Идеи. Интересно. Общепит. Производство. Руководство. Сельское хозяйство

Транспортное хозяйство предприятия. Управление транспортным хозяйством Организация транспортного хозяйства в отделении

Задачи и функции транспортного хозяйства на предприятии . Работа современного машиностроительного предприятия связана с перемещением значительного числа разнообразных грузов как за пределами завода, так и внутри него. На завод в общезаводские или прицеховые склады доставляются материалы, топливо, комплектующие изделия и другие материальные ценности, а со складов или непосредственно из цехов вывозятся готовая продукция и отходы производства.

Внутри завода осуществляется транспортировка:

Материалов, комплектующих и других изделий с общезаводских складов в цехи;

Заготовок, деталей, сборочных единиц – между цехами;

Готовой продукции и отходов – из цехов в соответствующие пункты назначения.

Внутри цехов заготовки, детали и сборочные единицы в процессе изготовления и сборки перевозятся между кладовыми и участками, с одного участка на другой, а на участках – между рабочими местами.

Основной задачей транспортного хозяйства предприятия является бесперебойное перемещение различных грузов с целью обеспечения ритмичности протекания производственных процессов во всех подразделениях предприятия.

Транспортные операции являются важнейшей составной частью производственного процесса, а конвейер, как транспортное средство, даже регламентирует протекание основных производственных процессов. Большой объем погрузочно-разгрузочных работ является резервом повышения эффективности производства за счет их механизации и автоматизации и сокращения численности рабочих. На транспортных и погрузочно-разгрузочных работах занято от 30 до 50 % вспомогательных рабочих.

Оптимальная организация внутризаводского транспорта способствует сокращению деятельности производственного цикла, ускорению оборачиваемости оборотных средств, повышению производительности труда, снижению себестоимости продукции.

Для эффективного управления транспортным хозяйством на предприятии создаётся единая транспортная служба, которая выполняет ряд функций

- функция движения : осуществляет приемку и отправку подвижного состава, подачу под погрузку и выгрузку на погрузочно-разгрузочных пунктах;

- грузовая и коммерческая функция : ведает погрузочно-разгрузочными работами, оформляет перевозочные документы, ведет учет поступающих и отправляемых грузов, а также расчеты с внешними перевозчиками;

- функция технического обслуживания и ремонта : отвечает за содержание и ремонт подвижного состава и подъемно-транспортных средств, за обеспечение запасными частями и ГСМ;

- функция дорожного хозяйства : ведает содержанием и ремонтом заводского дорожного хозяйства, включая транспортные магистрали, инженерные сооружения, средства связи и сигнализации, дорожную разметку и указатели.

Организация транспортного хозяйства предприятия включает выполнение следующих работ:

1. стратегическое планирование обновления парка транспортных средств;

2. анализ эффективности использования транспортных средств во времени и по производительности;

3. выбор и обновление транспортных средств;

4. расчет потребности в материальных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды транспортного хозяйства;

5. составление балансов грузооборота;

6. проектирование схем грузопотоков;

7. оперативно-календарное планирование транспортных операций;

8. диспетчирование работы транспорта предприятия;

9. учет, контроль и мотивация эффективной работы транспортного хозяйства.

Структура транспортного хозяйства на предприятии . Структура транспортного хозяйства завода зависит от характера выпускаемой продукции (габаритные размеры, масса); состава цехов; типа и масштаба производства.

Применяемые на заводах транспортные средства классифицируются следующим образом (табл. 7.2):

Таблица 7.2 - Классификация транспортных средств предприятия

Окончание табл. 7.2

- аэропортами - речными и морскими портами и др. предприятиями 2.2. Внутризаводской (для перемещения грузов между цехами, участками, рабочими местами): - межцеховойтранспорт - внутрицеховой транспорт (для перемещения грузов между участками и рабочими местами) - межоперационный транспорт (для перемещения грузов между рабочими местами)
3.Вид транспортного средства 3.1. Колесный транспорт: - железнодорожный - автомобильный - автопогрузчики - электротранспорт 3.2. Транспортные конвейеры 3.3. Монорельсовые дороги 3.4. Трубопроводный транспорт 3.5. Пневмотранспорт 3.6. Роботы 3.7. Спецтранспорт
4. Направление перемещения грузов 4.1. Горизонтальные 4.2. Вертикальные (лифты, подъемники) 4.3. Горизонтально-вертикальные (кранбалки, автопогрузчики) 4.4. Наклонные (монорельсовые дороги, конвейеры)

На крупных и средних предприятиях создается транспортный отдел, подчиненный непосредственно заместителю директора по общим вопросам или по маркетингу и сбыту.

В составе транспортного отдела обычно создаются бюро (группы): планово-экономическое, диспетчерское, техническое, учета и др.

Планово-экономическое бюро разрабатывает план производственно-хозяйственной деятельности (транстехплан), определяет грузооборот по заводу и объем погрузочно-разгрузочных работ, рассчитывает потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах, потребность в кадрах и фонд заработной платы, составляет смету затрат по транспортному хозяйству и калькуляцию себестоимости на отдельные виды услуг.

Диспетчерское бюро осуществляет оперативно-производственное планирование работы транспорта, которое сводится к составлению квартальных, месячных и суточных планов перевозок и к оперативному регулированию транспортных работ. Методы построения планов определяются степенью устойчивости грузопотоков на заводе.

Техническое бюро осуществляет техническую подготовку производства с целью комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортных операций; разрабатывает транспортно-технологические схемы, обеспечивающие стыковку отдельных звеньев транспортной сети предприятия и технологического оборудования; формирует альбомы чертежей по каждому виду подъемно-транспортного оборудования для изготовления запасных частей и проведения ремонтных работ.

Бюро учета ведет паспортизацию всех видов транспортных средств, осуществляет бухгалтерский учет и отчетность работы транспортного хозяйства.

Транспортный цех является материальной базой транспортного хозяйства. Цех, как правило, укомплектован различными транспортными средствами для осуществления межцеховых и внешних перевозок грузов.

Для внешних перевозок используется, как правило, автомобильный и другой безрельсовый транспорт. Для межцеховых перевозок – электрокары, робоэлектрокары, тележки и др. Для внутрицеховых перевозок используются конвейеры различной конструкции, электротележки и другие специальные транспортные средства, закрепленные за соответствующими цехами предприятия.

Организация перевозок и расчет грузооборота . В основе организации перевозок лежат грузовые потоки и грузооборот цехов и предприятия.

