Идеи. Интересно. Общепит. Производство. Руководство. Сельское хозяйство

Сокращение штата в музыкальных школах. Реорганизация образовательного учреждения. Как правильно сократить педагога и провести изменение в штатном расписании школы

Департамент культуры Москвы приступил к реорганизации детских музыкальных школ и школ искусств.

Главный вектор - укрупнение, объединение и, как следствие, сокращение административных расходов. В некоторых районах Москвы останется всего по одной школе искусств.

Так, ДМШ имени Андреева, ДМШ имени Голованова, ДМШ имени Флиера и ДШИ «Надежда» к 31 августа 2015 года должны слиться в Московскую городскую объединенную детскую школу искусств «Щукино».

“Процесс направлен на укрепление административно-финансовой деятельности школ и не повлияет на численность преподавательского состава или контингента учащихся”,

Заверили в департаменте.

Как рассказал директор ДМШ имени Флиера Вячеслав Горлинский, реорганизация приведет к сокращению штата в каждой школе.

“Все финансы будут сконцентрированы в одном центре, у генерального директора, который сможет ими распоряжаться и более эффективно использовать различные структуры, которые сам же и создаст. Они по принципу диспетчерской службы будут обслуживать все четыре школы.

Один профессиональный коллектив будет обслуживать школы и по хозяйственной, и по инженерной части. Конечно, штат каждой школы будет сокращен, ведь сейчас у всех есть своя бухгалтерия, свой хозяйственник, есть своя маленькая техническая служба”,

Пояснил директор ДМШ.

По его словам, в 1970–1980-е годы подобная система уже существовала: все музыкальные школы находились в подчинении у главного управления культуры и централизованной бухгалтерии. Нынешнее объединение позволит подтянуть материально-хозяйственный уровень «отстающих» школ, в частности, повсеместно внедрить инновационные технологии, считает Горлинский.

По его словам, четыре школы уже приступили к творческому объединению: к 70-летию Победы там готовят театрализованную музыкально-литературную композиция «Память» на стихи Роберта Рождественского.

“В постановке будут участвовать 240 детей из всех школ. Это большая и довольно интересная работа. Планируются три выступления: в Школе имени Прокофьева в центре, затем в культурном центре «Салют» и на площади перед ТРК «Калейдоскоп» 9 мая. Это будет уже реальное воплощение нашего объединения”,

Пояснил Горлинский.

Однако с реорганизацией согласны не все коллективы. Педагоги ДМШ имени Андреева выразили протест против увольнения директора школы, заслуженного работника культуры Татьяны Симоновой. 260 педагогов и родителей направили обращение мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой позволить директору продолжить работу в прежней должности.

Коллектив пишет, что внезапное увольнение директора было проведено в неуважительной форме и вызвало шок у учеников и сотрудников. В знак протеста оба завуча школы написали заявления об уходе. Педагоги запланировали митинг, который в итоге превратился в производственную встречу с департаментом культуры.

Коллега Татьяны Симоновой Вячеслав Горлинский на протесты отреагировал в философском ключе.

“Если коллективу нравится директор, люди вправе высказаться по этому поводу. А увольнять или не увольнять директора - право департамента культуры. Мы ведь не знаем причины, по которой это было сделано”,

Считает директор ДМШ имени Флиера.

В департаменте культуры пояснили, что причиной смены директора послужил длительный больничный Татьяны Симоновой.

“За последние годы Татьяна Симонова перенесла несколько операций и большую часть времени находилась на больничном листе (133 дня за 2014 год), что значительно усложняло процесс руководства школой.

В настоящее время директором ДМШ имени Андреева назначена Татьяна Кислухина, которая 3 года проработала в школе заведующей отделением струнных народных инструментов, один год - в должности заместителя директора, а последние 5 лет возглавляла школу искусств «Надежда», которая под ее руководством стала одной из лучших московских школ искусств”,

Заявили в ведомстве.

Сама Кислухина рассказала, что в декабре и январе уже была и.о. директора школы, пока Татьяна Симонова находилась на больничном.

“У всех у нас есть такой пункт в трудовом договоре: учредитель вправе в любой момент освободить директора от должности. Все мы об этом знали, ведь ставили свою подпись под трудовым договором. В ближайшем будущем мы должны создать устав новой объединенной школы, составить штатное расписание, зарегистрировать новое юрлицо в налоговых органах. Школы же как работали в режиме учебного процесса, так и будут. Госзадание на 2015 год мы получили”,

Заявила Татьяна Кислухина.

