Идеи. Интересно. Общепит. Производство. Руководство. Сельское хозяйство

Виталий бианки три весны краткое содержание. Рассказы о весне для школьников. Три весны. Как велась работа над произведением

Прилетела красавица Весна на лебединых крыльях, - и вот стало шумно в лесу! Снег рушится, бегут-журчат ручьи, льдинки в них позванивают, в ветвях ветер насвистывает. И птицы, птицы щебечут, поют-заливаются, ни днём, ни ночью покоя не знают!

А Дед Мороз недалёко ушёл, - он всё слышит.

«То ли дело, - думает, - при мне было. Тишина в лесу, только деревья покряхтывают. Поди, всем надоел весенний-то гам. Будут рады теперь, коли вернусь».

Пробрался ночью в лес, схоронился под тёмной елью.

Вот зорька занялась. И слышит Дед Мороз: бежит по лесу Заяц, притоптывает, в голос кричит.

«Плохо пришлось Заиньке, - думает Дед Мороз. - Снег-то, почитай, весь сошёл, земля серая, а он беленький, - всяк его видит-ловит. Совсем ополоумел косой со страху».

Глядь - выскочил Заяц на тропочку. Только он уж не белый: серый Заяц.

За ним товарищи - такие же серые зайцы. Кричат, притоптывают, один через другого скачут.

Дед Мороз и рукава развёл:

Что такое Весна делает! Заяц товарищей со всего леса созвал. Верещит. Чехарду затеял - совсем страх потерял!

Проскакали мимо весёлые зайцы.

Зорька ярче.

И видит Дед Мороз: сидит на лугу у опушки Косач-Тетерев, чёрный, как уголь.

«Вот кому беда припала, - думает Дед Мороз. - Ведь он у меня под снегом ночевал. Теперь снегу нет, а лес ещё голый стоит. Негде Косачу спрятаться, покой найти - ни на земле, ни на дереве».

А Косач и не думает прятаться: к нему тетёрочки на опушку слетаются, а он-то перед ними красуется, звонким голосом бормочет:

Чуф-ши! Чуф-ши! Красны брови хороши! Хвост-косицы подниму, круты крылья разверну!

К нему товарищи на луг слетаются. А он их задирает:

Чуф-шу! Чуф-шу! Выходите на левшу! Я вам перья причешу! Подпрыгнул, - сшиблись, - только пух летит!

«Что Весна делает-то! - Мороз думает. - Мирная птица в драчку полезла. О покое и забыла».

Разгорелся день, - улетели тетерева с луга.

Идёт по лесу Медведь. Тощий.

«Каково-то тебе, косолапый? - думает Дед Мороз. - Небось плачешь по берлоге своей? Спал бы да спал в ней - и голода бы не знал».

А Медведь остановился, когтями из земли какие-то корешки выкопал - жуёт, похрюкивает от удовольствия: видать, сладкие на вкус корешки-то.

Дед Мороз пятернёй под шапку полез:

Что ты скажешь, - и этот Весне рад! Никто по мне не тужит. . Пойти спросить у неё, чем она всех с ума свела?

Вылез из-под ели, пошёл по лесу Весну разыскивать.

А красавица Весна сама ему навстречу идёт, вся в цветах разноцветных, вся в солнечном золоте. Говорит ему свирельным голосом:

Что, старый? На пляски да песни наши пришёл поглядеть? Или напугать кого задумал?

Напугаешь их!.. - кряхтит Дед Мороз. - Заяц и тот нынче страх потерял. И что ты сделала им такое, что все тебя славят, с ума посходили?

Улыбнулась красавица Весна:

А ты сам их спроси, чему они радуются.

Заиграла песню и с песней полетела над лесом, над лесом в зелёной дымке.

Отыскал Дед Мороз Зайца:

Ты чему рад?

Весне, Дедушка. Рад теплу, солнцу рад, травке шёлковой.

Ведь всю зиму зелёного росточка не видел, все осинки ободрал, горькую кору глодал. А травка-то сладенькая. Отыскал Дед Мороз Косача:

Ты чему рад?