Грузооборот ─ это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия).

Грузопоток ─ количество грузов (т, шт., кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный промежуток времени.

Грузопотоки рассчитываются на основании:

Видов перемещаемых грузов;

Пунктов отправления и доставки;

Расстояний между пунктами;

Объемов перемещаемых грузов;

Частоты и регулярности перевозок.

По каждому пункту (цеху, участку, складу) различают грузопотоки прибытия и отправления .

Грузооборот по пункту погрузки – выгрузки равен сумме грузопотоков прибытия и отправления.

Для определения общего грузооборота предприятия составляется шахматная таблица (ведомость) грузооборота (см. табл.7.3).

В упрощенной шахматной таблице в качестве примера показан суточный грузооборот завода. Отправители поставляют определенное количество грузов получателям, в свою очередь они же являются получателями при выполнении других грузопотоков. Грузооборот по отправлению должен быть равен грузообороту по поступлению с корректировкой на величину безвозвратных потерь (например, угар металла).

На основании шахматной ведомости разрабатывается схема грузопотоков (рис. 7.2). На схеме указываются расстояние, направления грузопотоков, их мощность и характер перевозимых грузов.

Таблица 7.3 - Шахматная ведомость грузооборота завода

Рис.7.2. Схема грузопотоков предприятия (пример)

Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные.

Разовые перевозки ─ перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам).

Маршрутные перевозки – постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам.

Маршрут движения транспортных средств выбирают так, чтобы обеспечить их рациональное использование.

Различают маятниковую , веерную и кольцевую системы организации транспортных маршрутов (рис. 7.3).

Маятниковая Веерная Кольцевая

Рис. 7.3. Системы организации транспортных маршрутов

При маятниковом маршруте транспортное средство обслуживает только два пункта. При этом перемещение грузов может осуществляться в обе стороны или в одну:

Вариант двустороннего маятника, то есть возвращение транспортного средства с грузом;

Вариант одностороннего маятника – возвращение транспортного средства без груза.

Веерный маршрут предусматривает последовательную транспортировку грузов из одного пункта в ряд других. Он применяется, когда пункт отправления грузов связан с несколькими пунктами получения, и при этом мощность грузопотоков в каждом направлении относительно невелика.

Кольцевая система отличается тем, что транспортное средство в течение цикла последовательно обслуживает ряд пунктов отправления и получения грузов. Такая система является наиболее эффективной.

На основании схемы грузопотоков, объема перевозок по каждой группе грузов производится выбор транспортных средств и расчет их потребности.

При выборе транспортных средств необходимо учитывать соответствие их функциональных характеристик характеру перевозимых грузов и условиям транспортировки. Критерием выбора является минимум транспортных издержек.

Информация, необходимая для выбора транспортных средств, включает:

Характеристику перевозимых грузов, исходя из их классификации (что перевозим? );

Сведения о маршрутах (куда перевозим? ): расстояние между пунктами транспортировки, особенности трасс (ширина, покрытие, угол наклона и т.д.);

Данные об объемах перевозок и режиме перевозок (сколько и в какой срок перевозим?) : грузооборот, режим потребления грузов, места доставки грузов и т.д.;

Данные, характеризующие транспортные и погрузочно-разгрузочные устройства (на чем перевозим? ): эксплуатационные характеристики транспортных средств и данные о затратах на их приобретение и эксплуатацию.

Расчет количества транспортных средств прерывного действия (автомобили, автопогрузчики, электрокары и т. д.) проводится на основании суточного грузооборота с учетом характеристик транспортных средств и условий его эксплуатации (суточная производительность транспортного средства; цикловая производительность транспортного средства; номинальная грузоподъемность транспортного средства; коэффициент использования грузоподъемности; количество транспортных циклов; действительный фонд времени работы транспортного средства в течение суток и др.).

Организация, планирование и диспетчеризация работы транспортного хозяйства. Организация работы внутризаводского транспорта включает: выбор системы перевозок, осуществление соответствующих подготовительных работ, установление определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

На предприятиях используются две основные системы планирования перевозок: работа транспорта по стандартным расписаниям и работа транспорта по заказам .

Варианты организации погрузочно-разгрузочных работ :

– сопровождение грузчиками транспортного средства;

– организация погрузочно-разгрузочных работ в пунктах приемки и отправления грузов;

– осуществление погрузочно-разгрузочных работ водителем.

Подготовительные работы при системе организации перевозок по стандартным расписаниям включают:

1. выбор рациональных видов маршрутных перевозок;

2. разработка графиков движения транспортных средств;

3. определение порядка проведения погрузочно-разгрузочных работ;

4. техническое оснащение мест погрузки и разгрузки.

Планирование работы транспортного хозяйства разделяется на технико-экономическое и оперативно-календарное планирование и диспетчирование.

Технико-экономическое планирование заключается в разработке годового плана с разбивкой по кварталам. Как правило, этот план включает:

Грузооборот и объем погрузочно-разгрузочных работ,

План по труду;

Лимиты материально-технического обеспечения;

План по себестоимости транспортных работ;

План организационно-технических мероприятий.

Сводку технико-экономических показателей.

Оперативно-календарное планирование работы транспортного хозяйства состоит в составлении месячных программ и сменно-суточных заданий на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, а также в текущем регулировании работы транспортных средств. Месячная программа составляется на основании квартального плана и дополнительных месячных заявок на перевозки грузов, поступающих из цехов, складов, отделов (снабжения и сбыта) до начала планового месяца.

Организация и оперативно-производственное планирование транспортного хозяйства зависит от типа производства.

В крупносерийном и массовом производствах грузопотоки являются относительно устойчивыми согласно шахматной ведомости. Это позволяет организовать перевозку грузов по постоянным маршрутам, а работу транспортных средств - по постоянному графику (стандартный план межцеховых перевозок грузов).

В серийном производстве , грузопотоки менее устойчивые, чем в крупносерийном и массовом, поэтому перевозки грузов организуются как по постоянным, так и по разовым маршрутам. На разовые маршруты цехи, склады и отделы накануне плановых суток подают транспортному цеху заявки на перевозку грузов (в счет месячного плана), которые должны быть выполнены в течение следующего дня. На основе этих заявок диспетчер составляет сменно-суточное задание по перевозке грузов на следующий день, указывая в нем распределение транспортных средств по отдельным участкам работы и разовым маршрутам. На перевозки по постоянным маршрутам заявки не подаются, а транспортные средства работают по постоянному графику.

