Идеи. Интересно. Общепит. Производство. Руководство. Сельское хозяйство

Кто утверждает план фхд бюджетного учреждения. Планирование расходов бюджетного учреждения. Как отразить налог на прибыль и НДС

Планирование финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации является важной частью аналитической работы, обусловливающей возможность грамотного управления ресурсами для обеспечения учебно-воспитательного процесса. Новый план ФХД - документ, который ежегодно составляется школьным бухгалтером или другим уполномоченным сотрудником в соответствии с действующими нормативно-правовыми требованиями, закрепленными в:

  • п. 3.3, пп. 6 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.12.1996 г.;
  • приказе Минфина РФ № 81н от 28.07.2012 (далее - Требования № 81н, актуальные для учреждений государственной (муниципальной) формы собственности);
  • приказе Минфина РФ № 186н от 31.08.2018 (далее - Требования № 186н, разработанные для автономных ОУ).

Заполнение нового плана ФХД на 2020 год: основные требования

Проектирование финансово-хозяйственной деятельности школ на 2020 календарный год связано с вступлением в силу обновленных нормативов, разработанных для организаций автономного типа. От учредителей последних ожидается составление порядка проектирования и оформления документов по планированию - регламента, не противоречащего содержанию Требований № 186н. Что касается государственных (муниципальных) образовательных организаций, то в их стенах заполнение нового плана ФХД на 2020 год выполняется в штатном режиме - по прошлогоднему шаблону (если иное не предусмотрено учредителем и локальными органами управления) с актуализацией всех групп данных.

Составление обновленного плана ФХД необходимо осуществлять, опираясь на следующие группы данных:

  1. Объем государственного задания или предоставляемых учебно-воспитательных услуг.
  2. Установленными нормативами расходов и расчетной суммой, получаемой от учредителя в установленном порядке.
  3. Количества запланированных поступлений и выплат, обеспечивающих возможность нормальной организации учебно-воспитательного процесса.
  4. Прогнозируемого дохода от предоставления образовательных услуг на платной основе, ведения иных видов предпринимательской деятельности (передача помещений, имущества ОУ в аренду).
  5. Возможность экономического обоснования представленных расходов.

По мнению экспертов, отличительной чертой нового плана ФХД на 2020 год должна стать конкретика значений, демонстрирующая практический переход от формализма к прикладной аналитической работе в имеющихся образовательных условиях. Это достигается двумя путями: с одной стороны, из документа по планированию необходимо исключить информацию, дублируемую в других бумагах (Устав школы, баланс), с другой, следует подтвердить все цифровые значения ожидаемых доходов и расходов подробными обоснованиями, тем самым обеспечивая конкретику работы по направлению.

Составление плана ФХД целесообразно выполнять параллельно с процессом разработки бюджета соответствующего уровня. Изначально определяют временные рамки плана (традиционно - финансовый год или плановый период, если есть распоряжение), что соответствует Требованиям № 186н. Для автономных ОУ с 2018 года предусмотрена возможность проектирования финансово-хозяйственной деятельности на более длительный срок при необходимости исполнения взятых обязательств (например, обеспечении деятельности инновационной образовательной площадки). В числе основных требований, предъявляемых к новому плану ФХД на 2020 год, наиболее значимы следующие:

  1. Расчеты плановых финансовых показателей необходимо осуществлять не только по выплачиваемым денежным средствам, но и зачисляемым на баланс. Указание значение ведется исключительно в рублях, фиксация всех финансовых операций осуществляется с точностью до двух знаков после запятой.
  2. Пять обязательных таблиц в плане ФХД заменят два раздела: «Поступления и выплаты», «Сведения по выплатам за закупки товаров, работ, услуг». Напомним, что ранее основная (вторая) таблица заполнялась трижды (на минувший, текущий и будущий годы), теперь все данные можно внести в один раздел.
  3. Регулятор разрешает внести изменения в план ФХД в случае решения использовать остатки неосвоенных средств в начале текущего планового года, а также при реорганизации школы или изменении объема поступлений и выплат, обусловленном реалиями учебно-воспитательного процесса.
  4. План ФХД школ, находящихся на обеспечении федерального бюджета, в обязательном порядке предоставляется на утверждение в уполномоченные органы власти.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

