Идеи. Интересно. Общепит. Производство. Руководство. Сельское хозяйство

Xx. морально-нравственные проблемы в медицине. Технизация медицины Моральные аспекты проблемы технизации врачебной деятельности

Требования к усвоению содержания раздела.

Знать:

Гуманистическую специфику медицинской науки и практики;

Историю развития медицинской профессиональной этики;

Принципы профессионального взаимодействия в медицине, границы автономии врача;

Особенности профессионального этикета;

Основные моральные модели взаимоотношений врача и пациента;

Нравственные основания системы взаимоотношений «врач-пациент»;

Моральные и правовые аспекты проблем врачебной тайны и врачебной ошибки.

Уметь:

Понимать и анализировать специфику проявления моральных категорий в медицине;

Реализовывать этические и деонтологические принципы во врачебной деятельности;

Проявлять толерантность в профессиональной деятельности;

Предупреждать межличностные конфликты в профессиональной деятельности и применять этические принципы и категории в разрешении профессиональных конфликтов;

Оценивать моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения;

Оценивать проблемы технизации и коммерциализации врачебной деятельности.

Владеть:

Основами морально-этической аргументации проблем медицинской науки и практики;

Навыками логического и аргументированного анализа профессиональных отношений;

Навыками нравственной оценки в сфере отношений «врач- пациент»;

Представлениями о границах профессиональной свободы и ответственности врача.

Установкой на формирование профессиональной и социальной ответственности, культуры общения и толерантности;

Навыками морального выбора и применения нравственных принципов во взаимоотношениях с коллегами, пациентами;

Способностью и готовностью к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию.

Ключевые понятия: профессиональная этика, медицинская (врачебная) этика, медицинская деонтология, биомедицинская этика, клятва Гиппократа, Клятва врача России, Всемирная медицинская ассоциация, моральные модели взаимоотношения врача и пациента (патерналистская, техническая, коллегиальная, контрактная), этика профессионального взаимодействия, коллегиальность, корпоративность, консилиум, врачебная тайна, врачебная ошибка, ятрогения.

Вопросы к семинарским занятиям.

Тема 2.1. Медицинская этика в системе этических знаний (2 часа).

1. Понятие «профессиональная этика». Основные виды профессиональной этики. Служебный долг.

2. Особенности медицинской этики как профессиональной этики. Гуманистическая специфика медицинской деятельности.

3. Медицинская деонтология: понятие, задачи, области проявления.

4. Нравственные требования к личности врача как центральная проблема медицинской деонтологии.

5. Специфика проявления моральных категорий в медицине (добро и зло как польза и вред, сострадание и милосердие как личностная потребность, свобода и ответственность в медицинской деятельности, толерантность, долг и совесть, честь и достоинство врача и др.).

тема 2.2. История развития медицинской профессиональной этики (2 часа).

1. Этика Гиппократа – первый медико-этический документ.

2. Врачебная этика и христианские ценности в культуре Средних веков.

3. Принцип гуманизма в медицине эпохи Возрождения. Этика Парацельса.

4. Медицинская этика в западноевропейской культуре Нового времени. Корпоративно-сословная медицинская этика Т. Персиваля.

5. Развитие медицинской этики в дореволюционной России. Нравственные установки земской медицины. Этические идеи в трудах А.Я. Мудрова, Ф.Й. Гааза, Н.И. Пирогова. Вопросы врачебной этики в газете В.А. Манассеина "Врач".

6. Медицинская этика в СССР. «Советская модель» медицинской этики (Н.А. Семашко). Концепция деонтологии в советской медицине (Н.Н.Петров). Присяга врача Советского Союза 1971 года.

7. Клятва врача России. Клятва врача 1999 года (ст. 60 Федерального закона «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»). Кля́тва врача́ 2011 г. (ст. 71 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

8. Бесчеловечная фашистская медицина. Суд над нацистскими медиками. «Нюрнбергский кодекс». Злоупотребления в медицине в XX веке в других странах.

9. Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) и ее документы по медицинской этике.

Тема 2.3. основные проблемы медицинской профессиональной этики и деонтологии (6 часов).

Семинар 1.

