Идеи. Интересно. Общепит. Производство. Руководство. Сельское хозяйство

Основы фотографии. Главные фотографические термины и понятия. Лучшие программы для обработки фотографий на пк Как получается цифровая фотография

В какой программе лучше обрабатывать фотографии? Если задать такой вопрос любому относительно продвинутому пользователю, то в ответ услышим что это Adobe Photoshop. Безусловно, можно сказать, что это первая программа среди всех, если не считать двух заметных для обычных пользователей минусов: Adobe Photoshop является платной и довольно сложной. Для профессионалов это конечно не является препятствием, но хотелось бы поговорить о программах для, так сказать, обычных людей. Ведь чаще всего для домашней обработки фотографий нужно не так много функций. Поэтому в данной статье мы остановимся на других программах, пусть они и менее популярны, но при этом по набору инструментов они практически не уступают Adobe Photoshop.

Платные редакторы фотографий

CorelDRAW

Среди платных редакторов фотографий одним из наиболее популярных является CorelDRAW. CorelDRAW – один из самых популярных графических редакторов. Этот редактор активно используется как профессионалами, так и любителями. Объясняется это тем, что CorelDRAW имеет удобный интерфейс, большой набор средств, для редактирования графических изображений, создания новых, а также дает возможность получать высококачественные изображения.

Возможности этого редактора позволяют работать и с цветом, и с формой изображения: растяжение, сжатие, изменение размера и т.п. При работе в CorelDRAW легко можно сочетать изображения с различными надписями. Поэтому компьютерная графика CorelDRAW больше подходит для создания эмблем, логотипов, книжной и рекламной верстке, чем для обработки фотографий. С появлением в пакете coreldraw редактора Corel Photo-Paint возможности значительно расширились, теперь больше внимания можно уделять обработке графических изображений.

Недавно появилась программа, предназначенная для создания анимации Corel R.A.V.E . Сейчас наибольшую ценность имеют программы способные совмещать функции различных графических редакторов, которые позволяют реализовать сложные дизайнерские решения. Такой программой можно полноправно считать CorelDRAW Graphics Suite . Она включает в себя coreldraw, благодаря чему можно воплощать различные творческие замыслы. Но стоит отметить, что этот продукт не бесплатный, например самая дешевая версия CorelDRAW Home & Student Suite X7 стоит 6387 рублейв интернет магазине.

Кроме этого редактора также существует множество других. Таких как:

ACDSee

ACDSee это полный комплект всех возможных действий для обработки, конвертирования, просмотра фотографий множества известных форматов. Единственным недостатком этого приложения может оказаться цена, которая стартует от 1200 руб .

Fotoslate 4

Fotoslate 4 – инструмент, созданный для оформления и распечатки цифровых фотографий. Фишкой этого редактора является возможность печати под видом фотоальбомов, стандартных записных книжек, как календари или как открытки и даже логотипов для футболок. Шаблоны могут быть настроены вручную. Поддерживаются форматы BMP, JPG, TIFF и PDF. Но и стоит такое удовольствие около 30 дол. США .

PortraitPro идеален для «чайников», так как разрешает наслаждаться автоматической обработкой выбранных участков. Но стоит около 40 дол. США .

ФотоШОУ PRO 7.0 – это еще один пример редактора, позволяющего создавать милые слайд-шоу и даже анимированные презентации фотографий. Среди инструментов около 150 эффектов, разнообразные анимации, титры, заставки и коллажи. Стоимость этой прелести около 1400 руб .

Фото на документы Профи 8.0 – идеальная находка для редактирования документов. Она вполне подойдёт для пользования в домашних условиях, хотя её используют даже в салонах. Среди функций – готовые форматы фотографий, замена фона, одежды. Оценивают программу в 1650 руб .

Photoinstrument 7.4 – эта программа создана для улучшения и ретуширования изображений. Благодаря такому инструменты вы можете устранить мелкие недостатки и даже выполнить виртуальный макияж. Кроме того можно хорошенько себя омолодить. Но за такую игрушку придется заплатить около 50 дол. США .

Если же вы любитель шаблонов, то тогда вам нужна PhotoShine 4.9 , которая насчитывает свыше 680 шаблонов, поделенных на категории, например: дети, любовь, праздники. Проста в использовании, но стоимость её около 40 дол. США .

Бесплатные программы обработки фотографий

Среди бесплатных инструментов можно найти кое-что намного интереснее.

Итак, первой рассмотрим программу, которая есть почти на всех компьютерах, Microsoft Office Picture Manager . Программа имеет гибкие возможности управления, позволяет добавлять ярлыки для часто используемых изображений, совместно использовать несколько рисунков. Picture Manager имеет минимальный необходимый набор функций для обработки изображений: изменение цвета, яркости и контрастности, обрезка, поворот и отражение, корректировка эффекта красных глаз, также можно изменять размеры рисунка.

После редактирования рисунка его можно сохранить как в исходном файле, так и создать новый. Иногда для отправки изображений необходимо их сжать до определенного размера – эта функция тоже доступна в Picture Manager.

XnView

Кроме неё можно воспользоватся например:

Отличный аналог популярного ACDSee это программа XnView. Разработчики постарались на славу и вложили в нее множество функций, которые стоит испробовать самому.

Hornil StylePix

Также советуем воспользоваться находкой корейских программистов Hornil StylePix. Программа содержит в себе полсотни фильтров, ретушь, коррекцию фотографий, работу со слоями, градуировки и заливки, выделение областей, удаление красных глаз. Работать с ней одно удовольствие.

LightBox Free Image Editor

Еще одной находкой для начинающих может служить LightBox Free Image Editor . Который помимо стандартных функций редактирования предлагает еще собственную изюминку — Remove Color Casts, которая улучшает общий эффект фотографии с помощью устранения серых оттенков лица.

GIMP

Многие считают эту программу бесплатным аналогом Adobe Photoshop , хотя самим разработчикам очень не нравится такая формулировка. GIMP – это свободное ПО, и высококачественное приложение для фоторетуши и создания оригинальных изображений. Программа поддерживает более тридцати форматов изображений. GIMP имеет широкий спектр разнообразных функций для обработки фотографий, например, инструменты для цветокоррекции, балансировки цветов, регулировки яркости, контрастов, насыщенности, обесцвечивания.

Также программа дает возможность при помощи различных масок, фильтров, слоёв с различными типами наложения и режимами смешивания выполнять следующие операции: кадрировать фотографии, корректировать перспективу, убирать искажения, имитировать использование различных цветофильтров, возвращать потерянную детализацию и многое другое. Также GIMP имеет удобный интерфейс, и научиться работать с ним будет довольно легко.

Fotoflexer

Просмотры: (128519)

Отправить

Класснуть

Линкануть

Когда переходишь с фотомыльницы на более серьезный фотоаппарат, сразу обращаешь внимание на настраиваемые режимы съемки. Казалось бы, зачем они нужны, если есть автоматические сюжетные программы, которые покрывают практически все потребности фотографа. Практически, но не все. В некоторых же случаях автоматика камеры вообще не позволяет получить желаемую картинку. Как раз тут и приходят на помощь «творческие режимы» съемки. В начале они кажутся сложными и запутанными, но на самом деле все достаточно просто и базируется на сочетании 3-х основных параметров, а именно, выдержке, диафрагме и чувствительности, которые составляют основу цифровой фотографии. В этой статье основное внимание уделено описанию этих параметров и особенностям их использования. Художественную составляющую и различные приемы съемки оставим для другого случая.