В единичном и мелкосерийном производстве при отсутствии устойчивых грузопотоков перевозки грузов осуществляются в основном по разовым маршрутам. Сменно-суточное задание составляется на основе поступивших в транспортный цех заявок из основных цехов завода, складов и отделов.

Работа внешнего транспорта планируется на основе сведений о поступлении и отправке грузов, присылаемых отделами снабжения и сбыта.

Диспетчирование транспортной работы заключается в составлении, оперативном регулировании и контроле выполнения графиков и сменно-суточных заданий по перевозке грузов. В своей работе транспортный диспетчер тесно связан с диспетчерской службой завода и диспетчерами цехов. Техническими средствами диспетчера транспортного хозяйства являются диспетчерские табло, схемы, графики, радио- и телефонная связь, сигнализация и др. средства.

Оперативный учет работы транспортного хозяйства осуществляется в суточном и месячном разрезах: суточный рапорт о работе транспортного цеха и месячный отчет о производственной и хозяйственной деятельности транспортного хозяйства в целом.

Основные технико-экономические показатели транспортного хозяйства. Основными технико-экономическими показателями работы транспортного хозяйства являются:

1. объем перевозок грузов (выполнение плана перевозок грузов);

2. себестоимость 1 т∙км;

3. производительность труда;

4. себестоимость 1 машино-часа работы транспортного средства;

5. удельный вес транспортно-складских расходов в себестоимости продукции.

Эффективность использования транспортных средств характеризуется:

1. коэффициентом использования времени работы транспортного средства (отношение фактического времени работы транспортного средства в году к календарному фонду рабочего времени в году);

2. коэффициентом использования грузоподъемности транспортных средств (отношение средней загрузки транспортного средства к его грузоподъемности);

3. коэффициентом использования пробега транспортных средств (отношение длины пробега с грузом к общей длине пробега).

Основными направлениями повышения эффективности работы транспортного хозяйства являются:

1. экономическое обоснование выбора транспортного средства;

2. оптимизация грузопотоков;

3. сокращение среднего возраста транспортных средств с увеличением удельного веса прогрессивного транспорта;

4. повышение уровня механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;

5. улучшение системы планирования перевозок и диспетчерского регулирования;

6. совершенствование технического обслуживания внутризаводского транспорта;

7. внедрение единой производственно-транспортной (комплексной) технологии;

8. организация контейнерных перевозок;

9. внедрение автоматизированных систем управления транспортом;

10. совершенствование нормирования, учета и контроля использования транспортных средств, мотивация повышения эффективности их эксплуатации.

проектирование схем грузопотоков;

оперативно-календарное планирование транспортных операций;

диспетчирование работы транспорта предприятия;

учет, контроль и мотивация высококачественной и эффективной работы транспортного хозяйства.

Основными направлениями повышения качества и эффективности работы транспортного хозяйства, на наш взгляд, являются:

  1. углубление предметной и функциональной специализации производства, развитие кооперирования;

    повышение уровня автоматизации производства и управления;

    сокращение среднего возраста транспортных средств и увеличение удельного веса прогрессивных транспортных средств;

    совершенствование нормирования, учета и контроля использования транспортных средств, мотивация повышения их эффективности;

    анализ соблюдения принципов прямоточности, пропорциональности и непрерывности производственных процессов, разработка и внедрение мероприятий по их соблюдению.

Структура транспортного хозяйства определяется главным образом объемом грузооборота, особенностями грузов и объемом производства. В состав транспортного хозяйства завода могут входить железнодорожный транспорт с подъездными путями и депо, колесный транспорт с гаражами и ремонтными мастерскими, водный транспорт с причалами, подвесные дороги и др.

На крупных заводах с большим грузооборотом, требующим применения всех видов транспорта, организуются специализированные цехи железнодорожного, безрельсового (автомобильного) и водного транспорта. Транспортное хозяйство на таких заводах возглавляет транспортно-технический отдел. На средних заводах создается единый транспортный цех, включающий несколько участков по видам транспорта. Для мелких заводов с небольшим грузооборотом, но требующим применения всех видов транспорта, создаются объединенные транспортные хозяйства для нескольких предприятий. Эти хозяйства могут создаваться при головном заводе или выделяться в самостоятельные транспортные хозяйства ведомственного характера.

Транспортные цехи имеют в своем составе ряд служб и участков. Так, железнодорожный цех имеет службу движения (эксплуатации), службу тяги (подвижного состава), службу пути, службу погрузочно-разгрузочных работ. Цехи безрельсового транспорта обычно имеют службу эксплуатации (организации перевозок) и техническую службу по поддержанию подвижного состава в исправном состоянии. Транспортный цех (отдел) осуществляет планирование всех перевозок и грузовых работ, организацию производства перевозок, оперативное управление эксплуатацией транспорта и его ремонт, учет работы транспортного хозяйства.

Глава 2. Организации транспортного хозяйства на предприятии.

2.1. Расчет грузопотоков.

Расчеты по грузообороту и грузопотокам предприятия и его цехов оформляются в виде шахматной ведомости (таблицы). В ней показаны все перемещения грузов, осуществляемые на заводе, что позволяет определить внешний грузооборот и соответствующие внешние грузопотоки прибытия и отправления, все внутренние (межцеховые) грузопотоки и общий грузооборот завода.

Рисунок 1 Таблица грузооборота завода

По данным шахматной ведомости, планировок цехов и генеральным планам предприятий составляют диаграмму грузопотоков (Рис.2), т.е. графическое изображение в соответствующем масштабе всех грузопотоков на схеме генерального плана завода. Анализ диаграммы грузопотоков способствует выявлению нерациональных перевозок и установлению оптимальной транспортной схемы, являющейся основой всех расчетов работы транспорта.

Рисунок 2 Диаграмма грузопотоков завода

По грузообороту и грузопотокам устанавливают тип и структуру парка транспортных и подъемно-транспортных машин, количество погрузочно-разгрузочных постов, вид маршрутов средств прерывного (циклического) действия - маятниковый или кольцевой, обеспечивающий большую загрузку транспортных средств.

2.2. Выбор и расчет транспортных средств.

Выбор вида транспортных средств зависит от объема грузооборота, габаритов и физико-химических свойств грузов, расстояний и состояния дорог, направлений перемещения грузов и способа их погрузки и выгрузки, назначения транспорта, конструкции и планировки зданий, рельефа территории завода.