1. Система взаимоотношений «врач – пациент» как основа медицинской профессиональной этики и деонтологии.

2. Основные моральные модели взаимоотношения врача и пациента (патерналистская, техническая, коллегиальная, контрактная).

3. Особенности взаимоотношений между врачом и пациентом в различных клинических областях (врач – больной ребенок, врач – пожилой пациент, врач – ВИЧ-инфицированый пациент; врач – психически больной пациент и др.).

4. Особенности взаимоотношений в системе «врач – родственники больного».

Семинар 2.

1. Этика профессионального взаимодействия в медицине. Врачебная коллегиальность и корпоративность. Врачебный консилиум: прошлое и настоящее.

2. Моральные проблемы взаимоотношения врачей со средним и младшим медицинским персоналом, с представителями альтернативной медицины.

4. Этикет в медицинской деятельности.

Семинар 3.

1. Врачебная тайна как проблема медицинской профессиональной этики.

2. Особенности врачебной тайны в отдельных клинических областях (эпидемиология, психиатрия и др.).

3. Проблема врачебной ошибки: соотношение морального и правового аспектов.

4. Виды врачебных ошибок и пути их предотвращения. Отношение к ошибке коллеги: моральный и юридический аспекты.

5. Ятрогения: понятие, виды, причины. Моральная оценка ятрогенных поражений.

6. Слово врача как лечебный фактор.

тема 2.4. моральные проблемы организации системы здравоохранения в современном мире (2 часа).

1. Моральные аспекты проблемы технизации врачебной деятельности.

2. Коммерциализация медицины. Моральные основы платного медицинского бизнеса. Проблема коррупции во врачебной деятельности.

3. Медицинская помощь и медицинская услуга. Конфликт между благом пациента и финансовой выгодой.

4. Моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения. Специфика моральных проблем распределения ресурсов в различных системах здравоохранения (государственной, частной и страховой).

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Какие особенности характеризуют профессиональную этику?

2. Что является отличительным признаком профессиональной этики врача?

3. Каково значение медицинской этики в профессиональной деятельности врача?

4. Определите понятие «профессиональный долг врача». В чем он состоит?

5. Как соотносятся между собой понятия «медицинская этика» и «медицинская деонтология»?

6. В чем заключается сущность и содержание современной медицинской деонтологии?

7. Назовите этические принципы и нормы, которыми должен руководствоваться в своей деятельности медицинский работник – ученый и практик.

8. Определите понятия «честь» и «достоинство». В чем заключается честь и достоинство врача?

9. В чем заключается социальная ответственность врача?

10.Как соотносятся свобода и ответственность в деятельности врача?

11.Какова специфика сострадания в медицинской деятельности? Как соотносятся между собой понятия «сострадание» и «милосердие»?

12.Назовите основные этапы в развитии медицинской этики. Кратко охарактеризуйте каждый из них.

13.Какие принципы формируются в медицинской этике благодаря христианскому мировоззрению?

14.Назовите основные положения клятвы Гиппократа?

15.Какой тип отношений врача к пациенту характерен для модели Парацельса?

16.Объясните значение Нюрнбергского процесса в формировании биомедицинской этики.

17.Ф. Гааз призывал: «Спешите делать добро !» Приведите примеры из профессиональной жизни известных врачей, которые иллюстрируют это высказывание.

18.Назовите особенности медицинской этики советского периода.

19.Какое профессиональное обязательство присутствует в клятве Гиппократа в отличие от клятвы Российского врача?

20.Перечислите нормативные этические документы, которые задают ориентиры медицинской профессии в наше время.

21.В последней трети ХХ в. медицинская этика перестает быть сугубо корпоративной. Чем обусловлен интерес широкой общественности к проблемам медицинской этики?

22.Какие опасности для человечества несет научно-технический прогресс? Должны ли научные знания соотноситься с нравственными ориентирами социума и культуры?

