Идеи. Интересно. Общепит. Производство. Руководство. Сельское хозяйство

Воспитание великим. «Величайший плод ограничения желаний - свобода», — Эпикур. «Великие умы ставят перед собой цели; остальные люди следуют своим желаниям», - Вашингтон Ирвинг

В вашей жизни затишье, но впереди у вас подъем, и, перед тем, как пускаться в путь, убедитесь - достаточно ли у вас сил, чтобы преодолеть его. Не замыкайтесь в себе - сейчас вам как никогда необходимо общение. Завязывате новые знакомства. Вы получите помощь от людей, столкнувшихся с ситуацией, подобной вашей. Не пытайтесь ускорить ход дела - результат может оказаться прямо противоположным.

ваше желание

Исполнение вашего желания будет зависеть от того, насколько хорошо вы смогли приспособиться к новым обстоятельствам.

Объяснение гексаграммы

полное объяснение 26-й гексаграммы → Да Чу: Воспитание великим

Объяснение каждой черты

объяснение черт гексаграммы снизу вверх

Предыдущая ситуация беспорочности является тем временем, когда человек вырабатывает в себе свои лучшие качества и накопляет свои заслуги. Если она проведена правильно, то и человек может приобрести громадные моральные силы. Они-то, собственно говоря, и являются тем великим, которое дальше может воспитывать. Но для этих великих моральных сил необходим и великий объект их действия. Объект этот должен этот должен быть настолько широк, чтобы можно было выйти за пределы только личного. Поэтому самое существенное в данной ситуации - это выход из своей узкой сферы. В предыдущей ситуации уже был достигнут известный синтез того, что познано, и познаваемого вновь. Но если этот синтез человек обратил бы только на свою собственную пользу, то он обозначил бы только преодоление своих пороков. Здесь надо действовать так, чтобы это действие простиралось и на других людей, только тогда оно может быть названо великим. С этой стороны можно сказать, что здесь имеется в виду не только воспитание великим, но великое воспитание. Поэтому в тексте мы видим следующее: Воспитание великим. Благоприятна стойкость. Кормись не только от своего дома. Счастье. Благоприятен брод через великую реку.

Основная опасность, которая может быть перед человеком на данной позиции, - по-прежнему, все дальше и дальше работать над накоплением своих моральных достоинств, ради самого себя. Это особенно сильно заметно на первой позиции, потому что она характеризует пребывание человека в самой глубине своей внутренней жизни. Здесь больше всего опасность остаться в самом себе и не выйти к окружающим людям. Но этому необходимо положить конец, только тогда возможно достигнуть положительных результатов. В тексте мы читаем: В начале сильная черта. Будет опасность. Благоприятно остановить [свою деятельность].

Если первая позиция есть только начало процесса в его развитии внутри, то вторая позиция - максимальное развитие процесса. Но в данной ситуации, это как раз лишнее, ибо для внутренней жизни все сделано в предыдущей ситуации. Потому стойкое пребывание в ней приводит только к беспомощности. Оставаться только в себе значило бы не идти вперед. В кратком, но выразительном образе "Книга Перемен" выражает это: Сильная черта на втором месте. У воза выпали спицы.

Третья позиция, обыкновенно указывающая на выход из внутренней жизни к деятельности вовне, как нельзя более гармонирует с общим смыслом данной гексаграммы. Обыкновенно третья позиция бывает позицией кризиса, и в большинстве случаев в "Книге Перемен" на ней мы находим весьма строгие предупреждающие афоризмы. Однако здесь, где выход, вовне, характеризующий третью позицию, гармонически сочетается с выходом вовне, необходимым по смыслу данной ситуации в целом, он является чем-то благоприятным, по-своему гармонирует со всей гексаграммой. Поэтому и в тексте мы находим: Сильная черта на третьем месте. Погоня на хорошем коне. Благоприятна в трудности стойкость. И вот, если будешь упражняться в применении боевых колесниц, то благоприятно иметь куда выступить.

Вся данная ситуация предрасположена для деятельности вовне. Поэтому эта деятельность вовне все время подчеркивается успокоительными образами. Если бы она и представляла собой некую опасность, то "Книга Перемен" спешит предупредить, что здесь в ситуации воспитания великим опасность действия вовне не существует, она может только казаться. Для того, чтобы понять образ, в котором зашифрована эта мысль в нашем памятнике, надо вспомнить, что в древнем Китае был обычай: для того чтобы сделать безопасными рога быка, надевали ему особым образом устроенную доску на рога. "Книга Перемен" здесь не говорит даже о быке. Она говорит о теленке, который и без защитной доски не страшен, тем более он является чем-то совершенно безопасным, если на него надета защитная доска. Поэтому в тексте, не лишенном известно остроумия, мы читаем: Слабая черта на четвертом месте. Защитная доска теленка. Изначальное счастье.