При выборе транспортных средств необходимо также решать вопросы, связанные с применением грузоподъемного оборудования и оборотной тары. Выбранные средства должны предполагать сквозной метод транспортировки на основе единой транспортно-технологической схемы, обеспечивающей стыковку и преемственность отдельных звеньев транспортной сети предприятия. В данном случае межцеховой транспорт передает грузы в стандартной таре на внутрицеховой транспорт с минимальными перегрузками.

Техническая характеристика выбранных транспортных средств дополняется расчетом их экономической целесообразности с использованием следующих показателей: часовой производительности транспорта, себестоимости перевозки 1 т груза, затрат на один рейс, коэффициента использования пробега, среднетехнической скорости и др. Выбранный вид транспортных средств должен соответствовать конкретным условиям производства, обеспечивать согласованную работу всех подразделений предприятия в установленном ритме при минимальных затратах на приобретение и эксплуатацию транспорта.

Расчет количества транспортных средств с в общем виде производится исходя из суточного грузооборота, грузоподъемности транспортной единицы, коэффициента использования грузоподъемности и числа рейсов в сутки:

Расчет количества транспортных средств можно производить исходя из часовой или суточной производительности.

Число транспортных средств прерывного (циклического) действия:
wтр = Qc / qтр.е, где Qс - суточный грузооборот, т; qтр.е - суточная производительность единицы транспортного оборудования, т.

Суточная производительность единицы транспортного оборудования прямо пропорциональна числу рабочих циклов mц и производительности за один цикл qц, т.е.

mц = Fд.с. / Tц.т.,

где Fд.с - суточный фонд времени работы транспортного оборудования, мин; Тц.т - транспортный цикл, мин (в общем случае Тц.т = Тпр + Тп +Тр, где Тпр - время пробега, Тп - время погрузки и Тр - время разгрузки).

Тогда wтр = QсТц.т / (Fд.сqц).

Число средств непрерывного транспорта, необходимых для данного грузопотока, например, транспортеров: wтр.н = Qч / qч, где Qч - часовой грузооборот, т; qч - часовая производительность транспортера, т.

2.3. Технология транспортных работ.

Характер транспортных средств должен соответствовать техническим и организационным особенностям обслуживаемого производства. Это достигается разработкой и внедрением технологии транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ как составного элемента комплексной технологии производственного процесса в целом.
Комплексная технология производственного процесса предусматривает организацию и механизацию всех без исключения работ, осуществляемых на заводе, начиная от поступления сырья и кончая отгрузкой готовой продукции. Комплексная технология соединяет воедино все звенья основного и вспомогательного производства и делает их равнозначными элементами, которые берутся под технологический контроль.

Разработка комплексной технологии производственного процесса начинается с составления транспортно-технологической схемы производственного процесса. На ней графически изображаются все процессы (операции) и указывается последовательность их выполнения. Затем устанавливается состав отдельных операций по грузопотокам и разрабатывается транспортно-технологический процесс. Основными технологическими документами являются типовые и групповые операционные технологические карты, составляемые на грузы, имеющие одинаковые условия переработки. Составляются также маршрутные карты технологических процессов транспортировки с указанием маршрутов, перевозимых грузов, транспортных средств, операционного времени, исполнителей и т.д.

Таким образом, комплексная технология производственного процесса значительно расширяет круг регламентируемых и контролируемых операций, предопределяет необходимость механизации грузопереработки, обеспечивает более точный и полный учет трудовых затрат и создает необходимые предпосылки для внедрения автоматизированных систем управления в транспортном хозяйстве.

2.4. Планирование и организация транспортных работ.

Планирование работы транспортного хозяйства заключается в составлении годового (квартального) плана производственно-хозяйственной деятельности с разбивкой основных показателей по месяцам. Этот план предусматривает расчет производственной программы (план перевозок), объемов погрузочно-разгрузочных работ, количества транспортных средств и механизмов, численности рабочих, фонда заработной платы, сметы затрат и других показателей работы транспортного хозяйства.

План перевозок составляется на основе структуры грузооборота и грузопотоков в тоннах по цехам-отправителям, роду грузов и виду транспортных средств. При планировании внешнего грузооборота в основу расчетов берутся планы материально-технического снабжения и сбыта и отчетные данные о вывозе отходов. Внешние перевозки планируются предприятиями совместно с железными дорогами и автотранспортными хозяйствами. Внутренний грузооборот определяется по объему межцеховых перевозок. В основу расчетов кладутся планы производства цехов и планы завоза в цехи материалов, полуфабрикатов, топлива и т.д., а также вывоза готовой продукции и отходов.

Составление обоснованного плана перевозок обеспечивает наиболее рациональное распределение и использование транспортных средств в строгом соответствии с потребностями производства.
Для осуществления оперативно-календарного планирования и регулирования перевозок составляются рабочие планы на более короткие периоды (месяц, сутки, смену).

Организация транспортных работ включает организацию внешних и внутризаводских перевозок грузов. Внешние перевозки (завоз материальных ресурсов и вывоз готовой продукции) осуществляются железнодорожным, автомобильным и водным транспортом и регулируются положениями соответствующих ведомств.

Работа транспорта на внутризаводских перевозках определяется типом производства. В условиях массового производства межцеховой транспорт работает по графику, т.е. за каждой транспортной единицей закрепляется определенный маршрут и устанавливается для нее расписание движения. Это так называемые маршрутные системы перевозки, они бывают маятниковыми и кольцевыми.

Маятниковыми называются маршруты, при которых движение транспортных средств между двумя постоянными пунктами или из одного в несколько пунктов (лучевая система) многократно повторяются. Они могут быть односторонними, когда транспорт в одну сторону идет загруженным, а обратно - порожняком, двухсторонними - транспорт загружен в обоих направлениях, смешанными - при движении с грузом или без груза в обоих направлениях. Односторонняя маятниковая система неэкономична, так как включает обратный холостой пробег.

Кольцевая система предусматривает последовательно осуществляемую регулярную связь между рядом пунктов. Она бывает развозочной (с одного пункта груз развозится по ряду цехов), сборочной - из разных цехов груз собирается и перевозится в одно место, смешанной.

В серийном производстве работа транспорта организуется по сменно-суточным планам, составляемым на основе заранее поданных заявок клиентуры в пределах укрупненного месячного плана перевозок. Сменно-суточные планы составляются по видам транспорта с закреплением за определенными грузопотоками и указанием вида, количества, места и срока доставки груза. В единичном и мелкосерийном производстве отсутствуют постоянные грузопотоки и работа транспорта организуется по разовым заявкам.