Итак, почему же именно эти три параметра являются самыми важными настройками камеры? Фотография — это по сути «отпечаток» света на светочувствительном материале, будь то пленка или матрица цифровой камеры. Если отбросить «внешние» качества света, попадающего в фотокамеру (например время суток, погодные условия и т.п.), то получается, что «количество» света на матрице зависит от времени, когда матрица открыта для его попадания (это выдержка ), размера входного отверстия для света (диафрагма ) и чувствительности к свету самой матрицы (непосредственно чувствительность или ISO). Комбинация из первых двух параметров называется экспозицией и именно она влияет «физически» на «количество» света, чувствительность же позволяет несколько расширить диапазон этих комбинаций. Все остальные настройки камеры на «количество» света не влияют.

Чувствительность (ISO).

Чувствительность матрицы регулируется программно. Измеряется в единицах ISO, причем чем выше значение, тем выше чувствительность, т.е. тем больше света фиксируется матрицей. Приведем наиболее часто встречающиеся значения: 50, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400. Исходя из выше сказанного, при фотографировании в солнечную погоду будет достаточно чувствительности 100, а в некоторых случаях (например в горах) даже 50, в сумерках больше подойдет 200, а в темное время суток 400 или 800.

Почему мы не рассматриваем более высокие значения ISO? Дело в том, что чем выше чувствительность, тем больше камера регистрирует так называемого цифрового шума. Матрица состоит из групп маленьких светопринимающих ячеек трех основных цветов. Их размер зависит от размера самой матрицы и количества мегапикселов (как раз тех самых ячеек). Чем меньше ячейка, тем больше вероятность, что при попадании на нее света будет засвечена часть соседней, а значит появится информация о цвете, которой на самом деле быть не должно. На фотографии это проявляется в виде появления цветных «зерен» и размытии мелких деталей.

Конечно, с развитием цифровых камер становятся доступными все большие значения ISO, поэтому стоит сделать несколько снимков, и решить какой уровень шума является для вас приемлемым, а каким ISO пользоваться стоит только в крайних ситуациях.

Выдержка

Эффект "шевеленки"

Выдежка — это время, в течении которого матрица открыта для попадания света. При одинаковых настройках, чем больше освещенность, тем меньше выдержка. При съемке с рук с длительной выдержкой стоит помнить, что удержать неподвижно фотоаппарат очень непросто и малейшие колебания (например, нажатие на кнопку спуска) могут вызвать так называемый эффект «шевеленки», когда объект в кадре получается смазанным.

Качественную картинку реально получить при выдержке 1/60с, хотя, сейчас многие производители стали добавлять в камеры или объективы системы стабилизации изображения, которые позволяют сдвинуть этот порог в сторону увеличения до 1/25-1/3с. Стоит обратить внимание, что система стабилизации должна быть «аппаратной», в противном случае, камера просто увеличивает чувствительность, что ведет, в свою очередь, к увеличению шума и не дает практической пользы.

Малые значения выдержки позволяют «заморозить» быстродвигающийся объект, а более длинная выдержка позволяет делать качественные снимки в условиях плохой освещенности.

Диафрагма

Диафрагма — это механизм объектива, который регулирует величину отверстия, через которое проходит свет. Обозначается буквой f с цифровым значением, например, f2.8, f3,5. Чем больше открыта диафрагма, тем меньше цифра, т.е. при f2.8 отверстие больше, чем при f5,6. Величина отверстия влияет на количество света, проходящее через объектив и на глубину резкости. Глубина резкости — это пространство, которое будет резко изображено спереди и сзади от объекта, на котором сфокусирован фотоаппарат.

Например, для пейзажной съемки нужно, чтобы все пространство было резким, а значит отверстие диафрагмы выбирается небольшим — f10-f16, а для портретной съемки или макро, чтобы красиво размыть задний фон, надо выбрать максимально доступную открытую диафрагму f1,4-f3,5.

Экспозиция

Экспозиция — это количество света, попавшее на матрицу фотоаппарата, т.е. это некая величина, которая складывается из значений выдержки и диафрагмы. Для сохранения экспозиции при изменении одного из параметров, другой должен быть изменен в противоположную сторону. В зависимости от количества света мы можем получить три различных результата, а именно: нормальный кадр, кадр пересвеченый (когда теряется информация в светлых частях снимка) и кадр недодерженный (когда исчезают детали в тенях).

На примере слева первый снимок явно передержан (переэкспонирован) — детали светлого здания исчезли, второй кадр сделан с правильной экспозицией, хорошо различимы детали и в светах и в тенях, а третий кадр слишком темный (недоэкспонирован) — тени превратились в сплошную темную массу, в которой ничего невозможно разобрать.

Экспозиция определяет насколько кадр получится близким к тому световому балансу, который мы видим на самом деле. Поэтому при съемке очень важно не только построить правильно кадр, но и оценить как получаются светлые и темные детали, чтобы избежать больших однотонных пространств на фотографии.

На этом знакомство с техническими основами фотографии можно закончить и перейти к более подробному рассмотрению и художественным особенностям каждого из них.

Наглядная демонстрация взаимодействия составляющих экспозиции.

Справочники с рецептами проявителей у меня занимают целую полку; хотя цифровая фотография существенно моложе, в ней сегодня тоже есть множество альтернативных способов обработки. Нет необходимости использовать все проявители или программы сразу, нужно использовать те, которые лучше подходят к данной задаче, или те, особенности работы с которыми вами лучше изучены. Ниже я рассмотрю организацию технологического процесса с помощью вышеперечисленных программ в нескольких типовых случаях.

Рассмотрим внимательнее случаи, где Photoshop в одиночку бессилен:-) Например снимки, сделанные в RAW камерой Canon 650 с самодельной насадкой , изготовленной из отечественных объективов. Ни о существовании RAW у этой камеры, ни о подобных насадках Photoshop не знает и, несмотря на всеобъемлемость, самостоятельно справиться с поставленной задачей не сможет.

Для начала вспомним, как это происходило с пленкой. Предварительные операции: выбор пленки, зарядка ее в аппарат. Далее собственно съемка. После надо извлечь пленку из аппарата и зарядить ее в бачок, не засветив. На этом предварительные операции заканчиваются и можно приступать к собственно обработке. Можно воспользоваться стандартным проявителем №2, а можно подойти к процессу творчески. Тогда по кусочку пленки отработать оптимальное время проявления. С полученных негативов сделать контактным способом контрольные отпечатки и подписать их, чтобы потом не забыть, что, где, когда и кто снят. Отобрать снимки, с которыми в дальнейшем будет вестись работа. Возможно, некоторые из них придется ослаблять или усиливать, на то существовал ослабитель Фармера, можно попытаться уменьшить зерно заменяя бромистое серебро на хлористое; деталей к снимку это не добавит, но зато зерно не будет бросаться в глаза. Переснять пленку и сделать дубли, это может понадобиться, если необходима ретушь, а также, если мы планируем, совмещая позитив с негативом, получить снимок, напоминающий гравюру. После этого идет длительная рутинная работа по печати больших отпечатков для альбома, а затем, возможно, еще и печать выставочных отпечатков большого размера. Или печать позитивов, с которыми предполагается дальнейшая работа уже на стадии обработки фотобумаги. Это может быть, например, вирирование (окрашивание отпечатков), засвечивание для получения эффекта соляризации, задубливание эмульсии для последующего покрытия масляной краской и получения фотографии в стиле бромойль. Я столь длинно описывал процесс обработки пленки, чтобы у тех, кто начал заниматься фотографией в эпоху минилабов, не возникло ощущения, что в этой цифровой фотографии напридумывали очень много лишнего, и все это очень сложно. Практически всем вышеописанным процедурам можно найти соответствующие и в цифровой фотографии.