23.Американский мыслитель Э.Тоффлер в работе «Метаморфозы власти» писал: «Долгие годы врачи в Соединенных Штатах сохраняли недоступную для посторонних власть над медицинскими знаниями. Рецепты выписывались на латыни, обеспечивая эту профессию, так сказать, полусекретным кодом... Медицинские журналы и тексты были адресованы только профессиональным читателям. Медицинские конференции носили закрытый характер. Сегодня у пациентов поразительный доступ к медицинским знаниям. Имея персональный компьютер, кто угодно может войти в базы данных… и, в сущности, собрать больше информации по конкретному недугу и его лечению, чем обычный врач в состоянии прочитать из-за нехватки времени. Недорогие книги в мягких обложках рассказывают рядовым читателям, от каких медикаментов какого эффекта ожидать... Крупные достижения в области медицины передаются в теленовостях едва ли не раньше, чем доктор медицины, сделавший открытие, вытащит журнал из своего почтового ящика. Короче говоря, монополия на знания в области медицинских профессий полностью разрушена. И врач уже больше не бог» . Как изменяется статус медицины, врача и пациента в современной культуре? Какие процессы способствуют медикализации общества? Оцениваете ли вы эти процессы как положительные или отрицательные?

24.Назовите основные модели взаимоотношений «врач–пациент». Какая из них, на Ваш взгляд, чаще всего применяется в современной медицине

25.Какими причинами может быть вызван вред, наносимый врачом пациенту?

26. В чем суть ятрогенных заболеваний? По каким основаниям их можно классифицировать?

27.Что является предметом врачебной тайны? В каких случаях допускается ее разглашение?

28.Назовите нравственные нормы, которыми должен руководствоваться врач в отношениях со своими коллегами и медицинским персоналом.

29.Ознакомьтесь с высказываниями известных врачей о врачебных ошибках. Являются ли ошибки неизбежными во врачебной деятельности? Как врач должен относиться к своим ошибкам и к ошибкам своих коллег?

«…Людские нужды заставляют нас решать и действовать. Но если мы будем требовательны к себе, то не только успехи, но и ошибки станут источником знания» (Гиппократ).

«Я считал… своим священным долгом откровенно рассказать читателям о своей врачебной деятельности и ее результатах, так как каждый добросовестный человек, особенно преподаватель, должен иметь своего рода внутреннюю потребность возможно скорее обнародовать свои ошибки, чтобы предостеречь от них других людей, менее сведущих» (Н.И. Пирогов).

«Прогресс медицинской науки неизбежно связан с повышенным риском; успехи медицины в известном смысле зиждутся на врачебных ошибках» (В.В. Вересаев).

30. Известный врач академик Н. Амосов писал: «Надо называть вещи своими именами. Я много думал и передумывал снова и снова. Тысячи сложных и сложнейших операций и… довольно много смертей. Среди них много таких, в которых я прямо виноват. Нет, нет, это не убийства! Все во мне содрогается и протестует. Ведь я сознательно шел на риск для спасения жизни… в тридцатые годы – резекция желудка, удаление почки казались нам, аспирантам, вершиной хирургии. Наши светила лишь очень робко пытались сделать что-либо в грудной полости и почти всегда – неудачно. Потом надолго бросали. А теперь у меня оперируют ординаторы митральные пороки сердца, и больные не умирают. Да, конечно это дорого стоило людям. И хирургам. Но теперь есть отдача. Идет прибыль…. Смотришь – умирает все меньше и меньше. Уже думаешь – достиг! Начинаешь оперировать больных потяжелее – и тут тебя – раз! раз! Лежишь потом мордой в грязи. «Ах, зачем я взялся? Почему не остановился тут?» А потом отойдешь и снова что-то ищешь. И так многие хирурги, во всем мире ». Что такое врачебный риск? Имеет ли врач право на риск?

Тематика рефератов.

1. Проблема справедливости в медицине и здравоохранении.

2. Сострадание и милосердие как личностная потребность врача. Проблема границ сострадания и милосердия в медицине.

3. Проблема профессионального долга, ее специфика в медицине.

4. Честь и достоинство врача.

5. Клятва Гиппократа и современные этические кодексы.

6. Христианские ценности милосердия, сострадания и деятельной любви в модели Парацельса.

7. Утилитаризм и медицинская этика: проблема совместимости.

8. Вопросы врачебной этики в трудах М.Я. Мудрова.

9. Деонтология И. Канта и деонтология Н. Н. Петрова.

