомнить новичков, которым качественные студийные лампы бывают не по карману. Такие фотолюбители регулярно используют рассеиватель с внешней вспышкой.

Источники света в фотографии и тени

В студиях часто используются сразу несколько прожекторов. Но некоторые фотографы совершают грубую ошибку, считая их всех основными. На самом деле только один источник света должен являться основным. Это не обязательно прожектор, в некоторых случаях основным может быть свет вспышки. Все остальные лампы лишь корректируют освещение фотографируемой модели.


При помощи нескольких источников освещения можно заниматься экспериментами. Результат будет зависеть от фантазии фотографа. Регулярно таким образом получаются фотографии со светом, равномерно распределенным по объекту съемки. Глубокие тени исчезают, им на смену приходят лишь слегка темноватые области. Полностью обходиться без них не рекомендуется, так как в этом случае теряется объем модели, скрадываются черты её лица.


Второй источник света может вызвать появление сильных теней. В этом случае рекомендуется ставить его как можно ближе к фотокамере. Также решить проблему можно путем установки против основного источника света отражателя. В его качестве может выступать обычный лист белого картона. Оба прожектора должна иметь разную мощность, в противном случае на снимке произойдет настоящий беспорядок. Можно использовать и большее количество источников света, но основной должен оставаться самым мощным.

Расположение источников света

При использовании единственного источника освещения очень важно его расположение. Свет и освещение в фотографии начинают играть очень важную роль. От его расположения зависит то, как будут воспринимать снимок зрители. Многие новички используют банальный прямой свет. Но в этом случае они забывают, что модели не очень приятно смотреть в сторону ярко светящейся лампы или прожектора. Выражение лица после этого будет не самым натуральным. Да и форма лица при прямом свете сильно скрадывается. Единственное достоинство такого освещения — подробная проработка деталей на итоговом снимке.


Попробуйте сместить источник света вправо. После этого черты лица начинают приобретать объем. Левая часть снимка при этом уходит в темноту, но ещё не в непроглядную. Профессиональные фотографы используют такое расположение источника освещения чаще всего.
Лампу можно расположить и сбоку. В этом случае освещена будет только половина головы, остальная же плавно уйдет в тень. Результат получается очень эффектным.
Во время экспериментов можно передвинуть источник света ещё дальше. В результате уже большая часть лица окажется в тени. В некоторых случаях такой кадр кажется вполне привлекательным.
Если поставить лампу сзади человека, то на снимке отобразится лишь его силуэт. В некоторых жанрах такой метод съемки используется. Но в студии большого смысла в нём нет. Обычно силуэты людей красиво выглядят только на улице.


В американских глянцевых журналах чаще всего фотографируют модель стандартным образом. Источник света размещают под углом в 45 градусов, на высоте около 1 м от головы модели. Для осветления теней около фотоаппарата ставят вниз слабый источник света рассеянного типа (например, прожектор может светить во внутреннюю часть зонта).

Виды света в фотографии

Существует несколько видов света в фотографии. Выше речь шла о рассеянном и направленном освещении. Ещё фотографы используют комбинированное освещение, составленное из рассеянного и направленного света. Но все эти виды имеют один огромный недостаток. На фотографии будет отчетливо видно, что съемка велась в студии. Замена заднего фона в графическом редакторе не поможет, свет от прожекторов обязательно выдаст место съемки. Исключение может возникнуть только у фотографа с многолетним опытом работы. Такой человек способен грамотно использовать любые источники света в фотографии, разбавив их несколькими отражателями.
Всё же для съемки лучше подходит дневное освещение. Если выбраться на природу нет никакой возможности, то рекомендуется снимать в помещениях с большими окнами. Солнечный или обычный дневной свет работают гораздо лучше всяких ламп и прожекторов. Такой заполняющий равномерный свет в некоторых случаях может потребовать увеличения выдержки, но это стоит того. Задний зеленый или синий фон после этого можно заменить на луг с бегущей неподалеку речкой, зритель не заметит никакого подвоха. Да и воспринимается дневной свет гораздо лучше.

В заключение о фотографии со светом

Тема об источниках освещения крайне интересная. Но учиться этому делу следует только на собственных примерах. Экспериментируйте, творите, пробуйте: только на ошибках и на удачных кадрах можно наработать опыт. С каждым разом фотографии со светом будут получаться все эффектнее.

