Идеи. Интересно. Общепит. Производство. Руководство. Сельское хозяйство

Что должен знать монтер пути 2 разряда. Профессия Монтер пути (путеец). Незаменимый работник железной дороги. Прибыли коллег из других стран

Лекция к занятию № 27 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Калининградское подразделение Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций – структурное подразделение Октябрьской железной дороги- филиала ОАО «РЖД»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРЕДМЕТА

(2 часа обучения)

ЛЕКЦИЯ № 27

по предмету «Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»

Монтер пути 2-3 разряд. Профессиональная подготовка

Калининград

2018

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии Калининградского подразделения Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций.

Использаванные материалы:

  1. Крейнис З.Л. Пособие монтеру пути. Профессиональная подготовка монтера пути 2-го разряда. - М.: ООО «Издательский дом «Автограф», 2013.

164с.

  1. Пособие бригадира пути под редакцией профессора Воробьева «УМЦ на железнодорожном транспорте», 2005.

Лекция к занятию № 27. Тема: Устройство железнодорожного пути.

Ручной и механизированный путевой инструмент и приспособления

Ручной инструмент применяют для выполнения ремонтно-путевых работ, не требующих использования механизированного инструмента или путевых машин. Ручной инструмент необходим для подбивки шпал, отвинчивания и завинчивания гаек и болтов рельсовых скреплений, закручивания и откручивания путевых шурупов, выдергивания и забивки костылей, сверления и резки отверстий в рельсах, шлифовки рельсов и разгонки рельсовых зазоров, подъема путевой решетки и т.п.

Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути устанавливает перечень машин, механизмов, оборудования, приборов и инструмента, которыми должны быть оснащены подразделения дистанций пути.

Табель ручного инструмента для подразделений путевого хозяйства включает (в числе прочего) костыльные молотки, ломы лапчатые и остроконечные, путевые гаечные и торцевые ключи, топоры для зарубки шпал, трамбовки, торцевые подбойки, прибор для снятия фасок и др.

Ключ путевой гаечный предназначен для завинчивания и отвинчивания гаек стыковых рельсовых болтов. Ключи изготовляют штамповкой или ковкой из стали марки Ст5. Материал рабочей части: легированная термообработанная сталь, см. рисунок 5.1.1.

Зев ключа выполняют по ширине гайки, с другой стороны он на 1 мм больше, что позволяет работать с деформированными гайками (36x37; 36x41; 41x42). Масса 2,0-4,5 кг. Длина 75 см.

Молоток путевой костыльный предназначен для наживления, забивки и добивки типовых костылей при проведении путевых работ на путях с деревянными шпалами. Используют их после насадки на деревянную ручку. Масса молотка 4,8 кг, см. рисунок 5.1.2.

Рисунок 5.1.2. Молоток путевой костыльный

Лом лапчатый предназначен для выдергивания костылей без подведения под лапу специальных подкладок, вывешивания шпал при забивке костылей, вывешивания рельса при смене подрельсовых прокладок и др, см. рисунок 5.1.3, длина лома 1350 мм, ширина 60 мм, высота 130 мм, масса 8 кг. Если рожки лома лапчатого не удается завести под головку костыля, особенно в зимнее время, используют костыленаддергиватель.

Применяют также лапчатые ломы с другими очертаниями головок, которые обеспечивают вытаскивание костыля на полную длину без подкладывания под лапу дополнительных предметов.

Ключ торцевой предназначен для закручивания и откручивания гаек закладных и клеммных болтов, а также шурупов .

Дексель (поперечный топор для затески шпал) предназначен для затески шпал, мостовых и переводных брусьев . Применяют для срубания заусенцев на деревянных шпалах и брусьях, а также для зачистки постелей под подкладками. Задней стороной топора пользуются для укладки в путь пучинных карточек. Режущее лезвие декселя затачивают с одной стороны подобно лезвию стамески. Габаритные размеры 275x105x60 мм. Масса 2,0-2,5 кг. Используют после насадки на деревянную ручку.

Рисунок Дексель

предназначены для ручной подбивки путем заталкивания балласта под нижнюю поверхность шпал.

