Идеи. Интересно. Общепит. Производство. Руководство. Сельское хозяйство

Напоминание о соблюдении установленного предельного уровня соотношения. Вступил в силу закон о соотношение зарплат начальников и подчиненных. Обновления в регламенте заработных плат

Минтрудом России разъяснены отдельные вопросы, касающиеся установления соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников в Информации Минтруда России от 30 января 2017 года «Ответы на вопросы по применению Федерального закона от 03.07.2016 № 347 ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Сообщается о принятии Федерального закона от 03.07.2016 N 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» об обязательности установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платой работников следующих организаций:

Даны ответы, в том числе, на следующие вопросы:

  • в Федеральном законе N 347-ФЗ речь идет только об окладах работников и руководителей или должен будет учитываться общий доход тех и других (премии, бонусы и т.п.)?
  • какие организации не попадают под действие Федерального закона N 347-ФЗ?
  • какова должна быть предельная разница между среднемесячной заработной платой руководителя и среднемесячной заработной платой работников соответствующих организаций?
  • кто осуществляет контроль за исполнением Федерального закона N 347-ФЗ в части соблюдения установленного предельного соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников?

Информация Минтруда России от 30 января 2017 г.

«Ответы на вопросы по применению Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»»

1.Какие государственные учреждения и предприятия попадают под действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в части установления соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников? Муниципалитеты, мэрии городов и т.п. подпадают под действие этого закона?

Принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» об обязательности установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров (далее – руководители) и среднемесячной заработной платой работников следующих организаций:

  • государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Данный закон не регулирует соотношения в оплате служащих и руководителей органов государственного управления и местного самоуправления (в т.ч. мэрий и т.п.).

Для служащих органов государственного управления и органов местного самоуправления всех уровней законодательством (Федеральными законами от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и от 2.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») предусмотрено установление конкретных размеров должностных окладов и других выплат соответствующими нормативными актами (для федеральных служащих – указами Президента РФ, служащих органов власти субъектов РФ – актами субъектов РФ, муниципальных служащих – актами органов местного самоуправления).

2.Речь идет только об окладах работников и руководителей или должен будет учитываться общий доход тех и других (премии, бонусы и т.п)?

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ говорит об обязательном установлении предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, государственных и муниципальных учреждений и предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, и среднемесячной заработной платы работников таких организаций (без учета зарплаты соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера).

Что такое «заработная плата» определено статьей 129 Трудового кодекса. Заработная плата включает вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, оплату по окладам, тарифным ставкам, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (премии и иные).

Для того, чтобы единообразно рассчитывались соотношения в оплате работников учреждений и предприятий как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, порядок расчета утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 г. № 1339 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Соответствующие дополнения внесены в известный всем кадровикам порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922.

3.Какие организации не попадают под действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ?

Действие Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ распространяется на руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров:

  • государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий (втом числе казенных);
  • государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В соответствии с ч. 3 ст. 145 ТК РФ без учета предельного соотношения могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров фондов, учреждений, предприятий включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

На федеральном уровне соответствующие перечни, утверждены распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2627-р и от 12 декабря 2015 г. № 2555-р.

В указанные перечни включаются организации, выпускающие продукцию или оказывающие услуги, имеющие особую значимость, масштабность, уникальность, а также стратегическое значение.

4.Согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ какова должна быть предельная разница между среднемесячной заработной платой руководителя и среднемесячной заработной платой работников соответствующих организаций?

Закон не устанавливает величину предельного соотношения, он ввел обязательность установления такого соотношения учредителями предприятий и учреждений в рамках размеров, которые устанавливаются:

  • по федеральным организациям – Правительством Российской Федерации;
  • по организациям субъектов Российской Федерации и муниципальным организациям – нормативными правовыми актами соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В настоящее время такие предельные размеры установлены:

  • для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и предприятий в кратности от 1 до 8 (постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016г. № 1339, изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 и от 2 января 2015 г. № 2);
  • для председателей государственных внебюджетных фондов в кратности до 10, для их заместителей, главных бухгалтеров в кратности до 8 (постановление Правительства Российской Федерации 29 ноября 2016 г. №1259).

