Идеи. Интересно. Общепит. Производство. Руководство. Сельское хозяйство

Североевропейский тип сельского хозяйства природные предпосылки. Сельское хозяйство западной европы. Транспорт зарубежной Европы

Отраслевая структура хозяйства

Для современного периода развития отраслевой структуры хозяй­ства высокоразвитых стран Зарубежной Европы характерны следую­щие важнейшие черты:

    широкая полиспециализация сельского хозяйства, индустрии и сферы услуг;

    доминирование в индустрии отраслей обрабатывающей промы­шленности;

    доминирование в индустрии производства товаров потребления (сектор Б) над производством средств производства (сектор А).

Опережающее развитие наукоемких производств;

Переход на постиндустриальную стадию развития, когда веду­щей в экономике становится сфера нематериального производства.

Отрасли хозяйства, базирующиеся на эксплуатации природно-ре-сурсного потенциала, по доле в ВВП постепенно «уходят в тень». Однако абсолютные показатели производства во многих из них по-прежнему высоки.

Сельское хозяйство, отрасль первичного сектора* экономики, отлича­ется высокой интенсивностью и огромным разнообразием выпускае­мой продукции. Несмотря на то что в большинстве стран доля аграрно­го сектора в общем ВВП невелика, например в Германии - 3%, Франции 5%, в Европейском союзе одна из острейших проблем - пере­производство сельскохозяйственной продукции. Экономическим орга­нам ЕС приходится тратить огромные средства на сдерживание роста производства и вводить жесткие таможенные ограничения на ввоз про­дуктов питания из-за рубежа, кроме продукции тропического земледе­лия. Зато снятие таможенных границ внутри самого Союза резко обост­рило конкуренцию между европейскими производителями и позволило сильнейшим из них значительно расширить свой рынок сбыта. В ре­зультате углубилась специализация отдельных стран в рамках ЕС. На­пример, Испанию называют общеевропейским «садом и огородом», Да-нию - «ж ивотноводческой фермой».

Растениеводство в значительной степени обслуживает нужды жи­вотноводства, во многих странах площади посевов кормовых культур превышают площади продовольственных. Важнейшие зерновые - пшеница и ячмень. Урожайность зерновых вдвое выше, чем в США (50-60 ц/га). Треть урожая зерновых в ЕС дает Франция - один из крупных мировых экспортеров пшеницы.

В целом в валовом продукте сельского хозяйства Зарубежной Евро­пы доминирует животноводство. Здесь производится каждый пятый в мире килограмм мяса (в два раза больше, чем в США) и каждый третий литр молока. Средние удои на корову в Голландии превышают 6 тыс, литров в год. Европейцы потребляют в больших количествах не только говядину, но и свинину, баранину (особенно в Средиземноморье).

Вторичный сектор представлен мощнейшей и разнообразнейшей промышленностью. Наибольших масштабов он достиг в Германии, Великобритании, Франции и Италии.

Традиционные базовые отрасли, с которых в послевоенный период начиналась европейская экономическая интеграция, - угольная про­мышленность и черная металлургия («Союз угля и стали», 1956 г.) - в последнюю четверть ушедшего века переживали не лучшие времена. Европейский уголь становился все менее и менее рентабельным. В ре­зультате в Великобритании, Германии, Франции происходило массо­вое закрытие угольных шахт и переориентация энергетики и промы­шленности на импорт, в частности из Канады и США.

Зарубежная Европа обладает мощной топливно-энергетической системой, хотя по душевым показателям энергопотребления она все еще значительно отстает от США. Почти половина энергоносителей импортируется. В процессе европейской интеграции создана единая электроэнергетическая сеть ЕС. В топливно-энергетическом балансе Доля угля неуклонно сокращается, зато растет доля газа, который им­портируется, в частности из России. До энергетического кризиса 1973 г. Западная Европа импортировала нефть в основном из стран Персидского залива и Северной Африки. В последнюю четверть века значительно возросла доля своей, европейской нефти, 90% которой добывается в Северном море Великобританией и Норвегией.

После Чернобыльской аварии 1986 г. в Европе было заморожено большинство проектов по развитию атомной энергетики, а в ряде стран (в Италии, Австрии, Швейцарии, Польше и др.) полностью от­казались от использования энергии «мирного атома». Но, например, Франция продолжает реализацию своих ядерных программ, так как Для нее отказ от атомной энергетики неприемлем - она дает более 70% всей электроэнергии страны.