Подбойки - маховая и торцевая

Клещи рельсовые предназначены для переноски рельсов типов Р50, Р65 . Допускаемая грузоподъемность - до 50 кг. Ко нцы клещей, захватывающие рельс, должны сходиться в одной плоскости без перекосов. Масса клещей 8,0 кг.

Клещи шпальные предназначены для переноски, затаскивания новых и вытаскивания старых шпал, переводных и мостовых брусьев при их смене. Вес клещей 3,8 кг. Концы клещей, захватывающих шпалу, должны сходиться в одной плоскости без перекосов.

Рисунок. Клещи шпальные

Однорельсовая тележка (модерон) предназначен для перевозки инструмента и материалов по одной рельсовой нити.

Рисунок. Однорельсовая тележка (модерон)


\Типовая должностная инструкция Монтера пути 2-го разряда

Должностная инструкция Монтера пути 2-го разряда

Должность : Монтер пути 2-го разряда
Подразделение: _________________________

1. Общие положения:

    Подчиненность:
  • Монтер пути 2-го разряда непосредственно подчиняется........................
  • Монтер пути 2-го разряда выполняет указания....................................................

  • (указания этих работников вы выполняются только в том случае, если они не противоречат указаниям непосредственного руководителя).

    Замещение:

  • Монтер пути 2-го разряда замещает.................................................................................
  • Монтера пути 2-го разряда замещает...............................................................................
  • Прием и освобождение от должности:
    Монтер пути назначается на должность и освобождается от должности руководителем отдела по согласованию с руководителем подразделения.

2. Требования к квалификации:
    Должен знать:
  • путевые знаки и сигналы
  • виды основных материалов для устройства верхнего строения пути
  • общие данные по устройству верхнего строения пути и земляного полотна и общие требования по их эксплуатации
  • способы и приемы выполнения простых работ при монтаже и демонтаже конструкций верхнего строения пути
  • наименование основных элементов верхнего строения пути и земляного полотна
  • типовую инструкцию по охране труда.
3. Должностные обязанности:
  • Выполнение простейших работ при монтаже демонтаже и ремонте конструкций верхнего строения пути и наземных линий метрополитена.
стр. 1 Должностная инструкция Монтер пути
стр. 2 Должностная инструкция Монтер пути

4. Права

  • Монтер пути имеет право давать подчиненным ему сотрудникам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
  • Монтер пути имеет право контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений подчиненными ему сотрудниками.
  • Монтер пути имеет право запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности и деятельности подчиненных ему сотрудников.
  • Монтер пути имеет право взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
  • Монтер пути имеет право знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися деятельности Подразделения.
  • Монтер пути имеет право предлагать на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей Должностной инструкцией обязанностями.
  • Монтер пути имеет право выносить на рассмотрения руководителя предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
  • Монтер пути имеет право докладывать руководителю обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой.
5. Ответственность
  • Монтер пути несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
  • Монтер пути несет ответственность за нарушение правил и положений, регламентирующих деятельность предприятия.
  • При переходе на другую работу или освобождении от должности Монтер пути ответственен за надлежащую и своевременную сдачу дел лицу, вступающему в настоящую должность, а в случае отсутствия такового, лицу его заменяющему или непосредственно своему руководителю.
  • Монтер пути несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
  • Монтер пути несет ответственность за причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
  • Монтер пути несет ответственность за соблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
  • Монтер пути несет ответственность за выполнение правил внутреннего распорядка, правил ТБ и противопожарной безопасности.
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с (наименование, номер и дата документа)

Руководитель структурного

Монтер пути 2-й разряд Характеристика работ. Выполнение простейших работ при монтаже демонтаже и ремонте конструкций верхнего строения пути и наземных линий метрополитена.