До принятия данного закона сложилась практика ограничения соотношений зарплат руководителей и работников в учреждениях социальной сферы. Так, по данным регионов в 94% учреждений социальной сферы соотношение не превысило 4 раза.

Кроме того, принято постановление Правительства Российской Федерации 28 декабря 2016 г. № 1521 «Об утверждении Правил размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий». Согласно данному постановления Информация о среднемесячной заработной платы руководителя должна размещаться в сети «Интернет» не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.

5.Кто осуществляет контроль за исполнением Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ в части соблюдения установленного предельного соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников?

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ предусматривается ответственность руководителя за несоблюдение предельного соотношения среднемесячных заработных плат заместителей руководителя и главных бухгалтеров и среднемесячных зарплат работников организаций. Данное нарушение включено в основания прекращения трудового договора с руководителем организации.

Ответственность за несоблюдение предельного соотношения зарплаты руководителя и работников несет учредитель в порядке, установленном действующим законодательством (дисциплинарная ответственность — замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение (ст. 192 ТК РФ, ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе в части соблюдения Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ осуществляется соответствующими государственными органами осуществляющими надзор и контроль законодательства Российской Федерации (например, Прокуратура, Счетная палата), а также государственными и муниципальными органами в отношении подведомственных организаций.

Возьмём, например, учителей. Средняя зарплата в школе сейчас 32 тысячи. Значит, директор, заместитель и бухгалтер могут получать по 256. Если больше - уволят. Но нужно ли больше, при такой разнице? Об этом сейчас много споров. Если поправки должны были ликвидировать неравенство, то не много ли это - восьмикратный оклад. В Европе, для сравнения, директору добавляют только 30 процентов. Наш корреспондент Андрей Ивлев разбирался в денежной арифметике:

В аудиториях Московского физико-технического института привыкли говорить языком цифр. Даже тогда, когда речь заходит о степени удовлетворения зарплатой.

Максим Балашов, профессор кафедры высшей математики, доктор физико-математических наук: «Степень недовольства - 25 процентов. Довольства - 75».

Совсем недавно крупнейший национальный исследовательский университет страны оказался в центре скандала. Преподаватели жаловались на низкие зарплаты и требовали более прозрачного распределения средств. Сегодня ситуация изменилась.

Дмитрий Зубцов, проректор по учебной работе и экономическому развитию Московского физико-технического института: «Это и позиция ректората. Николай Николаевич всегда подталкивал и меня, и моих коллег к тому, чтобы мы учитывали фактор, что мы не должны отрываться от, так сказать, коллектива».

Впрочем, не все руководители считают, что отрываться от коллектива это нехорошо. Куда печальнее ситуация в школах.

Всеволод Луховицкий, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель»: «Для любого директора, заинтересованного не только в пользе школы, но и в своём личном заработке, самый простой и логичный способ - сделать, чтобы у него работало меньше учителей. Каждый из них будет получать, соответственно, побольше зарплату, и таким образом, если эта зарплата будет кратная, он тоже будет получать больше зарплату».

Арифметику доходов начальников и подчинённых сейчас изучает прокуратура на примере республиканской больницы имени Семашко в Симферополе. Здесь своим заработком отличились главный бухгалтер и несколько заместителей главврача. Такое поведение сравнил с хамством глава Крыма Сергей Акёснов.

Сергей Аксёнов, глава Республики Крым: «Замы главврача. Вот там один главврач. Май - 507. Июнь - 270. Июль - 760. Ну, неплохо, да, как бы работают по нынешней ситуации. Это хамство высшей категории, аморальный поступок, основанный, прежде всего, на том, что средний медицинский персонал, медсёстры и все остальные получают в десятки раз меньше»

Для медиков зарплаты - вообще больная тема. Финансовые скандалы, словно злокачественные опухоли, в конце прошлого года возникали в больницах Хабаровского края. Симптомы одни и те же: пока хирурги и терапевты сводили концы с концами, получая копейки, руководство совсем не бедствовало, зарабатывая в десять, а то и в 13 раз больше подчинённых.

Александр Балтак, врач: «Мы зарабатываем деньги для больницы! Мы зарабатываем! Не юрист, не секретарь, не компьютерщик, не завхоз! Зарабатывает медицинское сословье — доктора, врачи, фельдшера! Но почему то у них зарплата выше нашей!».