Внутрицеховые перевозки также определяются типом производства. В единичном и мелкосерийном производстве транспортировка между технологическими участками осуществляется общецеховым транспортом через межоперационную кладовую. На предметных участках транспорт закрепляется для межоперационной транспортировки. В массовом и крупносерийном производстве внутрицеховые перевозки осуществляются транспортом, закрепленным за участками-поставщиками, а межоперационная транспортировка выполняется конвейерами различных видов.

Оперативное руководство работой транспорта осуществляет диспетчерская служба. Диспетчирование транспортных работ заключается в составлении, оперативном регулировании и контроле выполнения графиков и сменно-суточных планов перевозок путем устранения возникающих отклонений в работе транспорта.

Заключение

Практически в любой отрасли функции и средства организации одинаковы, однако есть небольшие различия, определяемые особенностями производственных и технологических процессов и организацией производства.

Транспортное хозяйство, без сомнения, является очень важным для предприятия любой отрасли. Без него невозможно перемещать материалы и продукцию по территории завода, доставлять сырье и полуфабрикаты и отправлять готовую продукцию потребителю. Поэтому рациональная организация работы транспорта необходима для рентабельной работы предприятия. На больших заводах и фабриках еще сохранился парк транспортных средств, закупленных в советское время, также у них есть ресурсы для покупки новых. Для маленьких предприятий или недавно образованных есть смысл арендовать транспорт или объединяться нескольким предприятиям для его покупки.

В настоящее время расходы на топливо и обслуживание транспорта постоянно увеличиваются, что естественно, отражается на себестоимости и цене продукции. Поэтому необходимо изыскивать резервы для снижения доли этих расходов.

Приоритетным направлением в развитии транспортного хозяйства является их механизация и автоматизация, внедрение новой техники и методов работы. Все это поможет снизить расходы на его содержание и повысить производительность труда, а, соответственно, и прибыль предприятия.

В настоящее время с нарастающими темпами производственного процесса, важным направлением в развитии внутризаводского транспорта является повышение значения и масштабов использования непрерывных его видов, таких как - конвейеры, транспортеры.

Совершенствование организации транспортного хозяйства предполагает также ликвидацию чрезмерно дальних перевозок, встречных, возвратных, пустых и не полностью загруженных транспортных средств.

Список использованной литературы:

    Баканов А.Л. Организация транспорта на предприятии.-М.: 1999.

    Вашуков Е.М. Организация транспортного хозяйства на предприятии. -СП.: 2001.

    организации транспортного хозяйства на предприятии решаются следующие вопросы: - определяется грузооборот...

  1. Организация энергетического хозяйства на предприятии (на примере ОАО "ТАИФ–НК")

    Дипломная работа >> Экономика

    Аспекты организации энергетического хозяйства на предприятии 1.1 Энергетическое хозяйство предприятий 1.2 Организация ... предприятий , диспетчерской службы, ремонтных заводов, строительных организаций , транспортных (автомобильных и железнодорожных) хозяйств ...

  2. ... мероприятий по повышению эффективности деятельности транспортного хозяйства промышленного предприятия (на примере транспортно -экспедиционного предприятия ОАО "НефАЗ")

    Дипломная работа >> Экономика

    В дипломном проекте мы рассмотрели организацию транспортного хозяйства на предприятии ОАО «НефАЗ». Предприятие является машиностроительным комплексом по...

  3. Организация складского хозяйства на отдельном предприятии и направления её совершенствования

    Реферат >> Логика

    Складские помещения, транспортный цех, ремонтно-механическая служба). 2.2. Работа складского хозяйства на предприятии Административное здание...

Одним из критериев эффективной организации производства являются минимально возможные и кратчайшие потоки между производственными подразделениями и минимально необходимые запасы и заделы. Этому критерию должна соответствовать система организации транспортного и складского хозяйства предприятия. Основной задачей транспортного хозяйства предприятия является бесперебойная транспортировка грузов при полном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций.

Структура транспортного хозяйства зависит от объема внутризаводских и внешних перегрузок, состава цехов, типа производства, габаритов и массы продукции, уровня кооперирования с транспортными организациями.

Транспортные средства классифицируются по следующим признакам:

    по назначению – внешние, межцеховые и внутрицеховые;

    по способы действия – прерывные и непрерывные;

    по видам транспорта – рельсовые, безрельсовые, подъемно-транспортные и специальный транспорт;

    по направлению перемещения грузов – горизонтальные (транспортеры, рольганги), вертикальные (подъемники, лифты), горизонтально-вертикальные (автопогрузчики, краны-балки, мостовые краны), наклонные (канатные и монорельсовые дороги).

В гибких автоматических производствах применяются автоматизированные и автоматические транспортно-накопительные системы различных уровней – цеховые, межцеховые и локальные. Для их комплектации используют автоматические стеллажи, краны-штабелеры, конвейерные устройства, роботы.

Транспортные средства и службы, организующие ее эксплуатацию, образуют транспортное хозяйство. В составе небольших и средних предприятий имеется транспортный цех с участками, специализированными по видам транспорта. На крупных предприятиях организуются специализированный транспортные цехи, находящиеся в ведении транспортного отдела.

Целесообразно создание на предприятии специализированного отдела, в состав которого входят транспортные цехи и складское хозяйство, что позволяет централизованно управлять всеми материальными потоками.

Рациональная организация перевозок основывается на расчете грузопотоков и грузооборота предприятия и цехов. Грузовым потоком называется объем грузов, перемещаемых в единицу времени (год, месяц, сутки) между двумя пунктами. Сумма грузопотоков образует грузооборот. Расчет грузооборота проводится в форме шахматной «ведомости», в которой проставлены по строкам цехи и склады – отправители, а по графам – цехи и склады – получатели. Итог каждой графы определяет объем поступления грузов в данный цех, а итог строки – объем отправления грузов из данного цеха. Сумма итогов граф и строк показывает величину грузооборота предприятия.

По данным шахматных таблиц и планировок цехов составляют схемы грузопотоков, устанавливают тип и структуру транспортных средств, вид маршрутов для средств прерывного действия.

В организации перевозок применяют децентрализованную и централизованную систему. Децентрализованная система не позволяет эффективно использовать транспортные средства и добиваться высоких технико-экономических показателей. Централизованные перевозки могут осуществляться по разовым маршрутам в единичном и мелкосерийном производстве и по постоянным маршрутам.