Рад я крылья поразмять, удаль-силу показать. Чуф-ши! Чу ерши! Красны брови горячи, круты крылья хороши.

Отыскал Дед Мороз Медведя:

А ты чему рад?

Медведь застыдился, лапой закрылся, шепчет:

Цветочкам я, Дедушка, рад…

Ох-ох, насмешил, ох, распотешил! Красным девушкам впору цветам радоваться, не тебе, косолапому. Веночки из них, что ли, плести будешь? Я тебе - хочешь? - мешок цветов накидаю, всю землю ими покрою. Все беленькие - один к одному.

И ну трясти рукавом. А из рукава у него снежинки, снежинки, снежинки, - и закрутилась метелица хлопьями.

Медведь говорит:

Нет, старик! Твои цветы мёртвые. Не пахнут они и глаз не радуют. А у Весны-красавицы каждый малый цветочек - радость светлая, каждый счастье сулит. Ты придёшь - зиму лютую с собой приведёшь. Заяц, косач, медведь и веснаА Весна идёт - красно лето за собой ведёт. Каждый малый цветочек её мёд в себе копит, каждый летом ягоду нам обещает.

Помолчал Медведь и опять лапой закрылся.

А мы, - шепчет, - медведи-то, ба-альшие сластёны! Я зимой в берлоге сплю, снег да лёд надо мной, а сны мне всё про сладкое снятся, про мёд да про ягоды.

Ну, - сказал Дед Мороз, - коли уж ты, лохматый, о сладком мечтаешь, так мне и впрямь у вас делать нечего.

Рассердился и ушёл так далеко, что скоро Заяц, Косач да Медведь и совсем о нём забыли.

КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школо-интернат»

Конспект открытого занятия по внеклассному чтению. Рассказ В. Бианки «Три весны»

8 – 9 класс

Подготовила: Киушкина Любовь Федоровна, воспитатель высшей квалификационной категории

Новоалтайск, 2017 год.

Цель: создать условия для закрепления содержания рассказа.

Задачи:

Способствовать закреплению навыка свободного ориентирования в тексте и умения отвечать на вопросы;

Обогащать словарный запас воспитанников;

Развивать словесно – логическое мышление, через классификацию примет весны; критического мышления, через ответы на толстые и тонкие вопросы, составление кластера;

Следить за реализацией произносительных навыков;

Воспитывать интерес к чтению произведений о природе.

Оборудование: презентация, индивидуальные тексты, таблицы.

Словарь: лютая, суровая, ледяная, коварная.

План занятия.

    Организационный момент.

    Речевая зарядка.

    Психогимнастика. Цель: коррекция эмоциональной сферы.

    Работа над содержанием рассказа; составление кластера.

    Итог занятия.

    Рефлексия.

Ход занятия.

    Организационный момент. На занятии вы будете отвечать на вопросы, составлять кластер по содержанию рассказа. Я хочу, чтобы вы были внимательными, активными, грамотно отвечали на мои вопросы.

    Речевая зарядка. Дежурный звук Л

лю – ло – ле – ля – лу;

лю –лю – лютая;

ло – ало – холодная;

ле – ле – лебеди;

ля –ля – земля;

лу – лу – лужа.

Наступило потепление.

Стало тепло.

Прогрелась земля.

Весна начала наступление на крепкие, ледяные укрепления.

    Актуализация знаний прошлого занятия.

Как называется рассказ, который мы прочитали?

О каком времени года говорится в рассказе?

Скажите, какая была зима? (слайд 2)

Как вы понимаете слово «лютая»? (слайд 3)

Что хотела зима? (слайд 4)

Кто объявил войну зиме? (слайд 5)

Что делало солнце днем? (слайд 6,7)

Что делала зима ночью? (слайд 8, 9)

Прочитайте и скажите, как вы понимаете это предложение? (слайд 10, 11)

Чем похожа весенняя погода в этом году, на погоду в рассказе? (слайд 12)

Ира, спроси у Кости, как называется первая победа весны?

Юля, спроси у Вадима, как называется вторая победа весны?