Главный инструмент фотографа - не фотоаппарат, а свет. Это он рисует на пленке или матрице пейзажи, портреты, натюрморты. С помощью света решаются три фотографические задачи: техническая, изобразительная и композиционная. Техническая задача - получение изображения - решается благодаря изобретению фотоаппарата: строго отмеренное количество определенного по спектральному составу света направляется через объектив в нужное место кадра, где и возникают темные или светлые участки - света и тени.

Для решения изобразительной задачи мало просто залить светом пространство, попавшее в поле видоискателя. С помощью света на плоскости снимка можно изобразить, то есть нарисовать, окружающий нас трехмерный мир. Свет позволяет передать округлость яблока и нежность кожи ребенка, графичность кованой решетки и ноздреватость гранитной мостовой, красоту хрустального бокала и блеск никелированной поверхности столового ножа, нежные краски туманного утра и кричащие контрасты ночного города. Композиционную задачу можно решить с помощью теней, порождаемых светом. Иногда тень проста и определенна. Она сама по себе является объектом съемки и сутью снимка (фото 2). Иногда тень образует необычайно витиеватые линии, которые, соединяясь с фоном, могут вызывать у зрителя сложные ассоциации, многократно усиливая эмоциональное воздействие фотографии (фото 3). Можно также использовать тень как композиционный элемент снимка, чтобы, к примеру, соединить в единое целое его разрозненные части и придать ему композиционную завершенность (фото 4).

Свет может быть направлен на объект съемки отовсюду: сверху и снизу, справа и слева, спереди и сзади. При этом каждый раз создается присущий только этому направлению света теневой рисунок, влияющий на восприятие фотографии зрителем.

Направления света

Свет различается, в зависимости от его направления на объект съемки:
- задний (или прямой) - направлен на объект съемки из-за спины фотографа.
- верхний - направлен на объект съемки сверху. нижний - направлен на объект съемки снизу. верхнебоковой - направлен на объект съемки под углом справа или слева от камеры.
- боковой - направлен на объект съемки строго сбоку. заднебоковой - направлен на объект съемки под углом сзади и справа или слева от камеры.
- контровой - направлен в сторону объектива камеры.

Виды света

Очень часто для создания снимка, как на улице, так и в помещениях, используется сразу несколько источников света. В этом случае каждый их них имеет свое назначение и наименование
- рисующий - основной вид света (все прочие играют вспомогательную роль). Это он образует тени, определяющие светотеневое решение снимка. Рисующий свет обычно создается одним источником света и может быть направлен на объект съемки отовсюду.
- заполняющий - с его помощью подсвечивают тени, придавая им легкость и прозрачность. Без заполняющего света в тенях могут образоваться абсолютно черные зоны. Иногда это бывает уместно, но чаще в тенях должны читаться хоть какие-то детали.
- контровой - направляется на объект сзади и поддерживает рисующий свет, создавая в освещенных им зонах дополнительные блики.
В случаях, когда яркость объекта и яркость фона совпадают, контровой свет помогает оторвать объект от фона.
- контурный (или контражур) - разновидность контрового света. Образуется источником, установленным точно за головой модели и направленным в объектив фотокамеры. Такой свет рисует вокруг объекта съемки яркий пересвеченный контур, лишенный деталей (фото 3).
- фоновый - применяется для освещения фона, для создания на нем светотеневого рисунка, поддерживающего рисующий свет.

Качества света

- мягкий (или рассеянный) - не образует резких теней (фото 7, 12). Это свет пасмурного дня или прикрытого набежавшей тучей солнца (фото 1), свет, отраженный от белой стены или фотозонтика (полупрозрачного, работающего на просвет, или со светоотражающей внутренней поверхностью, работающего на отражение), свет софтбоксов (специальных осветительных приборов, дающих мягкий свет).

- жесткий (или направленный) - образует резко очерченные, глубокие тени (см. фото 2 - 4). Это свет солнца или осветительных приборов с малым размером светящегося тела: ламп накаливания, уличных фонарей, спотов (специальных источников направленного жесткого света, дающих очень узкий пучок лучей).

Искусственный свет

На улице есть только один источник света - солнце, и управлять им фотограф не может, в отличие от студии, где со светом можно делать все что угодно. Работая в студии, я стараюсь освещать кадр так, чтобы повторить воображаемое естественное освещение. Например, имитирую свет солнца, полоски теней от жалюзи или свет из окна. При таком подходе к работе со светом удается снимать «правдивые» фотографии, рассматривая которые зритель испытывает радость узнавания (фото 6).