10. З.Фрейд о специфике взаимоотношения врача и пациента в психиатрии.

11. Этическая оправданность сохранения патерналистской модели общения врача и пациента в современной медицине.

12. Позиция антипатернализма во взаимоотношениях врача и пациента: аргументы «за» и «против».

13. Особенности врачебной тайны в отдельных клинических областях (эпидемиология, психиатрия и др. – по выбору).

14. Отношение к ошибке коллеги: моральный и юридический аспекты.

15. Ятрогения от общения: моральная оценка.

16. Слово врача как лечебный фактор.

17. Моральные аспекты проблемы технизации врачебной деятельности.

18. Платные медицинские услуги и профессиональная этика медика.

19. Проблема коррупции во врачебной деятельности.

20. Моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения.

Раздел 3. от медицинской деонтологии к биомедицинской этике и Биоэтике.

На развитие современной медицины оказывает большое влияние научно-техническая революция. Под ее влиянием происходит процесс все более узкой специализации, технизации медицины, увеличивается количество лечебных препаратов и профилактических средств, наука создает возможности для невиданных ранее достижений в области генетики и хирургии, психиатрии, терапии, фармакологии, гигиены и других отраслей медицинских знаний.

Роль медицины явно возрастает. Возрастает и роль нравственных отношений в медицине, они также подвергаются воздействию научно-технического прогресса: возникают новые, ранее не существовавшие морально-психологические проблемы и по-новому должны решаться старые.

Рассмотрим некоторые из этих проблем.

В медицине наблюдается процесс все более узкой специализации. В современной медицине 172 специальности, более 10 тысяч заболеваний включены в номенклатуру болезней.

Процесс все более узкой специализации, происходящий в медицине, приводит к тому, что больной предстает не перед одним врачом, как раньше, а перед множеством, а это может приучить врача смотреть на больного под углом зрения его «специализированного кредо», что ведет к недооценке не только целостности организма человека, но и к недооценке, а иногда и игнорированию личности больного. Узкая специализация питает и нигилистическое отношение врачей к психотерапии. Бри наличии узких специалистов ответственность врачей перед больным как бы расчленяется, распределяется между массой специалистов и исчезает персональная моральная ответственность. Поэтому встает задача найти оптимальный способ взаимодействия врачей различных специальностей и адекватную форму нравственной ответственности «узкого» специалиста за состояние здоровья больного. К сожалению, пока решение этой проблемы - дело будущего. В какой-то мере сейчас она решается наличием участковой службы, постоянного участкового врача, который при достаточной профессиональной квалификации и высоких нравственных качествах становится домашним доктором, знающим не только историю болезни человека, но и историю его жизни. Возродить авторитет домашнего врача- задача самих врачей и нашего здравоохранения.

Развитие медицинской науки повышает эффективность лечения. Врач имеет возможность все активнее влиять на течение патологических процессов, не нарушая важной заповеди врача - «Не вреди». Но только не вредить - этого современному врачу явно мало. Возникает необходимость воспитания чувства меры между «не вреди» и «активно помогай», «будь творческим врачом». Совмещение своей узкой специальности с широким медицинским и общим кругозором внесет немалый вклад в решение этой проблемы.

В эпоху прогрессирующей индустриализации и технизации медицины увеличивается количество используемых аппаратов для изучения больного. Врачу приходится прибегать ко все более опосредованным методам изучения больного (с помощью приборов). Вместо былого отношения «врач-больной» утверждается отношение «врач - прибор - больной». Эта прогрессивная тенденция развития современной медицины имеет некоторые теневые, нежелательные последствия: прибор может заслонить от врача личность больного человека с его сложным психическим, нравственным миром переживаний, устремлений. Индивидуальные отношения врача с больным могут быть ущемлены, подвергнуты определенной машинной стандартизации, обезличиванию. Если раньше связь врача с больным была непосредственной, живой, то сейчас эта связь все более опосредуется за счет электрокардиологических, электроэнцефалографических и тому подобных показателей.