Имя нового генерального директора объединенной школы пока не объявлено. Как сообщили в ДМШ имени Голованова, не исключено, что им станет Татьяна Кислухина.

Директор Московской специальной музыкальной школы имени Гнесиных Михаил Хохлов считает объединение «крайне полезным».

По его словам, оно позволит каждой из школ сократить затраты на специалистов, в которых школа не нуждается каждый день, и, следовательно, сэкономить часть городского бюджета. Также музыкальные школы смогут безвозмездно пользоваться привилегиями друг друга, например, бесплатно арендовать концертные залы. Самое главное - не растерять контингент учеников.

“Минус реорганизации только в одном - в увольнении некоторых руководителей школ. В итоге человек - распорядитель бюджета теряет рычаги управления. Это может привести к противодействию как конкретно этой реформе, так и реформам в принципе. Но плюсов все-таки больше”,

Уверен Михаил Хохлов.

В отличие от коллеги, пианистка, доверенное лицо президента Екатерина Мечетина говорит, что реорганизация вряд ли пойдет школам на пользу.

“Я не знаю ни одного человека, который был бы за такое объединение. Педагоги пробовали протестовать еще на этапе обсуждения инициативы, но теперь уже, видимо, поздно.

Даже если формально численный состав администрации уменьшится, на практике бюрократии и беготни будет только больше. К тому же у каждой школы есть свое лицо, и риск, что оно пострадает, - очень велик”,

Отметила Мечетина.

В итоге реформы в СЗАО Москвы планируется создать три объединенных школы искусств: «Щукино», «Тушино» (ДМШ имени Оборина, ДМШ имени Докшицера и ДМШ имени Майкапара) и ДШИ имени Стравинского (с присоединением ДМШ в Куркино).

Всего в Москве сейчас насчитывается 122 ДМШ и ДШИ.

Учитель должен знать правовые аспекты кадровой политики. Статья вторая*

Мы продолжаем серию публикаций, знакомящих учителей с разными сторонами трудовых отношений в школе. Ведущий рубрики – кандидат юридических наук, заместитель директора Центра правовых прикладных разработок Института развития образования ГУ-ВШЭ Анна Вавилова.

– Администрация вызвала нескольких учителей и сказала им: у нас в школе начинается сокращение штатов, пишите заявления об уходе «по собственному желанию». Педагоги подумали, решили, что ничего не поделаешь, и – написали…
– Такое требование администрации абсолютно незаконно. Она не вправе вынуждать учителей писать подобное заявление. Более того, если работник поддастся давлению и напишет заявление об увольнении по собственному желанию, а ему удастся доказать в суде, что его заставили сделать это насильно, – он может быть восстановлен на работе. Такие случаи в судебной практике есть.
Какие доказательства в этом случае учитель может предъявить суду? Например, свидетельские показания. Слышал ли кто-нибудь разговор об увольнении? Не предложил ли ему работодатель уволиться по собственной инициативе в присутствии конкретных третьих лиц? Могут ли эти лица подтвердить, что на работника давили, угрожали ему? Один раз я столкнулась с очень странной ситуацией, когда работодатель в письменной форме потребовал от работника написать заявление об увольнении «по собственному желанию». В резолюции на заявлении он указал, что только в этом случае работнику будет выплачен расчет. Заявление с резолюцией работник отнес в суд.
Однако давать предсказания относительно конкретного судебного спора достаточно сложно. Например, учитель придет в суд и скажет: меня заставили уволиться по собственному желанию, а работодатель, вызванный в суд, возра­зит – ничего подобного, он сам написал заявление. У нас нет ни одного доказательства, которое было бы обязательно для суда. Нужны свидетельства.
Шансов доказать в суде свою правоту у учителя будет гораздо больше, если кто-то из третьих лиц согласится прийти в суд и подтвердить, что на педагога оказывалось давление. Однако опыт показывает: даже если требование уволиться по собственному желанию слышал весь трудовой коллектив, люди не хотят свидетельствовать в суде против своего работодателя.
Поэтому достаточно часто свидетелями против работодателя выступают люди, которые работали в этой организации, но уже уволились из нее. Именно они, как правило, соглашаются подтвердить на суде то, что слышали. Но тут работодатель может заявить о том, что работники конфликтовали с администрацией (потому и уволились) и теперь в отместку намеренно оговаривают работодателя. Так что предсказать, кому из свидетелей поверит суд, очень сложно!