- О расходовании средств, выделенных на выполнение государственного задания (рекомендации экспертов)
- Что проверить директору в плане ФХД (эффективные организационные решения)

План ФХД бюджетного учреждения на 2020 год

При планировании финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения на новый отчетный период необходимо позаботиться о том, чтобы в плане ФХД бюджетного учреждения на 2020 год содержались данные обо всех деньгах, имеющихся в распоряжении ОУ, а именно:

  • целевых средства на обеспечение муниципальных заданий;
  • остаток за предыдущий период, включая обоснование неиспользования средств;
  • доходы от реализации платных учебных услуг;
  • финансовые средства, полученные по грантам, в рамках благотворительной деятельности и из иных источников.

Что касается разделов, то в соответствии с новыми требованиями целесообразно структурировать план ФХД 2020 по образцу следующим образом:

  1. Заглавный: содержит наименование, отчетный период, общие данные об учебном заведении и платежные реквизиты.
  2. Содержательный: текстовая информация, таблицы, графики расходов и доходов за отчетный период, балансовая стоимость имущества, произведенные затраты.
  3. Оформительский: содержит ФИО и должности сотрудников школы, ответственных за расходование средств и ведение отчетности.

Непосредственно составление плана ФХД бюджетного учреждения на 2020 год осуществляет, как уже было сказано ранее, бухгалтер, ориентируясь на типовые формы, шаблоны, требования регулятора и рекомендации экспертов. Если учредитель предоставил руководителю школы право на утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности, то непосредственно перед подачей документа главному управленцу ОУ необходимо осуществить проверку разработки на предмет типичных ошибок, в числе которых хочется отметить следующие:

  1. Соответствие ожидаемых показателей по поступлениям и выплатам. При подсчете данных финансовых данных следует принять во внимание размер субсидий, предоставляемых на выполнение госзадания, средств целевого значения, грантов по результатам успешного выполнения конкурсной программы, доходы от предоставления платных образовательных услуг или иной деятельности, приносящей школе доход.
  2. Подсчет налогов на имущество школы должен быть выполнен по новым правилам. Напомним, что с 1.01.2019 г. к налогооблагаемым объектам не относится движимое имущество, что подтверждает ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ, а значит следует проверить корректировку расходов на погашение налоговых трат, чтобы избежать расходования средств.
  3. Содержание плана ФХД бюджетного учреждения на 2020 год должно соответствовать сведениями из отчета об исполнении аналогичного документа за предыдущий отчетный период (форма 0503737). При выявлении расхождений необходимо осуществить корректировку, а также разработать на будущее порядок систематической передачи бухгалтерией информации о получении или выплате всех денежных поступлений.
  4. Кадастровую стоимость земельного участка рекомендуется уточнять каждый отчетный период ввиду возможного изменения значений.
  5. Расходы школы следует подтвердить конкретными данными, взятыми из локальной документации.

В случае отсутствия у руководителя ОУ права на утверждение нового плана ФХД на 2020 год, процедура проводится в несколько этапов:

  1. Бухгалтер составляет рабочий проект документа по планированию финансово-хозяйственной деятельности и передает его руководителю для анализа.
  2. В план вносят корректировки (при наличии), документ заверяется подписями ответственных лиц и печатью образовательного учреждения.
  3. Проект передается на проверку учредителю и представителям регионального комитета по управлению инвестициями.
  4. Директор департамента утверждает план при отсутствии изменений, при их наличии - после устранения неточностей. После этого осуществляется непосредственно планирование бюджета, утверждение плана и передача заверенного документа директору учебного заведения.

В соответствии с последними изменениями ОУ разрешается вносить изменения в утвержденный план ФХД в особых ситуациях - в случае изменения размера денежных поступлений в бюджет, возникновения не предусмотренных планом расходов или увеличения доходов от предоставления платных образовательных услуг.

