Идеи. Интересно. Общепит. Производство. Руководство. Сельское хозяйство

Ндс при импорте из еаэс. Импорт из еаэс и ввозной ндс. Примеры расчета налоговой базы при импорте из страны, не входящей в еаэс

Альбина Островская,

ведущий налоговый консультант консалтинговой группы "Такс Оптима"

Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия – это страны, входящие в Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС). И в отношении операций с контрагентами из данных стран действует особый порядок исчисления и уплаты НДС. Этот порядок установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение № 18 к Договору о ЕАЭС (далее – Протокол).

Импорт из стран ЕАЭС
Заключая договор на покупку товара из страны, входящей в ЕАЭС, в первую очередь необходимо иметь в виду, что уплатить НДС по данной операции придется российскому покупателю. Причем уплачиваться налог будет не контрагенту в составе стоимости товара (как это происходит при внутрироссийских операциях), а непосредственно в бюджет. И неважно, на каком режиме налогообложения находится российский импортер. Обязанность по уплате НДС в данной ситуации возникает и у компаний, применяющих специальные режимы налогообложения (п. 13 Протокола).
При импорте товаров из страны, входящей в ЕАЭС, сумму НДС, которую надлежит уплатить в бюджет, должен самостоятельно определить российский импортер. В этом заключается одно из отличий от прочего импорта, при котором сумму НДС рассчитывают таможенники. Поэтому крайне важно не ошибиться при расчете налога.
Большое значение при определении суммы НДС имеет дата принятия импортированных товаров к учету. Именно на эту дату и следует рассчитывать налоговую базу. Последняя определяется исходя из стоимости приобретенных товаров. Если товар приобретается за иностранную валюту, то рублевая стоимость определяется путем пересчета стоимости в иностранной валюте на курс ЦБ РФ на дату принятия товаров к учету (п. 14 Протокола). Исчисленную налоговую базу умножаем на ставку НДС (10 или 18%) и определяем сумму налога, подлежащую уплате.
Уплатить НДС необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. В этот же срок компания-импортер должна представить в ИФНС специальную декларацию по НДС, форма которой согласно пункту 20 Протокола должна быть установлена законодательством РФ или утверждена компетентным органом РФ. Обновленная форма декларации до сих пор не появилась. Поэтому в настоящее время компаниям-импортерам не остается ничего другого, как применять старую форму декларации по косвенным налогам при импорте, утвержденную еще со времен действия Таможенного союза (приложение № 1 к Минфина России от 07.07.2010 № 69н).

Документы на импорт
Вместе со специальной декларацией по НДС положения раздела III Протокола обязывают импортера представить в ИФНС и ряд документов (п. 20 Протокола):
– заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
– банковскую выписку, подтверждающую факт уплаты НДС при импорте;
– транспортные (товаросопроводительные) документы;
– счет-фактуру от иностранного контрагента (если таковой имеется);
– договор или контракт, на основании которого приобретаются импортные товары.
Если товар приобретается комиссионером, дополнительно необходимо представить и договор комиссии.
В настоящее время применяется форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, утвержденная Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов.
С 1 января 2015 года предусмотрены два способа подачи такого заявления:
1) на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
2) в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.
Чиновники уточняют ( ФНС России от 01.07.2015 № ЗН-4-17/11507@), что представление заявления вторым способом осуществляется через оператора электронного документооборота с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП). По результатам проверки заявления незамедлительно формируется сообщение о проставлении отметки налогового органа или уведомление об отказе в проставлении отметки.
Таким образом, если заявление в электронном виде импортер подписывает усиленной КЭП, он не должен представлять заявление еще и на бумаге. Также в этом случае нет необходимости обращаться в инспекцию для того, чтобы получить свои бумажные экземпляры заявления с проставленными отметками инспекции (для его последующего направления своему иностранному продавцу).

Вычет НДС
Если импортер применяет обычный режим налогообложения и не освобожден от уплаты НДС ( НК РФ), уплаченную при импорте из стран ЕАЭС сумму налога он может принять к вычету (
НК РФ).
Вычет можно применять не ранее того квартала, в котором импортированные товары были приняты к учету и проставлена отметка (получено сообщение о проставлении отметки) на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенного налога. Причем заявить вычет теперь разрешено в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия их на учет ( , НК РФ).
Определившись, в каком квартале он хочет
отразить вычет, бухгалтер должен зарегистрировать соответствующие
документы в книге покупок за этот квартал. В графе 3 книги покупок нужно зарегистрировать номер и дату заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС. А в графе 7 книги покупок указать реквизиты платежных документов, подтверждающих фактическую уплату НДС.