– Какой совет можно дать тем, кому в условиях сокращения штатов предлагают уволиться «по собственному желанию»?
– Просто не писать это заявление! Это намного проще, чем потом искать свидетелей и судиться. Предложить учителю уволиться «по собственному желанию» – для администрации очень удобный выход.
Во-первых, работник теряет все гарантии, которые ему предоставляются в связи с сокращением штатов.
Во-вторых, таким образом директор может избавиться от сложной и длительной процедуры увольнения по сокращению штатов. Как мы увидим далее, любая ошибка в соблюдении этой процедуры чревата судом и восстановлением на работе сокращаемого работника.
Учитель должен понимать: если идет сокращение штатов и если работодатель действительно намеревается сократить ту или иную ставку – он ее сократит. Но – в свое время, по закону, с социальными гарантиями и с выплатой компенсаций. Не торопите события. Ничего не подписывайте. Ждите.

– Во многих школах идут реорганизации и сокращение штатов. Между тем педагоги опасаются, что под маской сокращения штатов администрации стремятся избавиться от неудобных учителей. Как им вести себя в подобном случае?
– Прежде всего уточним, что это за процедура – сокращение штатов (оно является одним из оснований увольнения работников). Работодатель прибегает к ней, когда приходит к выводу, что его организация сможет эффективнее функционировать без конкретной штатной единицы.
Иногда задается вопрос: с какого количества ставок начинается сокращение штатов?
Оно может начаться (и ограничиться) с единственной ставки. Может быть сокращен только один человек, может – треть учителей. Если мы из 50 учителей оставляем 49 – это сокращение. Так же как если мы из 50 учителей оставляем только 10. Отличаются только масштабы.
Надо признать, что в последнее время сокращение штатов проходит во многих школах: падает рождаемость, сокращается численность детей. По не зависящим от работодателя причинам количество формируемых класс-комплектов уменьшается. Соответственно высвобождаются и учительские ставки.
Сокращение может происходить и при внутренней реорганизации. Работодатель реформировал учреждение, и в итоге оно может предоставлять образовательные услуги, задействовав меньшее количество работников.
Главный критерий, по которому можно определить, что сокращение законно, – сокращается должность, а не человек. Должность должна исчезнуть! Просто потому, что работодателю по тем или иным объективным причинам больше не нужна эта штатная единица. А вот ситуация, когда Иванов нам не нравится, а уволить его ни по какому основанию не получается, давайте его сократим, – абсолютно незаконна.
Если, к примеру, сокращают учителя начальных классов, а затем на его место принимают другого, это основание для обращения в суд. Уволенный работник выиграет дело в суде и будет возвращен на работу с выплатой заработной платы за вынужденный прогул, с выплатой компенсации за моральный вред.
Работодателям надо иметь в виду, что суд запросит и изучит множество документов, отражающих, действительно ли была сокращена спорная должность, в том числе штатное расписание до сокращения и после сокращения, фонд оплаты труда, количество отработанных часов в табеле…
Если суд установит, что должность не исчезла и на нее был принят другой человек, тогда работодателю не помогут объяснения, что он уволил работника по сокращению штатов с соблюдением официальной процедуры и выплатой положенных компенсаций. Увольнение будет считаться незаконным.
Следует указать еще на одно неправомерное сокращение: когда якобы сокращают работника, занимающего вакансию низкой квалификации, а реально сокращается работник, занимавший вакансию высокой квалификации. Для чего? Чтобы высвобождаемый работник высокой квалификации занял в той же организации более низкую должность. Например, высококвалифицированный педагог сокращается потому, что в школе происходит уменьшение численности педагогов, а какое-нибудь лицо из числа обслуживающего персонала увольняется по сокращению штатов для того, чтобы этого педагога поставить на его нижестоящую должность. Эта ситуация неправомерна. Если у нас сокращается должность педагога, то должен быть уволен педагог. Если в учреждении на данный момент нет вакансии с более низкой квалификацией, то незаконно уволить с какой-то вакансии человека, чтобы поставить на нее сокращаемого.