Аналогом выбора пленки является выбор формата в котором камера сохраняет файлы. Тут есть несколько уровней. Простейший - воспользоваться общедоступным меню камеры. Более сложный - воспользоваться служебным меню и с помощью него активировать доступ к сырой информации регистрируемой камерой. И наконец, можно воспользоваться собственным меню. Такую возможность дает для камер Canon - .

Операции извлечения пленки из аппарата тоже можно найти аналог: переписывание фотографий с карт памяти в компьютер. Здесь возможны свои подводные камни. Например, ваш кардридер не умеет читать карты SDHC. Карта объемом более 4 ГБ отформатирована в FAT-16 с нестандартным размером кластера. У вас нет кардридера, и вы подключили камеру напрямую к компьютеру через USB. Однако производителями аппарата не предусмотрен режим, при котором компьютер увидит его как внешний диск, им нужно специальное программное обеспечение.

Переносить кадры из камеры в компьютер я предпочитаю считыванием карточек, а не подключением камеры. Однако все же, если такая необходимость возникает, то во многих случаях с ней справится программа gPhoto2 или программы ее использующие. Например, программа DigiKam. Последняя, впрочем, накладывает еще одно ограничение, ей нужен не просто Linux, а Linux с KDE. При работе с Windows обычно хватает средств ОС или программ производителя камеры.

Предположим, что с процессом переноса тем или иным способом мы справились. Цифровая фотография дает возможность, в отличие от пленки, отсортировать «негативы» и по возможности их подписать до проявки. Чтобы потом не оказалось, что одна и та же фотография снабжена разными подписями, лучше бы подписать исходный файл, но это не всегда возможно. Для файлов, вызванных к жизни CHDK, можно воспользоваться программой . Полученные цифровые негативы DNG можно обрабатывать с использованием любого конвертора и редактировать данные в заголовках файла. Если одновременно со съемкой записывались координаты, то необходимо синхронизировать снимки с записями GPS по времени и записать координаты в exif заголовок файла. Для этой цели существует множество программ (о части из которых я уже писал), но не все из них умеют работать с сырыми снимками. А координаты зачастую являются более информативными, чем подписи, в особенности в пейзажной фотографии, поэтому операцию не стоит откладывать до получения финального результата. Это можно сделать с помощью программы Geotag. Она же позволяет и увидеть содержимое RAW файлов. Тем не менее, для просмотра и сортировки это не самая удобная программа, лучше воспользоваться специализированными. Тем более, что в отличие от координат, все остальные комментарии трудно сделать, не видя фотографии. Большинство из них могут и еще многое, но на данном этапе мы хотим только удалить явно неудачные снимки и подписать те, которые остаются в архиве.

Просмотр

С просмотром сырых снимков, в том числе недокументированных форматов, хорошо справляется под Windows программа . Она очень удобна для сравнения нескольких снимков и выбора лучшего. (Подробно об одно из предыдущих версий можно прочитать .) Но нет в мире совершенства, и если необходимо редактировать заголовки IPTC, то в месте с ней стоит использовать программу

Щелкнув мышью по миниатюре, можно посмотреть изображение 1:1

Предоставляет почти идеальное комплексное решение. Программа предназначена для просмотра и создания миниатюр, в том числе для недокументированных сырых файлов. Коррекция яркости и баланса, просмотра EXIF и IPTC с возможностью редактирования последнего. Есть функция сравнения нескольких снимков. Под Linux современной стабильной версии нет, надо либо запускать экспериментальную либо версию для Windows через wine. На данном этапе последняя все равно будет работать быстрее и иметь больше возможностей по редактированию.

Библиотека, написанная Андреем Заболотным, которая может быть использована другими программами для исправления хроматических аберраций, дисторсии и виньетирования. Поддерживается база данных с характеристиками объективов и камер в формате XML. На сегодняшний день самая всеобъемлющая и перспективная разработка. Насколько широкое распространение она получит, покажет время. Пока ее работу можно увидеть только вместе с UFRaw.

С lensfun работает только с Raw, но она предоставляет самые богатые возможности коррекции аберраций, умеет исправлять хроматические аберрации, виньетирование и дисторсию. При исправлении дисторсии возможно использование нескольких моделей. Работает с базой для камер и объективов. Может пересчитать изображение из одной проекции в другую. Стабильная версия на сайте в момент, когда я начинал писать эту статью, была UFRaw 0.13, основанная на DC RAW 8.80, и опубликованная 12 ноября 2007 года. Другими словами, снимки, сделанные аппаратами, выпущенными после этой даты, эта программа обрабатывать не сможет. Столь старая версия программы не означает, что над ней не работают. На CVS можно увидеть, что работа как раз кипит, но когда она оформится в стабильную версию, никто не знает. Однако если функциональность текущей версии нас устраивает, а необходима только поддержка новых камер, то никаких проблем не возникает: скачиваем свободно распространяемые исходные коды программы UFRaw и исходный код последней программы dcraw с сайта Дэвида Коффина. Объединяем, компилируем, et voila. Когда я уже заканчивал работу над этой статьей, была опубликована - UFRaw-0.14.1 от 19 октября 2008. Готовые пакеты отличаются от предыдущей версии практически только поддержкой новых камер, однако если компилировать их из исходных кодов, то можно включить модуль (./configure --with-lensfun) исправления аберраций. Программа UFRaw позволяет как записать преобразованные фотографии, в 8-битном или 16-битном формате, так и направить их прямо в графический редактор.

Хроматические аберрации

Оптическое виньетирование

Искажения объектива (дисторсия)

Геометрия объектива (проекция)

Вопреки названию, может работать как с Raw, так и с JPEG, но в части исправлений аберраций она беднее, чем UFRaw с lensfun.

Плагин GIMP для коррекции хроматических аберраций. Позволяет править не только хроматические аберрации увеличения (в англ. литературе «lateral chromatic aberration»), но и линейно сдвигать каналы друг относительно друга, что позволяет работать с фрагментами полного кадра. GIMP также имеет и плагин Коррекция искажений оптики для исправлений дисторсии и виньетирования.

Имеет модуль коррекции искажений оптики, позволяющий слегка править дисторсию и виньетирование (идентичные модули и в программеShowFoto). Хроматические аберрации могут быть исправлены через настройки конвертора Raw, но графический интерфейс отсутствует, и нужно знать числовые значения поправок.

Дисторсия

Виньетирование

Преобразование Raw и коррекция хроматических аберраций

В той или иной степени возможность исправлять дисторсию есть у многих программ, однако их возможности слабее, чем у вышеперечисленных, и в серьезных случаях следует обращаться именно к ним.

Графические редакторы

Если фотографии требуют более тщательной обработки, их придется загружать в графический редактор. Тут возможны два варианта, и каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Первый вариант - это загрузить в графический редактор сырые файлы, второй - максимально откорректировать другими программами и оставить графическому редактору только те операции, которые по-другому выполнить невозможно.