Витя, спроси у Кирилла, как называется третья победа весны?

Ребята, что вы делали? (Отвечали на вопросы).

IV. Психогимнастика.

V. Работа над содержанием рассказа; составление кластера.

VI. Итог занятия.

Что вы делали на занятии? - Как называется рассказ, который мы закончили читать? – Кто автор рассказа? - Какие рассказы Виталия Бианки вы еще читали? - Вам нравятся рассказы Виталия Бианки? - Почему?

VII. Рефлексия «Весенняя полянка».

Посмотрите, какая весенняя, солнечная полянка у нас получилась.

Молодцы, вы все справились со всеми заданиями, у вас у всех хорошее настроение, всё замечательно.

получилось, и от ваших солнышек в моей душе тоже зажглось вот такое солнышко.

у.- Сегодня, я вас приглашаю в гости, отгадайте к кому? Будьте внимательны.

Если речка голубая

Д.- Это время года – весна

у.- Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, она пришла в наши края.

(дети крепят к доске условные обозначения)

Это рассказ для детей о весне. О том как пробуждаемся постепенно природа, сначала появляются первые проталины, затем просыпаются реки, а затем одевается в красивые одежды лес.

Три весны. Автор: Виталий Бианки

Зима лютая, она всё бы хотела заморозить насмерть — людей, зверей, птиц, деревья. И всех с голоду уморить. Но солнце — отец жизни — уже объявило ей войну и 21 марта перешло в решительное весеннее наступление.

В этот день оно ровно полсуток побыло на небе, разя врага своими лучами-стрелами. Другие полсуток — ночью — зима морозила землю, чинила свои разрушенные укрепления. Потом солнце всё дольше и дольше стало задерживаться на небе, день стал быстро расти, ночь уменьшаться, тепло прибывать. С каждым днём теперь солнце выше поднимается в небо, лучи его прямей падают на землю и сильней разят снег.

Первая победа — весна полевая.

Она началась, когда в полях показались первые проталины, освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи, мигом примчались к нам. Потом — скворцы и полевые жаворонки.

Грачи рады, что могут ковырять носами поле, вытаскивать из потеплевшей земли проснувшихся червей, жучьих личинок. Скворцы ловят оживших насекомых, жаворонки собирают в поле зёрнышки.

Вслед за жаворонками прибыли с зимовок самцы-зяблики — и тоже пока кормятся на земле. А из куликов первыми прилетели красивые хохлатые чибисы — заняли ещё мокрые пашни, с которых поднимается уже тёплый пар.

Вторая победа — весна речная.

Ещё не кончилась весна полевая, не все ещё поля освободились от снега, а солнце повело уже новое наступление — на самые крепкие, ледяные укрепления зимы.

В полях отступает, бежит с них ручьями снег, спасается от солнца в овраги, под крепкий лёд реки. Не дремлют реки, копят силы в неволе. Вот понатужились и поднялись.

Будто пушка ухнула над рекой — треснул толстый лёд. Река вырвалась на волю, с громом и звоном понесла к морю льдины, кроша и разламывая их. Но не доплыть им до далёкого моря: по дороге солнце расстреляет их золотыми горячими своими стрелами.

Ждут не дождутся освобождения рек, озёр, прудов водяные птицы — утки, гуси, лебеди, чайки, гагары, речные и болотные кулики. Ведь в освобождённой воде будет им чем поживиться: проснулись в ней рыбы, разные насекомые, рачки, улитки, личинки и другая водная мелюзга.

А реки, освободившись от льда, поднимаются выше и выше. И будет скоро: выйдут из берегов своих, хлынут в луга, затопят долины, кустарники. Люди скажут: «Вот и паводок — весенний разлив. Напоит вода землю».

Это вторая великая победа солнца, вторая весна — весна речная.

В полях уже ни следа не останется от снега, реки начнут возвращаться в свои берега, а зима ещё всё не захочет сдаваться, всё ещё будет бросаться в контратаки — насылать свои морозы-утренники. Последние разбитые отряды её снега ещё долго будут прятаться от солнца в лесу, по тенистым склонам оврагов.