– Как учителям определить, что в школе действительно происходит сокращение штатов? Иногда администрация постоянно говорит педагогам о будущих увольнениях, чтобы кто-нибудь не выдержал и уволился сам…
– Если в школе действительно началось сокращение штатов, педагог должен получить обязательное письменное уведомление. В Трудовом кодексе сказано: оно должно быть получено не менее чем за два месяца. Работодатель может уведомить педагога о сокращении и гораздо раньше. Но получение уведомления позже этого срока является основанием для обращения в суд.
Теперь о форме уведомления. Это уведомление именно персональное, под роспись. Телеграмма, отправленная на место жительства, является ненадлежащей формой уведомления и будет считаться нарушением процедуры.
Если в школе говорят о сокращении штатов, а уведомления не получены, значит, педагогам следует поинтересоваться: почему работодатель не соблюдает процедуру, требуемую законом? Если в школе есть профсоюз – он должен быть уведомлен о сокращениях в обязательном порядке. Должна быть уведомлена также служба занятости.
Если в школе работает комиссия по сокращению – работников должны познакомить с результатами ее работы. Иначе, возможно, с итогами работы комиссии придется знакомить суд!
Подчеркну: наше трудовое законодательство исходит из того, что нарушение порядка увольнения – это уже основание для восстановления.
Для соблюдения процедуры сокращения штатов работодателю требуется не менее 2 месяцев. В более короткий срок невозможно уложиться.
Если администрация уведомила учителя о сокращении за две недели, а затем уволила, учитель будет восстановлен по суду, а работодателю придется начинать процедуру сокращения с самого начала, с предъявления письменного уведомления за 2 месяца. Даже если работник был предупрежден об увольнении не за 2 месяца, а за один месяц 29 дней (неправильно посчитали и решили, что один день – это пустяки), процедура увольнения нарушена, и ее необходимо начинать сначала.
У нас нередко получается так: администрация спохватывается в тот момент, когда работник уже ушел в отпуск. 1 сентября надо провести сокращение, а учителей в школе уже нет! Как нам быть, задается вопросом администрация. Если учитель ушел в отпуск 25 июня – то уже никак! Потому что соблюсти всю процедуру увольнения с отсутствующим работником нереально. А работник, вернувшись из отпуска (менее чем за 2 месяца до 1 сентября) и получив извещение о сокращении, имеет полное право обратиться в суд, если его сократят с первого числа, и суд вернет его на работу.
Иногда спрашивают: можно ли считать соблюденной процедуру, если педагогу не была объяснена причина увольнения? В самом уведомлении, которое дается педагогу под расписку, работодатель может указать причину сокращения, потому что при реальном сокращении штатов она всегда есть.

Официальные документы

Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:
2) сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации
При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность)…
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

*Статья первая – «ПС» № 17

Новость о том, что в Министерстве финансов придумали полностью лишить финансирования из госбюджета заведений эстетического воспитания для детей или попросту музыкальных школ, шокировала общественность, хотя окончательное решение по этому вопросу до сих пор в правительстве не приняли. Многие родители возмущены возможным закрытием музыкальных школ и бьют тревогу, боясь за досуг своих детей. Чтобы разобраться в ситуации, ГолосUA обратился за помощью к главе Всеукраинского совета директоров школ эстетического воспитания, директору музыкальной школы №35 в Киеве Александру Шалиту.

Сколько должны будут платить родители за образование детей в музыкальной школе, если государство полностью приостановит их финансирование?

Себестоимость оплаты в музыкальных школах должна учитывать несколько факторов. Во-первых, заработная плата работников школ, заработная плата техперсонала, начисления на заработную плату, потом содержание помещения, водоснабжение, водоотвод, канализация, свет, придомовые территории, ремонт музыкальных инструментов, покупка канцелярских товаров и моющих средств и т. д. - очень много всего. А если инструменты - дорогие и редкие, как, например, в моей школе, то за ними вообще нужен отдельный уход, который требует отдельных затрат. У меня по моей школе выскочила цифра - 3,5-4 тысячи грн на месяц с каждого родителя.

- А если взять средние цифры по Украине?

Если брать в среднем по Украине, то в небольших школах - это минимум 1300 грн в месяц, максимум - 2700 грн в месяц, это если не учитывать проведение текущих и капитальных ремонтов. Это исключительно заработная плата, содержание помещения и коммунальные услуги - то, что на сегодняшний день нам оплачивает государство. Но если нас переведут на так называемую экономически обоснованную плату за учебу, то тогда родителям придется платить минимум 1300 грн в месяц, а в таких заведениях, как мое, где - 3,5 - 4 тыс в месяц, как я уже говорил.