Форма плана ФХД на 2020 год

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 31.03.2018 № 186н с 1 января текущего года на учредителей образовательных организаций возлагаются обязанности по разработке формы плана ФХД 2020, который должен отражать все нововведения. В ходе разработки и составления плана необходимо предоставить данные о запланированном субсидировании учебного заведения, а также обосновать объемы затрат с приложением конкретных расчетов. Новая форма отчетной документации, составленная в соответствии с требованиями № 186н, предусматривает следующее:

  • ФХД составляется кассовым способом;
  • в плане необходимо фиксировать дополнительные показатели: данные по закупкам на отчетный период, информацию о целевых финансовых средствах по объектам капстроительства, расходы и доходы по типам финансирования;
  • при изменении подведомственности образовательного заведения на протяжении план необходимо привести в соответствие с рекомендациями нового учредителя;
  • план ФХД разрабатывается с учетом закона о государственной тайне РФ, так как содержит соответствующие данные.

Нововведения относятся только к деятельности автономных образовательных заведений, где план в обязательном порядке утверждается наблюдательным советом. Если структура школы предполагает наличие подразделений, то форма плана ФХД на 2020 год составляется для каждой организационной единицы ОУ.

Некоторые изменения претерпела и структура текстового и табличного блоков плана финансово-хозяйственной активности. Чтобы обеспечить выполнение требований регулятора, при планировании необходимо учитывать будущие доходы и выплаты:

  • Обоснование доходов в плане ФХД - запланированные денежные поступления, которые требуется обосновать с запасом на три года вперед, чтобы избежать проблем при проверках. Все данные (доходы от предоставления услуг, грантов, штрафов и т.д.) вносятся в таблицы, при этом дотации, полученные в рамках субсидирования, фиксируются единой суммой. Отдельная графа предусмотрена для источника дохода «Субсидия на финансовое обеспечение госзадания из ФФОМС» (таблица 2 Приказа 81н)».
  • Обоснование расходов - также выполняется на три вперед. Составляя обоснования к плану ФХД 2020, необходимо представить данные по каждому виду выплат в 19 блоках единой таблицы, которую можно расширить за счет четырех дополнительных таблиц. Благодаря такому подходу удается максимально детализировать запланированные расходы. К примеру, при планировании налоговых расходов требуется учесть ставки налога, предусмотренные льготы, налогооблагаемую базу и сроки выплат. При планировании выплат – нормативы по техническим, трудовым и материальным ресурсам.

После того как учредитель утвердит вам государственное или муниципальное задание на 2019 год, составьте план ФХД. При этом учтите последние изменения, которые ввели чиновники.

Из нашей статьи вы узнаете, как составить план финансово-хозяйственной деятельности в 2019 году с учетом последних изменений в законах. Скачайте готовый образец плана ФХД на 2019 год и справочные таблицы, которые помогут вам быстрее и без ошибок сформировать план.

Последние изменения

Минфин утвердил изменения в Единые требования к Плану ФХД (Приказ Минфина от 30.10.2018 №221н). Новые правила гласят: по строкам 110–180 указывают коды аналитической группы подвида доходов бюджетов, по строкам 300–420 – коды аналитической группы вида источника финансирования дефицитов бюджетов.

План ФХД поможет определить учреждению его ожидаемые доходы и плановые расходы на предстоящий 2019 год. Последние изменения, которые нужно учесть при формировании плана ФХД, были внесены приказами Минфина России № 227н от 13 декабря 2017 г. и № 142н от 29 августа 2016 г.

1. Показатели плана финансово-хозяйственной деятельности теперь нужно подтверждать расчетами (обоснованиями). Каждую статью плана ФХД надо рассчитать и обосновать с точки зрения потребностей учреждения для достижения целей и задач, ради которых его создал учредитель.

2. В таблице 2 плана ФХД появилась новая графа 5.1 «Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования».

Общие требования к плану ФХД

Требования к Плану ФХД утверждены приказом Минфина № 81н от 28 июля 2010 г. (далее - Требования к Плану ФХД). План финансово-хозяйственной деятельности на 2019 год учреждения формируют в Электронном бюджете.

План ФХД составляйте в порядке и по форме, которые установит учредитель с учетом Требований к Плану ФХД. Он также вправе вас попросить сделать в документе дополнительную детализацию показателей. Например, поквартально, помесячно или в разрезе видов финансового обеспечения, как в отчете по .