Закукует кукушка, лес закутается зеленоватым туманцем, прилетят ласточки, с последним крепким морозцем белыми звёздочками зацветёт черёмуха. Все певчие птицы вернутся на родину, и бегом прибежит, прячась в зелёной, уже подросшей осоке, болотная курочка-погоныш.

Лес оденется. И соловей запоёт в цветущей, благоуханной сирени.

Это будет третьей решительной победой солнца над зимой. Это третья весна — весна лесная. Последняя: за ней наступит лето.

Двойная весна.

Из цикла рассказов "Нечаянные встречи. "

Зимой в Ленинграде моим глазам и ушам работы мало. Но вот замечаю: на крыше подрались воробьи. И сразу удваивается мое внимание ко всему окружающему: ведь первая потасовка воробьев — это первый намек на весну. Вот будут еще и еще сигналы. Каждый новый птичий голос весной — подарок. И какое наслаждение отмечать эти новые голоса, пока они не слились в огромный общий хор — апофеоз природе и солнцу!

Положено и человеку радоваться весне. Но часто при этом думаешь: много ли еще таких радостных встреч предстоит тебе в жизни?

И раз мне пришла в голову лукавая мысль:

«А почему бы не вырвать у жизни хотя бы одну лишнюю весну? Ведь родина моя так велика. Ежегодно в разных концах ее бывает много разных весен.

Съезжу-ка на Кавказ. Конец февраля. Там как раз начинается весна. Южная весна коротка. Успею встретить ее и вернуться. Тут встречу вторую в году — нашу неторопливую северную весну».

Даже краска прилила к лицу, — точно задумал обмануть судьбу.

Как раз у меня и возможность была съездить куда-нибудь — отдохнуть между двумя работами.

Беру билет на поезд до Туапсе и через три дня, проснувшись утром, вижу: весна!

В Туапсе на улицах припекало, кой-где была уже пыль, хотя горы кругом сверкали снегом. В садах громко пинькали лиловогрудые красавцы-зяблики.

Сразу видно, что они только что прибыли сюда: ни одной самочки в их холостяцких стаях. Более сильные, самцы удрали вперед. Самочки прибудут позже.

Еще только первое марта, но я опаздываю. Скорей, скорей, вперед!

И вот прекрасный теплоход «Абхазия» уже развертывает передо мной неторопливо-величественную панораму Кавказского побережья и бесконечный простор моря.

Последняя ниточка, связывающая меня с родным севером, рвется. Я в другой стороне — прекрасной, желанной, но не родной.

На молу сидят, наподобие прусских орлов, подняв и растопырив крылья, большие черные птицы. Невиданные у нас птицы — бакланы. Смешные звери выскакивают из волн и падают назад в море. Таких не увидишь даже в ленинградском и московском зоопарках: дельфины. И даже чайки, бело-розовой стаей провожающие теплоход, — не наши чайки: розовогрудые с красными носами и лапками — морские голубки.

Идет, идет теплоход, винтом отсчитывая время и пространство.

Вот уже Гагры.

Внушительная картина! Огромные горы. В расщелинах — завалы тяжелых мутных туч. На вершине — дикие, засыпанные снегом леса, пихтач — словно настоящая сибирская тайга. А на узкой полоске берега игрушечные красивые домики-ульи и перед ними — пальмы, кипарисы, эвкалипты.

Бесшумно течет вода, течет время.

Стоит однажды побывать в этом милом городке — и уж будет, непременно будет тянуть побывать в нем еще раз.

Когда-то осенью я был в Сухуми. И, конечно, у меня, как и у всякого, кто здесь хоть немного пожил, остались друзья среди приветливого и гостеприимного местного населения.

Меня потянуло к ним. Я сошел в Сухуми.

Какая же может быть весна, когда не было зимы?

На улицах жарко. Пальто ни к чему.

Съездил в Алексеевское ущелье, побывал в саду ВИРа . Всюду поют черные дрозды. Только вообразить себе эту блестяще-черную с золотым носом птицу в нашем северном лесу на белой березе!