Зарплатную терапию экстренно, как обычно бывает в таких случаях, пришлось проводить сотрудникам прокуратуры. Чтобы избежать рецидивов, и не только в медицинской сфере, отныне доходы начальников всех госструктур будут зависеть от заработка подчиненных. Соотношение: один к восьми. То есть, если рядовые сотрудники получают мало, то и руководитель не вправе шиковать. Поправки в Трудовой кодекс уже вступили.

Марина Маслова, директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России: «Размеры конкретные таких предельных соотношений устанавливаются для федеральных организация правительством РФ, для организация регионального подчинения - органами власти субъектов».

О разумном соотношении зарплат руководителей и подчинённых не раз говорили и члены Общероссийского народного фронта во время встречи с Президентом Владимиром Путиным. Законопроект был принят депутатами Госдумы.

Михаил Тарасенко, первый заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов: «Этот вектор, прежде всего, говорит о прозрачности, он обязывает всех руководителей публиковать данные о средней заработной плате, системе Интернета. Это уже прозрачность. Это уже первый шаг к тому, чтобы за прозрачностью пошли и справедливые решения».

Новшества, впрочем, не коснутся госкомпаний, которые являются естественными монополиями, а также некоторых заведений культуры, где гонорар определяют талант и признание публики. Преподаватели Московского физтеха новый закон поддержали. Говорят: теперь главное, чтобы исполнялся.

Андроник Арутюнов, ассистент кафедры высшей математики МФТИ: «Этот закон хорош и осмысленен, если это ограничение не будет производиться за счёт преподавателей. Очень часто из этих законов делают логичный вывод: если зарплата руководителя такая, то у сотрудников должна быть такой-то».

Игнорировать правила не получится. Начальников, которые не захотят умерить аппетиты, будут увольнять. На помощь надзорным органам, контролирующим исполнение закона, готовы прийти эксперты общероссийского народного фронта. Свою проверку вправе организовать и сами работники. Однако, для многих из них, конечно, важнее их собственная зарплата. Если она достойна, то, наверное, уже и не так важно, сколько получает начальник.

Каждый работник желает получать достойную заработную плату. Безусловно, реализуя принцип справедливости при ее начислении, нельзя исключить определенный субъективный подход.

Государством для исключения такого подхода предусмотрена обязательность установления руководителю организации независимо от формы собственности коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя организации и средней заработной платы по организации в целом.

Данный материал позволит не допустить ошибок при расчете названного коэффициента.

Оплата труда руководителей организации в первую очередь зависит от результатов ее финансово-хозяйственной деятельности. Усиливая такую зависимость, Правительство установило норму, требующую соблюдения коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя организации и средней заработной платы по организации в целом (далее - коэффициент соотношения).

Справочно: данная норма действует с 1995 г.

Коэффициент соотношения зарплат следует соблюдать всем организациям независимо от формы собственности

Коэффициент соотношения независимо от формы собственности организации не может превышать 8,0 (постановление Совета Министров РБ от 25.07.2002 № 1003 (далее - постановление № 1003)).

При этом предусмотрено, что решение об установлении конкретного размера коэффициента соотношения принимается:

В отношении руководителей государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, включая банки:

до 6,0 включительно - органом, заключившим контракт. При этом для руководителей организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, этот коэффициент согласовывается с органом, осуществляющим владельческий надзор;

свыше 6,0 и до 8,0 включительно - в порядке, изложенном выше, по согласованию с Премьер-министром;

В отношении руководителей иных организаций - органом, заключившим контракт.

Важно! Коэффициент соотношения не устанавливают:

Генеральным конструкторам - руководителям организаций;

Руководителям организаций, которым условия оплаты их труда определены в соответствии с нормами Указа Президента РБ от 23.01.2009 № 49 "О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг)";

Руководителям организаций, которым согласно законодательству установлены должностные оклады в кратных размерах от уровня среднемесячной заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности, коэффициент соотношения их средней заработной платы и средней заработной платы по организации в целом не устанавливается (подп. 2.2 п. 2 постановления № 1003).

Составляем расчет коэффициента соотношения зарплат

Расчет коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы по организации в целом следует производить нарастающим итогом с начала года (подп. 2.1 п. 2 постановления № 1003).

