Идеи. Интересно. Общепит. Производство. Руководство. Сельское хозяйство

Презентация на тему «история гигиены. История развития гигиены Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "История"

ГИГИЕНА И ЕЁ НАЗНАЧЕНИЕ Цели: -познакомить детей с правилами гигиены;-формировать здоровый образ жизни обучающихся. ГИГИЕНА -это наука о том,как сохранить здоровье. АСКЛЕПИЙ – бог врачевания. Жил в Древней Греции врач Асклепий, сын бога Аполлона. В млады годы Асклепий был отдан на воспитание кентавру Хирону, который научил его врачеванию. Асклепий превзошёл в этом искусстве своего отца бога. Он мог не только лечить больных, но и воскрешать умерших. За эту дерзость разозлился на Асклепия главный бог Зевс и поразил молнией. Асклепий погиб, но у него остались дети. Гигиея и Пнацея. Символ медицины Гигиея – богиня здоровья Гигиея (богиня здоровья), Панацея (богиня исцелении). Может быть, потому, что Гигиея помнила завет отца: “Легче предупредить болезнь, чем лечить”, в честь неё и назвали науку о здоровье гигиеной. ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ Воздух, вода, спорт и разумное питание. Полезные советы На наше здоровье влияет все, что нас окружает: воздух, вода, еда, растения, музыка, работа. Поэтому несколько полезных советов. Работающие телевизор, компьютер и другие электроприборы делают воздух в комнате вредным. Совет: не включайте их надолго и чаще проветривайте комнату. Много вредных примесей содержится в водопроводной воде, такой прозрачной на вид. К счастью, есть много фильтров, которые очищают воду, пользуйся ими! Не пей сырую воду из-под крана. Есть всё подряд тоже не стоит, ведь многие продукты не сочетаются друг с другом. Так, мясо можно есть только с овощами. Сладости нельзя есть сразу после обеда, а только через некоторое время. Причина многих болезней –искривлённый позвоночник. Держи спину прямо! Эти простые упражнения помогут сделать вашу осанку правильной Физкультминутка *На речушке две подружки, Две зелёные лягушки Рано утром поднимались, Хорошенько умывались, Полотенцем растирались И по лужам вскачь пускались. Ластами пошлёпали, Лапками похлопали. Вот здоровья в чём секрет. Всем друзьям физкультпривет! Не забывайте мыть руки! Ведь большинство болезней так и называется - “болезни грязных рук”. Совет от Чистюль: Зачастую мы небрежно относимся к своей коже. Чистая, здоровая кожа, как солдат, сдерживает натиск микробов. Учёные подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляются до полутора миллионов микробов. Загадки о помощниках в борьбе за здоровье Здоровье – это главная ценность вжизни человека. Его не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на создание и на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире. Спорт и закаливание – верные друзья здоровья. БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Личная гигиена и гигиена жилища»

Классный час(нетрадиционный урок по изобразительному искусству) Цель: научить детей некоторым правилам личной ги-гиены (уход за лицом, руками, ртом, ногтями, телом, волосами, за интимными места...

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Предложение: его назначение и признаки" УМК Гармония

В презентации представлен первый из четырёх уроков руского языка 2 класса по теме "Как мы строим предложения" в разделе "Предложение. "Выражаем мысли и чувства"Источники разработки урока: 1. Соло...

2 Гигиена – медицинская наука, изучающая закономерности воздействия на организм факторов окружающей среды с целью предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей среды. Особенность гигиены состоит в том, что она изучает влияние факторов внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывает нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей. Гигиена – медицинская наука, изучающая закономерности воздействия на организм факторов окружающей среды с целью предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей среды. Особенность гигиены состоит в том, что она изучает влияние факторов внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывает нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.


3 Окружающая среда – это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно- этнического характера, которые составляют единую, непрерывно изменяющуюся экологическую систему (экосистему). Окружающая среда – это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно- этнического характера, которые составляют единую, непрерывно изменяющуюся экологическую систему (экосистему).


4 Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.