План финансово-хозяйственной деятельности формируйте на периоды, которые утвердил закон о бюджете. То есть если финансовый год – то на один год, если финансовый год и плановый период – на очередной год и плановый период.

Показатели в плане ФХД указывайте с нового порядка применения КОСГУ .

В плане ФХД на 2019 год заполните все три части: заголовочную, содержательную и оформляющую. Расскажем о них подробнее.

В конце статьи скачайте образец заполнения плана финансово-хозяйственной деятельности на 2019 год

Заголовочная часть

В шапке «УТВЕРЖДАЮ» пропишите наименование и Ф.И.О. руководителя учреждения, также нужна его подпись и крайнюю дату, когда надо утвердить план ФХД. Обычно эту дату устанавливает учредитель. Обязательно укажите период, на который составлен план ФХД (финансовый год или финансовый год и плановый период).

1. Текстовая (описательная);

2. Табличная:

  • показатели финансового состояния (таблица 1);
  • показатели по поступлениям и выплатам (таблица 2);
  • выплаты по расходам на закупку товаров, работ, услуг (таблица 2.1);
  • сведения о средствах во временном распоряжении учреждения (таблица 3);
  • справочную информацию (таблица 4).

В первой части укажите цели и виды деятельности учреждения в соответствии с уставом, а также перечень платных услуг. Во второй - общие сведения о деятельности учреждения и его необходимые финансовые показатели.

Как заполнить показатели финансового состояния учреждения (таблица)

В таблице 1 отразите общую балансовую стоимость недвижимого и движимого имущества, включая ОЦДИ. Данные берите на дату составления плана ФХД. Информацию приводите в разрезе стоимости имущества, которое:

  • закреплено учредителем на праве оперативного управления;
  • приобретено за счет средств, выделенных учредителем, или доходов от платной деятельности.

Как заполнить показатели по поступлениям и выплатам (таблица)

На этапе, когда формируют проект бюджета на очередной год (плановый период) начинайте заполнять таблицу 2. Заполните ее с учетом детализации по источникам финансирования:

  • субсидии на выполнение госзадания из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ (местного бюджета) (графа 5);
  • субсидии на выполнение госзадания из ФФОМС (графа 5.1);
  • целевые субсидии (графа 6);
  • субсидии на капвложения (графа 7);
  • средства ОМС (графа 8);
  • поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности (графа 9), из них гранты (графа 10).

Показатели по поступлениям

Сведения о субсидиях, грантах в форме субсидий, бюджетных инвестициях и публичных обязательствах формируйте на основании информации учредителя. Отмечу, что данные плановых показателей по поступлениям целевых субсидий или субсидий на капвложения должны соответствовать Сведениям об операциях с целевыми субсидиями (ф. 0501016).

Информацию о поступлениях от приносящей доход деятельности формируйте исходя из планируемого объема работ или услуг и их предполагаемой стоимости реализации. Если в течение планируемого года учреждение получит доходы, которые не учтены в плане ФХД, внесите изменения в план.

Если учредитель принял решение о возврате остатка целевой субсидии в бюджет, суммы возврата отразите в разделе плановых показателей по поступлениям отдельной строкой со знаком минус (письмо Минфина № 02-06-10/225 от 24 января 2013 г.).

Показатели по выплатам

Плановые показатели по выплатам формируйте по затратам, которые направлены:

  • на выплаты сотрудникам и начисления на зарплату;
  • на социальные и другие выплаты населению;
  • на налоги, сборы и другие платежи;
  • на безвозмездные перечисления организациям;
  • на прочие расходы;
  • на закупку товаров, работ, услуг. Общую сумму этих расходов детализируйте в плане закупок и плане-графике.

Плановые расходы обоснуйте. Если учредитель установил, что расходы в плане ФХД по источникам разделяются, то обоснования составляйте раздельно по каждому источнику финансового обеспечения. В противном случае - все показатели по выплатам отражайте только в графе 4. Исключение – строка 260 «Расходы на закупку товаров, работ, услуг». По ней расходы всегда делите по источникам их финансирования (субсидии на госзадание, на капвложения и иные цели, средства ОМС, доходы от платной деятельности). Основание - пунктах 8.1, 11 Требований к плану ФХД.