И уже совсем ряженым кажется изумрудно-коричнево-голубой зимородок, сидящий на кусте над горным ручьем.

Каждый день прибывают стаи новых птиц и устраиваются здесь хозяйственно: они уже дома.

Зябличихи тоже тут. Вот-вот мужские и женские стайки распадутся, разобьются на парочки.

И вдруг — неожиданно — снег.

Самый настоящий северный снег. И холод. И вьюга.

Классическое «старожилы не запомнят»! Такой вдруг снег, такой неожиданный здесь холод в марте!

Снег не тает и на другой день. И вот в ресторане «Рица» появляется новое блюдо: жареные вальдшнепы.

И на третий день — снег и вальдшнепы.

Не узнаю города: слоновые ноги пальм стоят прямо в снегу. Отягощенные снегом, никнут к самой земле громадные листья бананов. На ободранных ветвях эвкалиптов — это австралийское дерево, как змея, ежегодно меняет кожу, — на австралийских деревьях сидят мокрые от снега вороны и простуженно каркают.

Ватага ребятишек, вооруженная палками, направляется в гору. Иду за ними.

Нам встречаются охотники, обвешанные вязанками битых вальдшнепов.

Вот поди же! А ведь у нас на севере эта чудесная сумеречная птица с большими трагическими глазами — желанная и. всегда очень немногочисленная добыча охотников. Она улетает от нас с первой порошей. Здесь она живет зимой на склонах гор в буковых и других широколиственных лесах. Ей нужно глубоко в мягкую землю втыкать свой длинный клюв, чтобы нащупать им съедобную живность. Снег для нее — смерть.

Горы засыпал глубокий снег. Вальдшнепы спустились вниз, прямо на улицы. Они истощены, обессилены.

Мальчишки бьют их палками.

Мне удалось спасти только одного вальдшнепа. Он не мог взлететь. Я схватил его руками. Рассматривая его, заметил, что на левой ноге вместо среднего, самого длинного пальца, у него культяпочка. Это тронуло меня.

Принес к себе. Пустил в садик. Тут снег уж почти весь сошел.

Вальдшнеп прожил в садике три дня. Потом — ночью — улетел.

Только сошел снег — и в Сухуми сразу настало лето.

Здешние зяблики уже разбились на пары и свили гнезда. Весна кончилась.

Пора мне назад домой.

В Ленинграде еще бушевала волчья вьюга.

В деревню я выбрался только в конце апреля. Пригласил с собой приятеля-южанина, охотника: в наших лесах весной хороша тяга вальдшнепов, есть чем похвастать.

Попав в родной лес, я почувствовал себя так, будто обежал земной шар с такой быстротой, что встретил самого себя лицом к лицу.

Опять на деревьях пинькали стаи зябликов. Они здесь еще не разбились на пары. Вспыхнув рыжим надхвостьем, поднялся в кустах вальдшнеп. Повторялось всё то, что я видел недавно на другом конце страны.

Я стал у одной опушки, приятель мой — у другой, шагах в двухстах от меня.

Солнце зашло, и птицы примолкли.

Теперь должен протянуть первый вальдшнеп.

Но он не тянул.

«Еще слишком светло, — утешал я себя. — Небо чистое. Сегодня тяга начнется поздно».

Глубокий душевный трепет объемлет душу весной в лесу в эти часы. Нагая дочь севера — белая ночь — гонит сон от глаз. Таинственно оживают в ней белые тела берез, серебристые стволы осин. Сухопарые колючие сосны протягивают к ним свои колючие руки. И таинственно темнеют в глубине неодетого леса дремучие ели. Призрак неутоленной любви поднимается тогда от черной душной земли к мерцающему бледными звездами небу.

Птицы не спят в эти ночи. Молчанием проводив уходящее на покой солнце, они скоро не выдерживают и снова заливаются песнями. Взлетев на тонкие вершины елок, поют наши серенькие дрозды-белобровки и певчие. Цвирикает в кустах черноокая зарянка. И хриплым от страсти голосом неожиданно начинает кричать в ночи только что прилетевшая на родину кукушка.