При выборе транспортных средств необходимо их соответствие показателям грузопотока, обеспечение максимальной производительности, согласованность транспортных средств на смежных операциях.

Расчет потребности в транспортных средствах производится по величине суточного грузопотока
и производительности
для прерывных средств и часового грузопотока и производительности для непрерывного транспорта (конвейера).

;
.

Основой организации труда транспортных рабочих является разработка регламента обслуживания, обеспечивающего сокращение длительности цикла и непрерывности производственного процесса.

Под регламентом понимается установление определенного порядка и последовательности проведения транспортных работ в соответствии с конкретными условиями производства и целевым назначением оборудования.

Основной задачей организации и функционирования транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.

Виды транспорта

По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутренний, межцеховой и внешний транспорт.

Внешний транспорт обеспечивает связь предприятия, его материально-технических складов, складов готовой продукции с предприятиями-поставщиками, контрагентами, станциями железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Межцеховой транспорт выполняет функции связующего звена между цехами предприятия, его складами, службами и другими производственными объектами.

Внутрицеховой транспорт перемешает грузы в цехе в ходе производственного процесса, осуществляя движение сырья, материалов и комплектующих деталей и узлов не только от склада к рабочим местам, но и между рабочими местами, а также контрольными постами.

На предприятиях находят применение различные виды транспортных средств , начиная с железнодорожного, автомобильного, подъемно-транспортного и кончая конвейерами разнообразного вида, типа и назначения.

Структура транспортного хозяйства зависит от многих факторов, основными из которых являются следующие: объем внутризаводских и внешних перевозок, тип производства, масса и габариты изготавливаемой продукции, уровень кооперированных связей. Эти факторы влияют на состав подразделений службы транспортного хозяйства предприятия. Если, например, в ходе производства возникает необходимость частого использования в качестве вне- производственного транспорта железнодорожных или автомобильных средств, то следует отдельно сформировать соответствующие цехи, кроме того, целесообразно создать цехи или участки безрельсового транспорта и электротранспорта с соответствующей ремонтной базой, техническим обслуживанием и заправкой.

К транспортным средствам непрерывного действия относятся конвейеры, которые нашли широкое распространение на предприятиях, относящихся к массовому и крупносерийному производству. Транспортное хозяйство подчинено главному инженеру, и кроме вышеназванных цехов в него входят диспетчерское бюро и группа учета.

Грузооборот и грузопоток

В организационном отношении работа транспортного хозяйства строится на использовании таких понятий, как грузооборот и грузопоток.

Грузооборот представляет собой общее количество грузов, перемещаемых на территории завода, цеха, склада в единицу времени в течение учетного периода. Грузооборот складывается из отдельных грузовых потоков. Грузовым потоком называется количество грузов, транспортируемых в единицу времени между двумя смежными пунктами.

Величина грузовых потоков зависит от организационно-производственного типа производства и может быть рассчитана в условиях постоянной номенклатуры и объемов производства аналитическим методом на основе норм расхода материалов и величины производственной программы. В условиях быстро и часто изменяющейся номенклатуры и объема производства можно применить метод специального обследования и накопления статистической информации о грузопотоках с последующей их обработкой или путем выбора типового представителя перемещаемых грузов и расчета на его основе показателя грузопотока. В конечном итоге, какой бы из названных методов ни был применен, данные о грузопотоке и грузообороте должны служить для определения необходимого количества транспортных средств и достижения их постоянной загрузки. О рациональности функционирования транспортного хозяйства можно судить на основе равномерного грузооборота. Этой же цели служат шахматная таблица грузооборота и схема грузопотоков.

Шахматная таблица грузооборота строится в разрезе отдельных цехов, складов, а затем делается сводная таблица по предприятию в целом на основе данных о поступившей массе грузов и вывезенной с учетом отходов, потерь, порчи и т.д. В свою очередь, шахматная таблица с учетом пространственной планировки предприятия является исходным материалом для составления схемы грузопотоков.

Анализ грузопотоков и грузооборота за учетный период дает основание для совершенствования организации транспортного хозяйства, ликвидации чрезмерно дальних перевозок, встречных, возвратных, пустых и не полностью загруженных транспортных средств.

Организация внутризаводских перевозок

Если на сложились стабильные, устойчивые грузопотоки, а это характерно в основном для массового производства, то перевозки осуществляются согласно графику по постоянным маршрутам и с одинаковой интенсивностью. При неустойчивых грузопотоках в условиях серийного и единичного производства перемещение грузов возможно на основе разовых заданий или укрупненного сменного графика.

Выполнение межцеховых перевозок можно осуществлять, используя одну из схем. Первая схема получила название «маятниковая», или «веерная», а вторая — «кольцевая». Для первой схемы характерно одностороннее, двустороннее и веерное движение транспортных средств. Одностороннее движение характеризуется тем, что транспорт перемещает груз только в одну сторону, например, детали перевозятся из гальванического цеха в сборочный. Двустороннее движение осуществляется путем взаимодействия цехов — например, перевозка деталей из механического цеха в термический и обратно. Собственно маятниковая схема, или веерная, применима при включении в нее склада и поставки через него материалов и деталей в цехи. При этом следует отметить один существенный недостаток этой схемы движения грузов. Транспортные средства, отправляясь со склада в цех, имеют максимальную загрузку, а возвращаются пустые. Это снижает эффективность грузоперевозок по этой схеме и заставляет обратить внимание на кольцевую схему движения транспортных средств. Суть ее состоит в том, что маршрут движения составляется так, чтобы можно было, загрузившись на складе, объехать по очереди цехи и вернуться на склад за новой порцией грузов. Подобная схема получила название «кольцевая с затухающим грузооборотом».

В принципе подобные схемы можно применять при осуществлении как межзаводских, так и межцеховых и внутрицеховых процессов перемещения грузов. В качестве примера приведем организацию процесса перемещения тарно-штучных грузов, что является характерным для большинства предприятий машиностроительного профиля. Для этого прежде всего следует осуществить выбор средств механизации и автоматизации процессов перемещения тарно-штучных грузов.

Выбор средств механизации и автоматизации процессов перемещения тарно-штучных грузов является составной частью разработки процессов перемещения и осуществляется на основе принятого технологического процесса производства и экономической оценки сопоставимых вариантов.