На волне экологизации активно развивается альтернативная энерге­тика. В Германии, Франции, Испании и некоторых других странах на­чалось массовое строительство ветряных электростанций, которые уже обеспечивают электроэнергией сотни деревень и даже небольших го­родков.

На базе имеющихся энергетических мощностей и преимуществен­но привозных руд развивается цветная металлургия, обслуживающая европейское машиностроение. Особо выделяется производство алю­миния в Норвегии, Германии и Франции, рафинированных свинца, цинка и меди в Италии, свинца и цинка в Испании.

В Европе создана разнообразная химическая промышленность. Здесь следует прежде всего отметить Германию (разнообразная про­дукция неорганической и органической химии) и Францию (произ­водство минеральных удобрений, синтетического каучука и др.). Уже завоевала мировой рынок продукция германской и швейцарской фармацевтической промышленности.

Ведущая отрасль индустрии - машиностроение. Оно дает около тре­ти всей промышленной продукции Зарубежной Европы, обеспечивает почти половину экспорта. Номенклатура выпускаемых изделий широ­чайшая: от ядерных реакторов (Франция) и горно-шахтного оборудо­вания (Норвегия) до видеомагнитофонов (Нидерланды) и часов (Швейцария). Западноевропейское автомобилестроение успешно кон­курирует с американским и японским. Здесь выросли такие всемирно известные транснациональные гиганты, как «БМВ», «Фольксваген», «Даймлер-Крайслер» в Германии, «Рено» и «Ситроен» во Франции, «ФИАТ» в Италии и др. Лидеры европейского авиастроения - Фран­ция и Великобритания - тесно сотрудничают, объединив усилия для борьбы за «место под солнцем» на мировом рынке авиапродукции, прежде всего против американского «Боинга». Франция обладает на­циональной космической промышленностью и самым мощным в Зару­бежной Европе военно-промышленным комплексом.

Намного хуже обстоит дело с судостроением. Из-за падения спроса на крупно- и среднетоннажные суда и появления мощных конкурен­тов в лице Японии и Южной Кореи производство судов на верфях Франции, Великобритании, Германии и Испании сократилось в не­сколько раз.

В тесной связи с центрами НИОКР работают тысячи предприятий электроники, которая в основном находится в руках транснациональ­ных компаний. Страны Западной Европы выступают в роли «мозго­вых» центров, а массовое производство продукции нередко осуществ­ляется за тысячи километров от Европы, прежде всего в странах

Юго-Восточной Азии. В Германии находятся штаб-квартиры таких компаний, как «Сименс», «Телефункен», в Нидерландах - «Филипс».

Третичный сектор - это сфера нематериального производства, ко­торая включает торговлю, систему жилищно-коммунального и быто­вого обслуживания, управленческие и банковские структуры, науч­ные организации, социальные институты (системы образования, здравоохранения и т.д.)- В последние десятилетия сектор развивался опережающими темпами, что и дало основание говорить о переходе высокоразвитых стран Зарубежной Европы на постиндустриальную стадию развития. К концу XX в. третичный сектор стал ведущим в экономике стран ЕС. Как уже отмечалось, доля ВВП, получаемого от третичного сектора, во всех странах Западной Европы уже составляет не менее 50% от общего ВВП, а в наиболее развитых (Германия, Франция) - достигает 70%. В странах ЦВЕ этот показатель пока ни­же, хотя тенденция развития та же.

Особое место в третичном секторе Зарубежной Европы занимает система образования. Планка европейского образования традицион­но очень высока. Подготовка высококвалифицированных кадров как для традиционных, так и для самых инновационных сфер дея­тельности стала одной из главных отраслей специализации региона. Старинные университеты и высшие школы Великобритании, Герма­нии, Франции, Испании ежегодно выпускают десятки тысяч дипло­мированных специалистов, которые затем работают во всех странах мира.

Еще одна отрасль европейского хозяйства, имеющая мировое значе­ние, - туризм. Именно в Европе сходятся пути более 2 / 3 всех путешест­вующих за границу Наиболее успешно туристский бизнес развивается в Южной и Восточной Европе. Мировые лидеры по приему иностранных туристов - Франция (60-70 млн год), Испания (50-60 млн) и Италия (30-40 млн). Прибыли от туризма в этих странах исчисляются миллиар­дами евро.