Современная биомедицина расширяет технологические воз­можности контроля и вмешательства в естественные проблемы зарождения, протекания и завершения человеческой жизни. Раз­личные методы искусственной репродукции человека, замены по­раженных органов и тканей, замещение поврежденных генов, ак­тивное воздействие на процессы старения приводит к тому, что во всех подобных случаях возникают пограничные ситуации, когда достижения научно-технического прогресса не прогнозируемы и не анализируются в их последствиях. Вместе с тем возникает ре­альная опасность разрушения исходной биогенетической основы, угроза человеческому естеству, его телесности, функционирова­ние которой сложилась в ходе продолжительной эволюции.

Стрессовые нагрузки, канцерогены, засорение окружающей среды серьезно трансформируют человека и разрушают его здо­ровье, ухудшают генофонд. Этические проблемы касаются и са­мого субъекта ответственности. Актуальной должна стать прак­тика этической экспертизы. Особые проблемы вызывает связь науки и бизнеса, которая ведет к коммерциализации всех сфер взаимодействия: и в области врач-пациент, и в области транс­плантации органов, и ъ области лекарственных препаратов и тех­нологических новаций.

Генная инженерия за весьма непродолжительный период ока­залась на передовой научно-экспериментальных исследований мира живого. Сейчас она дает возможность вмешиваться в гене­тический код человека и изменять его. Этот путь мыслится как позитивный в случаях лечения ряда наследственных болезней. Однако возникает опасность соблазна планомерного совершен­ствования человеческой природы с целью все большей его адап­тации к нагрузкам современной искусственно созданной техно-сферы. Опасность состоит в том, что организмы, участвующие в генетических экспериментах, могут обмениваться генетической информацией с прочими особями. Результаты подобных взаимо­действий могут привести к неконтролируемым мутациям, ранее не встречавшимся генетическим качествам. Многие эксперимен­ты в сфере генной инженерии свидетельствуют о непрогнозируемости ее ближайших и отдаленных последствий.

Широко обсуждается вопрос о пределах манипуляции над че­ловеком. Проблемы манипуляции над человеческой психикой, воз­действия на человеческий мозг составляют особую группу про­блем. Некоторые структуры мозга при воздействии на них спо­собны продуцировать галлюцинации, неадекватные поведенчес­кие реакции, изменять эмоциональные состояния человека. Су­ществуют эксперименты, связанные с вживлением в мозг элект­родов, которые слабыми электрическими воздействиями препят­ствуют возникновению сонливости, создают ощущение бодрос­ти, прилива энергии, способствуют снятию напряжения. Сред­ства манипуляции психикой по своему воздействию сравнивают­ся с транквилизаторами и наркотиками.


Этическое регулирование науки, появление высокого уровня этической культуры, оцениваемые сегодня как жизненная необ­ходимость, являются важной предпосылкой будущего развития науки. Это будет способствовать обеспечению качества ее мораль­ности. Ученый должен проникнуться сознанием своей ответствен­ности за судьбу человечества.Статья 41 Конституции РФ говорит о праве гражданина на медицинскую помощь и охрану здоровья в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС). Данную помощь (некий прописанный «ассортимент») обязаны оказывать государственные учреждения здравоохранения федерального и муниципального подчинения, служба «Скорой помощи», учреждения по лечению социально-значимых заболеваний (туберкулез, психические расстройства, алкоголизм и наркомания, кожно-венерические заболевания). Для оказания помощи последними двумя инстанциями страховой полис, а в ряде случаев и удостоверяющий личность документ необязательны. Как правило, пациенты всех этих структур «официально» именуются получателями медицинской помощи. Под потребителями медицинских услуг понимаются пациенты, получающие лечение по полисам добровольного медицинского страхования – ДМС (застраховал работодатель, самостоятельная инициатива пусть даже на короткое время типа турпоездки заграницу), а также платные и сервисные (в улучшенных условиях пребывания или вне очереди) услуги в государственных и частных медицинских учреждениях. Туда же – все то, что не входит в территориальные программы ОМС (например, эстетическая медицина) или проводится по личной инициативе гражданина (добровольное психиатрическое освидетельствование, к примеру).

9513 0

История медицины и практический опыт здравоохранения со всей очевидностью показывают, что медицинская помощь не может быть полноценной, если даже самый высококвалифицированный врач не обладает необходимыми этическими качествами.

Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — это одна из философских дисциплин, объектом изучения которой являются мораль, нравственность. Медицинская этика определяется как совокупность норм поведения и морали медицинских работников. Известно, что помимо обших моральных норм, регулирующих жизнь общества, существуют нормы классической медицинской этики, имеющие свою специфику, связанную с природой самой профессии.

Наряду с термином медицинская этика, часто применяется термин «деонтология» (от греч. deon — должное, долг и logos — учение, слово), т.е. учение о должном поведении медицинских работников. Впервые это понятие было введено в обиход в начале XIX в. английским юристом и философом И. Бентамом.

Медицинская этика охватывает более широкий круг вопросов, чем деонтология. Это учение о морали медицинского работника, о его взаимоотношениях с больными и здоровыми, с людьми, окружающими больного, с коллегами. Это учение о врачебной тайне, об зтике научных исследований, о внешнем виде медицинских работников и др. Медицинская этика не несет в себе специфики определенной медицинской специальности. Так, например, нет отдельно этики терапевта, хирурга, операционной медицинской сестры или другого специалиста, но есть этика медицинского работника.

Понятия медицинская этика и деонтология органически связаны, так как имеют дело с моральными и нравственными нормами и основанными на них принципами и правилами поведения медицинских работников, выполняющих свой профессиональный и гражданский долг. В реальной жизни соблюдение деонтологических правил обязательно дополняется определенным нравственно-этическим содержанием. С другой стороны, многие нормы морали, особенно профессиональной, так тесно сливаются с деонтологическими требованиями, что их трудно отделить друг от друга.

Медицинская этика возникла тысячелетия назад, одновременно с началом врачевания. Во многих древнейших письменных источниках по медицине, наряду с советами по сохранению здоровья и лечению болезней, содержатся правила поведения врача. Наиболее известный документ — клятва Гиппократа (V век до н.э.), оказавшая огромное влияние на все последующее развитие медицинской этики. Нормы медицинской этики изменялись в зависимости от социальных условий, развития культуры, достижений медицины, однако традиционные вопросы оставались незыблемыми на протяжении веков.

Основные проблемы медицинской этики:
. медицинский работник и общество;
. медицинский работник и пациент;
. медицинский работник и родственники пациента;
. взаимоотношения представителей медицинских профессий;
. нравственные качества и внешний вид медицинского работника;
. врачебная тайна;
. совершенствование знаний и отношение к различным теориям;
. этика эксперимента.

Существует ряд правовых документов общего характера, где отражаются многие принципы медицинской и биомедицинской этики, например «Женевская декларация», принятая в 1949 г, Всемирной медицинской ассоциацией (ВМА) и содержащая текст присяги, которую приносят врачи стран-членов ВМА.

В 1949 г. был также принят «Международный кодекс медицинской этики», который более подробно излагает нормы профессиональной медицинской морали. Согласно этому кодексу, врач обязан:
. соответствовать наивысшим профессиональным стандартам;
. ставить во главу угла сострадание и уважение к человеческому достоинству пациента и полностью отвечать за все аспекты медицинской помощи вне зависимости от собственной профессиональной специализации;
. не позволять соображениям собственной вы годы влиять на свободу и независимость профессионального решения, которое должно приниматься исключительно в интересах пациента;

Быть честным в отношениях с пациентами и коллегами и бороться с теми, кто проявляет некомпетентность или замечен в обмане;
. уважать права пациентов, коллег по работе;
. осуществлять вмешательства, способные ухудшить физическое или психическое состояние больного, в процессе оказания ему медицинской помощи, лишь в исключительных случаях и только в интересах пациента;
. утверждать лишь то, что проверено им лично;

Постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни;
. обращаться к более компетентным коллегам, если необходимое пациенту обследование или лечение выходят за уровень его собственных профессиональных возможностей";
. хранить врачебную тайну даже после смерти своего пациента;
. всегда оказывать неотложную помошь любому в ней нуждающемуся.