Для правильного расчета коэффициента необходимо применять нормы Инструкции о применении Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 20.09.2002 № 122 (далее - Инструкция).

При расчете коэффициента заработную плату руководителя исключайте из фонда заработной платы работников организации.

Если руководитель назначен на должность в течение года или в контракт, заключенный с ним, вносятся изменения в части установления коэффициента соотношения, расчет производите нарастающим итогом начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором заключен (изменен) контракт.

Расчет коэффициента соотношения представим в следующем виде.

Такие показатели, как фонд заработной платы работников, среднесписочная численность работников, среднемесячная заработная плата, определяются в данном случае в соответствии с Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденными постановлением Минстата РБ от 29.07.2008 № 92.

Эти выплаты не учитываем при расчете коэффициента

При расчете коэффициента соотношения не учитывайте:

Государственные премии, установленные Президентом;

Единовременные поощрения (вознаграждения), выплаченные руководителю за награждение в установленном порядке государственными наградами, нагрудными знаками, почетными грамотами, независимо от источника их выплаты;

Надбавки, установленные в соответствии с частями второй и третьей п. 6 Инструкции.

Справочно: руководителям эффективно работающих организаций, приобретших в порядке, определенном законодательством, в результате реорганизации, приобретения (безвозмездной передачи) предприятия как имущественного комплекса права и обязанности убыточных организаций, может дополнительно устанавливаться на период не более 2 лет надбавка за увеличение объемов управленческого труда в размере не более 30 % оклада руководителя, образованного в соответствии с п. 5 Инструкции (часть вторая п. 6 Инструкции).

Руководителям уполномоченных организаций финансово-промышленных и иных хозяйственных групп по решению собственника имущества либо органа, заключившего контракт, может дополнительно устанавливаться надбавка за руководство финансово-промышленной и иной хозяйственной группой в размере не более 30 % оклада руководителя, образованного в соответствии с п. 5 Инструкции (часть третья п. 6 Инструкции);

Премия либо вознаграждение, выплаченные руководителю организации, занесенной на Республиканскую доску Почета или признанной победителем в соревновании (конкурсе), связанном с производственной деятельностью организации, проводимом на республиканском, областном, городском, районном и отраслевом уровнях, в размере, не превышающем за отчетный год в сумме по всем указанным основаниям независимо от источника выплаты оклада руководителя, образованного в соответствии с п. 5 Инструкции;

Единовременная премия либо вознаграждение, выплаченные руководителю за обеспечение подготовки и проведения республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села "Дажынкi", независимо от источника их выплаты;

Выплаты, предусмотренные подп. 9.2 и 9.3 п. 9 Инструкции;

Справочно: руководителям могут выплачиваться:

Годовой бонус - единовременное поощрение за выполнение организацией установленных органом, заключившим контракт, показателей прогноза социально-экономического развития в целом за отчетный год. Выплата годового бонуса производится после подведения итогов работы организации за отчетный год в размере не менее 12 окладов руководителя, образованных в соответствии с п. 5 Инструкции, в порядке и на условиях, определенных органом, заключившим контракт (подп. 9.2 п. 9 Инструкции);

Материальная помощь при предоставлении трудового отпуска в размере не более 2 окладов руководителя, образованных в соответствии с п. 5 Инструкции. При этом руководителю сверх материальной помощи, выплаченной при предоставлении трудового отпуска, может быть выплачена материальная помощь в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, юбилеем, смертью супруги (супруга), близкого родственника, уходом на пенсию и по иным значимым событиям в жизни человека, если эти основания предусмотрены в коллективном договоре либо ином локальном нормативном правовом акте, принятом в порядке, установленном законодательством (подп. 9.3 п. 9 Инструкции).

Выходное пособие, выплачиваемое в соответствии с законодательством;

Пособие по временной нетрудоспособности и другие выплаты за счет средств государственного социального страхования;

Выплаты за преподавательскую, научную или медицинскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством;

Выплаты за творческую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, в размере, не превышающем одного среднемесячного заработка в год;

Вознаграждения за создание, использование, содействие созданию и использованию объектов права промышленной собственности;

Оплата за руководство практикой студентов и учащихся;

Выплаты, произведенные организацией в порядке возмещения расходов по оплате коммунальных услуг, найму жилья;

Денежная компенсация за неиспользованный трудовой отпуск.