Напрасно, замолкнув, ждет она ответа на свой призыв: веселого, звонкого хохота самочки. Не прилетели еще кукушки-самки. Они прибудут, когда лес оденется листвой…

Колдуя, чуффыкает, звонко бормочет где-то тетерев-косач.

Среди всех этих чудесных звуков слух мой ищет одного — самого желанного: негромкого, хрипловатого «хорканья» и «цирканья» тянущего вальдшнепа. Переждав с четверть часа после захода солнца, вальдшнепы-самцы поднимаются с земли, беспокойно снуют над лесом. Они разыскивают, высматривают своих самок. Это и называется «тягой».

Я весь напрягся в ожидании первого хорканья. Вспоминалось, как в прошлые вёсны простаивал белые вечера на этом же месте и над головой у меня пролетало десять — пятнадцать красивых долгоносиков, десять — пятнадцать раз вскидывал я к плечу ружье и стрелял, волнуясь, боясь упустить короткий миг возможного попадания.

Но в сердце уже закрадывалась тревога: что-то случилось этой весной. Не будет нынче той обильной тяги. Что-то уж слишком долго она не начинается.

И тут вдруг — как всегда, когда стоишь на тяге, — неожиданно, хотя все мысли заняты ожиданием этого звука, — донеслось откуда-то легкое «ципит, ципит, хорр, хорр!»

Я резко повернулся в ту сторону. И увидел: над опушкой, где стоял мой приятель, на фоне зеленоватой зари, толчками двигаясь в воздухе, неслась птица.

Странным образом она летела — вперед длинным опущенным хвостом. И у нее не было головы.

Мгновенная иллюзия рассеялась: то, что представлялось мне хвостом птицы, был длинный, внимательно опущенный книзу клюв вальдшнепа.

И я увидел, как внезапно вальдшнеп собрался в комочек — уже нельзя было различить, где у него хвост, где голова, — и безжизненно упал вниз.

Тут сразу донесся до меня и звук выстрела.

— Ну, — я вздохнул с облегчением, — один есть! Теперь начнется.

Я радовался, что приятель уж не вернется домой «попом» — без дичи.

Но ничего не «началось». Лес потемнел, в нем слились очертания отдельных деревьев. Прошел час. А вальдшнепы всё не тянули.

— Хороша же ваша хваленая тяга, — сказал он сердито. — Один только и протянул. Вот он. На Кавказе зимой я бил их десятками.

Приятель передал мне убитого вальдшнепа.

Разглядывая птицу, я заметил, что на левой ноге у нее вместо среднего, самого длинного пальца, — культяпочка.

Меня как током кольнуло.

Я, конечно, не могу утверждать, что это тот самый вальдшнеп, которому я недавно спас жизнь за тысячи километров отсюда — в Сухуми. Но только я вспомнил, что наши северные, вальдшнепы летят зимовать на Кавказ и смешиваются там с кавказскими.

Я вспомнил сухумских охотников, обвешанных вязанками вальдшнепов.

Быть может, именно из моего северного леса вальдшнепы — эти птицы с большими трагическими глазами, — собравшись в стаю, зимовали в широколиственных бесснежных лесах над городом Сухуми. Возможно. Очень возможно.

И я стал думать: какое огромное у нас слово — «Родина»! Какую часть земного шара она обнимает! И всё же юг и север, восток и запад — одно хозяйство.

Вот птицы: уничтожь стаю их зимой на юге — весной останешься без охоты на севере.

Примечания.

(39) - ВИР - Всесоюзный институт растениеводства.

Весна идет, весне дорогу!