Рассмотрим операции, для которых действительно необходим графический редактор. Это ретушь и выборочная обработка разных участков кадра. Для ее успешного и комфортного осуществления графический редактор должен уметь работать со слоями, иметь удобный инструмент выделения и маскирования и поддерживать устройства ввода типа планшет с чувствительностью к нажиму пера.

Я рассматриваю 4 редактора. , . В тои или иной степени они все могут справится с вышеперечисленными задачами, но при этом столь разные, что вряд ли являются конкурентами. Все четыре используют для расшифровки сырых данных dcraw, но имеют разные графические интерфейсы. GIMP и CinePaint могут использовать несколько графических интерфейсов к этой программе, но стандартом де факто для загрузки Raw файлов для них стала программа UFRaw. Внешне похожие GIMP и CinePaint сегодня сильно различаются по целевой аудитории. Они разветвились во времена первой версии, и на сегодняшний день это и функционально, и по коду абсолютно разные программы. Если 8 бит на канал достаточно, то, на мой взгляд, GIMP удобнее и имеет больше возможностей. Если же необходимо работать с повышенным динамическим диапазоном, то надо использовать CinePaint. Здесь вам обеспечена поддержка 16-bit Unsigned innteger, 16-bit OpenEXR Half Float, 32-bit IEEE Float, 16-bit Fixed Point 0-2.0. Как мы видим, ограничений с глубиной цвета в CinePaint нет, хотя и построен он на старой GTK-1 (На CVS есть экспериментальная версия 0.25 на GTK2). Стабильная версия GIMP построена на GTK-2, однако есть поддержка только 8-битного цвета, а поддержку 16-битного обещают только после перехода на GEGL. Как написано на сайте, после того, как интеграция GEGL будет закончена, GIMP в конце концов обретет поддержку большей глубины цвета, больших цветовых пространств и недеструктивного редактирования. Но это все в будущем. В вышедшей 1 октября 2008 года версии 2.6 уже есть, но открыть файл с глубиной цвета в 16 бит не удастся, хотя операции с 8 битными изображениями уже можно делать, используя GEGL. Так что, если нам нужно 16 бит на канал, то на сегодняшний день мы можем воспользоваться программой CinePaint, работающие версии которой существуют для всех операционных систем, кроме Windows, графическим редактором растровых изображений Krita 1.6.3, входящим в koffice и, соответственно требующей KDE. Кроме того, можно воспользоваться графическим редактором ImageJ, написанным на Java, и, соответственно, вообще не зависящим от операционной системы. Редактор очень любопытный. Некоторые привычные функции в нем реализованы совсем примитивно. Зато есть такие, которых не найдешь в других программах, и реализованы они очень здорово. Редактор в первую очередь предназначен для анализа изображений и научной обработки фотографий. Для этой программы написано множество плагинов, приложений, предназначенных для работы со стопками снимков, и, в частности, сделанных под микроскопом, для получения в результате из снимков, сделанных с обычным микроскопом, снимки, напоминающие результаты конфокального микроскопа. Для этого графического редактора существует плагин, основанный на dcraw, позволяющий прямо загружать RAW-файлы. Однако его интерфейс достаточно примитивный, возможно, стоит воспользоваться более развитыми графическими оболочками к программе dcraw.

Резюмируя, я бы сказал, что UFRaw с lensfun + GIMP мощный и удобный инструмент, все операции коррекции можно сделать в UFRaw, а GIMP нужен для работы со слоями и ретуши. При желании можно усилить цвет, разложив изображение на слои, соответствующие каналам Lab. GIMP + guteprint позволяет без проблем печатать на фотореалистичных принтерах из-под Linux. Если необходимо работать с HDRI или объединять в панораму слои с 16 битным цветом, то необходим CinePaint или Krita. В пользу Krita только возможность визуально работать с Lab. Минус скорость и слабый встроенный конвертор RAW. Все три вышеупомянутых редактора поддерживают полноценную работу с графическим планшетом Wacom. Правда в GIMP под Windows поддержка активируется только если его запустить с помощью пера, а в CinePaint с GTK2 поддержка есть, потенциально, но мне ее запустить не удалось. Время поворота на 17 градусов 12 Мп изображения с глубиной цвета 16 бит на канал в CinePaint 0.22-1и Krita 1.6.3 практически одинаковое, но у последней более медленный интерфейс, и при коррекции в режиме 16 бит на канал реакция на изменение параметров яркости, мягко скажем, непривычная. Картинка обесцвечивается. К любой программе надо привыкать, и на данном этапе мне более комфортно работать с 16 битным изображением в программе CinePaint. ImageJ предпочтителен при анализе изображений и объединении стопки снимков с разными точками фокусировки. Неожиданно, но вращает этот редактор быстрее всех, возможно, потому что у этой операции нет возможности отката. Корректировать в программе не очень удобно, поскольку работать всегда приходится с каждым каналом в отдельности.

HDRI

В природе диапазон изменений яркости может быть так велик, что разрядность оцифровки не решает проблемы. Нужно иметь либо датчики разной площади в каждой точке , что реализовано в камерах Fuji, либо снимать несколько кадров с разной экспозицией. Экспозиция может меняться выдержкой, диафрагмой или нейтральным фильтром. В результате, мы получаем стопку снимков, на одних из которых хорошо видны детали в цветах, а на других в тенях. Возникает необходимость объединить эти снимки в единое изображение, с учетом возможного смещения камеры за время, прошедшее между снимками. Для этой цели служит программа для повышения фотографической широты (HDR imaging) за счет объединения нескольких снимков . Программа Qtpfsgui является графическим интерфейсом, использующим Qt4 над библиотекой pfs. При объединении нескольких последовательно сделанных снимков с разной экспозицией программа для точного совмещения использует разные алгоритмы, в частности, для особо точного, вышеупомянутую программу hugin. Учитывая гигантский размер файлов программа позволяет выбрать стратегию обработки на миниатюрах и только потом полученный сценарий запустить для файла большого размера. Программа может работать с сырыми файлами, поддерживаемыми DCRaw.

В заключение, упомяну программу , как имеющую некоторое отношение к HDRI. Программа не позволяет ни просматривать, ни обрабатывать RAW-файлы. Но если у вас файлы записаны камерой в формате JPEG, то Fotoxx позволит осуществить тонкую настройку яркости в светах и тенях отдельно, повернуть фотографию на произвольный угол, убрать красные зрачки, возникшие от работы вспышки, кадрировать изображение, изменить его размер, убрать шум, сгладить или увеличить резкость, трансформировать изображение, изменить насыщенность цветов, а также создать панораму или объединить несколько снимков, снятых при разной экспозиции. К объединенному снимку можно применить операцию коррекции яркости и полученный результат записать в файле JPEG. Программа неплохо совмещает снимки.

P.S.