НДС при импорте товаров из стран - участниц Евразийского союза (ранее Таможенного союза) - Киргизии, Армении, Казахстана и Белоруссии - уплачивается. Однако уплата НДС при импорте товаров из Евразийского экономического союза имеет некоторые особенности, в частности, в виду отсутствия на границе между государствами таможенного контроля, подтвердить факт ввоза товара в РФ и уплаты на таможне НДС невозможно (да и сам налог на добавленную стоимость уплачивается не в таможенный орган, а в налоговый - по месту налогового учета налогоплательщика/импортера). Вместо таможенной декларации на товары (ДТ, ранее - грузовой таможенной декларации, ГТД) в фискальный (налоговый) орган в качестве подтверждающего документа предоставляется декларация НДС при импорте товаров .

НДС при импорте товаров из стран бывшего Таможенного союза уплачивается налогоплательщиками на любой форме налогообложения (ОСНО, УСН, ЕНВД, ЕСНХ), т.к. ввоз в Россию импортных грузов является исключением в освобождении от обязанностей налогоплательщика косвенных налогов для «упрощенцев ». Порядок расчета и уплаты НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС в Россию един для всех государств и регулируется Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, который был подписан в г. Астане 29.05.2014). Порядок, в целом, стался тем же самым, что существовал во времена Таможенного союза Казахстана, России и Белоруссии.

От уплаты НДС при ввозе товаров из Армении, Казахстана или Белоруссии возможно освобождение , если товары перемещаются между филиалами одного юридического лица либо если ввозимый товар облагается нулевой ставкой косвенного налога. Для исчисления подлежащей оплате суммы НДС необходимо брать цену сделки (стоимость, подлежащая поставщику). Ввозной НДС надо рассчитывать на дату принятия импортного товара на бухгалтерский учет. На дату же принятия товара на учет берется курс ЦБ РФ для пересчета цены товара в валюте в рубли.

В налоговый орган для подтверждения ввоза товаров из стран Евразийского экономического союза и для определения и оплаты НДС необходимо подать следующие документы:

  • уже опоминавшуюся ранее декларацию по косвенным налогам (не следует путать с обычной декларацией по НДС);
  • заявление о ввозе товаров в 4-х экземплярах: один остается в налоговом органе, три возвращаются заявителю с тем, чтобы один из них у него же и остался, а два других были переданы поставщику с целью применения им вычета НДС по экспорту;
  • копию выписки из банка в качестве подтверждения уплаты косвенных налогов (если была переплата по федеральным налогам и эта переплата ушла в зачет долга по НДС, то такой выписки не требуется);
  • копии счет-фактур от продавца (если поставщик не является плательщиком НДС, то просто счет или иной платежный документ);
  • копии транспортных документов - для подтверждения точек отправления и назначения, а также маршрута следования транспортного средства с импортируемым товаром;
  • копии договора поставки и (или) посреднического (агентского) договора, если таковой имеется;
  • информационное сообщение о приобретении импортированных товаров (когда товар приобретен у поставщика из одной страны ЕАЭС, а фактически ввезен в РФ из другой) - такое сообщение составляет продавец с указанием своих данных, данных договора и спецификаций;

Заявление о ввозе подается в бумажном виде или в электронной форме, но только если может быть подписано электронно-цифровой подписью. Если заявление было подано в бумажном виде, то налоговая служба проставляет на всех трех экземплярах отметки и вернет их заявителю, если же в электронной, то и ответ будет в электронном виде. В этом случае контрагенту (поставщику) отправляется или электронная форма документа (если налажена система электронного документооборота) или бумажная.

Информационное сообщение требуется в том случае, если требуемых данных нет в договоре. Если оно составлено не на русском языке, требуется его перевод.

НДС при экспорте товаров в рамках ЕАЭС

При экспорте грузов из России в страны ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС. Но право на ее применение следует подтвердить документально:

  • копиями заявления о ввозе товаров от иностранного контрагента;
  • договором на поставку продукции за рубеж (отсутствие транспортных документов согласно Письму Минфина РФ от 19.07.2012 №03-07-13/01-42 не противоречит законодательству и вместо них может использоваться товарная накладная по форме ТОРГ-12);
  • транспортными и (или) товаросопроводительными документами.

В Протоколе о взимании косвенных налогов указывается и необходимость предоставления выписки из банка, подтверждающей поступление выручки от реализации экспортной продукции, однако, делается оговорка «если иное не закреплено в законодательстве», что, собственно, и есть в Налоговом Кодексе РФ. Данное мнение подтверждено Письмами Минфина РФ от 12.09.12 №03-07-13/21 и от 16.01.12 №03-07-15/03.

Указанные документы должны быть поданы в налоговый орган в течение 180 дней с момента отгрузки товаров. Но срок подачи указанных документов приурочен к дате подаче декларации по НДС, т.е. даже если срок в 180 дней истек, но ближайшая дата подачи документов по НДС еще не наступила, это не должно повлечь за собой правовых последствий.

_ Патрик Полит, Дарья Шарафутдинова. RSP International. Москва, февраль 2018 г.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как и Европейский союз (ЕС), представляет собой единое экономическое пространство, которое предполагает особое регулирование НДС. В настоящей статье приводится упрощенное сравнение обеих систем, а также общие итоги такого сравнения для трансграничной торговли.