5 Основные задачи гигиены: Изучение закономерностей воздействия факторов среды обитания на организм человека; Обоснование гигиенических нормативов; Разработка санитарного законодательства; Организация надзора за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов


6 Гигиену следует отличать от санитарии, которая представляет собой комплекс практических мероприятий по претворению в жизнь требований гигиены. Гигиену следует отличать от санитарии, которая представляет собой комплекс практических мероприятий по претворению в жизнь требований гигиены.


7 Основные законы гигиены «Отрицательные» законы: Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности людей: производственной и бытовой. Чем ниже научно-технический прогресс в стране, тем сильнее загрязнение окружающей среды и ее воздействие на здоровье живущих тут людей. Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности людей: производственной и бытовой. Чем ниже научно-технический прогресс в стране, тем сильнее загрязнение окружающей среды и ее воздействие на здоровье живущих тут людей. Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений – вулканов, землетрясений, вспышек на солнце и т.д. Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений – вулканов, землетрясений, вспышек на солнце и т.д. Закон отрицательного воздействия загрязнений окружающей среды на здоровье населения: какие бы не были эти загрязнения, они снижают иммунитет, вызывают частые заболевания, ускоряют старость и смерть. Закон отрицательного воздействия загрязнений окружающей среды на здоровье населения: какие бы не были эти загрязнения, они снижают иммунитет, вызывают частые заболевания, ускоряют старость и смерть. «Положительные» законы: Закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества – оно вынуждено, чтобы выжить, принимать законы и меры по ограничению вредного влияния научно-технического прогресса на человека, снижая уровень загрязнений. Закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества – оно вынуждено, чтобы выжить, принимать законы и меры по ограничению вредного влияния научно-технического прогресса на человека, снижая уровень загрязнений. Закон положительного влияния природных факторов - солнца, воздуха, воды и качественной пищи – на здоровье человека Закон положительного влияния природных факторов - солнца, воздуха, воды и качественной пищи – на здоровье человека «Технологический» закон: Нарушение здоровья населения (болезнь, нарушение иммунитета и т.д.) возможно при наличии 3-х движущих сил: Нарушение здоровья населения (болезнь, нарушение иммунитета и т.д.) возможно при наличии 3-х движущих сил: а) источника вредности; б) факторов и механизмов передачи этих вредностей в) восприимчивого организма


8 Экология человека – комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального объекта) с окружающей его природной и социальной средой (Т.А.Акимова, В.В.Хаскин). Экология человека – комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального объекта) с окружающей его природной и социальной средой (Т.А.Акимова, В.В.Хаскин). Экология человека – это комплексная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека и окружающей его космопланетарной среды (В.П.Казначеев, А.Л.Яншин). Экология человека – это комплексная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека и окружающей его космопланетарной среды (В.П.Казначеев, А.Л.Яншин). Экология человека – это наука, изучающая закономерности воздействия на человека природных, социально-бытовых, производственных факторов, включая культуру, обычаи и религию (Б.Б.Прохоров). Экология человека – это наука, изучающая закономерности воздействия на человека природных, социально-бытовых, производственных факторов, включая культуру, обычаи и религию (Б.Б.Прохоров). Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья. Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья.


9 В отличие от "экологии человека" гигиена не только фиксирует характер взаимодействия внешней среды и человека и его возможное влияние на здоровье, но и разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного влияния и снижение вредного воздействия. В отличие от "экологии человека" гигиена не только фиксирует характер взаимодействия внешней среды и человека и его возможное влияние на здоровье, но и разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного влияния и снижение вредного воздействия.




11 Методы и методики 1. Методы санитарного обследования среды: Метод санитарного описания объектов Метод санитарного описания объектов Методы углубленного обследования факторов среды: Методы углубленного обследования факторов среды: а) физические; б) химические; в) физико-химические; а) физические; б) химические; в) физико-химические; г) биологические и микробиологические. г) биологические и микробиологические. 2. Методы изучения реакций живого организма: Экспериментальные (на животных); Экспериментальные (на животных); Физиологические, биохимические, морфологические исследования людей, подвергшимся определенным внешним воздействиям; Физиологические, биохимические, морфологические исследования людей, подвергшимся определенным внешним воздействиям; Метод клинического наблюдения. Метод клинического наблюдения. 3.Методы обработки результатов исследований: Статистические методы; Статистические методы; Методы математического моделирования и прогнозирования. Методы математического моделирования и прогнозирования. 4.Специфические методы гигиены: Эпидемиологический метод; Эпидемиологический метод; Оценка социальной и экономической эффективности; Оценка социальной и экономической эффективности; Методы санитарной экспертизы. Методы санитарной экспертизы.