Работа с изображениями, естественно, подразумевает некую графическую среду. В некоторых случаях от нее зависит больше, чем от платформы, на которой запускается та или иная программа. Для выполнения расчетов часто достаточно текстового режима, который обеспечивает необходимый комфорт, а возможно, и большую скорость, чем графический режим. Однако уже при обработке результатов отсутствие графического представления, например, в виде графиков или диаграмм, способно существенно замедлить процесс. Я это здесь пишу для того, чтобы подчеркнуть, что пуританский подход любителей терминального режима неприемлем для повседневной работы с графикой, когда в процессе работы надо принимать решение о стратегии обработки. И в то же время он прекрасно подходит для пакетной обработки большого количества фотографий, когда оператор не удосуживается взглянуть на изображение в обрабатываемом файле. Впервые с графической средой я встретился в конце 1980-х годов. Тогда для верстки использовалась программа Ventura Publisher, выпущенная в 1986 году, которая была графическим приложением DOS, требующим для работы загрузки графической оболочки GEM.

Этот и большинство остальных графических интерфейсов ведут свою историю от компьютера Xerox Alto, разработанного в исследовательском центре Xerox PARC в 1973 году. Преемственность, кстати, в первую очередь определялась переходом сотрудников участвовавших в разработке из фирмы в фирму, а не прав от одной фирмы к другой.

Таким образом, хотя я в последнее время предпочитаю Linux, это не совсем точная формулировка, поскольку без X Window System я работать с графикой в голом Linux"е не смог бы. Система X Window System была разработана в Массачусетском технологическом институте (MIT) в 1984 году. Нынешняя версия протокола - X11 - появилась в сентябре 1987 года. История графических оболочек древнее и Линукса, и творений Microsoft. В 1990-е годы бурное развитие Windows и особенно массовое внедрение создало мнение о неприспособленности UNIX- систем для работы с графикой. Сегодня существенной разницы для фотографа, на машине с какой операционной системой ему обрабатывать фотографии, нет. К тому же, многие из вышеперечисленных программ являются мультиплатформными. Однако почти монопольное положение Microsoft все же создало определенные проблемы, причем не в области программирования, а в смежной области работы с компьютерными компонентами и периферией. Драйверы под Windows есть всегда, а драйверы под Linux, или хотя бы возможность написать собственный, часто отсутствуют. Фирменные драйверы для видеокарт для Windows и Linux по функциональности различаются как земля и небо. Не знаю, есть ли сговор, но фирмы не только не тратят собственные деньги на разработку драйверов под альтернативные Windows операционные системы, но и всячески мешают созданию независимых, хотя, казалось бы, в этом случае за них бесплатно делают работу и расширяют рынок потенциальных потребителей. Основная проблема на сегодня это калибровка. Результатами работы калибраторов можно воспользоваться под любой ОС, а вот для работы с ними придется запускать Windows. Кстати, при сегодняшних объемах дисков и наличии удобных загрузчиков ОС я не считаю проблемой держать на одном компьютере несколько операционных систем даже если некоторые из них будут использоваться только для запуска одной программы:-)

Еще более серьезным монополистом, чем Microsoft, является фирма Adobe. Когда пишется эта статья, на выставке Photokina 2008 фирма анонсировала свой Photoshop CS4. Это, безусловно, великолепный продукт №1 в области графических редакторов, однако, будет ли он способствовать развитию индустрии или, наоборот, будет способствовать ее стагнации, отнюдь не очевидно. Причина проблемы, на мой взгляд, состоит в том, что Photoshop может все. При этом мало у кого хватит энергии, чтобы изучить эту программу целиком на уровне Дена Маргулиса, и тем более, слабо верится, что кому-то удастся рентабельно использовать все ее возможности. Профессиональный фотограф использует ее процентов на десять, причем разные фотографы в зависимости от жанра, в котором они работают, используют разные функции этой программы. Программа Photoshop является лучшей в целом, а не лучшей в отдельности. Большинство операций могут быть выполнены и с помощью других программ с неменьшим успехом. Говорить, кто лучше, сегодня становится бессмысленным, поскольку многие операции уже доведены до практического совершенства. Поэтому разница будет только в интерфейсе, а не в конечном результате. Удобства же интерфейса это вопрос вкуса. Кроме того, надежность - это сдерживающий фактор, и если вы хотите использовать последние достижения, то, вероятно, их не будет в стабильном продукте. Кто не рискует тот не пьет шампанского, можно детально изучить стабильный продукт и получать результат лучший, чем у конкурентов, можно рискнуть и сделать ставку на последние разработки и опередить конкурентов или упустить заказ, поскольку программа зависнет. Специалисты в Photoshop совершенствуют свое мастерство ежедневно, вы станете лучшим специалистом в Photoshop, только когда предыдущее поколение вымрет или отойдет от дел; делая ставку на экспериментальные собственные разработки вы рискуете, поскольку результат не гарантирован. И еще есть свобода выбора операционной системы. Продукт номер один + Windows по совокупности характеристик может для отдельных задач проиграть продукту №10, установленному на другую ОС.

Фирма Adobe отнюдь не является автором всех прогрессивных усовершенствований в области графики. Программы обработки RAW и исправления аберраций зародились и успешно развивались вне ее стен. Если завтра цены на Photoshop упадут с заоблачных высот, то охота трудиться над альтернативными проектами пропадет даже у энтузиастов. Кроме того, Photoshop действительно очень эффективно работает как с процессорами, так и с видеокартами. Возможно, сговора с производителями и нет, и дополнительной информации Adobe не получает, но даже пустые подозрения не способствуют плодотворной работе независимых программистов. Единственному нетрудно быть и лучшим, и как только остальные уйдут из этой области, экономические законы скажут свое веское слово, и менеджеры фирмы, если они умеют считать, перестанут вкладывать деньги в разработку новых идей. В свое время, среди коммерческих графических редакторов была вполне реальная конкуренция. для MS-DOS - это еще до рождения Adobe для Macintosh. Aldus (разработка Ulead) PhotoStyler, Micrografx Picture Publisher, Jasc Software Paint Shop Pro - это уже реальные конкуренты Photoshop под Windows. В свое время все эти программы мне нравились больше Photoshop"а. Однако Aldus куплен Adobe"ой, и сразу после этого PhotoStyler прекратил свое существование. Corel поглотил Micrografx и JASC Software и в результате из двух программ продолжает развиваться только Corel Paint Shop Pro. В любом случае, коммерческой конкуренции уже нет, поскольку графический редактор №2 это GIMP. Он очень неплохо развивается и, вероятно, грядущая версия 2.8 будет вполне конкурентоспособна с Photoshop CS, а может, и CS3. Но Adobe уже сегодня выпустила CS4, а стабильный GIMP сегодня это всего лишь 2.6. хорошая добротная программа, но и по цене и по амбициям она уже не конкурент Photoshop CS4.

Для преуспевающего фотографа сиюминутно Photoshop это благо - приобретение его позволит сэкономить нервы и время при решении многих задач. Для его детального освоения понадобится время, сравнимое с необходимым на освоение свободно распространяемых программ. Как заметил Владимир Попов : «для мира open source «чистый пользователь» - существо малозначимое», т. е. единственный пользователь, чьи интересы учитываются, это автор программы.Таким образом, процесс освоения проприетарных и свободных программ будет проходить по-разному - в одном случае мы будем пытаться угадать методом научного тыка, что нам забыли сказать, в другом случае нам сказали все, да только на языке программного кода:-). В результате, скорее всего, на детальное изучение потребуется близкое время, и в результате Photoshop не обязательно даст лучший результат. Косвенным подтверждением этой мысли является тот факт, что и при миллионном бюджете создатели Гарри Поттера предпочли CinePaint.