Порядок включения премий в расчет коэффициента

При расчете коэффициента соотношения следует учесть, что:

Премии, выплачиваемые руководителю поквартально, и краткосрочные бонусы учитываются в квартале, в котором производится их фактическая выплата, помесячно в размере 1/3;

Часть премий, зарезервированная в соответствии с частью первой п. 8 Инструкции, учитывается в полугодии, в котором производится ее фактическая выплата, помесячно в размере 1/6.

Недоначисленные в целях соблюдения коэффициента соотношения выплаты резервируются и могут быть выплачены в конце года, если позволяет коэффициент соотношения, только по согласованию с органом, заключившим контракт.

Пример

В мае выплачена премия руководителю организации по итогам работы I квартала в сумме 1 200 000 руб. По лицевому счету премия отражена в апреле. Работники организации премируются помесячно. При расчете коэффициента соотношения премия, выплаченная руководителю, учитывается во II квартале помесячно в сумме 400 000 руб.

Считаем среднесписочную численность работников правильно

При расчете среднесписочной численности работников следует учесть, что из численности работников списочного состава исключаются следующие категории работников:

Находящиеся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до 3 месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

Не явившиеся на работу вследствие временной нетрудоспособности или ухода за больными, неявки которых оформлены листками нетрудоспособности или справками, за все календарные дни болезни. Если последний день болезни приходится на последний рабочий день недели (например, пятницу) или предпраздничный день (например, 7 марта), то при исчислении среднесписочной численности в последующие выходные и праздничные дни эти работники включаются;

Находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с обучением в учреждениях образования в соответствии с законодательством о труде Республики Беларусь, а также для прохождения вступительных испытаний при приеме в учреждения образования для получения среднего специального и послевузовского образования;

Находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы, кроме находящихся в отпусках, предоставляемых по инициативе нанимателя. Работники исключаются из среднесписочной численности за все календарные дни неявок на работу;

Находящиеся под следствием до вынесения приговора суда. Если работник приговором суда не осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, то он включается в среднесписочную численность с первого дня невыхода на работу;

Больные хроническим алкоголизмом, помещенные на лечение в наркологические отделения психиатрических (психоневрологических) учреждений;

Работники-доноры за дни сдачи крови и ее компонентов, а также предоставленные после этого дополнительные дни отдыха.

Предельные соотношения зарплат руководителей и работников: изучаем новые требования

Как известно, ограничение в отношении зарплат действует и сейчас, но оно применяется далеко не ко всем учреждениям.

Во-первых, о предельном соотношении зарплат руководителей и остального персонала говорится в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее – Положение № 583). То есть соотношения, которые определяются в кратности от 1 до 8, должны соблюдаться учреждениями федерального уровня, причем только бюджетными и казенными. Нормы п. 9 Положения № 583 о действии предельных «порогов» не распространяются на автономные учреждения. Для субъектов РФ и тоже не существует предписаний о применении предельных соотношений именно в отношении АУ.

Во-вторых, на федеральном уровне ограничения касаются руководителей учреждений, в то время как другой управленческий персонал указанные нормы не затрагивают. В регионах и муниципалитетах может складываться иная практика, но она все же не имеет повсеместного

Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 347-ФЗ, который внес изменения в трудовое законодательство. Согласно ст. 145 ТК РФ предельные соотношения в ближайшем будущем должны соблюдаться учреждениями всех уровней подчинения и всех типов (в том числе АУ), а действовать эти соотношения станут как для руководителей, так и для их заместителей и

Конкретные соотношения среднемесячной зарплаты руководящего состава и остальных работников учреждений должны установить органы-учредители. Предельные же планки этих соотношений утверждаются нормативными правовыми актами соответствующего уровня:

  • в отношении федеральных государственных учреждений – Правительством РФ;
  • в отношении государственных учреждений регионального подчинения – субъектами РФ;
  • в отношении муниципальных учреждений – органами местного самоуправления.

Для федеральных учреждений данный документ разработан – проект постановления Правительства РФ, вносящий поправки в том числе в Положение № 583, опубликован на федеральном портале regulation.gov.ru и уже прошел общественное обсуждение. Что же предлагают законодатели?