12 Задачи и содержание гигиены: Выявление влияния факторов среды на здоровье определенных групп населения. Выявление влияния факторов среды на здоровье определенных групп населения. Разработка и обоснование гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических правил и рекомендаций. Разработка и обоснование гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических правил и рекомендаций. Внедрение в практику гигиенических нормативов, рекомендаций и правил. Внедрение в практику гигиенических нормативов, рекомендаций и правил. Разработка санитарных мероприятий, направленных на оздоровление условий жизни и деятельности людей. Разработка санитарных мероприятий, направленных на оздоровление условий жизни и деятельности людей. Осуществление гигиенического прогнозирования состояния окружающей среды и организма в условиях их постоянного взаимодействия. Осуществление гигиенического прогнозирования состояния окружающей среды и организма в условиях их постоянного взаимодействия. Проверка эффективности проведенных мероприятий. Проверка эффективности проведенных мероприятий.


13 Греческий философ и врач Гиппократ В конце V в. до н.э. в трактате «Питание», систематизировал знания о процессах пищеварения и обмене веществ В конце V в. до н.э. в трактате «Питание», систематизировал знания о процессах пищеварения и обмене веществ


14 Аристотель (IV в. до н.э.). ввел понятия необходимых и вредных веществ пищи ввел понятия необходимых и вредных веществ пищи рассматривал питание в основном как компенсацию регулярных потерь или затрат в процессе жизнедеятельности рассматривал питание в основном как компенсацию регулярных потерь или затрат в процессе жизнедеятельности




16 Авиценна (ИбнСина) XI в. н.э. В своем фундаментальном труде «Канон» выделил отдельные требования к питанию детей, стариков, больных людей и работающих с различной физической нагрузкой, описал простые методы контроля качества и безопасности продуктов питания В своем фундаментальном труде «Канон» выделил отдельные требования к питанию детей, стариков, больных людей и работающих с различной физической нагрузкой, описал простые методы контроля качества и безопасности продуктов питания




18 М.В. Ломоносов «О размножении и сохранении российского народа» (1761г.) - Указывает, что плохое питание является одной из основных причин плохого здоровья населения России, ставит вопрос о необходимости государственного подхода к организации правильного питания населения. ставит вопрос о необходимости государственного подхода к организации правильного питания населения.


19 А.П.Доброславин () является создателем первой русской гигиенической школы первой самостоятельной кафедры гигиены в Медико-хирургической академии Санкт- Петербурга первой самостоятельной кафедры гигиены в Медико-хирургической академии Санкт- Петербурга второй в России (после открытой в 1878 г. в Одессе) лаборатории по исследованию пищевых продуктов второй в России (после открытой в 1878 г. в Одессе) лаборатории по исследованию пищевых продуктов


20 Ф.Ф.Эрисман () основоположник гигиенической школы в Москве в 1891 году создана первая в России санитарная станция, ставшая научно- практическим центром по разрешению всех вопросов, связанных с санитарной экспертизой пищевых продуктов и разработкой методов борьбы с фальсификацией продуктов питания. Сейчас научно- исследовательский институт. в 1891 году создана первая в России санитарная станция, ставшая научно- практическим центром по разрешению всех вопросов, связанных с санитарной экспертизой пищевых продуктов и разработкой методов борьбы с фальсификацией продуктов питания. Сейчас научно- исследовательский институт.


21 Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и основы его обеспечения. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности


22 Полномочия должностных лиц Должностные лица государственной санитарно- эпидемиологической службы для эффективного выполнения задач, на них возложенных, имеют широкий ряд полномочий: 1) полномочия, обеспечивающие необходимые условия для осуществления надзора; 2) беспрепятственно посещать и обследовать поднадзорные объекты; 3) получать от организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них задач; 4) изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы; 5) требовать проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий; 6) выявлять и устранять причины и условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и др.