Впрочем, CinePaint - действительно профессиональный редактор, но не конкурент Photoshop"у. Он предназначен для массового выполнения, хоть и сложных, но рутинных операций. Эти операции всегда есть и еще долго будут. Чтобы быть конкурентоспособным, ему не нужно непрерывно обновляться. То же относится и к обработке научных фотографий, область, которую теперь Adobe тоже решила прибрать к рукам. В художественной фотографии, как только прием становится рутиной, он перестает приносить деньги. А новых инструментов не будет. Свои разрабатывать невыгодно, чужие - ни позаимствовать, ни перекупить будет не у кого. Так что будем надеяться на заоблачные цены на Photoshop, иначе есть риск, что процветание кончится.

На последней выставке Photokina был еще один анонс, который имеет прямое отношение к теме данной статьи. Metadata Working Group Introduces First Specification for Interoperability and Preservation of Metadata in Digital Photography. Фотографий становится все больше, и вопрос их систематизации становится архиважным. Возможно, внедрение нового стандарта и позволит наконец нам правильно понимать комментарии и технические параметры вне зависимости от того, аппаратом какой фирмы и на каком языке они записаны в файл. Рекомендовано использовать UTF-8. Однако список подписантов: Adobe, Apple, Canon, Microsoft, Nokia and Sony заставляет вспомнить, что обилием кодировок русского языка мы обязаны именно фирме Microsoft и что комментарии к фотографиям в Windows записывались в кодировке Юникод. Однако потом был шаг назад. В общем, поживем - увидим. Однако то, что среди разработчиков этого документа совсем не представлен мир Open Source, наводит на размышления, не преследуют ли они свои интересы и не придется ли нам через некоторое время покупать у них лицензию, чтобы прочитать свои старые комментарии. Присутствие разработчиков аппаратуры среди подписантов, безусловно, важно. Но поскольку последние 50 лет мы только удаляемся от открытых стандартов в фототехнике, и взаимозаменяемость аксессуаров и объективов становится все более и более проблематичной, мне представляется, что этот документ, если бы он основывался на открытых стандартах, то мог бы оказать положительное давление на производителей и заставить их делать фотокамеры хотя бы столь же унифицированными, как компьютеры.

Для начала попробуем узнать, что же такое цифровая . Сравнивая термины «пленочная фотография» и «цифровая фотография», не сложно понять, что и то, и другое — фотография. Но если в первом случае это фотография на пленке, то во втором — фотография, во-первых, без пленки, а во-вторых, «с цифрами». Все верно. Принципиальное отличие цифровых камер от пленочных заключается в том, что изображение, картинка внешнего мира, сохраняется в них не на пленке, а в памяти фотоаппарата в цифровом виде, то есть как обычные картинки на компьютере.

Получается этот любопытный эффект следующим образом: изображение, свет, проходящий через объектив цифровой камеры, падает не на пленку, как мы к тому привыкли, а на сенсор. Сенсор — самая важная часть цифрового фотоаппарата — представляет собой матрицу светочувствительных элементов, которые, реагируя на падающий свет, подают разные электронные сигналы. Полученные сигналы обрабатываются специальным микропроцессором и преобразуются в цифровой вид. Вот, собственно, и все — фотография готова.
Вся эта хитрая технология оказывается очень простой для пользователя. Нажатие на спуск — секунду на раздумья — и фотограф видит готовый результат на экране камеры. Крайне просто. Не нужно проявлять пленку (которую еще нужно «отщелкать» до конца, иначе — неэкономно), не нужно печатать снимки, чтобы потом выкидывать те, что не получились — все видно сразу. Пожалуй, именно простота послужила одной из главных причин популяризации цифровой фотографии. Популяризации, надо заметить, тотальной и всеобщей. Не зря во вступлении было сказано о смерти пленки — так оно и есть. Цифровая фотография все более и более теснит пленочную, а вскоре ее и вовсе заменит. Так, в Японии за минувший год продажи цифровых фотокамер превысили продажи традиционных пленочных фотоаппаратов. В Европе и Америке «цифра» вплотную подобралась к пленке, однако, прогнозировать, когда она полностью заменит плёнку, дело неблагодарное.
Кроме современности идеи и простоты использования есть у цифровых камер и другие преимущества перед пленкой:
Во-первых, скорость обработки. Как уже было сказано, снимок цифровой камеры не нужно проявлять или нести в фотолабораторию и т.п. В те далекие времена, когда цифровые фотоаппараты были еще малодоступными диковинными зверушками, уже тогда их любили журналисты и репортеры: свежая компрометирующая фотография местной поп-звезды красовалась на обложке только что отпечатанных газет сразу же после съемки, а не совершала долгое путешествие от фотографа в фотолабораторию, оттуда к слайд-сканеру, и только от него — к дизайнерам.

Начало осени - самое время разобрать летние фотографии, а заодно и упорядочить семейный фотоархив. В течение многих лет миллионы пользователей применяли для этого бесплатную программу Picasa. Но в этом году, возможно, придется пересмотреть свои привычки - начиная с 1 мая Picasa больше невозможно скачать. Популярную программу постигла та же участь, что ранее Google Reader, и теперь ее поддержка прекращена. Работать с Picasa можно только в том случае, если вы скачали ее ранее, но нужно учитывать, что никакие обновления для нее выпускаться больше не будут.

Казалось бы, уж чего-чего, а программ для упорядочивания фотографий на рынке хватает, как платных, так и бесплатных. Но несмотря на огромный выбор приложений для работы с изображениями, найти полноценную замену Picasa не так-то просто. В основном потому, что при всей своей простоте эта программа была многофункциональной: с ее помощью можно было и организовать фотографии по альбомам, и отобрать снимки по различным критериям, и выполнить основные операции редактирования, и быстро загрузить альбомы в облако.

Не будем забывать, что Picasa была бесплатным решением, а значит, коммерческие программы как альтернативу рассматривать не стоит. Мы также намеренно не включаем в этот обзор программы, основной функцией которых является просмотр изображений. Наша цель - подыскать решения, позволяющие упорядочивать большие коллекции снимков и загружать фотографии в Интернет.

"Google Фото" - преемник Picasa

Для создания резервной копии фотоархива в облаке вряд ли можно найти лучшее решение, чем преемник Picasa - "Google Фото".

Во-первых, все веб-альбомы, загруженные при помощи Picasa, автоматически перенесены на новый сервис от Google. Во-вторых, как и в случае с Picasa, пользователи нового сервиса получают неограниченное пространство для хранения фотографий, размер которых не превышает 16 Мп. Для большинства людей, использующих свои смартфоны для съемки, это означает возможность бесплатной загрузки всего фотоархива, ведь число смартфонов с более качественными камерами не так велико (даже у iPhone 6s 12-Мп камера, а у Samsung Galaxy S6 — 16-Мп).

Для загрузки фотографий в облако с компьютера нужно использовать приложение Google Photo Backup . Как и Picasa, оно дает возможность автоматически загружать все фотографии с карт памяти, с рабочего стола и из стандартных папок Windows для хранения картинок. Кроме этого, можно добавить любое число дополнительных папок, в которых хранятся фотографии.

При автоматическом копировании фотографий в облако с карт памяти можно также выбрать папку, в которой будет сохраняться локальная копия изображений. Google Photos Backup может загружать изображения в исходном разрешении или же автоматически сжимать их. Файлы RAW поддерживаются, однако по умолчанию их загрузка отключена (это можно изменить в настройках).