Сколько музыкальных школ закроется, если государство полностью приостановит финансирование их деятельности из госбюджета? И вообще какие возможности у заведений эстетического образования существовать за свой счет?

Учитывая то, что на сегодняшний день так называемый родительский сбор составляет лишь 7% от общего финансирования заведений внешкольного эстетического воспитания, а 90-93% - это государственные средства, то могу сказать, полный отказ государства финансировать нашу деятельность приведет к тому, что 100% школ закроются. Ни один родитель не сможет платить даже минимальную цену себестоимости музыкального обучения для ребенка — 1300 грн в месяц. Если на сегодняшний день минимальная заработная плата составляет 1417 грн, то ребенка нужно одеть, накормить, какие-то канцелярские товары ему купить и т. д. Откуда родитель возьмет еще деньги, для того чтобы ребенка обучать в заведениях эстетического воспитания.

- А если власть выберет серединный вариант и, например сократит финансирование музыкальных школ на 50%?

Все равно это будет полный обвал. Особенно, в первую очередь, исчезнут музыкальные школы в селах и поселках городского типа, потому что там люди просто несостоятельные работают и живут. О чем говорить, если даже в столице я воюю, пять лет пытаюсь выбить деньги для ремонта крыши, у меня с потолка вода течет, и я ничего не могу сделать. Родители, даже те, которые могли бы помочь, все равно не будут брать на себя расходы государства по обслуживанию помещения заведения.

А если немного сократить расходы, как любит говорить глава Кабмина Николай Азаров, «затянуть потуже пояса»?

Хочу сказать, что на сегодняшний день в законе прописано, что из местного бюджета должны выделятся средства, например, на покупку свидетельств об окончании учебы в школе — нам не выделили ни одной копейки, материальная база школы — ни одной копейки, настройка и ремонт музыкальных инструментов — ни одной копейки. У меня в штате есть настройщик, который следит, чтобы инструменты были в более-менее нормальном состоянии, но он не может сделать ремонт, потому что у нас нет ни фабрик по изготовлению струн для фортепиано, у нас вообще не ремонтируются народные инструменты — баяны, аккордеоны, потому что мастеров этих нет. С распадом СССР исчезли последние мастерские, которые занимались по безналичному расчету ремонтом музыкальных инструментов. Ужасная ситуация на сегодняшний день, просто...

Скажите пожалуйста, в истории независимой Украины уже были подобные ситуации, когда музыкальные школы оказывались на грани исчезновения?

Подобное было еще на рубеже 1999-2000 годов, когда в Министерстве финансов в первый раз попробовали нас перевести на полный хозяйственный расчет, и благодаря этому за счет нас повысить зарплату для библиотекарей и других профессий. Мы тогда тоже подняли общественность и не дали этого сделать. Так что это не в первый раз. Дело в том, что это позиция, которую занимают правительственные чиновники, в основном из Минфина. У нас многие вопросы решают чиновники среднего звена. Действительно, этот вопрос не решает министр культуры, а решает аппарат министерства культуры. Меня очень удивило, что только через два месяца после того, как рекомендательное письмо (о полном отказе в госфинансировании заведений эстетического образования — ред.) было зарегистрировано в Минкульте, на него поступила реакция. Разве должно быть так?

Очевидно, что одной из причин реорганизации образовательных организаций является необходимость объединения их материально-технических, кадровых и иных ресурсов для достижения большей эффективности деятельности. И неважно, как именно были объединены ресурсы, как оптимизирован труд работников, важно, что оптимизация, как правило, приводит к изменению штатного расписания: штатные единицы либо исключаются из него, либо сокращаются с последующей выплатой компенсаций. На какие моменты в данном случае нужно обратить внимание руководителю образовательной организации?

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Сроки сокращения педагогических работников

Прежде всего следует правильно определить сроки проведения сокращения педагогических работников. Образовательные организации работают по четко выраженной годовой циклограмме (учебное время чередуется с каникулами), и практика показывает, что менять штатное расписание лучше всего перед началом учебного года. Впрочем, запрета реструктурировать штаты образовательной организации, например, зимой или весной, нет. Ключевой момент здесь — заложить достаточное время для выполнения всех установленных трудовым законодательством процедур, чтобы от принятия решения о сокращении штата в школе до реального сокращения можно было выполнить все необходимые действия.