Оформляющая часть

Оформляющая часть плана ФХД включает в себя сведения о должностных лицах, которые ответственны за его содержание:

  • руководителе учреждения или подразделения,
  • начальника финансово-экономической службы,
  • главном бухгалтере,
  • исполнителе документа.

Далее план ФХД необходимо утвердить, процедура отличается для бюджетных и автономных учреждений. После утверждения опубликуйте план на официальном сайте: http://www.bus.gov.ru .

Ежеквартально в составе бухгалтерской отчетности учреждения представляют учредителю отчет об исполнении плана ФХД по .

Перед сдачей плана ФХД, обязательно Эксперты журнала Учет в учреждении выбрали восемь ошибок, которые, как правило, не вызывают беспокойства у ваших коллег. Между тем для казначеев такие «мелочи» наверняка станут поводом для предписания или даже для штрафа. По каждой ошибке подготовлен мини-тест: вы сразу узнаете, есть ли у вас проблема, и поймете, как найти и исправить неточность.

Образец плана ФХД на 2019 год

Скачайте план финансово-хозяйственной деятельности на 2019 год.

План финансово-хозяйственной деятельности является одним из обязательных документов, которые должны быть разработаны и утверждены автономным учреждением в соответствии с требованиями законодательства РФ.

По своей сути план финансово-хозяйственной деятельности для автономного учреждения является основным документом финансового планирования деятельности, аналогичным бюджетной смете, составляемой для казенных учреждений.

При этом в Законе об автономных учреждениях о плане финансово-хозяйственной деятельности сообщается немногое. Так, в п. 13 ст. 2 приведен перечень документов, открытость и доступность которых автономное учреждение должно обеспечить, и в число этих документов входит план финансово-хозяйственной деятельности. Он упоминается в Законе еще трижды. В ст. 11 при определении компетенции наблюдательного совета автономного учреждения установлено, что наблюдательный совет помимо прочих документов рассматривает проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения, а также проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности по представлению руководителя автономного учреждения . Копия заключения наблюдательного совета о рассмотрении проекта плана финансово-хозяйственной деятельности и копия отчета о его исполнении направляются учредителю автономного учреждения.

Решение об утверждении плана финансово-хозяйственной деятельности принимается руководителем автономного учреждения только на основании заключения наблюдательного совета (п. 3 ст. 11 Закона об автономных учреждениях). Как следует из и. 6 указанной статьи, заключение по проекту плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения дается простым большинством голосов членов наблюдательного совета.

Отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения утверждается наблюдательным советом автономного учреждения по представлению руководителя автономного учреждения.

В соответствии со ст. 6 Закона № 83-ФЗ Минфин РФ устанавливает требования к составлению плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения.

Форма и порядок разработки плана финансово-хозяйственной деятельности с учетом требований Минфина России утверждаются:

О высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - по региональным автономным учреждениям;

О местной администрацией - по муниципальным автономным учреждениям.

Согласно требованиям Закона № 83-ФЗ, Минфином РФ утвержден Приказ от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» . Данный приказ вступил в силу с 01.01.2012 и применяется к бюджетным и автономным учреждениям.

В соответствии с утвержденными приказом Минфина России требованиями план финансово-хозяйственной деятельности должен состоять из трех частей - заголовочной, содержательной и оформляющей. В свою очередь содержательная часть включает в себя две составляющие - текстовую и табличную. В текстовой (описательной) части плана финансово-хозяйственной деятельности приводятся цели и виды деятельности учреждения, перечень услуг (работ), относящихся к основным видам его деятельности, а также сведения о балансовой стоимости имущества. В табличной части плана финансово-хозяйственной деятельности приводятся: о показатели финансового состояния (данные об активах и обязательствах учреждения и его подразделений); о плановые показатели по поступлениям - по основным источникам доходов учреждения;

о плановые показатели по выплатам - в части выплат, в целом соответствующих кодам операций сектора государственного управления.

Согласно приказу Минфина РФ, план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного или автономного учреждения составляется на один год, если законом бюджет утверждается на финансовый год, и на три года, если законом бюджет утверждается на очередной финансовый год и плановый период. План составляется в валюте РФ (рублях) с точностью два знака после запятой.