Изменения для федеральных учреждений

В проекте постановления сказано, что порядок установления предельного уровня соотношения среднемесячной зарплаты руководящего звена и рядового персонала обязателен для всех федеральных учреждений, даже если на них не распространяется действие других пунктов Положения № 583. Сам же предельный уровень планируется сохранить (согласно п. 9 Положения № 583 он определяется в кратности от 1 до 8), но при этом обязанность соблюдать его появится и у федеральных автономных учреждений.

При среднемесячных зарплат необходимо будет учитывать все источники обеспечения, за счет которых формировались указанные зарплаты, а данные для определения их соотношения будут браться за календарный год. Это касается всех трех руководящих должностей, а также остальных сотрудников.

Впрочем, в отношении первых лиц учреждений предлагается утвердить дополнительные требования. Как следует из норм рассматриваемого проекта, при установлении руководителю ФГУ условий оплаты труда федеральный орган должен будет обеспечить непревышение предельного уровня соотношения. То есть зарплата руководителя учреждения даже с учетом максимального размера премии, начисляемой по итогам работы, должна отвечать требованию о непревышении, при этом для получения максимальной премии руководителю нужно выполнить все показатели эффективности деятельности учреждения. Кроме того, в абз. 1 п. 9 Положения № 583 (в редакции проекта постановления) отдельно оговаривается, что выплаты стимулирующего характера, начисляемые руководителю ФГУ, зависят от результатов достижения за соответствующий период показателей эффективности деятельности учреждения и непосредственно руководителя.

Зарплата руководителя федерального учреждения даже с учетом максимального размера премии, начисляемой по итогам работы, должна отвечать требованию о непревышении предельного «порога».

Отметим, что похожие нормы об увязке стимулирующих выплат с достижением установленных показателей эффективности содержатся в пп. «в» п. 11 типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329. В пункте 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год (утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015) тоже говорится, что стимулирующие выплаты руководителям учреждений следует производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом-учредителем. Таким образом, в Положении № 583 будут дополнительно закреплены принятые ранее правила и соблюдение их станет обязательным (в настоящее время эффективность работы руководителя учитывается при начислении ему стимулирующих выплат, но напрямую на премию не влияет).

А вот основание для превышения предельного уровня соотношения зарплат планируется сохранить. Как сказано в абз. 6 п. 9 Положения № 583 (в действующей редакции), решение о превышении «порога» может принять орган-учредитель в отношении руководителя федерального учреждения, которое входит в соответствующий перечень. С принятием проекта постановления в список исключений смогут попасть и федеральные автономные учреждения. Содержание перечня планируется пересматривать не реже одного раза в два года. Однако превысить предельный «порог» по-прежнему сможет только зарплата руководителя – о заместителях руководителя и главных бухгалтерах в предлагаемой норме не говорится.

Порядок расчета соотношения зарплаты

Соотношение среднемесячной зарплаты руководства и остального персонала учреждений должно рассчитываться на основании порядка, утверждаемого Правительством РФ. В связи с этим рассматриваемый проект вносит соответствующие поправки в Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка средней заработной платы» (далее – Постановление № 922) – в него планируется включить и указанный порядок расчета. Причем данный порядок будет единым для всех учреждений (федерального, регионального и муниципального уровня).

Из проекта документа следует, что соотношение зарплат определяется по итогам календарного года. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера учреждения. В то же время в проекте отмечается, что при проведении данной процедуры в отношении руководителя не должны учитываться как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной зарплате остальных сотрудников работники всех трех руководящих должностей.

Превышение предельных «порогов», установленных в отношении заместителя руководителя и главного бухгалтера, чревато последствиями для первого лица учреждения.

Если руководитель, его заместитель или главбух работают по совмещению профессий (должностей), при расчете соответствующего соотношения фактически начисленная зарплата учитывается в целом – как по основной работе, так и при совмещении. Если же заместитель руководителя, главный бухгалтер (обратите внимание: руководитель здесь не назван) работает по совместительству, при расчетах берется только фактически начисленная зарплата по должностям заместителя или главбуха.