(кроме арктического архипелага Шпицберген) в умеренном и субтропическом поясах,

  • положительный температурный режим и высокая влагообеспеченность в течение всего года (исключение — район Средиземноморья, где устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении),
  • наличие естественных лугов и пастбищных угодий, благоприятных для выращивания многих видов сельскохозяйственных культур (зерновых, технических, субтропических и др.) развития животноводства.
  • Основной недостаток в комплексе благоприятных условий - относительная ограниченность ресурсов сельскохозяйственных земель.

    Регион полностью покрывает свои потребности в продуктах сельского хозяйства за счет собственного производства, а по отдельным его видам (зерно, мясо, молоко и молочные продукты, сахар, яйцо) превосходит внутренние потребности и занимает видное место в мире по их экспорту.

    Для Зарубежной Европы в целом характерен животноводческий профиль сельского хозяйства, мясной уклон. Главная его отрасль — скотоводство, преимущественно молочного и молочно-мясного направления.

    В зависимости от природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства:

    1. Североевропейский тип характерен для таких стран, как , . Для этого типа характерно преобладание интенсивного молочного животноводства а в — производство кормовых культур.
    2. Среднеевропейский тип отличается преобладанием молочного и молочно-мясного животноводства, а также свиноводства и птицеводства. Дания, называемая «молочной фермой Европы» – один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, яйца. Растениеводство этого типа не только обслуживает животноводство, но и обеспечивает потребности населения в продовольствии. Основные зерновые культуры - пшеница, ячмень, кукуруза, рожь. Примерно 1/3 сбора зерна приходится на долю — единственного в регионе крупного его экспортера. Из других видов сельскохозяйственной продукции существенна роль производства картофеля (выделяются Франция, ФРГ, Великобритания, ), сахарной свеклы (Франция, ФРГ, Польша).
    3. Южноевропейский тип ( , новые балканские страны) отличается значительным преобладанием растениеводства над горно-пастбищным . Главное место в посевах занимают зерновые культуры, но отраслью международной специализации является производство фруктов, винограда, оливок, миндаля, табака, эфиромасличных культур. По сбору оливы, сбору винограда и производству вин в мире лидирует Италия, по экспорту апельсинов – Испания, по производству и экспорту розового масла – Болгария.

    Зарубежная Европа - район развитого рыболовства. Отдельные его страны (Исландия, Норвегия, Португалия) относят к числу лидеров морского рыболовства.

    СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: ТРИ ГЛАВНЫХ ТИПА.

    По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и заинтересовано в ее сбыте на внешних рынках. Основным типом сельскохозяйственного предприятия является крупная высокомеханизированная ферма. Но в Южной Европе еще преобладают помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов.

    Главные отрасли сельского хозяйства зарубежной Европы - растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства:

    1) североевропейский, 2) среднеевропейский и 3) южно-европейский.

    Для североевропейского типа , распространенного в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании, характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве - кормовых культур и серых хлебов.

    Среднеевропейский тип отличается преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства. Очень высокого уровня достигло животноводство в Дании, где оно давно стало отраслью международной специализации. Эта страна - один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, сыра, свинины, яиц. Ее нередко называют "молочной фермой" Европы.

    Растениеводство не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и "работает" на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами.

    Для южно-европейского типа характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Хотя главное место в посевах занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря - главный "сад Европы".

    Все средиземноморское побережье Испании и особенно район Валенсии обычно называют "уэрта", т. е. "сад". Здесь выращивают различные фрукты и овощи, но больше всего - апельсины, сбор которых продолжается с декабря по март. По экспорту апельсинов Испания занимает первое место в мире. В Греции более 90 млн. оливковых деревьев. Это дерево стало для греков своего рода национальным символом. Со времен Древней Эллады оливковая ветвь - знак мира.

    Во многих случаях специализация сельского хозяйства приобретает более узкий профиль. Так, Франция, Нидерланды и Швейцария славятся производством сыра, Нидерланды - цветов, Германия и Чехия-выращиванием ячменя и хмеля и пивоварением. А по производству и потреблению виноградных вин Франция, Испания, Италия, Португалия выделяются не только в Европе, но и во всем мире.

    Рыболовство давно уже стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании и особенно в Исландии.

    Задачи и тесты по теме "Сельское хозяйство: три главных типа."