Верхняя триграмма, символизирующая внешнее, в свою очередь делится на два типа черт: первый - четвертая и шестая черты, которые, являясь наружными, характеризуют только внешнюю сторону деятельности вовне, и другой тип - пятая черта, которая характеризуют внутреннюю сторону той же деятельности вовне. Поэтому для того, чтобы опять подчеркнуть здесь безопасность действия вовне, выбран несколько иной образ. Если рога могут быть поняты как нечто торчащее вовне, то клык больше может быть понят как оружие, спрятанное внутри животного. Поэтому здесь говорится о клыках. Но чтобы подчеркнуть безопасность этих клыков, "Книга Перемен" говорит о выхолощенном вепре. Если вепрь может быть страшен, то выхолощенный вепрь лишен ярости. Вот почему в тексте мы находим образ: Слабая черта на пятом месте. Клыки выхолощенного вепря - счастье.

На предыдущей позиции может быть достигнуто все, что достижимо в данной ситуации, и шестая позиция является лишь переразвитием. Если для всей гексаграммы характерен выход вовне, то чрезмерное продолжение такого выхода вовне было бы, собственно говоря, выходом в небо, но там нет никаких дорог. Поэтому предполагается только дальнейшее развитие тех путей, которые были уже намечены в предыдущем, и тех путей, которые намечаются в следующей гексаграмме - 27-й. Поэтому и в тексте мы находим: Наверху сильная черта. Какие могут быть дороги на небе?! Развитие.

Символ обозначает некоторое затишье в вашей жизни. Не стоит напрасно тратить силы, возьмите паузу, не торопите события.

Не разменивайте свою энергию по мелочам, находитесь в полной готовности, скоро вашим силам найдется более полезное применение. Просто старайтесь пока плыть по течению и ждите окончания этой паузы.

Не пытайтесь ускорить ход событий, наверняка вы получите обратный результат.

Желания ваши исполнятся, если они реально осуществимые и вы подняли планку желаний не слишком высоко. Вам помогут исправить ситуацию окружающие, которым уже знакомы с похожими проблемами и имеют подобный опыт.

Для толкования следующей гексаграммы перейдите к странице .

Пояснение к толкованию гексаграммы 26. Воспитание великим

Если ответ древнекитайского оракула понятен не до конца и кажется вам туманным, прочитайте пояснение к гексаграмме, в котором заключена основная мысль послания, это поможет вам правильнее понять оракула древнего Китая.

Ответ на поставленный вопрос — Да-чу — Воспитание великим.

Иероглиф изображает почву речной дельты, богатую илом, черную и плодородную.

Да - важный, большой, благородный; способный на помощь и защиту других. Энергия ян. Воля, устремленная на достижение собственных целей; способность управлять своей жизнью и судьбой.

Чу - запасать, вбирать, собирать, удерживать; ограничивать, контролировать. Поддерживать, заботиться. Одомашнивать, дрессировать или пасти животных, приручать, воспитывать. Быть прирученным или воспитанным.

Смысловые связи гексаграммы 26 — Да-чу

Прочитайте ассоциативное толкование, и ваша интуиция и образное мышление помогут вам разобраться в ситуации более детально.

Образно эту гексаграмму можно представить, как символизирующую время собирать с помощью великой идеи отдельное в единое целое. Определите для себя главное направление своей жизни и сконцентрируйтесь на главной идее. Используйте наиболее ценное из своего жизненного опыта и думайте, как человек, который растит урожай или воспитывает животных. Проявляйте к происходящему терпимость и доброжелательность. Не замыкайтесь дома или в окружении ближайших друзей, войдите в поток жизни, перед вами открывается путь. Твердо и настойчиво идите к великим свершениям с осмысленной целью. Будьте каждый день на связи с Дао. Запасайте и удерживайте нравственную и интеллектуальную силу. Это великое время принесет вам щедрые плоды.