Монтер пути 2-й разряд Должен знать : путевые знаки и сигналы; виды основных материалов для устройства верхнего строения пути; общие данные по устройству верхнего строения пути и земляного полотна и общие требования по их эксплуатации; способы и приемы выполнения простых работ при монтаже и демонтаже конструкций верхнего строения пути; наименование основных элементов верхнего строения пути и земляного полотна; типовую инструкцию по охране труда.
Примеры работ. Заполнение балласта в шпальные ящики. Удаление засорителей из-под подошвы рельса. Клеймение деревянных шпал. Окраска путевых и сигнальных знаков, железобетонных и деревянных столбиков на переезде. Укладка старых шпал в штабеля. Нумерация рельсовых звеньев. Завертывание и вывертывание болтов и шурупов в шпалах торцевым ключом. Комплектование клемм с клеммными болтами и шайбами. Демонтаж рельсовых стыков. Снятие и укладка щитов снегозащитной ограды. Забивка кольев при разбивке и нивелировке линий. Погрузка, транспортировка и выгрузка скреплений. Очистка пути от снега вручную. Раскладка шпал и скреплений вручную. Антисептирование шпал и брусьев вручную. Установка и перестановка путевых знаков и снегозащитной ограды на перегоне. Очистка кюветов, водоотводных и нагорных канав, рельсов на перегоне и смазка их. Замена балласта в шпальных ящиках до подошвы шпал.

Строительство и ремонт железнодорожных путей, а также обеспечение безопасного движения – основные задачи путейцев. Они следят за состоянием дороги, очищают ее от зарослей травы летом и снеговых заносов зимой.

Эта профессия для сильных мужчин, умеющих работать кайлом и лопатой. Их не испугает ни штормовой ветер, ни проливной дождь, ни снежная метель.

Выручка профессионалов в России

Что касается монтеров пути, то слово «выручка» здесь имеет два значения – «денежный доход» и «дружный коллектив железнодорожников».

У них такой же девиз, как у знаменитых мушкетеров: «Один за всех и все за одного!».

Чтобы правильно уложить тяжеленные шпалы и массивные рельсы, необходимо работать дружной командой.


Даже современная техника не решит всех проблем, если бригада путейцев не будет работать, как один организм.

Наибольшим спросом путейцы пользуются в Краснодарском крае – 10%.

На втором месте – Ленинградская обл. – 7%, а на третьем – Свердловская обл. – 6%.

  • Забайкальский край – 50260 ($891);
  • Ямало-Ненецкий АО – 42500 ($754);
  • Республика Саха – 41523 ($736);
  • Пензенская обл. – 40000 ($709);
  • Томская обл. – 38700 ($686);
  • Еврейская АО – 35000 ($621).

Мастер пути 3-го разряда получает минимальный оклад в размере 23383 руб. ($415) .

Средний уровень – 25000 руб. ($443).

Максимальный доход ему платят в Ненецком АО – 55000 руб. ($975) .


Монтер пути 2-го разряда считается учеником.

Он обязан сдать экзамен в ближайшие 2 месяца, и получить 3-й разряд.

Ему платят 20 тыс. руб. ($355) в месяц.

Профессионал, имеющий 4-й разряд, зарабатывает 40 тыс. руб. ($709) , при повышении квалификации до 6-го разряда, его заработок увеличивается до 45000 руб. ($798) .

Бригадир в Московском метрополитене получает прибыль в размере 75 тыс. руб. ($1330).


Жалованье монтера пути 3-го разряда – 35000 руб .

Тарифная сетка оплаты труда путейцев

В таблице видно, как повышается оплата труда железнодорожников в зависимости от квалификации:

По этим тарифам начисляется основной оклад путем умножения часового тарифа на фактически выработанное время.

При подведении итогов работы за месяц, тружеников поощряют премиями в таких случаях:

  1. Не были зафиксированы нарушения безопасного движения поездов.
  2. Пути содержатся в отличном состоянии.
  3. Отсутствуют малейшие дефекты пути, ухудшающие плавность передвижения.
  4. Поезда проходили по участку по расписанию.
  5. Не было случаев травматизма рабочих на производстве.


Путейцев заинтересовывают к повышению квалификации, мастерства и получению смежной специальности.

За это доплачивают:

    • монтерам 3-го разряда – 12%;
    • 4-го – 16%;
    • 5-го – 20%;
    • 6-го и выше – 24% тарифной ставки.

Прибыли коллег из других стран

Нелегкий труд украинских железнодорожников оплачивают довольно скромно:

  • Кировоградская обл. – 16500 грн ($575);
  • Днепропетровская обл. – 7280 грн ($254);
  • Одесская – 6000 грн ($209).


В Минском метрополитене путейцы зарабатывают 200 долларов в месяц.