    • Типы поселений - Население Земли 7 класс
    • Индия - Евразия 7 класс

      Уроков: 4 Заданий: 9 Тестов: 1

    • США - Северная Америка 7 класс

      Уроков: 6 Заданий: 9 Тестов: 1

    • Хозяйственная деятельность населения мира - Население Земли 7 класс

      Уроков: 3 Заданий: 8 Тестов: 1

    • Государства Африки - Африка 7 класс

      Уроков: 3 Заданий: 9 Тестов: 1

    Ведущие идеи: показать разнообразие культурных миров, моделей экономического и политического развития, взаимосвязь и взаимозависимость стран мира; а также убедиться в необходимости глубокого понимания закономерностей общественного развития и тех процессов, которые происходят в мире.

    Основные понятия: западноевропейский (североамериканский) тип транспортной системы, портово-промышленный комплекс, "ось развития", столичный регион, промышленный пояс, "ложная урбанизация", латифундия, шипстейшнз, мегалополис, "технополис", "полюс роста", "коридоры роста"; колониальный тип отраслевой структуры, монокультура, апартеид, субрегион.

    Навыки и умения: уметь оценивать влияние ЭГП и ПГП, историю заселения и развития, особенности населения и трудовых ресурсов региона, страны на отраслевую и территориальную структуру хозяйства, уровень экономического развития, роль в МГРТ региона, страны; определять проблемы и прогнозировать перспективы развития региона, страны; выделять специфические, определяющие черты отдельных стран и давать им объяснение; находить черты сходства и различия в населении и хозяйстве отдельных стран и давать им объяснение, составлять и анализировать картосхемы и картограммы.

    1. Общая характеристика промышленности

    Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма, лидирующие позиции по запасам золота и валют. Экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в «Большую семерку» стран Запада:

    1. Германия.
    2. Франция.
    3. Великобритания.
    4. Италия.

    Именно эти страны обладают наиболее широким комплексом различных отраслей и производств. Но соотношение сил между ними за последние десятилетия изменилось. Роль лидера перешла к Германии, экономика которой развивается более динамично. Великобритания же, утратила многие свои прежние позиции. Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. В отличие от четырех главных стран их экономика специализируется прежде всего на отдельных отраслях, завоевавших, как правило, европейское или мировое признание. Малые и средние страны особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения. Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах.
    Особую роль в хозяйстве Европы играет машиностроение.

    2. Машиностроение

    Машиностроение — ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится около 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность. Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как «Рено» (Франция), «Фольксваген» и «Мерседес» (Германия), ФИАТ (Италия), «Вольво» (Швеция) и др. В Великобритании, Бельгии, Испании, других странах работают заводы других автомобильных концернов. Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные.

    3. Химическая промышленность

    Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой «химизированной» стране не только этого региона, но и практически всего мира — Германия. До Второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи.

    Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась «к нефти». В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой. Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу. В восточной части региона сдвиг «к нефти» привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов.

    Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода «Дружба» и газопроводов, по которым поступали нефть и природный газ из Советского Союза, а в настоящее время из России. В Болгарии по той же причине нефтехимия «сдвинута» к побережью Черного моря.

    4. ТЭК, металлургия

    В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, Германии, Франции, Нидерландах, Бельгии резко сократились.

    В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе. На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах.

    Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики — особенно во Франции, Бельгии, Германии, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии — оказывает сооружение АЭС.

    На Дунае и его притоках, на Роне, верхнем Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады. Но все же в большинстве стран, за исключением Норвегии, Швеции и Швейцарии, ГЭС играют теперь вспомогательную роль. Поскольку гидроресурсы региона использованы уже на 4/5, в последнее время строятся преимущественно более экономичные ГАЭС. В Исландии используется геотермальная энергия.

    Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем: Германии, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии. После второй мировой войны крупные комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия).

    В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы.

    Важнейшие отрасли цветной металлургии — алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, Германия, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем. Медная промышленность получила наибольшее развитие в Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Польше.

    5. Лесная, легкая промышленности

    Лесная промышленность, ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии. Легкая промышленность, с которой начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только Китаю. Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и пр.

    Сельское хозяйство Зарубежной Европы

    1. Общая характеристика сельского хозяйства

    В целом доля экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве в Зарубежной Европе не велика (максимум в странах Восточной Европы). Доля сельского хозяйства в экономике стран также максимум в странах Восточной Европы.

    По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и заинтересовано в ее сбыте на внешних рынках. Основным типом сельскохозяйственного предприятия является крупная высокомеханизированная ферма. Но в Южной Европе еще преобладают помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов. Главные отрасли сельского хозяйства зарубежной Европы — растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом.