Система НДС в ЕАЭС

Правовой основой в сфере регулирования НДС в ЕАЭС является, среди прочего, подписанный 29 мая 2014 года Договор о ЕАЭС, который так же, как и в ЕС, предусматривает гармонизацию в области налогообложения. Статьи 71-73 Договора закрепляют принцип недискриминации по признаку происхождения товаров и принцип страны назначения в отношении торговли товарами. Приложение № 18 (Протокол) к Договору содержит основные правила косвенного налогообложения (в части НДС, а также акцизов) трансграничной торговли товарами, работами и услугами. Дополнительно к указанному регулированию необходимо учитывать и вступивший 1 января 2018 года в силу Таможенный кодекс ЕАЭС.

Экспорт товаров

Место реализации товара в рамках экспорта, по общему правилу, определяется согласно положениям национального законодательства. В основном местом реализации является государство-член, из которого экспортируется товар, поскольку поставка (транспортировка) товара начинается в этом государстве (см. напр., ст. 147 НК РФ). Однако обычно применяется нулевая ставка налога. И только в отношении поставок между налогоплательщиками государств-членов при фактической транспортировке товаров на территорию ЕАЭС из третьих государств предусмотрено особое правило, согласно которому местом реализации товара является государство, в котором товар помещается под процедуру выпуска для внутреннего потребления. Также налогоплательщик, по общему правилу, имеет право на налоговые вычеты в общем порядке согласно законодательству государства-члена, с территории которого вывезены товары.

Импорт товаров

Налогообложение импорта товаров также осуществляется согласно законодательству государства импорта. Если товары были ввезены с территории вне пределов Союза, такой ввоз влечет взимание таможенных пошлин, «ввозного НДС», а также акцизов согласно национальному законодательству и Таможенному кодексу ЕАЭС. При поставке из одной страны в другую внутри ЕАЭС такая поставка, как уже было указано, облагается по нулевой ставке НДС в государстве экспорта, а в государстве импорта рассматривается как импорт в пределах Союза, т.е. без взимания соответствующих таможенных пошлин.

Как правило, налоговое бремя перекладывается на налогоплательщика страны, на территорию которой ввозится товар, который при этом является и собственником товара.

Данным правилом охватываются следующие ситуации:

  • договор между налогоплательщиками государств-членов, в том числе при фактической поставке из третьего государства-члена;
  • договор между налогоплательщиком государства-члена и комиссионером (агентом, поверенным); поставка между налогоплательщиками стран Союза;
  • поставка между импортером (товар ввезен, налог не уплачен) и налогоплательщиком государства импорта, который уплачивает налог;
  • поставка налогоплательщику государствачлена по договору с налогоплательщиком государства вне территории Союза; поставка из третьего государства-члена.

Протоколом также установлены правила в части определения налоговой базы, а также порядка и сроков уплаты налога. В части урегулирования ставок Протокол отсылает к национальному законодательству государства-члена, на территорию которого импортирован товар.

Трансграничная реализация работ и услуг

Основная часть норм Протокола в данной сфере посвящена порядку определения места реализации работ и услуг. Данные положения в целом совпадают с российскими правилами определения места реализации работ и услуг. Согласно этим положениям местом реализации является государство-член, в котором реализуются работы или услуги в отношении находящегося там движимого и недвижимого имущества, в области культуры, спорта и пр.; определенные работы или услуги, напр. консультационные, маркетинговые, инжиниринговые, а также передача отдель-ятельность покупателей. По общему правилу, налогообложение производится в государстве нахождения продавца работ и услуг. Положения о налогообложении услуг в электронной форме в настоящий момент не закреплены. Все остальные элементы налога (налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы) устанавливаются национальным законодательством государства-члена, в котором располагается место реализации работ или услуг.

Система НДС в ЕАЭС

Основой для гармонизации системы НДС в ЕС является так называемая Директива ЕС об общей системе НДС от 2006 года, которая была принята согласно ст. 93 Договора об учреждении Европейского сообщества. Основополагающим для этой системы является различие между поставками и иными услугами.

Поставки

Поставки между компаниями в ЕС, по общему правилу, облагаются налогом в государстве, в котором начата транспортировка или отправка. Если при поставке пересекается граница государства-члена, то такая внутрисоюзная поставка считается освобожденной от налогообложения в государстве экспорта, а в государстве импорта рассматривается как приобретение товара в переделах Союза и облагается по ставке согласно национальному законодательству (принцип страны назначения). При ввозе из третьего государства, по общему правилу, взимаются таможенные пошлины, «ввозной» НДС и акцизы. Экспорт в третье государство освобождается от НДС.