Толкование гексаграммы в переводе канонического текста Книги Перемен

Прочитайте перевод канонического текста, возможно, у вас появятся свои ассоциации в толковании двадцать шестой гексаграммы.

[Благоприятна стойкость. Кормись не только от своего дома: счастье!

Благоприятен брод через великую реку]

I. В начале девятка.

Будет опасность.

— Благоприятно остановить [свою деятельность].

II. Девятка вторая.

У воза выпали спицы.

III. Девятка третья.

Погоня на хорошем коне.

— Благоприятна в трудности стойкость. И вот, если будешь упражняться

в [применении] боевых колесниц, то благоприятно иметь, куда выступить.

IV. Шестерка четвертая.

Защитная доска теленка (нет даже минимальной опасности).

— Изначальное счастье.

V. Шестерка пятая.

Клыки выхолощенного вепря (ваши противники может и грозно выглядят, но безоружны).

— Счастье!

VI. Наверху девятка.

Какие могут быть дороги на небе?!

«И Цзин»: «Творчество. Изначальное свершение.»

ТОЛКОВАНИЕ ГЕКСАГРАММЫ

Как в проявленной действительности так и на подсознании везде небо. Небо – символ, олицетворяющий самого Бога. Везде Бог! Двойное творчество, двойное изначальное свершение с божественной искрой внутри. Это начало великого деяния. Это чистый божественный потенциал на проявленном и на подсознательном уровне. МОЩЬ ЯН – изначальная энергия творца в чистом виде. Активная творческая сила соответствующая мужскому началу. Ситуация для свершений просто сказочная (везде Бог) и в то же время абсолютно бессмысленная: Богу нужно творить для кого-то, а его как раз здесь и нет. Творчество и любые свершения не востребованы, если некому их воспринять, некому их подарить. Это зацикливание, это тупик. Здесь творчество сменяет творчество, небо сменяет небо, Бог сменяет Бога. Дальнейшего развития в этом направлении быть не может, поскольку всё это уже сейчас максимально проявлено. Жизнь умрет без перемен, поэтому перемены обязательно будут. Только развитие ситуации пойдет ровно в противоположном направлении, в сторону увеличения женских вибраций СИЛЫ ИНЬ, в сторону восприятия и следования.

Здесь всё возможно, если сможете найти того, кому это действительно нужно. Может быть этот кто-то, Вы сами? Необходимо найти сферу приложения столь мощного творческого потенциала, иначе ситуация будет упущена.

Это ситуация, когда нужно проявить максимум мужской вибрации — всю мощь Ян, но результатом свершений должно стать проявление мощной энергии Инь.

(ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ ВИБРАЦИЯ)

Здесь противоположная вибрация является доминантной! То есть развитие ситуации пойдет в сторону усиления СИЛЫ ИНЬ. Так всегда происходит, когда какое-то свойство чрезмерно проявлено. Мощной творящей энергии Ян нужна, как воздух, не менее мощная Инь.

Из трактата «Ней-цзин»: Небо - это субстанция ян, а земля - это субстанция инь. Солнце - это субстанция ян, а Луна - это субстанция инь. Субстанция инь - это покой, а субстанция ян - это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает.

По какому пути далее пойдёт игра «Ваша жизнь» во многом зависит от Вас, от вашей позиции в этой ситуации.

Позиции для осознания:

1. Не давай никому руководить собой, всегда веди и направляй других, а сам же ни за кем не следуй. Если разрешишь управлять собой, то потеряешь сам себя!

2. Самая быстрая деградация — это стремление жить под руководством собственного ума, то есть под водительством своего эго.

3. Энергия ян, мужская энергия – это первичная энергия творения. Недаром Бог, творец – это активная янская энергия. В Книге Перемен ян более соотносится со светом, инь с тьмой.

4. Бог и созидательная энергия больше соотносятся с женской энергией инь, согласно многим тантрическим текстам и учению Плеяд.

5. Ян и инь, мужская и женская энергии – это различные проявления единой энергии творца. Поэтому совершенно бессмысленно пытаться их сравнивать с целью выявления каких-либо преимуществ одной энергии над другой.

6. Ян — мощная творческая, созидательная энергия. Соединяясь с инь, ян утрачивает силу, как «+» соединяясь с «-», исчезает и нейтрализуется. Не будет песен соловья, если он с соловушкой.

7. Творчество ян вдохновляется музой — энергией инь. Без инь невозможно никакое значительное проявление ян.