    2. Основные типы сельского хозяйства

    Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства:

    1. Североевропейский
    2. Среднеевропейский
    3. Южноевропейский
    • Для североевропейского типа, распространенного в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании, характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве — кормовых культур и серых хлебов.
    • Среднеевропейский тип отличается преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства. Очень высокого уровня достигло животноводство в Дании, где оно давно стало отраслью международной специализации. Эта страна — один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, сыра, свинины, яиц. Ее нередко называют «молочной фермой» Европы. Растениеводство не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и «работает» на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами.
    • Для южноевропейского типа характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Хотя главное место в посевах занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря — главный «сад Европы».
      • Все средиземноморское побережье Испании и особенно район Валенсии обычно называют садом. Здесь выращивают различные фрукты и овощи, но больше всего — апельсины, сбор которых продолжается с декабря по март. По экспорту апельсинов Испания занимает первое место в мире.
      • В Греции, Италии, Испании более 90 млн. оливковых деревьев в каждой стране. Это дерево стало для греков своего рода национальным символом. Со времен Древней Эллады оливковая ветвь — знак мира.
      • Главные страны по производству вин: Франция, Италия, Испания.
    • Во многих случаях специализация сельского хозяйства приобретает более узкий профиль. Так, Франция, Нидерланды и Швейцария славятся производством сыра, Нидерланды — цветов, Германия и Чехия — выращиванием ячменя и хмеля и пивоварением. А по производству и потреблению виноградных вин Франция, Испания, Италия, Португалия выделяются не только в Европе, но и во всем мире. Рыболовство давно уже стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании и особенно в Исландии.

    Аграрный комплекс государств Зарубежной Европы не только обеспечивает внутренние продовольственные запросы, но и постепенно выходит на внешний рынок.

    Сельское хозяйство: три главных типа

    После Второй Мировой войны в системе землепользования и землевладения произошли существенные изменения, которые предопределили дальнейшее развитие сельского хозяйства. В этот период совершился переход от мелкого крестьянского хозяйства к более крупным специализированным высокотоварным аграрным предприятиям.

    Это стало началом становления в Европе системы агробизнеса. В большинстве европейских стран сельскохозяйственный комплекс представлен высокомеханизированными фермами, которые квалифицируются на производстве определенной группы продовольственных товаров. Исключением является только Италия, где до наших дней сохранилась система мелкого частного землевладения.

    Главные отрасли аграрного комплекса Зарубежной Европы животноводство и растениеводство. Под воздействием некоторых исторических и географических аспектов, в европейских государствах сложилось три основных модели сельскохозяйственного производства североевропейский, южноевропейский и среднеевропейский.

    Североевропейский тип производства подразумевает уклон на животноводство и выращивание кормовых культур. Такой тип распространен в Финляндии, Скандинавии и Великобритании. Среднеевропейская модель ориентирована на животноводство с целью получения молочных продуктов.

    Среднеевропейский тип характерный для Дании, Франции, Швейцарии и Германии. В государствах с такими моделями сельского хозяйства растениеводство выступает в качестве вспомогательного фактора в производстве мясомолочных продуктов.

    Южноевропейский тип кардинально отличается от двух предыдущих, так как ориентирован исключительно на растениеводство. Страны с южноевропейской моделью хозяйства называют «садами Европы». К числу таких государств относиться Италия, Испания, Греция мировые экспортеры растительной продукции. Животноводство в этих государствах отсутствует полностью или представлено в незначительных размерах.

    Транспорт. Главные магистрали и узлы

    Транспортная система этого региона относиться к западноевропейской модели. Если говорить о межгосударственных дальних перевозках, то европейские государства значительно уступают в этом России и США. Но высокая обеспеченность внутренними транспортными сетями выводит Зарубежную Европу в мировой лидерство.

    Сравнительно небольшие внутренние расстояния и отмена визового режима, способствует развитию автомобильного транспорта, который ориентирован преимущественно на пассажирские перевозки. Популяризация автомобильных сообщений приводит к некоторому упадку железнодорожного транспорта.

    Услугами железной дороги пользуются преимущественно в государствах Восточной Европы Польше, Чехии, Словакии, Словении и Румынии. Особое внимание в странах Зарубежной Европы уделяется строительству международных автомагистралей меридионального и широтного типов.

    Международные магистрали соединяют Западную Европу с такими государствами как Турция, Россия, Беларусь. В 2010 году было сформировано 9 транспортных внутренних коридоров, которые соединяют государства Западной и Восточной Европы, общая протяжность которых составляет 17 тыс. км.

    Загрузка...