Система в этой части похожа на систему, закрепленную в ЕАЭС. Однако имеются отдельные особенности при налогообложении трехи многосторонних сделок, при которых место реализации определяется согласно правилу о так называемой «фактической и формальной» поставке и зависит от начала и окончания поставки. Для стимулирования экспорта, например, в Германии разрешено принимать к вычету суммы налога при определенных трансграничных поставках, освобожденных от налога.

Иные услуги

В части определения места реализации иных услуг действует принцип местонахождения покупателя услуг, т.е. услуги облагаются там, где покупатель услуг ведет свою деятельность. Особенности имеются так же, как и в ЕАЭС, для услуг, связанных с недвижимостью (по месту расположения), а также для отдельных услуг, связанных с культурой, искусством, развлечениями, проведением выставок, спортом и пр., которые облагаются по месту их осуществления. Если в отношения вступают лица, не являющиеся компаниями (B2C), то в зависимости от особенностей конкретного случая могут применяться иные правила. Также данная оговорка действительна для услуг особых видов. Для определенных не облагаемых налогом трансграничных услуг, например, в Германии также допускается вычет соответствующих сумм налога.

Планируемая реформа

Необходимо упомянуть предлагаемый Комиссией ЕС проект реформы системы НДС в сфере B2B. Согласно этому проекту принцип страны назначения должен быть закреплен для всех услуг / поставок между компаниями, а вышеуказанная система отменена.

Вначале вводится правило о том, что поставщики при трансграничных поставках должны считаться плательщиками НДС в стране назначения, т.е. немецкий поставщик будет выставлять испанскому покупателю испанский НДС. Для этого в каждом государстве-члене должны быть созданы национальные центры, в которые будут централизованно направляться суммы НДС и соответствующие уведомления. На втором этапе реформы это правило должно быть распространено на все иные услуги. Упрощенный порядок должен действовать для так называемых «сертифицированных» налогоплательщиков. И, наконец, необходимо также учитывать предложения Комиссии ЕС по реформированию регулирования электронной торговли.

Обе системы НДС схожи в общей структуре, однако при этом основополагающий принцип страны назначения применяется с различной степенью охвата возможных ситуаций. И все же система ЕС кажется более целостной. Немаловажной является также и возможность принимать к вычету суммы налога в государствах-членах ЕС при трансграничных не облагаемых НДС услугах как результат политики стимулирования экспорта.)

В последние годы многие российские предприятия установили устойчивые экономические связи со странами, которые входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — Белоруссией, Казахстаном, Арменией, Киргизией. Причем, заниматься экспортом/импортом в эти страны стали даже небольшие организации и предприниматели. В предыдущей статье « » мы ответили на некоторые вопросы, которые возникают у бухгалтера при экспорте. А что нужно знать бухгалтеру об импорте? Как его оформлять? Какие налоги, по каким ставкам и в какие сроки нужно платить? Давайте разбираться.

Вводная информация

Как и в случае с экспортом товаров из России в страны ЕАЭС, налогообложение обратной операции регулируется нормами международного законодательства, которое имеет приоритет перед правилами Налогового кодекса (ст. НК РФ). Основополагающими документами, которые регулируют вопросы уплаты налогов при покупке товаров в Белоруссии, Казахстане, Армении или Киргизии, будут «Договор о Евразийском экономическом союзе» (подписан в г. Астане 29.05.14; далее — Договор о ЕАЭС) и «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», который является Приложением № 18 к названному Договору (далее — Протокол).

Обратите внимание: правила, установленные названными документами, применяются не только в отношении товаров, которые куплены для перепродажи, но и в отношении любого другого приобретенного в странах ЕАЭС имущества (например, основных средств или малоценного имущества). Это прямо вытекает из определения термина «товар», приведенного в п. 2 Протокола. Однако правила действуют лишь в случае, когда ввозимые товары приобретены у иностранного поставщика. Если ввозятся товары по договору, заключенному с другой российской организацией, НДС в отношении таких товаров в Российской Федерации не уплачивается (письмо Минфина России от 26.02.16 № 03-07-13/1/10895).

Чем «импортный» НДС-ЕАЭС отличается от внутрироссийского

Особые правила налогообложения касаются прежде всего НДС. Все другие налоги по этим операциям уплачиваются в том же порядке, что и при покупке имущества в РФ (также имеются особенности по уплате акцизов, но в рамках настоящей статьи подакцизные товары мы не рассматриваем).

При ввозе товаров на территорию РФ с территорий государств — членов ЕАЭС импортеру потребуется уплатить НДС. Этот налог должны заплатить даже те организации и ИП, которые по внутрироссийским операциям освобождены от уплаты НДС на основании ст. НК РФ (п. 3 ст. НК РФ). Тут все примерно так же, как и при ввозе товаров из «дальнего зарубежья». Но, в отличие от обычного импорта, НДС при ввозе товаров из ЕАЭС, не является «таможенным», т.е. не подчиняется правилам Таможенного кодекса и уплачивается не на таможне, а уже после ввоза на счета налогового органа по месту учета организации-импортера.