Если с загрузкой изображений онлайн все более или менее понятно, то многие другие функции Picasa в "Google Фото" не перекочевали. В онлайновом сервисе достаточно скромные возможности редактирования изображений (да и, честно говоря, интерфейс редактора оставляет желать лучшего), нет привычных для пользователей Picasa тегов, подписей и комментариев к фотоснимкам. Поэтому если вы использовали Picasa не только как средство для загрузки фотографий онлайн, но и как каталогизатор и редактор, в дополнение к "Google Фото" стоит подыскать настольное приложение с нужной функциональностью.

BonAView 1.9.0

  • Разработчик: High Motion Software
  • Операционная система: Windows
  • Распространение: бесплатно
  • Русский интерфейс: есть

BonAView - не самая известная программа для работы с фотоархивом, однако обойдена вниманием она незаслуженно. По функциональности она близка к Picasa, а кое в чем даже превосходит недавно закрытую программу.

Просмотр изображений возможен по каталогам, по альбомам или же в таком любимом пользователями Picasa режиме Timeline, когда фотографии автоматически упорядочиваются программой по времени съемки.

Для сортировки изображений можно использовать рейтинг, а также создавать пользовательские альбомы. BonAView подходит для работы с фотоколлекциями любого размера, так как поддерживает неограниченное число альбомов (в том числе и любое число вложенных альбомов). Число фотографий в каждом альбоме также не ограничивается.

Для сортировки изображений можно использовать фильтры. Они помогают отобразить только фотографии, относящиеся к тому или иному альбому, имеющие определенное название или заданный рейтинг.

Просмотр фотографий возможен в двух режимах: в виде эскизов, размером которых можно легко управлять при помощи специального ползунка, и в 3D-виде. Второй режим дает возможность работать с "каруселью" снимков, поворачивая и даже редактируя их по ходу просмотра.

Кстати, о редактировании. Функций для улучшения фотографий в BonAView немало. Есть возможности настройки цветопередачи, коррекции уровней и удаления «красных глаз», средства для автоматической настройки, инструменты для наведения резкости и размытия, около десятка эффектов (сепия, негатив, тень и пр.), хороший набор рамочек для разных случаев. Интересно, что, как и в "больших" фоторедакторах, тут есть возможность применять инструменты редактирования не ко всему изображению, а к его части, предварительно выделив требуемый фрагмент.

Стоит также обратить внимание на интересную функцию для создания визуальных аннотаций. Используя ее, можно добавлять на картинку различные графические элементы и текст.

Упомянем также об отличном встроенном поисковом движке. BonAView может искать фотографии по заданным папкам, по пользовательским альбомам, по определенным свойствам (размер, разрешение или тип файла, дата последнего изменения, рейтинг).

Чтобы быстро отобрать фотографии, хранящиеся в разных папках и альбомах, удобно использовать инструмент ImageBoard (аналог Photo Tray в Picasa). Когда фотографии помещены в ImageBoard, их можно добавлять в альбомы и выполнять другие операции как с группой. А вот полноценных средств для пакетной обработки в BonAView нет - для этого тот же разработчик предлагает отдельную программу ImBatch .

К сожалению, BonAView не содержит никаких средств для обмена фотографиями с другими людьми. Возможно, это связано с тем, что последняя версия программы датирована 2013 годом, когда социальные функции не были столь востребованны, как ныне. Однако BonAView можно использовать в связке с Google Photo Backup.

JetPhoto Studio 4.15

  • Разработчик: Atomix Technologies Limited
  • Операционная система: Windows/Mac
  • Распространение: бесплатно для некоммерческого использования (есть версия Pro)
  • Русский интерфейс: нет

JetPhoto Studio объединяет возможности каталогизатора, просмотрщика, графического редактора, а также содержит средства для публикации фотоальбомов в Интернете.

Для начала работы с программой нужно создать альбом. Затем в альбом добавляются фотографии из разных источников (с карты памяти, из локальных папок, с веб-камеры и т. д.). Сортируя изображения в альбоме, пользователь может помечать их звездочкой, добавлять ключевые слова и заметки (то есть текстовое описание фотографии). Также есть возможность редактирования информации в EXIF. Все эти данные могут использоваться при поиске нужных снимков. А отмеченные при помощи звездочки снимки могут быть быстро выделены. Для поиска фотографий удобно использовать календарь. Просто щелкните по нужной дате, и будут показаны только снимки, сделанные в этот день.

Кроме обычного для подобных приложений режима просмотра фотографий в виде эскизов, JetPhoto Studio предлагает интересную возможность показа изображений на карте. Программа прекрасно понимает геотеги и дает возможность присваивать их как вручную, так и на основе загруженного GPS-трека. Предусмотрена также интеграция с Google Earth, создание файлов KML и KMZ. Если данные о том, где был сделан фотоснимок, недоступны автоматически, их можно легко добавить, просто указав место на карте. Это можно делать и для группы фотоснимков, предварительно их выделив.

JetPhoto Studio предлагает множество самых разных способов удобного просмотра изображений. Например, на основе выбранных фотографий можно создать обои, флеш-галерею, хранитель экрана, слайд-шоу, веб-галерею в одном из нескольких форматов.

А вот возможности редактирования изображений более чем скромны. Есть только парочка самых простых эффектов, средства для базовой коррекции снимков и обрезки.

Как и Picasa, эта программа позволяет не только работать с фотографиями локально, но и публиковать их в Интернете. Есть два основных способа это сделать: с помощью сервиса Flickr и сервера JetPhoto Server. Второй способ подразумевает создание собственного сайта с веб-альбомами на основе предлагаемых шаблонов. Пользователю необходимо приобрести хостинг, развернуть на нем JetPhoto Server, а затем загрузить на сайт веб-альбомы из программы. Согласитесь, что для большинства это - слишком сложно и накладно (тем более что мы ищем альтернативу Picasa, а значит, бесплатные решения).

А вот интеграция с Flickr - это очень интересно, ведь на этом фотохостинге можно хранить фотографии общим объемом до 1 терабайта. Для того чтобы иметь возможность загружать на Flickr свои фотографии, нужно авторизовать JetPhoto Studio для доступа к учетной записи. После этого можно закачивать как альбомы целиком, так и выделенные фотографии. При этом можно загружать оригиналы или же сжимать изображения до указанного размера, управлять настройками приватности, добавлять геотеги. Ключевые слова и заметки, добавленные к фотографиям в JetPhoto Studio, будут также перенесены на Flickr. Для удобства пользователей перед каждой загрузкой показывается количество доступного свободного места.

Из недостатков JetPhoto Studio стоит отметить не очень отзывчивый интерфейс. Программа часто "задумывается" при выполнении некоторых операций, а импорт фотографий с настройками по умолчанию вообще парализует работу компьютера. Правда, если переключиться на импорт в фоновом режиме, с другими приложениями работать можно. В век, когда даже многие веб-приложения могут одновременно и загружать данные, и прекрасно откликаться на любые действия пользователя, это выглядит как архаизм. Впрочем, JetPhoto Studio и есть в некотором смысле пережитком прошлого, ведь последняя версия программы датирована 2013 годом.