В свою очередь, при определении среднемесячной зарплаты работников учреждения станут учитываться:

  • начисленная зарплата за отработанное время (включая стимулирующие выплаты по итогам работы), а также выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
  • выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков, а также для других случаев, предусмотренных ТК РФ.

Сама процедура расчета соотношения для трех руководящих должностей будет одинакова.

1. Рассчитывается среднемесячная зарплата остальных сотрудников. Это делается путем деления фактически начисленной зарплаты работников списочного состава на среднюю численность указанных работников за соответствующий календарный год и на 12 (количество месяцев в году).

2. Определяется среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера): фактически начисленная зарплата за календарный год делится на 12 (количество месяцев в году). Если руководства учреждения отработал не полный календарный год, расчет производится исходя из фактически отработанных им полных календарных месяцев.

3. Высчитывается соотношение – среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату работников.

Раскрытие информации о зарплате

Необходимость соблюдать предельные «пороги» зарплат в отношении управленческого персонала – не единственное требование, которое надо выполнять с начала 2017 года. Учреждениям нужно еще и о зарплатах своих руководящих работников. В силу ст. 349.5 ТК РФ эти сведения должны публиковаться на органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя. По решению учредителей данная информация может размещаться и на сайтах самих учреждений.

К сведению

В настоящее время обязанность раскрывать свои доходы существует только у руководителей государственных и муниципальных учреждений, но она выполняется в несколько иной форме. В силу ч. 4 ст. 275 ТК РФ и ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» первые лица учреждений должны представлять учредителю справку о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (собственных и членов семьи).

Порядок опубликования сведений о среднемесячной зарплате руководителя, его заместителя, главного бухгалтера учреждений устанавливается нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления. На федеральном уровне такой документ разработан – проект постановления Правительства РФ размещен на портале regulation.gov.ru.

Согласно названному проекту сведения о зарплатах необходимо будет выложить в свободном доступе на сайте в течение I квартала года, следующего за отчетным. Информацию нужно размещать в специально созданном для этого тематическом разделе, ссылка на который должна присутствовать на главной странице официального сайта учредителя.

В публикуемых сведениях нужно указать полное наименование федерального учреждения, должность, занимаемую руководящим работником, его фамилию, имя и отчество. В то же время здесь запрещено раскрывать сведения, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные контактные данные управленческого персонала учреждений, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или имеющие конфиденциальный характер.

Заключение

Хотя рассмотренные проекты документов адресованы только федеральным учреждениям (за исключением разработанных поправок в Постановление № 922), содержащиеся в них нормы полезно изучить руководителям учреждений всех уровней подчинения. Ведь субъекты РФ и муниципальные образования при издании нормативных актов аналогичного содержания, как правило, ориентируются на федеральные примеры. Тем более что основные нормы, которые впоследствии развиваются в проектах постановлений, прописаны в ТК РФ, а значит, относятся ко всем публично-правовым образованиям.

Чтобы государственные и муниципальные учреждения (в том числе автономные) смогли выполнить новые требования, «на местах» должна быть создана соответствующая подзаконная база:

  • нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и остальных работников государственных (муниципальных) учреждений (и иных организаций госсектора);
  • правовой акт органа-учредителя, определяющий конкретное соотношение зарплат для подведомственных учреждений;
  • нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий порядок о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководящих работников учреждений (и иных организаций госсектора), представления указанными лицами этой информации.

Сами же расчеты соотношения зарплат будут выполняться на основании единого порядка.

Таким образом, в начале 2017 года учреждения должны произвести соответствующие расчеты по данным за 2016 год и направить эти сведения органу-учредителю. Превышение установленных предельных «порогов» чревато последствиями для первого лица учреждения. В силу ст. 278 ТК РФ несоблюдение соотношения среднемесячной зарплаты заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера и остальных работников может повлечь расторжение трудового договора с руководителем.

«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

В настоящее время в такой перечень входят только бюджетные и казенные учреждения – см. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р «Об утверждении перечня федеральных бюджетных и казенных учреждений, в котором предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения может быть увеличен».

«О порядке размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий».