К сожалению, на практике это не всегда представляется возможным, т. к. решение об оптимизации штатов часто принимается образовательной организацией в связи с политическим решением учредителя. Бывают ситуации, когда такое решение принимается учредителем слишком поздно и потому доводится до подведомственных организаций в срок, который исключает возможность выполнить все требования законодательства.

Вопросы сокращения педагогических работников находятся в исключительной компетенции работодателя. Иными словами, решение о проведении или не проведении мероприятий по сокращению штата работников принимает руководитель образовательной организации.

Сокращение педагогических работников: варианты проведения

Существует несколько вариантов решения указанной проблемы. Например, руководитель образовательной организации может не выполнить указание учредителя либо выполнить его в более поздние сроки. В данном случае он будет действовать правомерно, поскольку утверждение штатного расписания относится к полномочиям организации, учредитель не вправе навязывать здесь свое мнение. Другое дело, что «непослушание» скорее всего приведет к конфликту с учредителем, а это плохо скажется на работе организации.

Другой вариант — руководитель образовательной организации может оформить сокращение педагогических работников в более короткие сроки с их согласия. Однако это не лучший способ решения проблемы — если работник согласен на увольнение, существенно безопаснее расторгнуть с ним трудовой договор по соглашению сторон. Для работодателя это будет означать, что нет необходимости волноваться за выполнение обозначенной законом сложной процедуры увольнения по сокращению (любое нарушение которой может послужить поводом для восстановления работника на работе). Работнику же будут выплачены соответствующие денежные средства, правда не в качестве выходного пособия при сокращении штатов или численности, а по соглашению сторон о расторжении трудового договора.

Таким образом, при первом и втором вариантах развития событий сначала сокращается ставка, затем увольняется работник, при третьем — сначала увольняется работник, а затем сокращается освободившаяся ставка.

После того как решение принято и все сроки определены, руководитель образовательной организации должен издать приказ о внесении изменений в штатное расписание в связи с сокращением численности или штата работников. Данный приказ является отправной точкой процедуры сокращения, и в случае возникновения конфликтной ситуации реальность его выполнения будет оценивать суд.

Подчеркнем, что оценивать суд может именно то, насколько в реальности ставка была сокращена, т. е. было ли сокращение действительным. Оценивать целесообразность сокращения суд не вправе. Изменение штатного расписания, как правило, является законной реакцией руководства образовательной организации на изменение условий ее деятельности, поэтому суд не должен рассматривать вопрос, было ли такое сокращение обоснованным, можно ли было обойтись без него и т. п. Тем не менее в ряде случаев целесообразно все же предоставить суду объяснения мотивов сокращения.

Сокращение педагогических работников может быть в образовательной организации закономерным, если объем ее работы (в связи с сокращением количества обучающихся, классов, часов по учебному плану) постоянно уменьшается. Доказать такое уменьшение можно, предоставив суду соответствующие документы.

Сокращение может иметь место и тогда, когда объем работы образовательной организации не изменился, но работодатель ввел новые формы и методы работы, в связи с чем обязанности внутри коллектива были перераспределены и количество требуемых работников уменьшилось.

Документы, узаконивающие сокращение педагогических работников

Подтвердить то, что сокращение педагогических работников в действительности было проведено, можно приказами и распоряжениями руководителя организации, выписками из штатных расписаний (до и после увольнения работников), данными о сокращении фонда заработной платы, учета рабочего времени и др. Разумеется, если будет выяснено, что сокращение педагогических работников было проведено, а ставки так и не были ликвидированы — работники будут восстановлены на работе.

В случае судебного спора о правомерности увольнения по сокращению работодатель будет обязан доказать, что сокращение должности действительно имело место. Если работник изъявил желание трудиться в реорганизованной организации (не отказался от этого) и его должность в штатном расписании была сохранена, увольнение по сокращению будет считаться незаконным.

Сокращение педагогических работников и ликвидация должностей

Руководителю образовательной организации следует также помнить, что увольнение по сокращению возможно только тогда, когда должность работника исключается из штатного расписания. Нельзя уволить по сокращению менее квалифицированного работника с должности, которая не сокращается, предложив эту должность более квалифицированному работнику, должность которого в действительности сокращается. Зачастую работодателю выгодна именно такая перестановка кадров, поскольку он заинтересован в том, чтобы сохранить наиболее ценных работников, пусть и на иных должностях. Однако подобное увольнение работника — с целью освободить его должность для другого работника — недопустимо, т. к. в реальности сокращения должности не происходит.