В то же время перечисление НДС на счета инспекции по месту учета импортера не делает налог тождественным «внутреннему» НДС, т.к. здесь тоже имеются свои тонкости. Так, сам налог нужно уплатить чуть раньше общеустановленного срока — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 19 Протокола). На 20-е число сдвинут и срок представления налоговой декларации, подать которую нужно также в инспекцию по месту учета импортера (п. 20 Протокола). При этом сама декларация тоже не такая как по внутреннему НДС: ее форма и порядок заполнения на данный момент утверждены приказом Минфина России (см. письмо Минфина России ).

Так же, как и в случае с экспортом, «ввозная» декларация представляется не сама по себе, а вместе с определенным пакетом документов. В него входят заявление о ввозе товаров по форме, утвержденной Протоколом от 11.12.09 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов». Если оно подается в бумажной форме, заполнить его требуется аж в четырех экземплярах (пп. 1 п. 20 Протокола). Кроме того, нужно сдать копию банковской выписки, подтверждающей уплату НДС, договора (контракта), на основании которого куплено ввозимое имущество, транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих ввоз товара, если таковые составлялись, и счета-фактуры иностранного продавца, если таковой выставлялся.

На этом основные особенности «импортного» ЕАЭС-НДС не заканчиваются. Хотя глобально правила исчисления этого налога схожи с внутрироссийскими, некоторые отличия все же имеются. Налог рассчитывается по ставкам, предусмотренным п. 2 и 3 ст. НК РФ, т.е. 10 или 18 процентов в зависимости от вида ввезенного товара (п. 17 Протокола). А налоговая база определяется на дату принятия на учет товаров, исходя из стоимости приобретенных товаров, указанной в договоре. Если стоимость товаров выражена в иностранной валюте, то она пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату принятия товаров к учету (п. 14 Протокола). Как видим, здесь применяются те же правила, что и по привычным внутрироссийским операциям.

А вот в части вычетов уже появляются отличия. С одной стороны, уплаченный при ввозе налог можно принять к вычету на общих основаниях, т.е. после принятия на учет приобретенных товаров, если они предназначены для использования в облагаемых НДС операциях и если имеются документы, подтверждающие фактическую уплату налога (п. 2 ст. НК РФ, п. 1 ст. НК РФ). Однако с другой стороны, документами, подтверждающими право на вычет НДС, в данном случае будут не только платежки, свидетельствующие о фактической уплате налога в бюджет, но и заявление с отметкой налогового органа, подтверждающей, что налогоплательщик исполнил обязанность по уплате налога. Поэтому вычет НДС можно будет применить только после того, как налог по ввезенным из стран ЕАЭС товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении (письмо Минфина России ).

Отметим еще одну важную особенность: в отличие от экспорта, при импорте товаров в РФ применяются налоговые льготы. Так, не нужно платить налог при ввозе товаров, указанных в ст. НК РФ (пп.1 п. 6 ст. Договора о ЕАЭС). Это означает, что от «импортного» ЕАЭС-НДС освобождаются, к примеру, медицинские товары и техника, включая корректирующие очки, линзы и оправы для очков, корректирующих зрение (пп. 1 п. 2 ст. НК РФ).

Спецрежимы: возврат к НДС

Отдельно нужно остановиться на правилах для налогоплательщиков на спецрежимах. Для них в п. 13 Протокола сделана специальная оговорка, согласно которой они также обязаны уплачивать НДС по правилам, установленным Договором о ЕАЭС. Это положение Договора в принципе, согласуется с правилами Налогового кодекса, в котором также предусматривается, что «спецрежимники» не освобождаются от уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ (п. 2 ст. НК РФ, п. 2 и 3 ст. НК РФ, п. 4 ст НК РФ и п. 11 ст. НК РФ).

Однако и в этой ситуации тот факт, что ЕАЭС-НДС уплачивается по правилам международного договора, а значит, не является таможенным платежом, налагает свои особенности. Ведь в случае с обычным «ввозным» НДС обязанности по его уплате и представлению декларации у налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, возникают лишь в том случае, если они сами декларируют ввозимые товары. Это связано с тем, что плательщиком «таможенного» НДС признаются именно декларанты (ст. НК РФ, ст. Таможенного кодекса Таможенного союза).

А вот в ситуации с ввозом товаров из ЕАЭС эти правила уже не работают. Платить НДС должна всегда организация-покупатель, как это предусмотрено п. 13 Протокола. А значит, у таких покупателей, применяющих ЕСХН, УСН, ПСН или ЕНВД, возникают «подзабытые» уже обязанности по исчислению НДС, представлению декларации и пакета подтверждающих документов.

Все эти действия совершаются в том же порядке и в те же сроки, что и организациями на общей системе налогообложения, о которых мы рассказали выше. Единственное отличие — права на вычет уплаченного НДС у «спецрежимников» не возникает. Такой налог включается в стоимость приобретенного товара (пп. 3 п. 2 ст. НК РФ).