8. Разделение на инь и ян условно и создано для понимания процессов Вселенной двойственным сознанием человека. На самом деле в природе нет ни одного явления, которое можно было бы отнести полностью к одной какой-то энергии. Так, любая женщина по отношению к своему ребёнку проявляет множество янских качеств: лидера, воспитателя, создателя. Любой мужчина по отношению к Высшему, к Богу, к потоку событий находится в состоянии принятия и следования, а, значит, напрямую проявляет иньские вибрации.

9. «Знай мужское, но держись женского — и будь для мира речной долиной. Если примешь весь мир, Дао тебя никогда не покинет и ты станешь как малое дитя. Знай белое, но держись чёрного — и будь образцом миру», — Лао-Цзы «Дао дэ цзин».

10. «Все вещи содержат Инь и несут в себе Ян. Они смешивают своё жизненное дыхание, чтобы создать гармонию», — Лао-Цзы «Дао дэ цзин».

11. Условием реализации настоящего мужчины является наличие рядом истинной женщины!

12. В природе естественный энергообмен такой: мужчина передает свою энергию женщине, а женщина ребёнку. Гармоничный мужчина получает энергию от Высшего, когда с любовью посылает ее женщине или природе, поэтому в эти моменты он не только не чувствует упадка сил, а наоборот также наполняется прекрасной Высшей энергией, и именно поэтому мужчине легче слиться с Богом, с Высшим.

13. «Тяжесть мира лежит на мужских плечах. Если эту тяжесть мужские плечи нести отказываются, мир сползает, и ему грозит падение… Надо воспитывать мужчин, сильных, последовательных, ответственных. Иначе в области их интересов останутся только пиво, футбол, продавленный диван и анекдоты о том, что ниже пояса. Больше всех эту катастрофу ощутят на себе … женщины. Им некого будет слушаться, не за кого прятаться, по сути, некуда деваться. И они будут храбриться на людях, делать хорошую мину при плохой игре. Будут, одним словом, изображать наслаждение от свободы и независимости. Но лучшая подружка, и священник на исповеди, и заплаканная подушка будут знать, что женщины эти глубоко и неисцелимо несчастны…» – Протоиерей Андрей Ткачев.

14. «Женщина влюблённая в тебя, может вдохновить тебя на такие высоты, о которых ты даже и не мечтал. И она ничего не просит в замен. Ей просто нужна любовь, а это ее естественное право», — Ошо.

15. «Мужчина страдает от большого комплекса неполноценности, потому что он не может родить ребенка. Это одно из глубочайших бессознательных неполноценностей в мужчине. Он знает, что женщина превосходит, потому что в жизни не может быть ничего выше, чем рождение жизни», — Ошо.

16. «Любите мужчин. Им очень нужна ваша любовь, даже если они в этом никогда не признаются. За каждым великим мужчиной всегда есть женщина, которая в него верила и любила по-настоящему», – Бернард Шоу.


Да-чу (Воспитание великим): да - большой, благородный, важный; способный защитить других; воля, направленная на достижение собственной цели; способность руководить своей жизнью; энергия ян; чу - собирать, вбирать, запасать,удерживать; контролировать, ограничивать; заботиться, поддерживать; приручать, дрессировать или пасти животных, воспитывать, одомашнивать; быть воспитанным или прирученным. Иероглиф изображает плодородную, богатую илом черную почву речной дельты.

Благоприятна стойкость.
Кормись не только от своего дома. Счастье.
Благоприятен брод через великую реку.

Это время собирать вещи в единое целое с помощью великой идеи. Сосредоточьтесь на одном и определите главное направление своей жизни. Сконцентрируйтесь на главной идее. Соберите все ценное из своего жизненного опыта и используйте это. Думайте о себе как о человеке, который воспитывает животных или растит урожай. Проявляйте терпимость и доброжелательность. Не оставайтесь дома или в кругу ближайших друзей: перед вами открывается путь к великим свершениям. Войдите в поток жизни с осмысленной целью. Будьте твердым и настойчивым. Каждый день испытывайте чувство связи с дао. Воспитывайте нравственную и интеллектуальную силу. Это великое время, которое принесет щедрые плоды.