Необходимо также учитывать, что при смене собственника имуществаобразовательной организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности. Тот факт, что имела место реорганизация организации, никоим образом не облегчает процедуру увольнения работников, если в связи с реорганизацией потребуется сокращение численности или штата. Процедура сокращения и в этом случае должна быть строго соблюдена.

После того как определено, какие именно должности подлежат сокращению, необходимо установить, какие конкретно работники под него попадают. Если по соответствующей должности предусматривалась всего одна ставка (или меньше) и ее занимал один конкретный работник, данное решение принимается автоматически, выбора в данном случае нет. Если же сокращается численность ставок по соответствующей должности, появляется необходимость решить, кто из работников, работающих по соответствующей должности, будет сокращен, а кто — продолжит работать в организации.

Принять такое решение работодатель может самостоятельно. Однако про этом необходимо учитывать права, гарантии и преимущества, установленные законодательством или коллективным договором отдельным категориям работников.

Сокращение педагогических работников — только после уведомления

Какие еще действия, помимо издания приказа о внесении изменений в штатное расписание, должны быть осуществлены работодателем в отношении работника, с которым расторгается трудовой договор в связи с сокращением должностей (штатных единиц)? Прежде всего — персонально уведомить работника о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата, затем предложить работнику перевод на другую постоянную работу или уведомить его об отсутствии вакансий, после этого издать приказ об увольнении и внести записи об увольнении в личную карточку и в трудовую книжку работника.

В заключение еще раз отметим, что реорганизация не должна фигурировать в документах как основание для проведения сокращения. Ориентироваться надо исключительно на производственную необходимость и экономическую целесообразность данного мероприятия для образовательной организации.

В музыкальных школах и других учреждениях культурного образования паника. В ходе оптимизации чиновники сокращают предметы и ставки преподавателей. Педагоги, соответственно, лишаются своих мест, а украинские дети - качественного эстетического образования.

Еще в июне 2013 года уполномоченный президента по правам ребенка Юрий Павленко заявлял, что оптимизация должна вывести все эти учреждения на «новый уровень развития». АиФ.ua попытался разобраться, к чему приведет это развитие.

Что ждет музыкальные школы

Обычные украинцы начали ощущать плоды оптимизации с началом нового учебного года, когда начали искать музыкальные школы для своих детей. Одним из них стал киевский блогер Роман Химич , который хотел записать своего сына в одно из таких учреждений на Оболони. В нескольких школах преподаватели посоветовали ему повременить с этим и обратиться к ним позже. По их словам, сейчас проходит сокращение и педагогов, и предметов. Из-за этого специалисты обращаются в разные инстанции, в том числе и в городское управление культуры.

В январе Минфин направил в Минкультуры письмо по оптимизации сети музыкальных и художественных школ и переводе их на самоокупаемость. Пообщавшись с педагогами, АиФ.ua выяснил, что в ближайшем будущем учреждения ждет:

  1. Сокращение общего количества часов преподавания по всем предметам.
  2. Полное исключение из программы занятий по теории, в частности, сольфеджио и музлитературе. На этих предметах обучают чтению нот и музыкальной грамоте.
  3. Увеличение количества учеников в группах с 10 до 18 человек.
  4. Повышение нагрузки на педагогов.
  5. Увеличение платы за обучение.
  6. Увольнение преподавателей.
  7. Покупка нужных для преподавания вещей за счет педагогов (журналы отчетности, мел).

Как уже оптимизировали учреждения

Из обозначенных прогнозов преподавателей пока воплотились не многие, но они уже ощутимы:

  1. В 2013 г. в киевских музыкальных школах плата за обучение уже возросла на 10-30 грн, хотя чиновники обещали ее не повышать. В Тернополе с родителей стали брать больше еще в 2011 г., в том числе и в художественных учреждениях. В этом же году на постепенное повышение оплаты стали жаловаться в Одессе. В 2012 г. цены возросли в харьковских музыкальных школах.
  2. Сокращение специалистов. К примеру, в этом году рассчитали педагогов пяти музыкальных школ Оболонского района Киева. До этого такая же участь постигла преподавателей учреждений на Печерске.
  3. Некоторые предметы отбирают у профессионалов и передают тем специалистам, которые не имеют соответствующего образования.
  4. Сокращение учебных часов. В частности, в Днепропетровском театрально-художественном колледже некоторым преподавателям нагрузку уменьшают больше, чем на 100 часов при традиционной нагрузке в 720 часов.
  5. Закрытие и объединение нескольких учреждений в одно. Яркий пример - апрельская ликвидация музыкальной школы № 1 в Калуше Ивано-Франковской обл. Ее совместили с другим учреждением.