Windows Photo Gallery ("Фотоальбом") 2012

  • Разработчик: Microsoft
  • Операционная система: Windows 7, Windows 8 и Windows 8.1
  • Распространение: бесплатно
  • Русский интерфейс: есть

Возможно, кто-то посчитает приложение от Microsoft не самой лучшей альтернативой продукту Google, однако Windows Photo Gallery по функциональности очень близка к Picasa. Приложение можно скачать бесплатно в составе пакета Windows Essentials ("Основные компоненты Windows"). Кроме интересующего нас компонента, в пакет также входят редактор блогов, почтовое приложение, OneDrive и программа для работы с видеофайлами. При установке можно выбрать только те приложения, которые должны быть установлены.

Сразу после запуска Photo Gallery подхватывает все фотографии, хранящиеся в библиотеке изображений (по умолчанию это папки My Pictures и Public Pictures). Чтобы добавить другие изображения, нужно просто показать программе, где они хранятся, изменив настройки библиотеки.

Если нужно переписать фотографии с карты памяти, просто подключайте накопитель — программа тут же предложит импортировать снимки.

В окне Photo Gallery фотографии сортируются по времени съемки. При этом, как и в Picasa, рядом могут находиться фотографии, хранящиеся в разных папках. Их расположение на дисках значения не имеет. При желании можно выбрать один из множества других вариантов сортировки: по папкам, по рейтингу, по типам накопителей, по людям, изображенным на фотографиях, по названию, по геотегам. Внешний вид рабочей области приложения гибко настраивается: можно включить показ дополнительных сведений о файле, рейтинга, подписей, быстро изменить порядок сортировки и пр.

Для упорядочивания изображений предлагаются самые разные средства: рейтинг, флажки, подписи, текстовые теги, геотеги, информация о людях, присутствующих на фотографиях. Для добавления тегов разных видов удобно использовать боковую панель. По ходу работы в программе у пользователя составляется база тегов, и позже можно быстро находить фотографии, помеченные определенным ключевым словом, или те, на которых присутствуют нужные люди. Интересно, что Photo Gallery может помогать с определением людей: программа сама находит героев фотоснимков и предлагает указать, кто это.

Вся информация о фотографиях, добавленная в Photo Gallery, позже может быть использована при поиске. Например, можно искать снимки, сделанные в определенные месяцы и помеченные тем или иным тегом. Для определения критериев поиска применяются операторы AND и OR. Критерием для поиска также может являться тип файла (видео, фотография, файл Raw) и то, был ли он опубликован в Сети.

Photo Gallery позволяет отправлять фотографии и видеофайлы по почте, а также загружать на различные онлайновые сервисы: Flickr, OneDrive, Facebook, YouTube, Vimeo. Перед загрузкой изображения могут быть сжаты до желаемого размера. Кроме отправки в Интернет, фотографии можно использовать для создания панорам, коллажей, видеороликов (в приложении Movie Maker).

В Photo Gallery можно найти и некоторые средства для редактирования изображений. Тут есть несколько фильтров с удобной функцией предварительного просмотра, инструменты для цветокоррекции и удаления шума, настройки экспозиции и выравнивания фотоснимков. Кроме этого, прямо из программы можно переименовать файлы, изменить разрешение, отредактировать информацию о дате съемки. Удобно, что все внесенные изменения можно отменить нажатием одной кнопки.

К сожалению, поддержка Photo Gallery для Windows 7 в скором времени будет прекращена. Это связано с тем, что в Windows 8.1 и Windows 10 есть встроенное приложение Photos для просмотра, упорядочивания и публикации фотографий в Сети. Это приложение позволяет просматривать фотографии в разных режимах: по альбомам, по папкам или же по дате. Photos интегрировано с OneDrive, и все фотографии, с которыми пользователь работает в приложении, могут загружаться в облако. Альбомы создаются автоматически на основе лучших изображений или же пользователем вручную. Впрочем, по функциональности Photos уступает Photo Gallery (равно как и Google Photos уступает Picasa — упрощение нынче в моде).

Zoner Photo Studio Free 18

  • Разработчик: Zoner, Inc.
  • Операционная система: Windows
  • Распространение: бесплатно
  • Русский интерфейс: есть

Мы намеренно разместили Zoner Photo Studio в конце обзора, оставив это приложение на десерт. Несмотря на то, что программа является младшим братом профессиональной версии Zoner Photo Studio, в ней есть все современные важные функции для упорядочивания фотоархива, а также бесплатная загрузка на собственный фотохостинг. От платной версии Zoner Photo Studio Free отличается тем, что в ней отсутствуют расширенные средства для редактирования изображений: маски, фильтры, градиенты, инструменты для выделения, для удаления шума, добавления рамок, коррекции перспективы, работы с HDR, а также инструменты для захвата экрана, пакетной обработки, создания видео слайд-шоу. Однако список того, что в программе есть, гораздо длиннее списка отсутствующих опций.

Zoner Photo Studio Free может работать и как простое средство для просмотра фотографий, хранящихся на диске или на любых носителях, и как каталогизатор. Для того чтобы создать базу фотоснимков, нужно импортировать их в программу из любой папки, с карты памяти и т. д. Фотографии, хранящиеся в базе, могут отображаться в виде календаря, по папкам или по ключевым словам. Режимов просмотра очень много: от такого, в котором основную часть окна занимает одно изображение, и до «плиток» (с возможностью гибкой настройки размера эскизов). Кроме этого, можно отображать несколько фотографий рядом, а также просматривать на карте снимки, помеченные геотегами.

Сортировка изображений тоже на высоте: фотографии могут быть отсортированы по названию, оценке, дате создания или последнего изменения. Есть также огромное количество расширенных критериев, задействующих все данные EXIF. Кроме этого, программа может отдельно показывать изображения RAW и JPEG, отдавая предпочтение или первым, или вторым.

Справа от области просмотра есть информационная панель, на которой можно легко редактировать все данные о фотоснимке. Так, есть возможность установить цветовую метку, добавить рейтинг, заголовок, описание, ключевые слова, изменить информацию EXIF.

Zoner Photo Studio Free не работает со сторонними облачными сервисами, однако предлагает неограниченное пространство для хранения фотоснимков на собственном фотохостинге Zonerama. После создания учетной записи и галереи на панели навигации появляется пункт Zonerama с двумя папками: «Общие альбомы» и «Скрытые альбомы». Несложно догадаться, что все фотографии, отправленные в первую, становятся общедоступными, а снимки, загруженные во вторую папку, могут быть просмотрены только владельцем. Для загрузки фотографий достаточно просто выделить их и перенести в нужный альбом мышью.

Несмотря на то, что возможности редактирования ограничены по сравнению с профессиональной версией Zoner Photo Studio, для бесплатной программы их набор достаточно внушителен. Можно не только изменять разрешение изображения и размер холста, но и добавлять текст, помещать одно изображение на другое, добавлять некоторые эффекты, выполнять цветокоррекцию, улучшать резкость, работать с выдержкой и балансом белого.

Заключение

В целом, как показало наше небольшое исследование, большинство бесплатных программ, которые могут рассматриваться как достойная альтернатива Picasa, имеют один общий недостаток: они достаточно старые. Поэтому еще надо подумать, стоит ли переходить на незнакомое решение или на какое-то время остаться на брошенной, но пока еще работающей Picasa. Единственная программа, которая выделяется на фоне остальных тем, что активно развивается и выглядит современно, - это Zoner Photo Studio Free. Её, по всей видимости, и можно рекомендовать как самую лучшую замену Picasa.

Загрузка...