Предыдущая ситуация беспорочности является тем временем, когда человек вырабатывает в себе свои лучшие качества и накопляет свои заслуги. Если она проведена правильно, то и человек может приобрести громадные моральные силы. Они-то, собственно говоря, и являются тем великим, которое дальше может воспитывать. Но для этих великих моральных сил необходим и великий объект их действия. Объект этот должен этот должен быть настолько широк, чтобы можно было выйти за пределы только личного. Поэтому самое существенное в данной ситуации – это выход из своей узкой сферы. В предыдущей ситуации уже был достигнут известный синтез того, что познано, и познаваемого вновь. Но если этот синтез человек обратил бы только на свою собственную пользу, то он обозначил бы только преодоление своих пороков. Здесь надо действовать так, чтобы это действие простиралось и на других людей, только тогда оно может быть названо великим. С этой стороны можно сказать, что здесь имеется в виду не только воспитание великим, но великое воспитание.

Внешний и Внутренний миры: Гора и Небо

Внешний предел сдерживает и накапливает великую силу Неба. Это время силы и изобилия.

Сила, происходящая от воспитания великим, содержит скрытую возможность осознания собственного потенциала.

Последовательность

Беспорочность позволяет накапливать великое. Осознание этого дает возможность воспитания великим.

Определение

Воспитание великим означает, что время пришло.

Символ

Небо находится в центре горы. Воспитание великим.
Благородный человек руководствуется словами и деяниями предков.
Благородный человек накапливает силу и добродетель.

Линии гексаграммы

Линия 1

Вначале девятка

Будет опасность.
Благоприятно остановить (свою деятельность).

То, чем вы сейчас занимаетесь, грозит вам опасностью. Остановитесь. Необходимо разобраться, в чем дело.

Основная опасность, которая может быть перед человеком на данной позиции, – по-прежнему, все дальше и дальше работать над накоплением своих моральных достоинств, ради самого себя. Это особенно сильно заметно на первой позиции, потому что она характеризует пребывание человека в самой глубине своей внутренней жизни. Здесь больше всего опасность остаться в самом себе и не выйти к окружающим людям. Но этому необходимо положить конец, только тогда возможно достигнуть положительных результатов.

Линия 2

Девятка вторая

У воза выпали спицы.

Вы испытываете беспомощность из-за несоответствия между внутренним состоянием и развитием событий во внешнем мире. Остановка приводит к распаду связей с другими людьми. Вы должны преодолеть себя и двигаться дальше.

Если первая позиция есть только начало процесса в его развитии внутри, то вторая позиция – максимальное развитие процесса. Но в данной ситуации, это как раз лишнее, ибо для внутренней жизни все сделано в предыдущей ситуации. Потому стойкое пребывание в ней приводит только к беспомощности. Оставаться только в себе значило бы не идти вперед.

Линия 3

Девятка третья

Погоня на хорошем коне.
Благоприятна стойкость в трудности.
Если будешь упражняться в применении боевых колесниц,
То благоприятно иметь, куда выступить.

Эта позиция, обычно связанная с кризисом, здесь имеет гармоничное развитие. Вы устремляетесь к высокой цели, которая стоит тех трудностей, что вам приходится преодолевать. Хорошо разработанный план действий окажет вам большую поддержку.

Третья позиция, обыкновенно указывающая на выход из внутренней жизни к деятельности вовне, как нельзя более гармонирует с общим смыслом данной гексаграммы. Обыкновенно третья позиция бывает позицией кризиса, и в большинстве случаев в “Книге Перемен” на ней мы находим весьма строгие предупреждающие афоризмы. Однако здесь, где выход, вовне, характеризующий третью позицию, гармонически сочетается с выходом вовне, необходимым по смыслу данной ситуации в целом, он является чем-то благоприятным, по-своему гармонирует со всей гексаграммой.

Линия 4

Шестерка четвертая

Защитная доска для теленка.
Изначальное счастье.

Метафора в четвертой позиции указывает на особо благоприятные условия для действия. В Древнем Китае специальная доска надевалась на острия бычьих рогов для защиты от них. Защитная доска для теленка, не имеющего рогов, означает отсутствие даже воображаемой опасности. Путь открыт. Вы можете смело осуществлять свой замысел.

Вся данная ситуация предрасположена для деятельности вовне. Поэтому эта деятельность вовне все время подчеркивается успокоительными образами. Если бы она и представляла собой некую опасность, то “Книга Перемен” спешит предупредить, что здесь в ситуации воспитания великим опасность действия вовне не существует, она может только казаться. Для того, чтобы понять образ, в котором зашифрована эта мысль в нашем памятнике, надо вспомнить, что в древнем Китае был обычай: для того чтобы сделать безопасными рога быка, надевали ему особым образом устроенную доску на рога. “Книга Перемен” здесь не говорит даже о быке. Она говорит о теленке, который и без защитной доски не страшен, тем более он является чем-то совершенно безопасным, если на него надета защитная доска.