23 Средние сроки жизни человека на Земле в различные периоды Периоды Возраст (годы) Периоды Каменный век г.г. 35,6 Бронзовый век 21, г.г. 40,6 Период европейской античности 27, г.г. 44,8 ХY1 век 27, г.г. 56 ХYП век г.г. 59,8 ХYШ век 28, г.г. 57,7 ХХ1 век г.г. 67,3


24 Виды естественного прироста Существует три вида естественного прироста, по которым судят о здоровье нации: - регрессивный тип - когда умирают больше, чем рождаются. Этот процесс сейчас происходит в России – рождаемость составляет 8,2 %0, смертность – до 15 %0, убыль населения - до 6,8 %0; - стационарный – когда сколько рождается, столько и умирает, прироста и убыли нет; - прогрессивный – когда смертность ниже рождаемости.



26 Экология человека Экология человека - часть экологии, ставящая своей целью изучение закономерностей взаимодействия факторов окружающей среды и организма человека, в то время как Гигиена окружающей среды - отрасль науки, занимающаяся обоснованием профилактических и оздоровительных мероприятий по улучшению условий жизни населения. (Сидоренко Г.И. и др., 1998).


27 Приоритетные направления: Экология и рациональное природопользование Экология и рациональное природопользование Технологии живых систем Технологии живых систем Приоритетные технологии Приоритетные технологии Системы жизнеобеспечения и защиты человека Системы жизнеобеспечения и защиты человека Мониторинг окружающей среды Мониторинг окружающей среды Генодиагностика и генотерапия Генодиагностика и генотерапия Природоохранные технологии, переработка и утилизация техногенных образований и отходов Природоохранные технологии, переработка и утилизация техногенных образований и отходов Снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф Снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф



«Гигиена кожи, одежды» - Состав слюны. Поддержание чистоты всего тела. Руки человека. Гигиена тела. Область медицины. Личная гигиена. Интимный туалет. Гигиена. Зубы. Обувь. Гигиена волос. Одежда.

«Правила личной гигиены для детей» - Обучающиеся. Знакомство с рефератами. Этапы реализации проекта. Формирование проблемы. Направления работы. Критерии оценивания презентации. Чисти зубки каждый день. Критерии оценивания реферата. Создание таблицы под руководством учителя. Приглашаем к сотрудничеству. Правила личной гигиены. Личная гигиена.

«Личная гигиена человека» - Правильное приготовление. Суточное распределение рациона. Болезнетворные микроорганизмы. Рацион. Обеззараживание квартиры. Личная гигиена. Кровяные инфекции. Соблюдение чистоты тела. Чистота. Своевременно изолировать больных. Инфекции дыхательных путей. Гигиена жилища. Инфекция наружных покровов. Вода.

«Личная гигиена школьника» - Мы такие разные. Личная гигиена. Судороги. Скифские женщины, например, мылись порошком из древесины кипариса. Красная глина. Мята. Баня моет, баня греет, хворь, недуги одолеет. Почему не рекомендуется умываться холодной водой. Гигиена школьника. Правила, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья.

«Гигиена девочки до года» - Наружные половые органы. Причина-повышение уровня ПРЛ, ГР. Стадии развития молочных желез у девочек по таннеру. Анатомо-физиологические особенности репродуктивной системы девочек. Нагрубание молочных желез (физиологическая мастопатия). После подмывания, купания – выкладывание на спинку на 10-15 мин.

«История гигиены» - Область науки, в частности медицины. Угадай пословицы народов мира. Духи и косметика. Синквейн «Гигиена». Возрождение несомненно внесло свежесть в мысли. Пословицы народов мира. Медицина. История развития гигиены. Блохи, клопы и вши. Гигиена. Периодически из Лувра выезжали все его знатные жильцы. К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно.