С 1 января 2017 г. начинают действовать изменения в ТК РФ в части выплаты заработной платы. В соответствии с этими изменениями отдельные организации должны устанавливать зарплату руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру, учитывая соотношение их зарплат с зарплатами других работников. Такое положение закреплено в ч.2 ст.145 ТК РФ. Кроме того, руководители, их заместители, главные бухгалтеры теперь должны будут размещать информацию о своей среднемесячной заработной плате в Интернете. За несоблюдение требования закона о соотношении зарплат с руководителем должен быть расторгнут трудовой договор, что закреплено в п. 1 ч. 2 ст. 278 ТК РФ.

На кого распространяются требования закона о соотношении зарплат

Определять максимальный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной зарплаты работников должны:

  1. Организации государственного сектора (федеральные, муниципальные учреждения и учреждения субъектов РФ).
  2. Унитарные предприятия

Для остальных ограничения для определения размеров зарплат закон не устанавливает.

Кроме того, это правило не действует, если учреждение включено в специальный перечень по решению Правительства, властей субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Кто обязан установить соотношение зарплат

Соотношение среднемесячных зарплат должен определить учредитель организации. При определении соотношения учредитель должен ориентироваться на уровень, который установит Правительство РФ, региональные власти или органы местного самоуправления.

Расчет среднемесячной зарплаты

Для определения соотношения зарплат, следует среднемесячную зарплату руководителя разделить на среднемесячную зарплату работников учреждения.

Для этого нужно поделить фактически начисленную за календарный год зарплату на 12. При расчете зарплат учитываются все источники финансирования.

Если руководитель отработал неполный календарный год, расчет среднего заработка производите исходя из фактически отработанных полных календарных месяцев.

Если руководитель совмещает должности, то нужно учитывать и оплату по основной работе, и доплату за совмещение.

Если заместитель руководителя или главный бухгалтер работают по совместительству, то при расчете учитывается только заработная плата по должности зама или главбуха.

Затем рассчитывается среднемесячный заработок работников.

В расчет включается:

  1. зарплата, начисленная за отработанное время, в т. ч. стимулирующие выплаты по итогам работы;
  2. выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в частности районные надбавки;
  3. суммы, рассчитанные из среднего заработка, в частности отпускные.

Следующим шагом нужно заработную плату, фактически начисленную штатным сотрудникам, разделите на их среднюю численность за календарный год и на 12.

Руководитель, его замы, главный бухгалтер в списочный состав работников не включаются и их заработок при определении зарплаты фактически начисленной работникам не учитывается.

Предельный уровень соотношения зарплат

В настоящее время предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя федерального бюджетного и казенного учреждения и средней зарплаты работников этого учреждения установлен в кратности от 1 до 8. Пока этот предел менять не планируется.
На региональном и местном уровнях предельное соотношение заработной платы руководителей и работников учреждений определяют нормативные акты субъектов РФ и муниципальных образований.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений рекомендовала всем организациям определять максимальное соотношение зарплат руководства и работников в кратности от 1 до 8 Однако, региональные и местные власти применяют данные рекомендации не всегда.
Для расчета предельного уровня соотношения зарплат вместо показателя «средняя заработная плата» используется «среднемесячная заработная плата». ВЫ настоящее время Минтруд разработал проект постановления Правительства РФ в котором планируется внести изменения в постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Минтруд России предлагает утвердить порядок расчета соотношения среднемесячных заработных плат. Такой расчет нужно производить:

  • по итогам календарного года;
  • отдельно по должностям руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера.
  • С 4 июля 2016 г. руководители, их замы и главбухи компаний, устанавливающих предельное соотношение среднемесячных зарплат, обязаны размещать в Интернете сведения о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате. Эти сведения публикуют на официальном сайте учредителя, или – по его решению – на сайте организации.

Порядок размещения данных о среднемесячной зарплате будет установлен Правительством РФ, региональными властями и органами местного самоуправления.

Ответственность руководителя

В ст. 278 ТК РФ появились новые основания для расторжения трудового договора с руководителем:

  1. за нарушение предельного уровня соотношения среднемесячных зарплат при установлении оплаты труда заместителю руководителя организации и главному бухгалтеру;
  2. иные основания, предусмотренные трудовым договором.

По смыслу указанных норм указанные работники подлежат увольнению за несоблюдение правила о соотношении зарплат.

Загрузка...