Их заработок в Канаде начинается от 50 тыс. баксов в год .

Устроиться выходцу из СНГ почти не возможно.

Надо хорошо знать два языка – английский и французский и состоять в обществе железнодорожников, где можно сдать квалификационный экзамен.

Если удастся устроиться, жалованье составляет 20 у.е./час.

Характеристика работ . Выполнение простейших работ при монтаже, демонтаже и ремонте конструкций верхнего строения пути. Пополнение балласта в шпальные ящики до нормы. Замена балласта в шпальных ящиках до подошвы шпал. Удаление засорителей из-под подошвы рельса. Клеймение деревянных шпал. Окраска путевых и сигнальных знаков. Сортировка и укладка старых деревянных шпал в штабеля. Нумерация рельсовых звеньев. Крепление болтов и шурупов в шпалах торцевым ключом. Комплектование закладных и клеммных болтов. Снятие и укладка щитов снегозащитной ограды. Забивка кольев при разбивке и нивелировке пути. Погрузка, транспортировка и выгрузка скреплений. Очистка пути от снега вручную. Раскладка шпал и скреплений вручную. Антисептирование шпал и брусьев вручную. Установка и перестановка путевых знаков и снегозащитной ограды на перегоне. Очистка кюветов, водоотводных и нагорных канав. Очистка скреплений и рельсов от грязи и мазута. Очистка путей от мусора. Удаление растительности с путей.

Должен знать: путевые знаки и сигналы; виды основных материалов для устройства верхнего строения пути; общие положения по устройству верхнего строения пути и земляного полотна и требования по их эксплуатации; наименование основных элементов верхнего строения пути и земляного полотна; способы и приемы выполнения простейших работ при монтаже и демонтаже конструкций верхнего строения пути.

§ 39. Монтер пути (3-й разряд)

Характеристика работ . Выполнение простых работ по монтажу, демонтажу и ремонту конструкций верхнего строения пути. Смазка и подтягивание стыковых болтов. Погрузка, выгрузка и раскладка шпал, брусьев, рельсов и звеньев рельсошпальной решетки с помощью кранов. Укладка шпал по эпюре. Сверление отверстий в шпалах электроинструментом. Одиночная замена элементов рельсошпальной решетки. Выгрузка балласта из полувагонов. Регулировка рельсовых зазоров гидравлическими разгоночными приборами. Регулировка рельсошпальной решетки в плане гидравлическими рихтовочными приборами. Выправка пути по ширине колеи и уровню. Монтаж рельсовых стыков. Ограждение мест производства работ сигнальными знаками. Отделка балластной призмы. Закрепление болтов. Добивка костылей на перегоне. Ремонт шпал в пути и в местах складирования. Устройство прорезей и шлаковых подушек. Замена балласта ниже подошвы шпал. Укладка звеньев рельсошпальной решетки на земляное полотно с помощью путеукладчиков. Обслуживание шпалопитателя звеносборочной линии.

Должен знать: виды материалов для устройства верхнего строения пути; нормы содержания пути с деревянными шпалами; правила регулирования положения конструкций верхнего строения пути (кроме скоростных участков и участков на железобетонном основании); способы и приемы производства работ с применением ручного электрифицированного, пневматического инструмента общего назначения и гидравлических приборов; правила содержания гидравлических приборов; порядок ограждения мест производства работ установленными сигналами; способы и приемы выполнения работ при сооружении земляного полотна с применением ручного инструмента и приспособлений; способы строповки рельсов, пакетов, шпал, брусьев и контейнеров со скреплениями.

§ 40. Монтер пути (4-й разряд)