Основными целями формирования плана финансово-хозяйственной деятельности являются получение максимально качественных информативных параметров, объективно характеризующих деятельность и финансовое положение автономного учреждения на предстоящий год, а также оценка перспектив развития учреждения. С связи с этим можно дать следующее определение: план финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения - обязательный документ, предназначенный для управления деятельностью автономного учреждения, содержащий запланированные на предстоящий год натуральные и финансовые показатели, которые дают целостную и объективную картину функционирования и финансового состояния автономного учреждения.

План финансово-хозяйственной деятельности можно рассматривать в качестве информационной базы при составлении отчетности, осуществлении анализа финансово-хозяйственной деятельности и стратегии развития автономного учреждения. Основной задачей составления плана является снижение уровня неопределенности, связанной с принятием управленческих решений о деятельности и развитии автономного учреждения в будущем.

Проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения формируется его финансовым подразделением (например, бухгалтерией при участии руководителя и экономистов) исходя из планируемых показателей деятельности учреждения на предстоящий год.

Показатели плана финансово-хозяйственной деятельности согласуются с показателями государственного (муниципального) задания, установленного учредителем для автономного учреждения, поэтому он разрабатывается одновременно с бюджетом на очередной финансовый год (или на очередной финансовый год и плановый период).

Проект плана уточняется и формируется в окончательной редакции после утверждения в законодательном порядке соответствующего бюджета, установления государственного (муниципального) задания для автономного учреждения приказом органа, осуществляющего функции и полномочия его учредителя, и доведения лимитов бюджетных ассигнований на оказание автономным учреждением государственных (муниципальных) услуг и выполнение работ.

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения входит в состав локальной документации, которая формируется и утверждается государственными и муниципальными организациями. Они используют данный документ в своей финансово-хозяйственной деятельности с целью планирования полученных доходов и осуществленных расходов.

Основные требования и правила составления плана ФХД

В соответствии с п. 3.3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.2996 г. №7-ФЗ устанавливается, что бюджетное учреждение обязательно должно разрабатывать План финансово-хозяйственной деятельности, а также обеспечивать его открытость и доступность посредством размещения на официальном сайте в сети Интернет. Кроме того, данной нормой определено, что План ФХД должен соответствовать требованиям, установленным Министерством финансов РФ.

Основные правила создания и утверждения Плана ФХД бюджетных учреждений регламентированы специальными Требованиями к Плану ФХД, утвержденными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 г. №81н. Кроме того, государственное или муниципальное учреждение обязано учитывать отраслевые особенности своей деятельности, а потому использовать в данном мероприятии дополнительные требования к Плану ФХД, утверждаемые отраслевыми и ведомственными органами управления (министерствами или службами).

Важно! Учредитель бюджетной организации вправе формировать План ФХД с включением в него детализирующих сведений или показателей, а также утвердить типовую форму документа. Он имеет право установить предельные сроки, согласно которым план должен утверждаться для использования в следующем году.

Порядок составления и использования Плана ФХД

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения — это локальный документ, формируемый на:

  • финансовый год (при утверждении бюджета на один календарный год);
  • финансовый год и плановый период (при утверждении бюджета на календарный год и плановый период).

При первом варианте предполагается, что План ФХД разрабатывается на каждый конкретный календарный год, при втором варианте разработанный ранее план корректируется на последующий годовой период и утверждается уполномоченным лицом. Что касается утверждения Плана ФХД, то, согласно пп. 21, 22 Требований от 28.07.2010 г. №81н:

  • План ФХД бюджетного учреждения утверждается учредителем либо его руководителем, если это право будет предоставлено учредителем;
  • План ФХД автономного учреждения утверждается его руководителем на основании решения наблюдательного совета.

План финансово-хозяйственной деятельности необходим для того, чтобы бюджетное или автономное учреждение могло распоряжаться субсидиями для выполнения государственных заказов, средствами от оказания платных услуг, а также иными поступлениями из источников, разрешенных законодательством РФ.