Для получения рисующего света можно использовать все виды осветительных приборов, однако людей удобнее снимать с импульсными источниками, потому что съемка подвижных объектов требует коротких выдержек. Вспышки выдают мощный импульс за сотые доли секунды, это позволяет гарантированно избежать шевеленки. Натюрморты, напротив, лучше освещать приборами с галогеновыми лампочками. Постоянно горящий свет дает возможность тщательно, не торопясь, выстраивать композицию, а длительность выдержки в этом случае не может повлиять на результат съемки.

Мягкий свет не образует резко очерченных, глубоких теней. Такой свет можно получить, когда светящееся тело источника света имеет излучающую площадь настолько большую, что она как бы охватывает объект и справа и слева. Один и тот же софтбокс или зонтик может работать очень мягко, если его подвинуть вплотную к объекту съемки, и очень жестко, если отодвинуть на большое расстояние от него.

Для получения мягкого света вовсе не обязательно пользоваться дорогими софтбоксами. Иногда можно получить очень мягкий свет, направив вспышку в потолок или на белую стену. Я часто пользуюсь для этого листами пенопласта, которые хорошо рассеивают свет, не меняя его цветовой температуры. Очень удобны складывающиеся лайтдиски (натянутые на стальную пружину отражатели света). Они также служат отличным источником мягкого рассеянного света и в студии и на улице. Мягко работает также свет любого окна городской квартиры, если не отходить от него дальше одного метра (фото 7).

Уличное освещение

Не всегда светотеневое решение кадра, диктуемое сложившимися условиями, удачно решает изобразительную задачу. Предположим, понравившийся объект я увидел в серый пасмурный день, когда ровное, почти бестеневое освещение не позволяет передать на фотографии ни рельеф местности, ни фактуру материала, которым отделаны стены домов, ни округлость колонн, ни цвета мозаичных украшений. Придется возвращаться сюда еще раз, но когда, в какое время дня? Солнце, описывая на небосводе дугу, постоянно меняет условия освещения. Ранним утром свет стелется вдоль поверхности земли, преодолевая толщу запыленной атмосферы. При этом он рассеивается и окрашивает воздух в теплые красные и желтые тона. Часов в десять утра, когда солнце поднимается над линией горизонта градусов на тридцать, появляются тени, направленные по диагонали вниз. С полудня до двух часов дня солнце в зените, в это время светотеневой рисунок, пожалуй, самый неудачный: вертикальные предметы длинных теней не образуют. Есть правда исключение из этого правила - стены домов подставляют солнцу свои бока так, что любой карниз, любая крошка цемента, выступающая над ровной поверхностью, образует глубокие, черные тени. Если грамотно этим воспользоваться, то можно получить весьма впечатляющие фотографии (фото 8). Затем солнце опускается, повторяя весь процесс изменения светотеневого рисунка, только направление теней на объекте меняется на противоположное.

Управлять светом солнца нам не дано. С этим приходится мириться, но это вовсе не значит, что съемка на натуре - простая фиксация момента. Начинать надо с выбора времени съемки. От него зависит: на какой высоте будет солнце, под каким углом будут падать тени, будет ли утренняя дымка смягчать и размывать объекты заднего плана. Даже в течение одного дня нельзя снять две одинаковые картинки. Я уж не говорю о влиянии погоды на условия освещения. Свет открытого, прямого солнца резок и бескомпромиссен, но свет того же солнца будет заметно рассеян простым наличием облаков на небе - они служат хорошими отражателями. Тучка, прикрывшая солнце, может сделать этот свет мягким, а большая грозовая туча - почти бестеневым (фото 1).

Свет пасмурного дня и свет солнца из-за линии горизонта аморфны и не образуют светотени (фото 12). Свет зависит не только от времени дня, но и от времени года, от того, идет дождь или снег. Воистину, плохой погоды не бывает - бывают плохие фотографы. Главный инструмент воздействия на уличное освещение - ноги. Не удивляйтесь, это они позволяют выбрать правильное направление съемки. Свет, как и в студии, может быть задним, заднебоковым, боковым, контровым, но если в студии я перемещаю лампы, то со светилом такие вольности не проходят. Приходится самому перемещаться в пространстве, меняя направление света в кадре.