Выбранные средства механизации и автоматизации процессов перемещения тарно-штучных грузов должны обеспечивать:

  • сокращение прямых затрат труда и материальных средств на выполнение операций перемещения;
  • совершенствование организации производства;
  • целесообразное применение средств автоматического управления процессами перемещения;
  • сокращение потерь времени производственных рабочих и повышение коэффициента использования технологического оборудования;
  • минимальное количество перегрузок;
  • оптимальное сочетание средств механизации и автоматизации на отдельных этапах процесса перемещения;
  • гибкость процесса производства и способность к перестройке трассы, маршрута, темпа перемещения при изменении условий производства;
  • сохранение в процессе перемещения постоянства целесообразно укрупненной грузовой единицы;
  • необходимые резервы пропускной способности, а также образование запасов и заделов, определяемых условиями производства;
  • ликвидацию тяжелого физического труда;
  • безопасность условий труда.

Основным показателем при оценке сопоставимых вариантов средств механизации и автоматизации процессов перемещения грузов является наименьшая величина приведенных затрат.

Выбор средств механизации и автоматизации процессов перемещения тарно-штучных грузов осуществляется следующим образом. Сначала проводится анализ и учет факторов, влияющих на выбор, а затем производится непосредственно выбор и определение транспортных средств и экономическое обоснование.

При выборе средств механизации и автоматизации процессов транспортировки необходимо учитывать такие факторы, как транспортные свойства грузов (габариты, масса, подверженность повреждениям, огне- и взрывоопасность, необходимость соблюдения пространственной ориентации при перемещении). Кроме того, следует учесть условия перемещения, в состав которых входят количество перемещаемых грузов, маршрут и расстояние перемещения, строительные характеристики зданий, особые условия перемещения грузов. Данные факторы следует учитывать при всех видах перевозок. Однако необходимо указать на особенности выбора средств перемещения грузов при перевозках между предприятиями, цехами, при внутрицеховых и складских перевозках.

Выбор средств транспортировки при межзаводских перемещениях должен преследовать цели по сокращению стоимости транспортировки грузов, их консервации, упаковки, снижению грузовой массы, рациональной организации труда в местах разгрузки.

Стоимость транспортировки грузов может быть снижена за счет эффективного использования транспортных средств, их вместимости и грузоподъемности, соответствия грузовой единицы размерам транспортных средств, ускорения их оборачиваемости, сохранности груза в пути.

Межцеховые перевозки требуют соблюдения таких условий, как наличие необходимого объема накопления грузов в начале и в конце маршрутов, взаимосвязь и согласованность технологии перемещения с сопряженными с ними внутрицеховыми или складскими операциями, обеспечение фронта загрузки и разгрузки и рациональной организации рабочих мест транспортных рабочих.

При организации складских перевозок необходимо учитывать номенклатуру хранимых материалов, оборачиваемость грузов, периодичность их поступления и выдачи со склада, выполнение на складе операций комплектования, упаковки, выборочного контроля, вид транспорта, посташшющего грузы на склад и со склада в цехи.

Выбирая транспортные средства для внутрицеховых межоперационных перевозок, следует иметь в виду технологию производства и структуру производственного процесса в цехе, влияние выбора средств механизации и автоматизации на создание поточных и механизированных линий обработки и сборки изделий. В свою очередь, рациональная организация рабочего места должна обеспечивать наименьшие затраты сил и времени рабочего на выполнение перемещений грузов в ходе производственного процесса.

Организация внутризаводского транспорта и его работа оказывают влияние и на ход производственного процесса, и на себестоимость продукции. От работы транспорта зависят:

1) ритмичная работа рабочих мест, участков и цехов, а также равномерный выпуск готовой продукции;

2) время, затрачиваемое на внутрицеховые и межцеховые перевозки, влияет на продолжительность производственного цикла;

3) затраты на содержание транспортного хозяйства составляют 10-15% суммы всех косвенных расходов в себестоимости продукции.

Основными задачами организации транспортного хозяйства являются:

1) своевременная и бесперебойная доставка грузов;

2) наиболее полное использование транспортных средств;

3) сокращение времени и затрат на транспортировку.

Для решения этих задач создается транспортное хозяйство (рисунок 10.1).

Рисунок 10.1 - Структура транспортной службы предприятия

На крупных и средних предприятиях создается транспортный отдел, начальник которого подчиняется заместителю директора по общим вопросам или по маркетингу и сбыту (снабжению, транспорту).

В состав транспортного отдела входят бюро:

1) планово-диспетчерское бюро;

2) планово-нормативное бюро;

3) техническое бюро;

4) бюро учета.

Основными функциями транспортной службы предприятия являются:

1) перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные и экспедиционные операции;

2) планирование потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;

3) оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;

4) обеспечение производственных процессов транспортными средствами;

5) организация технического обслуживания и ремонта транспорта;

6) организация приобретения новых транспортных средств, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.

Транспортное хозяйство завода включает в себя:

Транспортные средства завода, осуществляющие внешние и внутренние перевозки;

Устройства общезаводского назначения (гаражи, ремонтные мастерские).

Применяемые на заводах транспортные средства классифицируются следующим образом (рисунок 10.2).

Рисунок 10.2 – Классификация транспортных средств предприятия

По способу действия различают следующие виды транспортных средств:

1) непрерывные транспортные средства – массовое и крупносерийное производство;



2) прерывные транспортные средства – единичное и мелкосерийное производство.

По характеру перемещения грузов непрерывные транспортные средства подразделяются следующим образом:

1) конвейеры;

2) гравитационные транспортные средства;

3) специальный транспорт.

По характеру перемещения грузов прерывные транспортные средства подразделяются так:

1) железнодорожные транспортные средства;

2) безрельсовые транспортные средства;

3) подъемно-транспортное оборудование

Различают внешнюю и внутреннюю транспортировку грузов. Внутренняя транспортировка подразделяется на межцеховую и внутрицеховую. Внутризаводская и частично внешняя транспортировка грузов осуществляется с помощью различных транспортных средств, принадлежащих заводу (таблица 10.1).

Таблица 10.1 – Виды транспортировок грузов



Маршруты движения транспортных средств предприятия могут быть двух видов (рисунок 10.3):

2) кольцевой маршрут.

Маятниковые маршруты устанавливаются между двумя пунктами. Они могут быть:

Односторонними, когда транспортные средства двигаются в одну сторону с грузом, а в другую - без груза;

Двухсторонними - грузы транспортируются в обоих направлениях;

Веерными.