Структура Плана ФХД

В соответствии с Требованиями к Плану ФХД от 28.07.2010 г. №81н информация в документе должна быть сгруппирована и детализирована для более четкого отображения и легкого восприятия пользователями. При этом две основные группы — доходы и расходы — детализируются по различным направлениям, к примеру, расходы подразделяются на:

  • доходы от собственности;
  • доходы от оказания платных услуг;
  • доходы от штрафов и принудительного изъятия сумм;
  • безвозмездные поступления;
  • субсидии;
  • прочие доходы.

Что касается расходов, то они могут быть разделены на такие подгруппы:

  • оплата труда работников и начисления на зарплату;
  • расходы на оплату коммунальных, транспортных услуг и связи;
  • арендные платежи;
  • затраты на содержание имущества;
  • безвозмездные перечисления;
  • социальные пособия населению;
  • приобретение основных средств или материальных запасов;
  • прочие расходы.

Подгруппы расходов могут представляться в углубленной детализации, и решение о таком действии принимает учредитель бюджетной организации. Кроме того, составление Плана ФХД должно коррелироваться с потребностями бухгалтерского учета в учреждении, а потому при его формировании следует обращать внимание на структуру Отчета об исполнении Плана ФХД.

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения может составляться как единый документ для разных видов деятельности, однако учредитель имеет право не только детализировать какие-либо показатели, но и составлять несколько планов по разным видам деятельности.

В связи утверждением приказа Минфина № 186н порядок составления плана ФХД на 2020 год медучреждениям придется составлять по-новому.

Как именно изменился порядок составления плана ФХД на 2020 год, что делать, если произошло изменение показателей и куда отправлять электронную версию документа, расскажем в статье. Новая инструкция доступна для скачивания.

Больше статей в журнале

Главное в статье

Обоснования доходов

Чтобы соблюсти порядок составления плана ФХД на 2020 год, медучреждения должны применять новый документ – приказ Минфина № 186н от 31.08.2018 года : полный текст приказа с приложениями смотрите в Системе Главный врач.

С момента начала действия этого приказа утратил силу предыдущий документ – приказ 81н.

Главные изменения:

  1. В приказе отсутствует текстовый формат.
  2. Вместо 5 таблиц в тексте документа содержится 2 раздела – выплаты и поступления, а также сведения по выплатам на закупку услуг, товаров и работ.
  3. Соответственно, формируя новый план ФХД на 2020 год, важно учитывать показатели не только по выплатам, но и по поступлениям.
  4. Медучреждения, у которых есть долгосрочные обязательства, могут составлять документ не на текущий срок и плановые период, но и на более долгий срок. Такие расходы включают в графу 8 – «За пределами планового периода».
  5. Бюджетный блок теперь содержит разбивку выплат и поступлений по годам – отдельные таблицы по каждому году заполнять больше не нужно.

С 2020 года вступают в силу новые правила для ФХД. Инструкция от Минфина, как составить предварительный план ФХД на 2020 год, приведена в журнале «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах».

Обоснование доходов – одна из ключевых частей финансового плана клиники. Плановые поступления необходимо разбить на показатели по каждому подразделению.

Доходы рассчитываются исходя из стоимости и объемов услуг, которые оказывает медучреждение.

Если в конце финансового года учредитель организации решил вернуть остаточные целевые субсидии в бюджет – укажите этот возврат в соответствующей графе поступлений отдельной строкой.

Рядом с суммой должен стоять знак «минус» (разъяснения Минфина в письме № 02-06-10/225 от 24.01.2013 года).

Доходы медучреждений от хозяйственной деятельности формируются в основном за счет платных услуг. Запланировать эти доходы поможет представленный ниже алгоритм, состоящий из 5 шагов.

При этом руководители клиник должны помнить, что на платной основе можно оказывать только те медуслуги, которые содержатся в лицензии. Их список и цены следует закрепить в прейскуранте.

Единая форма прейскуранта не утверждена, поэтому клиника может разработать собственный вариант.

Названия и коды услуг должны соответствовать номенклатуре медуслуг, которая утверждена приказом Минздрава № 804н от 13.10.2017 года.

Прямого требования в законе нет, но следование номенклатуре поможет избежать замечаний надзорных органов.

Обоснования расходов

План ФХД на 2020 год должен содержать подробное обоснование расходов медицинской организации. Все правила к обоснованиям содержит все тот же приказ Минфина № 186н.