Всего в теме 25 презентаций

1 слайд

Дисциплина: Гигиена и экология человека Аудиторная нагрузка (48 часов): 18 лекций (36 часов) + 6 практических занятий (12 часов) Самостоятельная работа (24 часа) Итог: дифференцированный зачет по рейтинговой системе Для занятий необходимо: 4 тетради: 1) лекционная 2) практические работы 3) самостоятельная работа 4) контрольные работы (тонкая)

2 слайд

Рейтинговая система Всего можно набрать 100 баллов Оценка от 70 до 80 баллов – 3 (удовлетворительно) от 81 до 90 баллов – 4 (хорошо) от 91 до 100 баллов – 5 (отлично) В оценке учитывается: - присутствие на занятии - наличие конспекта - устные ответы - выполненная домашняя работа - самостоятельная работа - контрольные работы

3 слайд

Учебники: Гигиена и экология человека: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Под ред. Н.А. Матвеевой. - М.:Академия, 2008 Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Общая гигиена с основами экологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2001

4 слайд

Дисциплина: Гигиена и экология человека Лекция 1 Тема: Предмет гигиены и экологии человека Преподаватель: к.м.н. Сизова Валентина Владимировна

5 слайд

Источники Гигиена под ред. Н.А.Матвеевой стр.4-28 Гигиена Трушкина Л.Ю. и др. стр.5-40

6 слайд

Факторы окружающей среды делят на 4 группы: химические физические биологические психогенные В процессе жизни организм человека подвергается положительному и отрицательному воздействию множества непрерывно меняющихся факторов окружающей среды.

7 слайд

Гигиена – наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья населения с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает укрепление здоровья населения, предупреждение заболеваний и долголетие человека. Под гигиеническим нормативом понимают минимальную или предельную величину количественного показателя, характеризующего отдельный физический, химический, биологический фактор окружающей среды, допустимый для нормальной жизнедеятельности организма.

8 слайд

Гигиена как отрасль профилактической медицины призвана решать следующие актуальные задачи, стоящие перед современным обществом. Мониторинг объектов природной и социальной среды обитания Гигиеническое нормирование Мониторинг здоровья населения динамическое слежение за медико-демографическими показателями первичная диспансеризация населения Утверждение здорового образа жизни каждого человека

9 слайд

Отличие гигиены: в центре внимания гигиены здоровый человек (лечебная медицина – больной человек); гигиена разрабатывает мероприятия, относящиеся к большим коллективам, объединённых общими условиями работы или учёбы (лечебная медицина – помощь индивидуальна). Главная задача всех медработников, а средних особенно – участвовать в проведении санитарного просвещения населения (легче предупредить болезнь, чем вылечить).

10 слайд

К основным методам гигиены можно отнести: метод гигиенического наблюдения метод гигиенического эксперимента В гигиене творчески и широко используют методы других наук: для изучения факторов окружающей среды применяют физические, химические, биологические методы; состояние здоровья оценивают по совокупности физиологических, биохимических и клинических методов, адекватно отражающих реакции организма на воздействие факторов; анализ причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения проводят с помощью методов статистики, математического моделирования.

11 слайд

История гигиены Гигиея - богиня здоровья - проводила мероприятия, направленные на предотвращение заболеваний и укрепления здоровья. О развитии гигиены в античном мире свидетельствует трактат основоположника научной медицины Гиппократа (460-377 гг. до н. э.) «О воздухах, водах и местностях», в котором излагаются наблюдения и теоретические рассуждения о влиянии факторов окружающей среды на здоровье человека и о связи их с болезнями.

12 слайд

Основатели гигиенической науки в России Алексей Петрович Доброславин (1842-1889) Федор Федорович Эрисман (1842-1915 гг.) Д.З. найти и записать кем они были

13 слайд

С 1999 г. первичная медицинская профилактика регулируется Федеральным законом № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно закону санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это такое состояние здоровья населения и среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

14 слайд

гигиена разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного влияния и снижение вредного воздействия факторов окружающей среды, а экология человека фиксирует характер взаимодействия внешней среды и человека и его возможные влияния на здоровье.