Кольцевые маршруты устанавливаются при обслуживании ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного пункта к другому. Кольцевой маршрут может быть с равномерно нарастающим и уменьшающимся объемом груза.

Рисунок 10.3 – Маршруты движения транспортных средств на предприятии

Для правильного и бесперебойного перемещения грузов необходимо обеспечить основные и вспомогательные цехи и транспортный цех необходимым числом транспортных средств. Потребность в определенных видах транспортных средств определяется путем расчета следующих показателей:

1) номенклатура транспортируемых грузов;

2) грузовой поток;

3) грузооборот цеха и предприятия.

Грузовой поток - это количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между пунктами погрузки и выгрузки.

Грузооборот - количество грузов, подлежащих перевозке за определенный период времени (год, квартал, месяц, сутки, смену). Грузовой оборот завода равен сумме отдельных грузовых потоков.

Грузооборот предприятия рассчитывается на основе грузооборотов цехов и общезаводских складов в виде шахматной ведомости. Она дает наглядную картину грузооборота и служит для определения количества транспортных средств по соответствующим маршрутам (таблица 10.2).

Таблица 10.2 – Шахматная ведомость грузопотоков предприятия

Получатель Отправитель
Железнодорожная станция Общезаводской склад Цех 1 Цех 2 Цех 3 Склад отходов Итого отправлено
Железнодорожная станция - 10 000 - - - - 10 000
Общезаводской склад 7 500 - 2 000 8 000 - - 17 500
Цех 1 - - - 1 500 - 2 000
Цех 2 - - - - 7 500 2 000 9 500
Цех 3 - 7 500 - - - - 7 500
Склад отходов - - - - - - -
Итого получено 7 500 17 500 2 000 9 500 7 500 2 500 46 500

В шахматной ведомости отражаются все перемещения грузов:

По вертикали перечислены цехи-отправители и склады (железнодорожная станция);

По горизонтали в том же порядке указаны цехи-получатели и склады (железнодорожная станция).

Таким образом, каждый цех и склад представлен графой и строкой. Итоги граф показывают общее поступление грузов в данный цех, итоги строк - величину отправления грузов.

Сумма итогов граф или строк по всем цехам и складам отражает величину внутренних грузопотоков.

Исходя из схемы грузопотоков и объема перевозок, по каждой группе грузов выбирают транспортные средства и рассчитывают потребность в них.

Количество транспортных средств непрерывного действия n н (ед.) определяется по формуле:

,

где Q сут – суточный грузопоток, т;

P сут – суточная производительность единицы транспортного оборудования, т.

Суточная производительность транспортного оборудования Р сут (т) рассчитывается по формуле:

,

где F сут – суточный фонд времени работы транспортного оборудования, мин.;

Т ц – длительность цикла транспортировки (время погрузки, время пробега и время разгрузки), мин.

Планирование работы транспортного хозяйства предполагает три уровня:

1) технико-экономическое планирование;

2) оперативно-календарное планирование;

3) диспетчеризация.

Технико-экономическое планирование заключается в разработке годового плана с разбивкой по кварталам. При этом определяются показатели:

1) грузооборот и объем погрузочно-разгрузочных работ;

2) потребность в транспортных средствах;

3) потребность в кадрах и фонды заработной платы;

4) потребность в топливе (горючем) и смазочных материалах;

5) объемы ремонтных работ и потребность в запасных частях;

6) цеховые расходы.

Кроме того, составляются смета затрат по транспортному хозяйству и калькуляция себестоимости транспортных услуг.

Себестоимость транспортных услуг складывается из двух показателей:

Себестоимость транспортировки 1 т груза;

Себестоимость погрузки и выгрузки 1 т груза.

Оперативно-календарное планирование (ОКП) работы транспортного хозяйства состоит в разработке месячных программ и сменно-суточных заданий на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы. В зависимости от типа производства организация и сменно-суточное планирование транспортных работ изменяются (таблица 10.3).

Работа внешнего транспорта планируется на основе сведений о поступлении и отправке грузов, присылаемых отделами снабжения и сбыта.

Диспетчеризация транспортной работы заключается в следующем:

1) составление графиков и сменно-суточных заданий по перевозке грузов;

2) оперативное регулирование;

3) оперативный контроль их выполнения.

Таблица 10.3 – Особенности организации ОКП на предприятии

Тип производства Характеристика грузопотоков Формы организации оперативно-календарного планирования
1 Массовое и крупносерийное производство Грузопотоки являются относительно устойчивыми. Перевозка грузов организуется по постоянным маршрутам, а работа транспортных средств - по постоянному графику (стандартный план межцеховых перевозок грузов).
2 Серийное производство Грузопотоки менее устойчивы, чем в крупносерийном и массовом. Перевозки грузов организуются как по постоянным, так и по разовым маршрутам. На разовые маршруты цехи, склады и отделы накануне плановых суток подают транспортному цеху заявки на перевозку грузов. На основе чего диспетчер составляет сменно-суточное задание по перевозке грузов на следующий день. В нем указывается, как распределяются транспортные средства по отдельным участкам работы и разовым маршрутам.
3 Единичное и мелкосерийное производство Устойчивые грузопотоки отсутствуют. Перевозки грузов осуществляются в основном по разовым маршрутам. ОКП осуществляется как в серийном производстве.

Решение задачи повышения эффективности производства требует совершенствования организации транспортного хозяйства предприятия. Основными направлениями совершенствования транспортного хозяйства на предприятиях являются:

1) механизация и автоматизация транспортных операций;

2) использование унифицированной тары;

3) внедрение единой производственно-транспортной технологии;

4) специализация средств межцехового транспорта исходя из перевозимых грузов;

5) широкое внедрение контейнерных и пакетных перевозок;

6) внедрение автоматизированных систем управления транспортом.

К основным показателям работы транспортного хозяйства относятся:

1) коэффициент использования парка транспортных средств по времени - число часов фактической работы парка к фонду рабочего времени парка;

2) коэффициент использования пробега - пройденное расстояние с грузом в километрах, деленное на полный пробег с грузом и порожняком;

3) коэффициент использования тоннажа - фактическое количество перевезенного груза в тоннах, деленное на номинальную амортизацию оборудования, умноженную на число поездок;

4) себестоимость 1 машино-часа работы и простоя;

5) расход энергии (топлива);

6) расход смазочных и обтирочных материалов.

Загрузка...