Отметим несколько моментов:

1. В действующих требованиях Минфина на содержится форма обоснований – их должен довести до клиники ее учредитель. Если он этого не сделал, организация разрабатывает формы самостоятельно.

2. Расчеты следует производить по видам расходов – на страховые взносы, оплату труда, транспортные услуги, услуги связи и т.д.

3. Расчет отчислений по каждому виду затрат следует делать по правилам, указанным в пп. 24-43 приказа 186н.

Например, расходы на плановое повышение квалификации врачей считайте исходя из количества обучаемых и стоимости обучения на одного человека.

4. Отдельно в план ФХД на 2020 год, скачать инструкцию по заполнению можно в начале статьи, включите показатели по каждому коду видов расходов (КВР).

5. По требованию учредителя медорганизация предоставляет расчеты отдельно по каждому источнику финансирования. Например, если медучреждение платит зарплату сотрудникам за счет дохода от платных услуг и средств ОМС – составьте две разные таблицы для обоснования этих расходов.

6. Для обоснования своих расходов для ФХД, медорганизация может использовать действующие регламенты и стандарты, нормы расчета материально-технических и трудовых ресурсов, СанПиНы, ГОСТы, СНиПы и т.д.

Обратите внимание , что законом не установлена обязанность по использованию кодов услуг. Медорганизация вправе самостоятельно сформировать прейскурант, а также принять решение, руководствоваться утвержденной номенклатурой медуслуг и соответствующими кодами или нет.

6. Несмотря на то, что новый план ФХД на 2020 год не содержит требования указывать источники финансирования, выделять их все-таки нужно, если того требует учредитель.

7. Оформляющая часть содержит подписи сотрудников, ответственных за содержательную часть.

Обычно это уполномоченные главврачом сотрудники, например, главный экономист, а также сам руководитель организации.

Федеральные медорганизации должны сформировать план ФХД в информационной системе «Электронный бюджет». Документ будет принят, если будет подписан усиленной квалифицированной ЭЦП.

Также для организации работы с предварительным планом Минздрав разработал специальный программный комплекс, через который клиники предоставляют расчеты-обоснования для проверки и согласования учредителем.

Муниципальные и региональные больницы формируют планы своей финансовой деятельности с помощью региональных систем.

Утверждение плана

Каждая медорганизация должна утверждать план по требованиям учредителя, также на ход этой процедуры влияет тип организации.

Сроки сдачи отчётности также устанавливает учредитель, Минфин на них не влияет. Поэтому в этом году сдавать ФХД необходимо в сроки, которые определил учредитель.

Период планирования также может быть разным у каждой организации. Обычно это следующий финансовый год и плановый период на один год, но он может быть больше.

Для многих организаций выбор периода зависит от того, на какой срок принят муниципальный или региональный закон о бюджете.

Если у клиники имеются долгосрочные обязательства, которые превышают периоды бюджетного планирования, отдельные части плана могут быть реализованы в периоды сверх этого срока.

Для этого в плане ФХД выделена отдельная графа.

Бюджетные медучреждения сдают свои планы в региональные департаменты или министерство здравоохранения.

В некоторых случаях учредители клиник передают это право руководителям организаций. Для автономных учреждений схема другая – сначала план ФХД одобряет наблюдательный совет, а потом – руководитель.

Корректировка показателей

Как бы тщательно медицинская организация ни планировала свои финансы, в некоторых случаях в план ФХД приходится вносить изменения.

Когда это может понадобиться:

  • необходимо распределить остатки средств на начало текущего финансового года, в том числе остатки субсидированных средств;
  • меняются объемы выплат и поступлений;
  • реорганизация юридического лица.

Чтобы внести корректировки, составьте обоснования новых показателей и сформируйте новый план. Если сократились выплаты, нужно убедиться, что они не меньше кассовых расходов, которые уже были произведены.

Если в план ФХД на 2020 год нужно внести корректировки, учредитель может их не согласовать.

Это возможно в двух случаях:

  • медорганизация не заплатила штраф, платежи по суду, не вернула в бюджет субсидии;
  • в текущем финансовом году поступила дебиторская задолженность, недостачи и т.д.
Загрузка...