С 1 июля 2010 года, начал свое действие Евразийский экономический союз. На сегодняшний день государствами—членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация. В рамках Таможенного союза ЕАЭС отменен таможенный контроль и таможенное оформление перемещения товаров, работ, услуг между странами-участницами. Однако любой экспорт и импорт по-прежнему подлежат обложению косвенными налогами, а именно - НДС и акцизами.

Порядок налогообложения при импорте товаров в пределах Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) регулируется:

  • Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг . Он является приложением № 18 к Договору о ЕАЭС (далее - Протокол о косвенных налогах);
  • Протоколом от 11.12.2009 об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов ТС об уплаченных суммах косвенных налогов ;
  • Главой 21 Налогового кодекса РФ - в случаях, когда документы ЕАЭС содержат ссылки на национальное законодательство стран ЕАЭС, а также когда отдельные нормы налогообложения не урегулированы документами ЕАЭС.

1. Настройка программы и справочников

Настройка программы.

Для того, чтобы появилась возможность отражать в программе 1С:Бухгалтерия 3.0 операции по ввозу на территорию РФ товаров с территории государств-членов ЕАЭС необходимо настроить программу.

В настройках программы (раздел Главное - подраздел Настройки - Функциональность ) на закладке "Запасы" необходимо установить флажок "Импортные товары".

Настройка справочника "Контрагенты".

При внесении в справочник "Контрагенты" (раздел Справочники - подраздел Покупки и продажи ) нового поставщика из государств-членов ЕАЭС, необходимо внимательно заполнять сведения в поле Страна регистрации, заменив заполняемое по умолчанию значение "РОССИЯ" на страну регистрации контрагента, входящего в Таможенный союз.

При правильном указании страны регистрации контрагента появится возможность ввести налоговый и регистрационный номера налогоплательщика, применяемый в государствах-членах ЕАЭС, а также задействовать специальный порядок учета ввозимых товаров и расчетов с бюджетом.

Настройка справочника "Номенклатура".

В справочнике "Номенклатура" (раздел Справочники - подраздел Товары и услуги ) для ввозимых товаров следует указать соответствующий код ТН ВЭД в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза".

2. Регистрация поступления товаров

Поступление товаров из государств-членов ЕАЭС в программе регистрируем с помощью документа "Поступление (акт, накладная)" с видом операции "Товары (накладная)" (раздел Покупки - подраздел Покупки ). В целом документ заполняется стандартным образом, обратить внимание следует на ставку НДС.

Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС и п. 3 Протокола о косвенных налогах, экспортер товаров применяет нулевую ставку НДС, а налог при импорте исчисляется и уплачивается покупателем, в поле "% НДС" автоматически указывается значение "0%".

Для заполнения форм статистической отчетности в документе "Поступление (акт, накладная)" с помощью гиперссылки "Грузоотправитель и грузополучатель" можно заполнить сведения о виде транспорта, которым осуществлен ввоз товаров на территорию РФ. Выбор вида транспорта осуществляется из выпадающего меню.

Согласно пп. 4 п. 20 Протокола о косвенных налогах налогоплательщик-импортер должен представить вместе с налоговой декларацией счета-фактуры продавца, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена. Если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства-члена либо товары приобретаются у налогоплательщика государства, не являющегося членом ЕАЭС, то вместо счета-фактуры в налоговый орган представляется иной документ (документы), выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированных товаров. Согласно приложению 2 к Протоколу об обменен информацией, в графах 10 и 11 заявления о ввозе товаров должны быть указаны номер и дата счета-фактуры. Для дальнейшего автоматического заполнения реквизитов (номера и даты) счет-фактуры, зарегистрируйте полученную от продавца эту счет-фактуру в документе "Поступление (акт, накладная)".

После проведения документа "Поступление (акт, накладная)", будут сформированы следующие проводки:

3. Начисление НДС по ввезенному товару

При ввозе товаров с территории государств-членов ЕАЭС покупатель обязан перечислить в бюджет ввозной НДС (п. 1, п. 4 ст. 72 Договора о ЕАЭС, ст. 13 Протокола о косвенных налогах).

Уплата ввозного НДС производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 19 Протокола о косвенных налогах).

Налоговая база определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров на основе стоимости приобретенных товаров (п. 14 Протокола о косвенных налогах).

Налогоплательщик - импортер обязан представить в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств-членов ЕАЭС, утв. Приказом Минфина России от 07.07.2010 № 69н, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 20 Протокола о косвенных налогах).

Вместе с заполненной налоговой декларацией по импорту из Республики Беларусь и Республики Казахстан в налоговую инспекцию также необходимо представить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - заявление о ввозе товаров) на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо заявление о ввозе товаров в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика (пп. 1 п. 20 Протокола о косвенных налогах).