Линия 5

Шестерка пятая

Клыки выхолощенного вепря.
Счастье.

Благоприятная ситуация продолжается. Ваши противники лишены возможности причинить вам вред.

Верхняя триграмма, символизирующая внешнее, в свою очередь делится на два типа черт: первый – четвертая и шестая черты, которые, являясь наружными, характеризуют только внешнюю сторону деятельности вовне, и другой тип – пятая черта, которая характеризуют внутреннюю сторону той же деятельности вовне. Поэтому для того, чтобы опять подчеркнуть здесь безопасность действия вовне, выбран несколько иной образ. Если рога могут быть поняты как нечто торчащее вовне, то клык больше может быть понят как оружие, спрятанное внутри животного. Поэтому здесь говорится о клыках. Но чтобы подчеркнуть безопасность этих клыков, “Книга Перемен” говорит о выхолощенном вепре. Если вепрь может быть страшен, то выхолощенный вепрь лишен ярости.

Линия 6

Наверху девятка

Какие могут быть дороги на Небе?
Свершение.

В своих устремлениях вы зашли так далеко, что дальше, образно говоря, может быть только Небо. Но поскольку там нет ясно обозначенных дорог, то лучше развивать пути, уже намеченные в прошлом. Это принесет успех и даст вам просветление.

На предыдущей позиции может быть достигнуто все, что достижимо в данной ситуации, и шестая позиция является лишь переразвитием. Если для всей гексаграммы характерен выход вовне, то чрезмерное продолжение такого выхода вовне было бы, собственно говоря, выходом в небо, но там нет никаких дорог. Поэтому предполагается только дальнейшее развитие тех путей, которые были уже намечены в предыдущем, и тех путей, которые намечаются в следующей гексаграмме – 27-й.

Канонический текcт

Благоприятна стойкость. Кормись не (только от своего) дома — счастье. Благоприятен брод через великую реку.

  1. Будет опасность. — Благоприятно остановить (свою деятельность) .
  2. У воза выпали спицы.
  3. Погоня на хорошем коне. — Благоприятна в трудности стойкость. И вот, (если будешь) упражняться в (применении) боевых колесниц, (то) благоприятно иметь, куда выступить.
  4. Защитная доска (от рогов) теленка. — Изначальное счастье.
  5. Клыки выхолощенного вепря. — Счастье.
  6. Какие могут [быть] дороги на небе? — Свершение.

Предыдущая ситуация беспорочности является тем временем, когда человек вырабатывает в себе свои лучшие качества и накопляет свои заслуги. Если она проведена правильно, то и человек может приобрести громадные моральные силы. Они-то, собственно говоря, и являются тем великим, которое дальше может воспитывать. Но для этих великих моральных сил необходим и великий объект их действия. Объект этот должен этот должен быть настолько широк, чтобы можно было выйти за пределы только личного. Поэтому самое существенное в данной ситуации — это выход из своей узкой сферы. В предыдущей ситуации уже был достигнут известный синтез того, что познано, и познаваемого вновь. Но если этот синтез человек обратил бы только на свою собственную пользу, то он обозначил бы только преодоление своих пороков. Здесь надо действовать так, чтобы это действие простиралось и на других людей, только тогда оно может быть названо великим. С этой стороны можно сказать, что здесь имеется в виду не только воспитание великим, но великое воспитание. Поэтому в тексте мы видим следующее: Воспитание великим. Благоприятна стойкость. Кормись не только от своего дома. Счастье. Благоприятен брод через великую реку.

1

Основная опасность, которая может быть перед человеком на данной позиции, — по-прежнему, все дальше и дальше работать над накоплением своих моральных достоинств, ради самого себя. Это особенно сильно заметно на первой позиции, потому что она характеризует пребывание человека в самой глубине своей внутренней жизни. Здесь больше всего опасность остаться в самом себе и не выйти к окружающим людям. Но этому необходимо положить конец, только тогда возможно достигнуть положительных результатов. В тексте мы читаем: В начале сильная черта. Будет опасность. Благоприятно остановить (свою деятельность).