15 слайд

Экология человека это не только накопление конкретных знаний, это наука, ищущая методы нравственного и духовного воспитания человека, пути перестройки его мышления для осознания своей роли в природе (гражданская ответственность за состояние окружающей среды). основным объектом изучения экологии человека служит антропоэкосистема – пространственное подразделение среды обитания человека. Оно характеризуется сходством природных, социально-экономических, производственных, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения. Д.З. подготовить эссе «Экологическое мировоззрение»

16 слайд

Объектом экологии являются биологические системы надорганизменного уровня: популяции, сообщества, экосистемы. Предметом экологии являются взаимоотношения организмов и надорганизменных систем с окружающих их органической и неорганической средой Основы общей экологии Экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой, о структуре и функционировании надорганизменных систем. (Термин «экология» в 1866 г. ввел немецкий эволюционист Эрнст Геккель.) Д.З. найти и записать кем он был

17 слайд

Структура экологии ЭКОЛОГИЯ ФУНДАМЕТАЛЬНАЯ ПРИКЛАДНАЯ экология человека социальная экология глобальная экология

18 слайд

Разделы фундаментальной экологии, связанные с существованием и деятельностью человека: экология человека – изучает человека как биологический вид, вступающий в разнообразные экологические взаимодействия; социальная экология – изучает взаимодействие человеческого общества и окружающей среды; глобальная экология – изучает наиболее крупномасштабные проблемы экологии человека и социальной экологии.

19 слайд

Биосфера, по Вернадскому, – земная оболочка, область существования живого вещества. Она включает в себя не только живые организмы, но и изменённую ими среду обитания (кислород в атмосфере, горные породы органического происхождения и т.п.). Планета Земля Биосфера является одной из геологических оболочек Земли или геосфер.

20 слайд

Антропогенные факторы – это проявления деятельности человеческого общества, изменяющие среду обитания для разнообразных организмов. Деятельность человечества, ничтожного по своей биомассе, оказывает влияние на состав земных океанов и атмосферы.

21 слайд

Виды антропогенного воздействия 1. Разрушительное (деструктивное) - приводит к утрате, часто невосполнимой, богатств и качеств природной среды. а) неосознанное (охота, вырубка и выжигание лесов древним человеком,…) - Сахара вместо леса б) осознанное (хищническое) 2. Стабилизирующее - это воздействие целенаправленное. Ему предшествует осознание экологической угрозы конкретному ландшафту - полю, лесу, пляжу, зеленому наряду городов. Действия направляются на замедление деструкции (разрушения).. 3. Конструктивное (например, рекультивация)- действие целенаправленное, его результатом должно стать восстановление нарушенного ландшафта, например лесовосстановительные работы либо воссоздание искусственного ландшафта на месте безвозвратно утраченного.

22 слайд

Современный экологический кризис характеризуется следующими проявлениями: изменение климата планеты вследствие изменения баланса газов в атмосфере; разрушение биосферного озонового экрана; загрязнение Мирового океана тяжелыми металлами и вод суши; разрыв естественных экологических связей между океаном и водами суши в результате строительства плотин на реках; загрязнение атмосферы с образованием кислотных осадков; опустынивание планеты; деградация почвенного слоя, уменьшение площади плодородных земель;

23 слайд

Современный экологический кризис характеризуется следующими проявлениями: радиоактивное загрязнение отдельных территорий в связи с захоронением радиоактивных отходов; накопление на суше бытового мусора и промышленных отходов; сокращение площадей тропических и северных лесов, ведущее к дисбалансу газов атмосферы; загрязнение подземного пространства, включая подземные воды; массовое и быстрое, лавинообразное исчезновение видов живого вещества; ухудшение среды жизни в населенных местах, прежде всего урбанизированных территориях; нарушение иерархии экосистем, увеличение системного однообразия на планете.

24 слайд

25 слайд

Экологический риск - это вероятность причинения вреда любым объектам природной среды ради достижения какого-либо эффекта, чаще всего экономического. риск оказывается минимальным, если антропогенное вмешательство в биосферу основано на познании и правильном использовании законов развития природы при сохранении реальной возможности самовоспроизводства использованных природных ресурсов По определению ВОЗ риск - это ожидаемая частота нежелательных эффектов, возникающих от заданного воздействия загрязнителя.