Если солнце у фотографа за спиной, жди плоской картинки. В большинстве случаев это плохо - не выявляются объемы предметов. Но иногда можно очень эффектно использовать собственную тень (фото 10) или тени рядом стоящих людей.

Контровой свет солнца отличается от студийного. Света и в этом случае занимают меньшую часть площади снимка, создавая общую темную тональность. Однако на улице очень заметно светорассеяние и переотражение лучей солнца. Воздушная дымка или туман эффектно выделяются на более темных фонах, тонально подчеркивая глубину пространства, а светорассеяние позволяет получить необходимую проработку затененных деталей. Очень красивы бывают тени, образованные контровиком. Контуры и силуэты помогают созданию лаконичных и броских снимков. Хороши в контровом свете блестящие поверхности воды, полированного металла, стекла, различных полимерных пленок, каменная отделка архитектурных сооружений, морская галька, облака на закате и т. п. (фото 9).

Если повернуться к солнцу боком, то характер освещения переменится. Тени будут исправно работать на фотографа, но картинка станет намного светлее, потому что освещенных солнцем плоскостей станет намного больше, чем при контровом освещении. Цвета станут насыщенными. Найти гармоничное сочетание светов и теней при таком освещении довольно сложно. Свет и тень вступают в извечный спор - кто важнее для искусства (фото 11).

Свет в композиции

Уравновесить света и тени мне помогают композиционные «весы». Они всегда при мне и, рассматривая фотографии, я мысленно взвешиваю их содержимое. Понятно, что темные пятна тяжелее светлых, а красный предмет перевесит зеленый. Мне нравится, когда предметы на фотографии подчиняются законам тяготения, когда внутри каждого снимка царят гармония и равновесие. Выстраивая снимок, стараюсь не располагать все объекты в одной половине кадра, иначе снимок развалится - если верх фотографии будет очень темным, а низ светлым, зрителю инстинктивно захочется перевернуть его. Стоит только включить внутренние «весы» и проанализировать разбросанные по картинке света и тени, как обнаружится, что многие требуют ампутации свободных от смысловой нагрузки пространств. При этом снимки хуже не становятся. Однако кадрировка, как правило, приводит к уменьшению использованной площади негатива или матрицы и тем самым снижает его качество. При увеличении снимка падает резкость, вырастает зернистость. Поэтому уравновешивать кадр лучше в процессе съемки.

Когда я учился снимать, я мысленно представлял себе, что плоскость снимка сбалансирована на кончике иглы. Достаточно положить на любую точку этой воображаемой конструкции гирьку, как для удержания равновесия придется использовать противовес. Таким противовесом может быть не только предмет, но и тень от него (фото 15).

На этапе ученичества имеет смысл поснимать натюрморты - мертвая натура позволяет, не торопясь, продумать все элементы композиции. Снимая натюрморт, следует прежде всего найти место для главного предмета, только после этого можно заполнять свободное пространство снимка чем-то другим. Наиболее простым решением может показаться центральное расположение главного объекта или симметричная композиция. Однако симметрия убивает движение в кадре, природа симметрии не любит. Продуманное нарушение симметричного композиционного равновесия может придать снимку дополнительный смысл, волнующую эмоциональность или загадочность. Такой снимок должен вызывать неосознанное беспокойство у зрителя, задерживая тем самым на себе его внимание (фото 13).

От хорошего снимка невозможно отрезать ни одного миллиметра, не причинив ему вреда. В нем все должно быть взаимосвязано, как в хорошем часовом механизме, - вынешь любую деталь, и часы станут безделушкой. Однако анализ светотеневого рисунка фотографий не всегда бывает прост. Многие картинки прекрасно живут без ярко выраженных главных теней или главных световых акцентов. Красивая фотография впо-лне может оказаться сотканной из множества равнозначных по площади и яркости светов и теней (фото 14). В этом случае фотографу не остается ничего другого, как упорядочить эту мозаику, навести в ней порядок, используя все богатство доступных ему композиционных приемов: верхние или нижние ракурсы, линейную или тональную перспективу, точки золотого сечения, глубину резкости, выделение чего-то важного с помощью цвета или наоборот обесцвечивания. Но главное все же - умение видеть света и тени вокруг себя и научиться управлять ими.

Загрузка...