2

Если первая позиция есть только начало процесса в его развитии внутри, то вторая позиция — максимальное развитие процесса. Но в данной ситуации, это как раз лишнее, ибо для внутренней жизни все сделано в предыдущей ситуации. Потому стойкое пребывание в ней приводит только к беспомощности. Оставаться только в себе значило бы не идти вперед. В кратком, но выразительном образе «Книга Перемен» выражает это: Сильная черта на втором месте. У воза выпали спицы.

3

Третья позиция, обыкновенно указывающая на выход из внутренней жизни к деятельности вовне, как нельзя более гармонирует с общим смыслом данной гексаграммы. Обыкновенно третья позиция бывает позицией кризиса, и в большинстве случаев в «Книге Перемен» на ней мы находим весьма строгие предупреждающие афоризмы. Однако здесь, где выход, вовне, характеризующий третью позицию, гармонически сочетается с выходом вовне, необходимым по смыслу данной ситуации в целом, он является чем-то благоприятным, по-своему гармонирует со всей гексаграммой. Поэтому и в тексте мы находим: Сильная черта на третьем месте. Погоня на хорошем коне. Благоприятна в трудности стойкость. И вот, если будешь упражняться в применении боевых колесниц, то благоприятно иметь куда выступить.

4

Вся данная ситуация предрасположена для деятельности вовне. Поэтому эта деятельность вовне все время подчеркивается успокоительными образами. Если бы она и представляла собой некую опасность, то «Книга Перемен» спешит предупредить, что здесь в ситуации воспитания великим опасность действия вовне не существует, она может только казаться. Для того, чтобы понять образ, в котором зашифрована эта мысль в нашем памятнике, надо вспомнить, что в древнем Китае был обычай: для того чтобы сделать безопасными рога быка, надевали ему особым образом устроенную доску на рога. «Книга Перемен» здесь не говорит даже о быке. Она говорит о теленке, который и без защитной доски не страшен, тем более он является чем-то совершенно безопасным, если на него надета защитная доска. Поэтому в тексте, не лишенном известно остроумия, мы читаем: Слабая черта на четвертом месте. Защитная доска теленка. Изначальное счастье.

5

Верхняя триграмма, символизирующая внешнее, в свою очередь делится на два типа черт: первый — четвертая и шестая черты, которые, являясь наружными, характеризуют только внешнюю сторону деятельности вовне, и другой тип — пятая черта, которая характеризуют внутреннюю сторону той же деятельности вовне. Поэтому для того, чтобы опять подчеркнуть здесь безопасность действия вовне, выбран несколько иной образ. Если рога могут быть поняты как нечто торчащее вовне, то клык больше может быть понят как оружие, спрятанное внутри животного. Поэтому здесь говорится о клыках. Но чтобы подчеркнуть безопасность этих клыков, «Книга Перемен» говорит о выхолощенном вепре. Если вепрь может быть страшен, то выхолощенный вепрь лишен ярости. Вот почему в тексте мы находим образ: Слабая черта на пятом месте. Клыки выхолощенного вепря — счастье.

6

На предыдущей позиции может быть достигнуто все, что достижимо в данной ситуации, и шестая позиция является лишь переразвитием. Если для всей гексаграммы характерен выход вовне, то чрезмерное продолжение такого выхода вовне было бы, собственно говоря, выходом в небо, но там нет никаких дорог. Поэтому предполагается только дальнейшее развитие тех путей, которые были уже намечены в предыдущем, и тех путей, которые намечаются в следующей гексаграмме — 27-й . Поэтому и в тексте мы находим: Наверху сильная черта. Какие могут быть дороги на небе?! Развитие.

Во внешнем — Пребывание и незыблемость, во внутреннем — Творчество и крепость. Ваше творчество и ваша крепость приводит к изменению незыблемого — воспитание великим. Но благо от такого изменения будет только если совершается оно совершенномудрым, ничтожному лучше остановить свою деятельность.

Интерпретация Хейслип

В вашей судьбе наступила «пауза», поэтому не тратьте понапрасну сил. Не расслабляйтесь в боевой готовности, подождите ее окончания, но не разменивайте энергию по мелочам, скоро ей найдется более приятное и полезное применение. Ваши желания исполнятся, если высота их планки установлена верно, и не слишком высоко. Те, кто столкнулся с проблемами, подобными вашим, помогут вам. Будьте терпеливы, не пытайтесь силой ускорить ход событий, результат может оказаться совсем противоположным.

Загрузка...