Департамент Здравоохранения города Москвы Государственная бюджетная профессиональная образовательная организация Медицинскийколледж №6
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ КАК
НАУКИ
работу выполнила
студентка 2С 1 группы
Макарова Алёна
преподаватель – Маликова Наталья Анатольевна

Цель

Познакомиться с историей развития
гигиены как науки

Задачи

Дать определение понятию «Гигиена»
Рассказать об учёных, которые внесли
вклад в развитие гигиены как науки
Проследить основные этапы развития
гигиены как науки

Гигиена

Гигиена – медицинская наука, изучающая закономерности
воздействия на организм факторов окружающей среды с целью
предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей
среды. Она изучает влияние факторов внешней среды на
здоровье человека, его работоспособность и
продолжительность жизни, разрабатывает мероприятия,
направленные на оздоровление населенных мест.

Развитие гигиены как науки можно
разбить на несколько периодов,
отражавших влияние социальных и
экономических условий каждой эпохи.

Первый период -
древняя история
(гигиена Египта, Иудеи,
Греции, Рима, Индии,
Китая). У народов этих
стран наблюдались
попытки создания
благоприятных условий
для здоровья людей. В
древнем мире гигиена
имела
преимущественно
практическое
направление.

Первые дошедшие до
нас гигиенические
трактаты - «О
здоровом образе
жизни», «О воздухах,
водах и местностях» -
принадлежат
основоположнику
античной медицины
Гиппократу (ок. 460 до
н.э. между 377 и 356 до
н.э.). В этих работах
дана опенка
гигиенического влияния
различных факторов на
здоровье.

Второй период - Средние века (VL-XIV вв.) - эпоха забвения
всех гигиенических требований. Примитивная жизнь того
времени, крепостничество, феодализм и беспрерывные войны
давали почву для развития бесконечных эпидемий и пандемий.
Пандемия чумы - «черная смерть» - в XIV в. унесла в Европе
25 млн. жизней.

Отечественная гигиена в значительной мере развивалась
самостоятельным путем. Многие санитарные мероприятия были
осуществлены в России раньше, чем на Западе. Так, уже в XI в.
в Новгороде существовал общественный водопровод, мощение
улиц в Пскове проводилось в XII в., тогда как в Западной Европе
эти новшества появились на 300 лет позднее.

Третий период - эпоха
Возрождения (XV-XVI
вв.) - характеризуется
некоторым оживлением
интереса к гигиене, в
частности, к
профессиональной
гигиене. Научный
трактат итальянского
врача Бернардино
Рамаццини (1633-
1714) «Рассуждения о
болезнях
ремесленников»
является первым
сочинением в этой
области.

М.В. Ломоносов «О размножении и сохранении российского народа» (1761г.)

Указывает, что плохое
питание является одной
из основных причин
плохого здоровья
населения России,
ставит вопрос о
необходимости
государственного
подхода к организации
правильного питания
населения.

Четвёртый период - вторая половина XIX в. Наибольший
расцвет гигиены начался в этот период. Поводом к этому
послужили рост крупных промышленных городов и
сосредоточение на их территории значительного числа рабочих,
не обеспеченных материально, живущих в антисанитарных
условиях, вследствие чего намного возросла опасность
эпидемических заболеваний.

Огромную роль в
становлении гигиенической
науки сыграл немецкий
ученый Макс Петтенкофер,
который по праву считается
ее основоположником. Он
основал первую
гигиеническую кафедру при
медицинском факультете
Мюнхенского университета,
ввел в гигиену
экспериментальный метод,
благодаря чему она
превратилась в точную
науку, располагающую
объективными способами
исследования.

В России 60-80-е годы XIX в. были периодом становления и
последующего развития научной гигиены. На особое значение
профилактических мероприятий в предупреждении высокой
заболеваемости указывали многие русские врачи: Н.И. Пирогов,
Г.А. Захарьин, М.Я. Мудров.

Вывод

Таким образом, мы познакомились с
историей развития гигиены как науки,
дали определение понятию «Гигиена»,
рассказали об учёных, которые внесли
вклад в развитие гигиены как науки,
проследили основные этапы развития
гигиены как науки

Список литературы

http://www.bestreferat.ru/referat-282054.html
Гигиена, Малая медицинская энциклопедия. -
М.: Медицинская энциклопедия. 1991-1996.
Гигиена, Первая медицинская помощь. - М.:
Большая Российская Энциклопедия. 1994.
Гигиена, Энциклопедический словарь
медицинских терминов. - М.: Советская
энциклопедия. - 1982-1984.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гигиена
Загрузка...