“...И вот наконец пришла весна. Я стал гулять по проталинам в саду. Дни были теплые, влажные. Вон за оврагом от оттаявшей земли всходит пар. Земля отходила, и далеко по лугам весь день стояли туманы.
А петухи распевали во все горло, оглашая село своими криками, воробьи, как сумасшедшие, трещали по голым кустам калины и смородины...”
Иван БУНИН, “Песня жаворонка”

“ ...Прилетела красавица весна на лебединых крыльях, – и вот стало шумно в лесу! Снег рушится, бегут-журчат ручьи, льдинки в них позванивают, в ветвях ветер насвистывает. И птицы, птицы щебечут, поют-заливаются, ни днем, ни ночью покоя не знают!..
...Каждый новый птичий голос весной – подарок. И какое наслаждение отмечать эти новые голоса, пока они не слились в огромный общий хор – апофеоз природе и солнцу!”
Виталий БИАНКИ

“ ...Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нем тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьев с каждым ее шагом становился громче и громче.
Снег в лесу потемнел. Сначала на нем выступила облетевшая за зиму коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев – их наломало бурей еще в декабре, – потом зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины и на краю последних сугробов зацвели первые цветы мать-и-мачехи...”
Константин ПАУСТОВСКИЙ, “Стальное колечко”

Не правда ли удивительные строки, хочется еще и еще раз перечитать их. Удивительное время года, не оставляющее никого равнодушным. Как провести экскурсию в весеннем лесу, как вместе с детьми увидеть пробуждение природы рассказывают учителя начальной школы.

2-й класс

Тема. “Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит, и поет...”

Цели. Развивать речь учащихся, творческое воображение через слово, музыку, живопись; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

Учитель. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. А вот куда, догадайтесь сами.

Пришла, улыбнулась –
Утихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Наряд белоснежный
Надели сады.
Взревев, за работу
Взялись трактора,
А птицы пропели:
“Вить гнезда пора!”

Итак, это...

Дети. Весна.

Учитель открывает доску, где рисунок Весны в виде девушки в русском сарафане, украшенном весенними цветами.

У. Мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Будем слушать ее песню, всматриваться в ее краски. Постараемся понять, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листочки березки.

Звучит песня о весне.

– Давайте все вместе произнесем слово “весна”.

Дети выполняют задание.

– Какие смысловые ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?

Д. Весна – это свет, радость.

– Счастье, надежда.
– Любовь, ручьи, цветы.
– Капель, сосульки, пение птиц, зелень трав...

На доску учитель записывает слова – ответы детей.

У. В природе бывает “три весны”. Прочитайте рассказ Виталия Бианки, который так и называется “Три весны”. Попробуйте определить, какие же три весны существуют в природе.

Пока дети самостоятельно читают, звучит спокойная музыка.

– Итак, какие же “три весны” существуют в природе?

Д. Весна полевая.

– Весна речная.
– Весна лесная.

На доске плакаты с изображением весенних пейзажей: весна полевая, весна речная, весна лесная.

У. А еще эти периоды называют по-другому – весна света, весна воды и весна зеленой травы. Какой месяц соответствует весне света?
Д. Март.
У. Весне воды?
Д. Апрель.
У. Весне зеленой травы?
Д. Май.
У. Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят...

Слышите? Какие необычные слова! Это зажурчал поэтический ручеек. Он подхватил наш бумажный кораблик и несет по весенним волнам. Кто желает прочитать стихи о весне?

Дети передают друг другу кораблик и читают стихотворения о весне.

– Вы прослушали стихи. А теперь, выбрав нужный цвет (перед ребятами лежат разноцветные листики ), постарайтесь передать свое настроение от этих стихотворений. Поднимите, пожалуйста, листики.

Дети выполняют задание.

– Посмотрите, каким красивым и веселым стал наш класс. Наверное, не случайно поэт Алексей Плещеев сказал:

Все лица весело глядят,
“Весна” – читаешь в каждом взоре,
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь – лишь тяжкий труд
и горе.

Прочитайте стихотворение Плещеева “Весна”. Определите, какими звуками наполнена весна.

Дети сначала читают про себя, а затем один из учеников читает вслух.

– Итак, какими же звуками наполнена весна?

Д. Звоном ручьев, свистом соловья, стуком сердца, смехом детей, пением птиц...
У. Докажите это строчками из стихотворения.

Дети выполняют задание.