Начисление НДС и формирование заявления о ввозе товаров производится в программе с помощью документа "Заявление о ввозе товаров" (раздел Покупки - подраздел Покупки ).

Заявления о ввозе товаров можно заполнить на основании поступления, для этого необходимо в документе "Поступление (акт, накладная)" нажать кнопку Создать на основании и выбрать соответствующую команду.

Если документ "Заявление о ввозе товаров" формируется на основании конкретного документа поступления, то в его табличную часть автоматически переносятся сведения только из этого документа поступления.

В то же время заявление о ввозе товаров может формироваться как по каждому документу поступления, т.е. по каждой партии приобретенных товаров, так и по нескольким поступлениям товаров от одного поставщика в течение отчетного месяца.

При необходимости отражения в одном документе "Заявление о ввозе товаров" сведений о всех принятых в конкретном месяце к учету товарах, поступивших от данного поставщика, необходимо с помощью кнопки Заполнить выполнить команду Добавить из поступления , выбрав в предложенном списке поступлений те, которые будут включены в формируемое заявление. При этом доступны к выбору будут только те документы "Поступление (акт, накладная)", на которые еще не было введено Заявление о ввозе товаров. В результате в документе "Заявление о ввозе товаров" будут указаны товарные позиции из всех выбранных документов "Поступление (акт, накладная)".

В результате проведения документа "Заявление о ввозе товаров" будет сформирована бухгалтерская проводка ДТ 19.10 КТ 68.42 - на сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет в результате ввоза в августе 2018 г. товаров из стран ЕАЭС.

По кнопке Заявление о ввозе товаров из формы документа можно просмотреть сформированное Заявление о ввозе товаров.

Используя соответствующие кнопки можно выгрузить сформированное заявление для передачи его в налоговый орган через ТКС, либо отправить его через 1С:Отчетность из документа "Заявление о ввозе товаров". Напомним, что в соответствии пп. 1 п. 20 Протокола о косвенных налогах заявление о ввозе товаров представляется на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.

Используя гиперссылку Сдать в ФТС в форме документа "Заявление о ввозе товаров" можно сформировать Статистическую форму учета перемещения товаров во взаимной торговле РФ с государствами-членами ЕАЭС, утв. постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 № 1329 для передачи ее в федеральную таможенную службу.

Начисленная сумма НДС по ввезенным в августе 2018 г. товарам стран ЕАЭС в размере 1260,00 руб. будет автоматически отражена в разделе 1 Декларации по косвенным налогам при ввозе товаров из государств - членов таможенного союза (раздел Отчеты - подраздел 1С-Отчетность - гиперссылка Регламентированные отчеты ).

Вместе с декларацией и заявлением о ввозе товаров в налоговый орган также необходимо представить документы, поименованные в п. 20 Протокола о косвенных налогах. Для рассматриваемого примера таким документами будут являться:

  • выписка банка, подтверждающая фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства-члена ЕАЭС;
  • транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена ЕАЭС, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
  • счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена ЕАЭС. Если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства-члена либо товары приобретаются у налогоплательщика государства, не являющегося членом ЕАЭС, то вместо счета-фактуры в налоговый орган представляется иной документ (документы), выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированных товаров;
  • договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства-члена с территории другого государства-члена.

4. Уплата начисленной суммы НДС в бюджет

Для выполнения операции для уплаты НДС по товарам, ввозимым из стран ЕАЭС, в программе необходимо создать документ "Списание с расчетного счета" (раздел Банк и касса - подраздел Банк ). Документ "Списание с расчетного счета" можно создать вручную или на основании выгрузки из других внешних программ (например, "Клиент-банк").

Оплата налога производится по каждому оформленному заявлению о ввозе товаров.

Для заполнения документа "Списание с расчетного счета" на уплату налога необходимо в поле "Вид операции" установить значение "Уплата налога", в поле "Налог" выбрать значение НДС на товары ввозимые на территорию РФ и заполнить соответствующие реквизиты документа:

  • в поле "Счет дебета" - счет 68.42, который соответствует счету учета начисленной при ввозе суммы НДС;
  • в поле "Контрагенты" - наименование белорусского или казахского поставщика;
  • в поле "Договоры" - реквизиты договора с контрагентом;
  • в поле "Счета-фактуры полученные" - реквизиты заявления о ввозе товаров, на основании которого производится уплата начисленной суммы НДС.

В результате проведения документа будет сформирована бухгалтерская проводка ДТ 68.42 КТ 51 - на сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет в результате ввоза товаров из стран ЕАЭС.

5. Заявление налогового вычета

В соответствии с п. 26 Протокола о косвенных налогах организация - импортер имеет право принять к вычету сумму НДС, фактически уплаченную при ввозе товаров, в порядке, предусмотренном законодательством государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ налоговый вычет производится после принятия товаров на учет и при наличии документов, подтверждающих уплату НДС.