Большое значение имеет принятие Советом Европы в 1997 г. общеевропейской «Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины». В ст. 1 и 2 Конвенции подчеркивается обязанность «защищать достоинство и индивидуальную целостность каждого человека, гарантировать всем без исключения неприкосновенность личности и соблюдение других прав и основных свобод»... «Интересы и благо отдельного человека должны превалировать над интересами общества и науки». Кроме того, разработаны документы, регламентирующие проведение экспериментов на человеке, генетические исследования, аборты, права доноров и реципиентов при трансплантации органов и др.

О.П. Щепин, В.А. Медик


Бескорыстность врачебной деятельности, ее альтруистический характер, на котором настаивал еще Т. Парсонс, были поставлены под сомнение. Это вызвало недоверие к врачам, а заодно и к власти, проводящей соответствующие реформы. С другой стороны, сами врачи оказались в ситуации ролевого конфликта, когда они должны оказывать помощь каждому в ней нуждающемуся, и в то же время, брать плату за лечение -...

  • Введение
  • 1. Медицинская деонтология
  • 2. Коммерция в медицине
    • 2. 1. Медицинские услуги
    • 2. 2. Лечебно-диагностический процесс: разумный минимум или источник доходов
  • Заключение
  • Список литературы

Коммерциализация врачебной деятельности и ее влияние на моральный климат в медицине (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы.

В последние годы сложилась непростая ситуация в отечественной медицине. Коммерциализация медицинской деятельности поставила под сомнение традиционные ценности врачебной профессии. Кроме того, длительный период существования бесплатной медицинской помощи сформировал настолько устойчивые патерналистские ориентации в массовом сознании, что переход на рыночные отношения в здравоохранении стал безусловным разочарованием для людей, каждый из которых является актуальным или потенциальным пациентом.

Бескорыстность врачебной деятельности, ее альтруистический характер, на котором настаивал еще Т. Парсонс, были поставлены под сомнение..

С другой стороны, сами врачи оказались в ситуации ролевого конфликта, когда они должны оказывать помощь каждому в ней нуждающемуся, и в то же время, брать плату за лечение — со страховых компаний или с самих пациентов, независимо от того, способны ли объекты медицинской помощи оплатить предоставленные услуги.

И, наконец, с третьей стороны, возникла проблема подготовки медицинских кадров. Не в плане профессиональных знаний, а в отношении тех ценностных установок, которые интериоризируются личностью.

Список литературы

  1. Введение в биоэтику. - М.: «Прогресс-Традиция», 1998. - 384с.
  2. Гребенев А. Л. . М.: Медицина, 2001. - 592с.
  3. Гребенев А. Л. Пропедевтика внутренних болезней . М.: Медицина, 2001. - 592с.
  4. Губенко М. И. Правовые основы профессиональной этики медицинских работников . // Медицинское право. 2008. - № 4.
  5. Дымарская Г. Права и обязанности медицинских работников . // Общественно-политическая газета. - 2006. - № 850 (55)., от 8 ноября.
  6. Котова Г. Н., Нечаева Е. Н., Гучек П. А., Карасева Л. Н. Социологическая оценка качества медицинской помощи . // Здравоохранение Р Ф. - 2001. № 4. - с. 22.
  7. Лисицин Ю. И. Медицинская этика, деонтология и биоэтика // Проблемы социальной гигиены и история медицины. - 1998. - № 2. - С. 7−13.
  8. Семенов В. Ю. Проблемы управления качеством медицинской помощи . // Здравоохранение. - 2004. - № 3. - с.20.
  9. Силуянова И., Яковлев В. Врач и общество, врач и пациент . // Медицинский вестник. - 2009.  № 1−2.
  10. Сухарева Н. Врач - бог или врач от бога? Новое видение образа и роли врача в современном обществе . // Web: http://www.global-be.ru/events/view/pubs_view.html?5
  11. Черников Е. Врач и пациент : этико-правовой аспект. // Общественно-политическая газета. - 2006. - № 850 (55)., от 8 ноября.
  12. Шабалов Н. П. Детские болезни . В 2х томах. Т.1. - СПб.: Питер, 2002. - 832с.
  13. Шабалов Н. П. Неонатология : Учебн. пособие: В 2 т. / Н. П. Шабалов.  Т. I.  3-е изд., испр. и доп.  М.: МЕДпресс-информ, 2004.  608 с.
Загрузка...