– Весна – пора обновления не только в природе, но и в душе человека. Прочитайте про себя первое четверостишие.

Дети выполняют задание.

– А теперь представьте, что мы с вами у раскрытого окна любуемся весенней природой, в окно повеяло весною. Прочитайте это четверостишие от лица человека, который восхищен красотой и свежестью весны.

Выразительное чтение 2–3 учеников.

– Давайте попробуем вместе.

Чтение хором четверостишия.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

– Ребята, а какой вид искусства передает красоту мира через звуки?

Д. Музыка.
У. Вот как услышал музыку весны Чайковский. Вслушайтесь в звуки музыки и постарайтесь представить весеннюю картинку.

Звучит пьеса П.И. Чайковского.

– Прозвучала музыка. Когда вы ее слушали, какую картину весенней природы вы представили?

Ответы детей.

– Свою пьесу Чайковский назвал “Апрель. Подснежник”. Под дуновением легкого весеннего ветерка раскрывают лепестки первые цветы – подснежники.

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся.
(Туловище влево, вправо.)
Больше спать не захотел.
(Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, влево, вправо.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться.)

– Но первыми приносят весну нам на крыльях птицы. Представьте себе, что мы с вами не в школьном классе, а на лесной поляне, где раздаются голоса птиц.

– Это пел соловей.

Долины сохнут и пестреют,
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

Кому принадлежат эти строки?

Д. Александру Сергеевичу Пушкину.
У. Внимание! Сейчас прозвучит это стихотворение. Ваша задача – внимательно вслушаться в строки и постараться определить, как же называет весну в своем стихотворении Пушкин.

Чтение учеником стихотворения “Гонимы вешними лучами...”

– Итак, как же называет Пушкин весну?

Д. Утро года.

– Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года...

У. Если весна – утро года, то как вы думаете, чем будет лето?
Д. Жарким днем.
У. А осень?
Д. Вечером года.
У. Зима?
Д. Ночью. Природа замирает, спит.
У. Молодцы! Какие удивительные сравнения вы придумали. Еще раз внимательно перечитайте строки этого стихотворения, представив себя в роли художников, потому что вы должны будете определить цветовую гамму стихотворения.

Ученики перечитывают стихотворение.

– Итак, вы художники. Каждый листик нашей весенней веточки раскрасьте в тот цвет, который присутствует в пушкинских строках.

Дети работают в группах.

– Посмотрите, насколько разнообразна и великолепна цветовая гамма весны.

Веточки вывешиваются на доску, ребята доказывают наличие того или иного цвета строчками из текста стихотворения.

– Весна волновала сердца и настоящих художников. Предлагаю вам всмотреться в их картины.

На доске репродукции картин И.И. Левитана “Март” и “Весна. Большая вода”, К.Ф. Юона “Весенний солнечный денек”,
А.К. Саврасова “Грачи прилетели”.

– На картине Юона еще кругом лежит снег, но солнце светит по-весеннему ярко. Высокое голубое небо, первые проталины мы видим на картине Левитана. А на этой картине Левитана вода вышла из берегов и затопила окрестности. Первые вестники весны – грачи – вьют гнезда на высоких березах на картине Саврасова.

Мы с вами побывали в мастерской художника, но есть и мастерская поэта. Она в его душе, его сердце, его памяти. Наша задача – подобрать пропущенные определения, имена прилагательные.

И весел... лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а... березы
Роняют... дождь своих... слез
И улыбаются сквозь слезы.

Дети работают в группах самостоятельно. Анализ удачно подобранных определений.

На доске запись четверостишия.

И весел звучный лес, и ветер
меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих
алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.

– Мы увидели, насколько трудна работа поэта, писателя, художника, музыканта. Я предлагаю вам не бояться трудностей. Скажите свое слово о весне. Вспомните все то, о чем говорилось сегодня, напишите небольшую творческую зарисовку на тему “Все весны дыханием согрето”.

Звучит спокойная музыка. Дети пишут сочинения.

Наталья СМИРНОВА,
учитель средней школы № 8
г. Костромы

Загрузка...