Для налогового вычета суммы НДС, начисленной при ввозе на территорию РФ товаров с территории государства-члена ЕАЭС, необходимы заявление о ввозе товаров с отметкой налогового органа и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату НДС.

В связи с тем, что вычет производится только после проставления налоговым органом отметки на заявлении о ввозе товаров (письмо Минфина России от 02.07.2015 № 03-07-13/1/38180), для предъявления к вычету суммы НДС, уплаченной при ввозе товаров, необходимо выполнить процедуру подтверждения уплаты НДС.

Подтверждение уплаты НДС производится с помощью регламентной операции "Подтверждение оплаты НДС в бюджет", которая вызывается из списка "Регламентные операции НДС" по кнопке Создать (раздел Операции - подраздел Закрытие месяца ).

В документе "Подтверждение оплаты НДС" сведения о сформированных заявлениях о возе товаров с отраженными к уплате суммами НДС заполняются автоматически по кнопке Заполнить .

В соответствии с пп. "е" п. 6 Правил ведения книги покупок, утв. Постановлением № 1137, при ввозе на территорию РФ с территории государства-члена ЕАЭС товаров, в отношении которых взимание НДС осуществляется налоговыми органами, в графе 3 книги покупок указываются номер и дата заявления о ввозе товаров с отметками налоговых органов об уплате НДС. При этом согласно устным разъяснения представителей ФНС России в данном случае под номером и датой заявления о ввозе товаров следует понимать регистрационный номер и дату проставления на заявлении о ввозе товаров отметки налоговым органом.

Для того, чтобы зарегистрировать в книге покупок заявление о ввозе товаров в соответствии с требованиями налоговых органов, необходимо вручную заполнить графу "Отметка о регистрации" табличной части документа "Подтверждение оплаты НДС в бюджет".

После проведения документа "Подтверждение оплаты НДС в бюджет" в регистры программы вносятся записи для хранения необходимой информации для регистрации заявления о ввозе товаров в книге покупок, в частности, для хранения регистрационного номера и даты проставления отметки налоговым органом.

Непосредственно предъявление к вычету суммы НДС, уплаченной при ввозе товаров производится документом "Формирование записей книги покупок" из списка "Регламентные операции НДС" по кнопке Создать (раздел Операции - подраздел Закрытие месяца ).

Данные для книги покупок о суммах налога, предъявляемых к вычету в текущем налоговом периоде, отражаются на вкладке "Приобретенные ценности".

Для заполнения документа по данным учетной системы целесообразно использовать команду Заполнить .

После проведения документа "Формирование записей книги покупок" будут сформированы бухгалтерские проводки ДТ 68.02 КТ 19.10 - на суммы НДС, принимаемые к налоговому вычету по каждой партии ввезенных товаров.

Кроме того, в регистр "НДС Покупки" будут внесены сведения о подлежащих вычету суммах НДС для заполнения книги покупок. На основании сведений регистра "НДС Покупки" будут внесены соответствующие записи в книгу покупок за 3 квартал 2018 года.

При регистрации в книге покупок заявлений о ввозе товаров согласно Постановлению № 1137 будут указаны:

  • в графе 3 - номер и дата отметки налогового органа на Заявления о ввозе (пп. "е" п. 6 Правил ведения книги покупок);
  • в графе 7 - реквизиты документов, подтверждающих уплату НДС в бюджет (пп. "к" п. 6 Правил ведения книги покупок).

Согласно п. 6 Правил ведения книги покупок в графе 8 должна указываться дата принятия на учет приобретенных товаров. Однако в случае, если в одном заявлении о ввозе товаров отражены сразу несколько поставок товаров от одного поставщика за отчетный месяц, и при этом товары принимались к учету в различные дни месяца, указание единой даты невозможно. До поступления соответствующих разъяснений уполномоченных органов при регистрации заявления о ввозе товаров в графе 8 указывается дата формирования заявления, исходя из допущения, что заявление о ввозе товаров формируется не позднее последнего дня отчетного месяца.

В графе 2 указывается код вида операции "19", который соответствует значению "Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, с территории государств Евразийского экономического союза" (приложение к письму ФНС России от 22.01.2015 № ГД-4-3/794@).

Подводя итог и основываясь на нашем опыте можем сказать, пользователям следует обратить внимание на следующие моменты:

  • проверить справочник «Контрагенты»: страна регистрации контрагента поставщика должна быть одной из стран-участниц ЕАЭС.
  • проверить справочник «Номенклатура»: должен быть заполнен код ТНВЭД
  • в документе "Поступление (акт, накладная)" ставка НДС = 0%.
  • в документе "Списание с расчетного счета" при уплате ввозного НДС в бюджет обязательно стоит пройти по гиперссылке с указанием счета 68.42 и заполнить субконто: Контрагенты, Договоры и Счета-фактуры полученные.

Материалы подготовлены с использованием Информационной системы 1С:ИТС.

Загрузка...