Что обещают власти

В начале июня на пресс-конференции уполномоченный президента по правам ребенка Юрий Павленко обещал, что оплату за обучение в музыкальных школах не повысят. По его словам, для некоторых категорий детей она даже уменьшится. Плату намерены сделать экономически обоснованной, не ниже себестоимости и в то же время доступной для любой семьи.

В Верховной Раде переведение школ эстетического воспитания на самоокупаемость не поддержали. По словам нардепов, оптимизация противоречит социальным инициативам президента, которые предусматривают привлечение к внешкольному образованию до 70% детей.

Депутаты зарегистрировали проект постановления о введении моратория на закрытие школ эстетического воспитания. Один из его авторов - глава парламентского комитета по вопросам науки и образования Лилия Гриневич. По ее словам, правительство вынуждает органы местного самоуправления сокращать такие учебные заведения вместо того, чтобы сохранить и наполнить их новым содержанием.

Система образования разваливается?

«Любое сокращение учебной программы неизбежно ведет к потере в знаниях и снижению уровня общей культуры учащихся, - считает директор киевской музыкальной школы № 3 им. Косенко Николай Лукьянчук . -Сейчас в Украине система детского эстетического воспитания и образования разваливается. Нововведения правительства приведут к невосполнимым потерям».

По его словам, если в музыкальных школах сократят уроки по теории, то, к примеру, на изучение Моцарта вместо трех-четырех уроков будут выделять половину занятия или рассказывать о нем «вперемешку» с Бахом. А если ученик пропустил урок, то тему уже не будет знать.

При сокращении предметов учеников будут бегло знакомить с азами дисциплин, а основной упор по ним придется на училища, где будут готовить желающих заниматься музыкой профессионально. Об этом АиФ.ua сообщила преподаватель сольфеджио и музыкальной литературы Елена Осипенко . К тому же, при увеличении нагрузки зарплату педагогам не увеличат.

А в Днепропетровском театрально-художественном колледже преподавателям создают «интересные» ситуации, при которых они увольнялись бы сами. Об этом АиФ.ua сообщил источник из учреждения. Сокращения в основном касаются тех, кто не приближен к администрации. По данным источника, в этом году некоторым выпускным курсам по второму кругу поставили предметы «БЖД» и «Охрана труда», хотя они прошли это все на третьем курсе и сдали экзамены. Таким образом педагогам, наоборот, пытаются добавить учебные часы.

По словам Осипенко, Украину ждет аналог западной системы образования, в которой, в частности, нет предмета «теория музыки». За рубежом все упрощено до минимума - преподаватели просто обучают игре на инструменте. Вместо сохранения давних наработок музыкально образование просто «кастрируют», отметила специалист.

«Западная модель значительно уступает отечественной, - рассказал Н. Лукьянчук. - Диплом украинских музыкантов - единственный в мире, который не требует подтверждения. К примеру, медикам и инженерам за рубежом нужно переучиваться».

Музыкальная теория сохранилась только в регионах бывшего СССР, добавила Осипенко. Она считает, что из-за оптимизации «теоретики» могут стать исчезающим видом и «уйти в подполье». Коллега педагога из Германии рассказал, что в немецких музыкальных школах азы таких предметов преподаватель может дать только по своей инициативе. И то, уделить всего несколько минут, ведь уроки длятся до 45 минут и проходят раз в неделю. Теорию и ритмику иногда преподают в немецких консерваториях.

Кстати

Оптимизация входит в программу экономических реформ на 2010-2014 гг. «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство». В рамках процедуры с 2010 по 2013 гг. объединили 25 украинских вузов, из-за чего в стране на 18 высших заведений стало меньше.

В частности, в этом году Закарпатский государственный университет присоединили к Ужгородскому национальному университету. В Днепропетровске создали Государственный экономический университет. По словам министра образования Дмитрия Табачника , для этого Таможенную академию объединили с «маленьким финансовым вузом».

Подобные действия властей вызвали волну протестов педагогов во Львове, Днепропетровске, Одессе и в Сумах.

Загрузка...