Характеристика работ . Выполнение работ средней сложности по монтажу, демонтажу и ремонту конструкций верхнего строения пути. Крепление рельсов к шпалам и брусьям вручную и костылезабивателями. Крепление рельсов к подкладкам клеммными болтами при раздельном скреплении. Резка рельсов электрорельсорезными станками. Сверление отверстий в рельсах электросверлильными станками. Крепление подкладок к железобетонным шпалам шуруповертами и электроключами. Регулировка рельсовых зазоров гидравлическими разгоночными приборами на участках пути с железобетонными шпалами, плитами и блоками. Регулировка положения рельсошпальной решетки в плане гидравлическими рихтовочными приборами на участках пути с железобетонными шпалами. Промер и выправка пути по ширине колеи и уровню на участках с железобетонными шпалами, плитами и блоками с применением гидравлического и электрического инструмента и на участках с деревянными шпалами с применением электрического инструмента. Одиночная замена элементов рельсошпальной решетки на участках с железобетонными шпалами, плитами и блоками. Содержание в исправности и ремонт рельсовой цепи автоблокировки. Сборка и разборка промежуточных и стыковых рельсовых скреплений с помощью электроинструмента. Монтаж и демонтаж железобетонного настила переезда, изолированных рельсовых стыков и водоотводного железобетонного лотка. Осмотр и содержание стрелочных переводов. Одиночная замена дефектных деталей скрепления на стрелочных переводах.

Должен знать: нормы содержания пути на участках с железобетонными шпалами, плитами и блоками; устройство и требования, предъявляемые к содержанию пути на участках с рельсовыми цепями и автоблокировкой; правила производства работ по монтажу, демонтажу и регулированию положения конструкций верхнего строения пути с применением электрического и пневматического инструмента и механизмов; устройство, правила эксплуатации электрорельсорезных, электросверлильных станков и путевого электрического и пневматического инструмента; правила регулировки положения конструкций верхнего строения пути на участках с железобетонным основанием.

§ 41. Монтер пути (5-й разряд)

Характеристика работ . Выполнение сложных работ по монтажу, демонтажу и ремонту конструкций верхнего строения пути. Подбор рельсов по длине и проверка укладки их по угольнику и шаблонам. Регулировка положения концов сварных рельсовых плетей бесстыкового пути. Замена дефектного участка рельсовой плети бесстыкового пути. Регулировка рельсошпальной решетки в плане гидравлическими приборами на участках пути с железобетонными плитами и блоками. Промер и выправка пути по ширине колеи и уровню на участках пути с железобетонными плитами и блоками. Регулировка пути на пучинистых местах. Ввод рельсовых плетей в расчетный интервал температур на бесстыковом пути. Исправление просадок пути подсыпкой. Монтаж и установка контррельсов. Монтаж и демонтаж уравнительных приборов. Монтаж противоугонных устройств. Одиночная замена элементов рельсошпальной решетки на участках бесстыкового пути.

Должен знать: конструкцию, нормы содержания бесстыкового пути и стрелочных переводов; правила производства монтажа бесстыкового пути; требования, предъявляемые к качеству укладки верхнего строения пути.

§ 42. Монтер пути (6-й разряд)

Характеристика работ . Выполнение особо сложных работ по монтажу, демонтажу и ремонту конструкций верхнего строения пути. Монтаж и демонтаж стрелочных переводов и крепление их к шпалам и брусьям. Расчет сдвижки для постановки пути в проектное положение. Регулировка стрелочного перевода и переводного механизма в процессе эксплуатации. Подбор рельсов по длине и проверка укладки их по угольнику на мостовых брусьях искусственных сооружений. Замер кривых участков пути по стрелам прогиба. Визирование и разбивка круговых и переходных кривых железнодорожных путей при постановке в проектное положение. Регулировка профилей стрелочных переводов при росте и осадке пучин. Расчет и подбор укороченных рельсов для кривых участков пути. Установка устройства для замены инвентарных рельсов сварными плетями и регулировка стыков примыкания. Исправление пути на пучинах с применением оптического прибора. Сборка звеньев на сборочных станках звеносборочной линии.

Должен знать: правила производства монтажа и демонтажа стрелочных переводов; правила производства работ при замене и регулировке стрелочных переводов; способы замера кривых участков пути по стрелам прогиба; способы подбора укороченных рельсов для кривых участков пути; устройство и принцип действия сборочных станков звеносборочных линий.

Примечание. Монтеры пути, занятые содержанием и ремонтом пути, искусственных сооружений и земляного полотна на участках перевальных, имеющих сложную инженерную геологию (мари, карсты, болота, погребенные льды, оползни и т.п.), участках с рекуперативным торможением, а также занятые обслуживанием горочных и подгорочных путей сортировочных железнодорожных станций, тарифицируются на один разряд выше.

Загрузка...